Схема 1. иллюстрирующая разделение труда при производстве книги (очень сокращенно)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 1. иллюстрирующая разделение труда при производстве книги (очень сокращенно)



ПРЕДИСЛОВИЕ

Такие школьные учебные предметы, как физика, химия, география, ботаника, зоология, вводят вас в мир неживой и живой природы, история и литература — в мир общественных явлений, математика — в мир количественных отношений и пространственных форм, астрономия даже выводит за пределы родной планеты. Но есть еще один неведомый мир, перед входом в который стоит каждая девушка и каждый юноша, — мир профессий. При этом каждая профессия — это подчас тоже целый мир, интересный и удивительный.

Выбор профессии — это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависят общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Существует около 40 тысяч разных специальностей, большинство из которых неизвестно юному читателю. Выбор жизненного пути, профессии — это задача со многими неизвестными. Как же не ошибиться, правильно решить ее?

Разумный человек не возьмется проектировать мост, если он специально этому не учился. Он понимает, что это сложная задача, и цена ошибки здесь может быть

4

очень высокой — жизнь людей. Что же касается задачи о выборе профессии, то сложность ее часто недооценивают не только подростки, но и некоторые взрослые, слишком уверенно давая первые приходящие в голову советы и решения. А цена ошибок здесь тоже немалая — судьба человека.

Решить задачу — это значит выполнить некоторые действия и получить полезный результат, который без этих действий непосредственно получить нельзя.

Вы привыкли к математическим задачам. Но задачи могут быть не только математические и не только теоретические, но и практические. Вы решаете их чаще, чем вам это кажется. Иногда они очень просты.

Утром, взглянув в окно и увидев, что погода изменилась, вы быстро решаете задачу о том, какая одежда сегодня будет наиболее подходящей. Взглянув на часы, вы решаете задачу о том, успеете ли зайти по дороге в школу к товарищу, подруге или это уже не имеет смысла. Это очень простенькие, но все же задачи. Здесь всегда что-то известно, «дано», а что-то требуется определить, найти ответ. Впрочем, если и ошибешься, то легко исправить ошибку.

Не то с задачей о выборе профессии. Это — одна из сложнейших и самых ответственных жизненно практических задач, которые приходится решать человеку. Почему? Во-первых, ошибочность решения обнаружится не сразу, а иногда после многих лет, которые оказываются напрасно потерянными на приобретение неподходящей профессии. Расплата за сделанную ошибку будет слишком велика. Во-вторых, при решении такой задачи надо одновременно учесть много разнообразных данных — об особенностях профессии, о себе, о своей семье, о народнохозяйственном значении этой профессии и т. д. Многие из необходимых данных известны очень приблизительно или отрывочно. В-третьих, не всегда и не всем известно, какие действия и в каком порядке нужно выполнить для наилучшего решения этой задачи.

5

Любая профессия является у нас достойной, заслуживающей уважения. Не случайно среди Героев Социалистического Труда, среди лиц, отмеченных правительственными наградами, вы встретите хлебороба и металлурга, доярку и рыбака, педагога и плотника, одним словом — представителей всех профессий.

Наиболее ответственный этап в решении задачи о выборе профессии — выпускной класс. Здесь важнейшую роль играют самостоятельность и инициативность в выборе профессии. Недаром соответствующий возраст именуют возрастом самоопределения.

Предлагаемая книга призвана дать основные сведения и ориентировку по вопросу о выборе профессии. Интересующую нас область знаний не случайно назвали «профессиональной ориентацией», или «профориентацией».

При работе с данной книгой можно принять (в зависимости от подготовленности, возраста, имеющегося времени) один из следующих вариантов программы ее изучения (программы приводятся в порядке возрастающей сложности):

Первая программа (наиболее сокращенная; проходится без упражнений, приводимых в конце параграфов):

I часть. § 1, 6, 7; описания профессий в § 14—18.

II часть. Текст перед § 1; § 1—3, 10, 12—14, 19, 20.

III часть. § 1, 2, 4, 7.

Вторая программа (проходится без упражнений, приводимых в конце параграфов):

I часть. § 1, 4—12, 14—18.

II часть. Текст перед § 1; § 1—6, 9, 10, 12—15, 17—20.

III часть. § 1—7.

Третья программа (проходится с выполнением упражнений, приводимых в конце параграфов):

I часть. § 1, 3, 4—18.

II часть. Текст перед § 1; § 1 — 10, 12—15, 17—20.

III часть. § 1—7.

6

Четвертая программа (последовательное изучение всех разделов книги).

Полученные в процессе изучения данной книги знания, а главное умение разбираться в ранее незнакомых видах профессионального труда понадобятся вам не только при выборе профессии на пороге выпуска из общеобразовательной школы.

