Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
60. Социальная структура общества, типы социальных структур. Социальная жизнь есть социальное взаимодействие (приспособление, оппозиция и компромисс) индивидов (как минимум двух) и общностей. При интеграции множества целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит "сведение" индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества. Центральное место в социально-дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса (как это дано в определении классов), но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др. Такой подход нацелен на изучение динамики социальных изменений, в то время как теория классов больше отражает относительную устойчивость социальной структуры. Общественное разделение труда обусловливает и разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных. Что касается последнего, то здесь актуально нахождение баланса между экономической эффективностью и социальной защищенностью граждан. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого (интернационального) и национально-государственного интересов*. Между ними имеется всегда подвижное соотношение, в лучшем случае стабильное равновесие. Что касается нации, то ее, вероятно, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации. Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции и социальной дифференциации. Происходит расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью. Как заметил Ясперс, едиными становятся моды и правила общения, жесты, манера говорить. По мере развития общих черт образа жизни одновременно проявляются усиливающиеся различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые. Современный человек не стремится к единообразию, напротив, предпочитает многообразие. В международном плане сейчас обостряется борьба за рынки сбыта, использование ресурсов планеты между сверхразвитой частью мировой капиталистической системы и остальным миром. Например, 3 % населения земного шара, проживающих в США, потребляют 15% глобальных ресурсов. В целом классовая структура в известной степени размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. В развитии этносов пересекаются процессы сближения и уникализации. Надо полагать, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Вероятно, в отдаленной перспективе будет единое человечество с господствующими общечеловеческими интересами, сохранятся первичные коллективы, на основе разделения труда - социальные группы, семья и индивиды. 61. Политическая организация общества. С возникновением частной собственности и расколом общества на классы потеряли свое значение кровно-родственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественную жизнь. Классово-антагонистическое общество породило необходимость его политической организации. Политическая система неразрывно связана с политической властью. Власть означает способность социальных общностей, лидеров органов власти и политических партий навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения, авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Субъектом политики выступает также рядовой гражданин, способный и имеющий возможности проявлять себя в сфере политики. Государство - важнейший элемент политической организации общества. Известны различные концепции возникновения государства: божественного происхождения (Фома Аквинский и другие идеологи феодализма); теория общественного договора, положившая начало становлению политического плюрализма При разделении общества на классы авторитета уже было недостаточно, чтобы обеспечить нормальное функционирование общественных отношений при наличии частной собственности на средства производства и поляризации общества на богатых и бедных, свободных и рабов. Если родовая организация осуществляла лишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природой человеческого общежития, то функции государства значительно расширяются и усложняются. С XVII-XVIII вв. постепенно начинает осознаваться значение государства для защиты ценностей естественной природы человека. Для развития естественной природы человека государственное вмешательство в частную жизнь должно свестись к минимуму, так как оно способно привести к извращению сущностных начал человека. Платон и Аристотель выделили три возможных вида государственного устройства: а) монархия (власть одного); б) аристократия (власть лучших или для лучших целей); в) политейя (власть народа в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе). Ныне это называют демократией. Эти мыслители предупреждали о формах деградации каждого из названных видов соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как власть толпы. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественного блага, - и все три искажаются, когда преследуют частные интересы. Различают демократический, авторитарный и тоталитарный режимы управления. В период средневековья имелись в зародыше (особенно в Англии) три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек и противовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти в руках какого-либо одного института, класса или сословия. Ш. Л. Монтескье, опираясь на идеи Дж. Локка и опыт английской революции, утверждал, что свобода невозможна, если она не опирается на "разделение властей" (законодательную, исполнительную и судебную). В социалистическом государстве (в опыте СССР) сталкивались тоталитарно-этатическая и демократическая тенденции. В СНГ сейчас проявляется противоречие между здоровыми экономическими, социальными и политическими силами, заинтересованными в утверждении гуманно-демократического состояния, и силами, стоящими на позициях тоталитарного (или авторитарного) "порядка". Идеал, способный осуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, - сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации самоорганизации общества, социального контроля и частных интересов, социализации и конкуренции. В настоящее время представителями i-уманистического пацифизма развивается космополитизм - идеология мирового гражданства, создания мирового государства (на базе ООН) или мировой Федерации государств. Это связано с развитием общечеловеческой культуры и нарастанием глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество. 62. