Впроцессе функционирования сознание проявляет основные своисвойства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Впроцессе функционирования сознание проявляет основные своисвойства.



(1). Оно универсально, т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов, вовлекаемых, в деятельность.

(2). Сознание обладает свойством объективности, т е. отражения вещей и процессов такими, как они есть в действительности

(3). Объективность сознания сочетается с его субъективностью. Отра­жение тех или иных вещей и процессов есть не только реакция на ситу­ацию, но и личностная собственная интерпретация этой ситуации. Различ­ные люди одну и ту же информацию воспринимают и используют по разному, в зависимости от исторических условий, интересов, жизненного опыта, нравственных, социокупьтурных. и мировоззренческих установок, наличного багажа знаний, эстетической зрелости, творческих способностей.

(4). Сознанию присуща способность целеполагания, предварительного создания идеального проекта будущего результата. Через сознание человек проектирует свой способ бытия в мире.

(5). Сознание потенциально "заряжено" творчеством, ибо отражение направлено на преобразование мира, создание нового А для этого необходимо конструктивное изображение того, чего в реальности еще нет, но в соответствии с объективными законами этой реальности может быть создано.Творчески-активный характер сознания проявляется в ею изби­рательности Изменяют и создают новую реальность не духовные компо­ненты сознания сами по себе, а человеческие действия, пронизанные идеями, целями.

(6) Сознание обладает неразрывной связью с языком. Посредством языка сознание раскрывает себя и свою работу. Язык выполняет позна­вательную и коммуникативную (общение) функции, является орудием организации совместных действий, хранения и трансляции информации, норм и традиций, фиксирует всеобщность вещей и людей, а также пред­метные различия и смыслы, уникальность своего "я".

Основными уровнями сознания являются: осознание, подсознание, надсознание и самопознание.

Осознание связано с пониманием, формулирует цели и гипотезы, выражается в отчетливой форме, позволяет человеку выявить объектив­ное место предметов среди других вещей, направлять ход деятельности, контролировать спою психику и поведение, анализировать собственное систематизировано, это готовые знания, ценности, представления и нор­мы, которые влияют на нашу жизнь, но не подвергаются рефлексии

Теоретическое сознание выступает как отражение существенных связей и закономерностей действительности. Теоретические знания систе­матизированы, нацелены на выяснение истины, хранятся и передаются в знаковой форме - научных текстах, формулах, чертежах

Различаются два уровня общественного сознания — общественная психология и идеология.

Сознание на уровне психологии отражает поверхностную сторону действительности, не поднимается до научных обобщений. Общественная психология включает в себя чувства и настроения людей, сопровождаю­щие любую общественную идею. Оба уровня сознания взаимодополняют друг друга. Решающую роль играют условия жизни, способствующие формированию положительно: общественной психологии, ориентированной на порядочность, сохранение и оздоровление природы и т.д. Общественная идеология в идеале должна подвергать критическому анализу возможные альтернативы и обосновывать преимущества определенного образа жизни. Структура общественного сознания выражается также через его формы. В современном мире роль духовности возрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания. Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их раз­витии. Любая форма общественного сознания разворачивается в единстве - соответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека, а степень выраженности той или иной формы сознаний зависит от развитости объектов, ограждаемых данным сознанием.

В целом сознание - высшая стадии отражения, духовная, сторона бытия, продукт общественно-исторического развития, условие воспроизводства культуры, свойственная только человеку и_ связанная с рачью фун­кция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отраже­нии действительности, в мысленном построении действий и оценке, пред­видении их результатов, разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

 

Мышление и язык.

Сознание чел-ка органически связано с языком как способом своего су­ществования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У чел-ка в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система - речь, язык, специфически чел-кая система связи, общения, передачи инфор­мации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных переда­вать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков не наследу­ется, а приобретается в процессе социализации чел-ка. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимо­связи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действитель­ность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, чел-к совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно от­носясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный сло­варный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным ин­теллектом.

