Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общелогические приемы и процедуры научного исследования.

Поиск

К общелогическим методам научного познания от­носятся взаимосвязанные между собой анализ и синтез, ин­дукция и дедукция, абстрагирование и обобщение. Анализ -мысленное или фактическое разделение предмета на его от­дельные части, составные элементы. Синтез - процесс реального или мысленного объединения различных сторон, частей предмета в единое образование (систему). Индук­ция - метод исследования, связанный с движением мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному. Широко известны мето­дологическая программа Ф. Бэкона - эмпирико-индуктив-ная и Р. Декарта - рационалистически-дедуктивная. С по­мощью индукции можно обнаружить экспериментальные зависимости (так, Бэкон установил, что теплота всегда свя­зана с движением частиц), открыть простейшие эмпириче­ские закономерности о регулярной связи наблюдаемых свойств явлений природы. Метод индукции, конечно, не всесилен. Это выясняется, если обратиться к проблеме идеализации (типа «точка», «прямая», «абсолютно твердое тело» и т. п.). Индуктивные и дедуктивные рассуждения в отдельности оказываются недостаточными для научного по­знания. Они должны быть соединены. К. Маркс, изучая ка­питалистический способ производства, сначала мысленно расчленил его на отдельные стороны (собственно производ­ство, обращение, распределение) и изучил каждую из них. Затем, объединив уже исследованные стороны, он получил знание о капитализме в целом. Здесь применен единый ана-литико-синтетический способ познания, где переплетаются индукция и дедукция

 

56. Возможности и границы науки; научное и вненаучное знание Основные особенности научного познания (критерии научности).

1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда - ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

2. Высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов во многих случаях для реализации "чистоты" рассмотрения своего предмета.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть "руководством к действию" по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать".

4. Научное знание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, но, обобщая систему фактов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как теория и закон. Оно не просто выделяет последние (как и другие абстракции), но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала обозначается в методологии термином "прогрессизм" (нетривиальность) и считается важным показателем научности.5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое "научное оборудование". Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства - и материальные и духовные - сами являются предметом исследования в науке.

6. Для научного познания характерна строгая доказательность,обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т.е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

 

Кроме вышеперечисленных: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д.

Вненаучное знание. Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь - обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые "оккультные науки" и т.п. А это значит, что познание не может быть ограничено только сферой науки, оно существует и за ее пределами. Причем многие формы вненаучного знания (например, астрология) старше знания, признаваемого в качестве научного (например, астрономии), а алхимия старше химии как науки.

 

 

57. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из

них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что

допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым

для ученого в различных ситуациях. В нормах научной этики находят свое

воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты,

приспособленные к особенностям научной деятельности ("не укради", "не лги"),

так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно

для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). В

повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить

полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит

отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого

исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот

результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и

пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований

лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому.

Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все

то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих

исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и

коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и

разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те

доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им

результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую

провести независимую проверку его результатов.

Нормы науки (по Р.Мертону) строятся вокруг следующих основополагающих ценностей:

1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления

повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна

оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний

тех, кто их формулирует.

2. общность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием.

Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя

результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит

полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего

использования всеми коллегами.

3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является поиск

истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения

денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться

как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой

проводятся исследования.

4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за оценку

доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама

оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей

работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не

освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность

используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы

как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение

к их результатам. Этические нормы охватывают самые разные стороны

деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований,

публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда

сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту

приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного

сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг

вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка ученым

возможных негативных последствий для людей от использования обществом его

открытия или изобретения. Другими словами ученый несет перед обществом

ответственность за то в чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен

оценивать готово ли общество принять новое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.244 (0.009 с.)