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. По отношению к универсуму, природе общество есть подсистема, в которой преобразующая человеческая деятельность выступает способом существования и развития исторической действительности. Системные подходы к обществу имеют определенную традицию. Диалектическая гегелевская философия явилась одной из [наиболее разработанных системных теорий общества, основанных на идеализме. "Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного", Самодвижение мирового духа после его возвращения из "инобытия" (природы) включает три ступени, каждая из которых имеет подразделения. В делом между тенденциями движения социума к стабильности и к конфликтности имеется подвижное соотношение. Эти две линии динамики общества составляют единство пересекающихся и дополняющих друг друга противоположностей. В социальной философии XX в. важное место занимает теоретическое построение Даниела Белла (р. 1919), расчленившего исторический процесс по оси производства техники и выделившего три типа общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В концепциях информационного (постиндустриального) развития общества (Е. Масуда, Дж. Плэтт и др.) показано возрастающее воздействие информатики на производство, управление, образование, быт и т. п. Помимо приведенных подходов, идет непрерывный процесс вовлечения новых связей и категорий, отражающих общественную жизнь. Категории и их система - теоретическая модель общества — не является самоцелью. Они — инструмент познания реального общества. ".При построении теоретической модели общества исходят из исследования идеализированного объекта. Это дает возможность отвлечься от несущественных явлений, случайностей, представить изучаемый объект в идеально развитой форме, что позволяет обнаружить присущие ему законы движения. Отметим, что первоначальным было противоречие между природой и обществом, так как человек и общество вышли из природы. Это противоречие как исходное будет функционировать до тех пор, пока существует социальная форма материи. Все планы совершенствования и переустройства общества должны основываться, прежде всего, на необходимости поддержания жизни биосферы и возможностей существования и развития каждого человеческого существа. Любые проблемы социума не могут быть разрешены помимо взаимоотношения человека с миром природы и миром "второй природы", т. е. культуры. Отсюда следует, что первый уровень (блок) теоретической модели общества включает взаимодействие природы и общества. Гармоничный синтез природы, культуры и человека есть цивилизация. Экологический фактор (природная среда) функционирует в единстве со способом производства материальной жизни (экономическим фактором) и способом производства непосредственной жизни (демографическим фактором). Все это составляет второй уровень модели общества. Актуальной является задача создания гармонично функционирующей единой человеко-эколого-экономической воспроизводственной системы. Особую роль как побудительные мотивы деятельности играют потребности и интересы человека. Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Французские материалисты XVIII в., признавая движущими силами поступков людей физические ощущения удовлетворения и страдания, пришли к пониманию роли интересов как осознанных потребностей, мотивирующих поведение человека. Интерес и потребность - источник всякой человеческой общительности234 (Гельвеции). Потребности и интересы различные философы связывали: с божественным предначертанием; со ступенями самопознания абсолютной идеи; с человеческой природой ("любовь и голод правят миром"); с действием объективных закономерностей. Исходное и одновременно обобщающее значение в приведенной системе категорий (восьмой уровень модели общества) имеет закон первичности общественного бытия* и активной обратной роли общественного сознания. Из философской классики следует, что "ключом" (исходной единицей) социальной системы является социальное действие, проявляющееся в главных сферах общества. Рассмотрим более конкретно эти сферы.
63.Понятие субъекта исторического процесса; роль народа и личности в истории.М ишель Монтень писал: «Народ мудрее, ибо он мудр настолько, насколько нужно». При оценке роли народа в истории необходим реалистически-взвешенный подход, предполагающий учет как силы, так и определенной слабости народа, его соотнесенность с личностью. Относиться к народу следует не как к постоянной, а как к динамической величине, действующей в изменяющихся условиях. Н. А. Добролюбов (1836-1861) сравнивал народ с землей, а деятелей -с дождем. Дождь освежает землю, но сам образуется из испарений земли. Личность искра, но нужен порох - условия, чтобы взорвать камень - народные массы. Следует различать понятия «население», «масса людей» и «народ». Если под населением подразумевается вся совокупность (масса) людей, проживающих в определенных пространственно-временных координатах, то понятием народ охватывается совокупность групп трудящихся, создающих материальные блага и духовные ценности, решающих в данную эпоху прогрессивные исторические задачи и обеспечивающих удовлетворение личных и общественных потребностей населения. В «народ» входят и те эксплуататорские классы (или их часть), которые на данной ступени исторического развития своими конкретными действиями способствуют модернизации социума. Важнейшими чертами «идеализированного» народа выступают общность культурных традиций, истории, языка, территории, социального характера. Сущность народа - быть социально-историческим субъектом, что выражается в социальной активности образующих народ людей. До уровня субъекта исторического процесса поднимаются те, кто осознает свое место в общест-ве, руководствуется как личными, так и общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Постановка вопроса о субъекте истории не носит характера дилеммы - народ или личность творит историю. Народ - не обезличенная толпа, а совокупность личностей. Во взаимоотношении «народ - личность» действует диалектический принцип «и - и». Возрастание роли народа (общее), выражающееся через деятельность классов, социальных групп, этнических общностей, различного рода коллективов, политических партий (особенное) ведет к увеличению значения личности (единичное) во всех исторических деяниях. Данный процесс нельзя рассматривать как фатальный. При стечении неблагоприятных исторических обстоятельств народ (точнее: его часть) превращается в простую совокупность людей, массу, их механическое множество, человеческий материал, которым произвольно, нарушая общечеловеческие нормы морали, распоряжается верхушка власти. Длительное пребывание трудящихся в состоянии несвободы, в нравственно-психологическом и духовном угнетении подавляет исконно народные социально-психологические качества людей (честь, достоинство, добросовестность, трудолюбие и т. п.). Ранее названные черты «идеализированного» народа у определенной его части утрачиваются, он (народ) превращается в население. Из состава народа выпадают люди, лишившиеся своего внутреннего мира, исторических корней, те, которые становятся излишне внушаемыми и теряют ответственность. Противостоят народу ставшие на оп- педеленном этапе консервативными группы эксплуататорских классов, обюрократившаяся часть руководителей, люмпенизированные элементы общества. В целом любая личность противоречиво воздействует на исторический процесс и культуру; одними своими «гранями», сторонами деятельности оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - реакционное, на одних этапах жизнедеятельности ускоряет ход истории, а на других замедляет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.23 (0.01 с.) |