. Именно язык как способ существования сознания, как "непосредственная действительность мысли" характеризует особое качество сознания как высшей формы отраже­ния действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Фун-ий языка:

1. Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предме­том.

2. Куммулятивная. Язык дает возможность "сокращенного", "уплотнен­ного" идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации.

3. Коммуникативная. В этой фун-и язык выступает как средство об­щения людей.

4. Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании чел-ка средствами язы­ка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями.

5. Интерактивная.. Эта фун-я связана с тем, что при помощи языка чел-к всегда обращается к себе или к другому чел-ку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, уг­роза и т.п.

Важнейшие функции сознания. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются.

1. фун­-я познания - верного, адекватного отражения действительности. Созна­ние позволяет чел-ку проникнуть в сущность предметов, процессов, явле­ний объективного мира, получить нужную информацию о них.

2. фун-я оценки получаемой информации. Чел-к не только получат дан­ные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и инте­ресов.

3. фун-я накопления знаний (аккумулятивную функцию). В сознании индивида накапливаются знания, по­лученные из непосредственного, личного опыта, а также добытые его совре­менниками или предшествующими поколениями людей.

4. фун-я постановки цели. Опережая ход собы­тий, человек строит модель "желаемого будущего" и определяет пути его дости­жения, то есть ставит цель и планирует свои действия.

5. конструктивно-твор­ческая фун-я, заключающейся в мысленном конструировании направле­ний и форм деятельности чел-ка в целях создания принципиально нового.

Функция управления.

7. Т.к деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то со­знание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуника­тивную функцию).

 

 

45. Сознание и бессознательное, самосознание. Материльная фил-я рассматр-ет сознание в его сочетании с материей, с отражением как ее свойством. Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления навыков, способов, норм практической деятельности людей. Сознание – особое сост-е чел-ка, в кот. Ему доступен и мир и он сам.

Функции созн-я:

-идеальность – способ освоения человеком мира, когда осв-ся первонач-но без физического на них воздействия.

- идеальное созн-е дополн-ся свойством интонциональности.

- идеаторность- способность сознания творить и воспроизводить идеи.

- сознание универсально т.е. потенциально способно отражать любые свойства предметов вовлекаемых в деятельность.

-с-е обладает свойством объективности, т.е. отражение вещей и процессов такими какие они есть в действительности.

- объективность сознания сочет. с его субъективностью- отражение тех или иных вещей и процессов

- способность целеполагаться т.е.предварительное создание идеального проекта будущего результата, через сознание чел-к проектирует свой способ бытия.

- сознание потенциально заряжено творчеством

-сознание обладает неразрывной связью с языком, кот.выступ. матер-е формы выраж. матер. сознания.

Сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система физиологического жизнеобеспечения организма управляется бессозна­тельно. Проблемой бессознательного занимались Б.Спиноза, Г.Гегель, К Маркс, З.Фрейд. Преодоление бессознательного (а один из главных его источников есть стихийное разделение труда) может произойти, по Мар­ксу, только в ходе общественных изменений. Практика, однако, продемон­стрировала огромную трудность установлении полного контроля со сторо­ны людей за делами в обществе, З.Фрейд (подробнее см. 3.2) к бессо­знательному относил, прежде всего, психологические и биологические пот­ребности людей, вызывающие неосознаваемые переживания.

С точки зрения материалистической философии первый уровень бессознательного — неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением наиболее простых нужд и потребностей тела. Это обеспечивает большую скорость и точность операций (например, в производственном процессе, спорте, балете); высвобождает сферу сознания для решения творческих операций.

Второй уровень бессознательного — процессы и состояния, до опре­деленной поры остающиеся неосознанными (рождение мысли, образа и последующее осознание их, различные переживания, например, от тре­вожных, болезненных впечатлений и т.д.).

Третий уровень бессознательного -- некоторые процессы художествен­ной, научной, философской и иной интуиции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.20 (0.012 с.)