В обществе действует так называемый «закон перемены труда». Он состоит в следующем. Внедрение новой техники, применение новых видов энергии, сырья, материалов и прогрессивные изменения в способах труда (во всех его сферах без исключения) приводят к тому, что те или иные традиционные виды работ, занятий сокращаются в объеме или вовсе исчезают, а вместо этого появляются другие — «современные». Потребность в кадрах по одной специальности может уменьшаться, а по другой — увеличиваться. В связи с этим перед людьми время от времени возникают задачи перехода на другую работу (или задачи столь существенного переучивания, что это также равносильно смене специальности).

Таким образом, вопрос о выборе профессии, специальности, об уточнении этого выбора время от времени возникает в течение всей трудовой жизни человека. Вот почему основы знаний и умений по вопросам профессиональной самоориентации нужно усвоить не до выхода из школы, а на всю жизнь.

7

Часть I.

ПРОФЕССИОЛОГИЯ

Разделение труда

ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИИ
И СПЕЦИАЛЬНОСТИ

В современном обществе ни один человек, занятый тем или иным трудом, не делает, не производит всего того, что ему самому требуется для существования и развития. Например, прядильщица на текстильной фабрике, обслуживая соответствующие машины, производит в огромных количествах нить, которая сама по себе ей не нужна. Но зато ей нужны многие другие ценности, начиная от хлеба и книг и кончая санаторием и оперным театром. А все это создают, организуют уже другие люди.

Обычно ни один человек не участвует в производстве той или иной ценности от начала до конца. Прежде чем появится ткань, должны поработать хлопководы, заготовители, прядильщики, ткачи, не говоря уже о тех, кто конструирует, о тех, кто делает, налаживает и ремонтирует соответствующие машины, станки (хлопкоуборочные, прядильные, ткацкие), о тех, кто строит производственные помещения, организует производственный процесс, обеспечивает снабжение сырьем, сбыт продукции. Труд по изготовлению ткани разделен между многими людьми.

Прежде чем появится книга, поработает не только ее автор, но и работники лесной и бумажной промышленности, далее — редакторы, корректоры, машинистки пишущих машин, наборщики, печатники, переплетчики и многие другие. Труд по созданию книги также разделен между многими людьми (схема 1).

8

Специальность и профессия

С каждым трудовым постом связаны не только предмет, цели труда, традиционно сложившиеся оснащение, оборудование, но и определенная система прав, обязанностей, норм поведения, требований к подготовке, культуре и личным качествам работника. Например, существует такой пост в обществе — «машинист башенного крана». С этим постом неразрывно связано не только собственно техническое оборудование — подъемный кран и виды перемещаемых грузов, предметов. Машинист имеет право требовать от соответствующих лиц выполнения правил техники безопасности при монтаже здания, при работе людей вблизи крана, право требовать законной оплаты труда и т. д. Вместе с тем он обязан точно выполнять задания и команды определенных лиц, руководящих монтажом, обязан многое знать и уметь. В противном случае человек будет считаться непригодным для того, чтобы занимать данный пост (должность). Так же обстоит дело с любой другой должностью, а именно: она всегда дает определенные права, возможности и предъявляет определенные требования. Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе.

В целом трудовой пост характеризуется следующими компонентами (частями):

а) предмет, цели труда;

б) система технического оснащения, орудия труда (машины, инструменты, а также книги и другие средства информации);

в) система требований к подготовке и личным качествам работника;

г) система требований к поведению, служебных обязанностей (в отношении вида, количества и качества продукции, сроков исполнения заданий, бережного отношения к оснащению, корректного отношения к руководителям, подчиненным, товарищам по работе, соблюдения норм служебного поведения);

д) система прав (в отношении оплаты труда, здоровых и безопасных условий работы, возможностей

13

бесплатного повышения профессиональной квалификации, участия в управлении жизнью трудового коллектива).

Пост (должность) может существовать без человека (т. е. быть незанятым, вакантным).

Каждый такой трудовой пост со всей системой его требований к человеку (см. выше пункты «в» и «г») можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого — учиться. Когда человек овладел специальностью, т. е. усвоил соответствующие знания и навыки, развил в себе необходимый минимум личных качеств, овладел культурой служебного поведения, говорят: «его специальность», «у него есть специальность».

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) труда необходимые средства существования и развития.

Профессия — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т. д. Все эти специальности теоретически («в уме», «мысленно») объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и т. д., мысленно относимые к группе «педагогическая профессия».

В связи с высокими и все ускоряющимися темпами научно-технического и социального (общественного) прогресса в нашей стране обновление мира профессий сейчас происходит быстрее, чем в прошлом.

Многие профессии еще сохранили неизменными свои старые названия, тогда как содержание труда в них существенно обновилось. Например, если ткачиха раньше заряжала и сменяла челноки вручную, то теперь ей приходится лишь наблюдать за автоматом, выполняющим эту технологическую операцию. Вследствие изменившегося характера труда многие профессии получают двойное название: маляр-оператор, штамповщик-прессовщик, гладильщица-прессовщица и т. д.

Упражнение. Опишите в меру своей осведомленности и в соответствии с пунктами «а», «б», «в», «г», «д» две специальности из нижеследующего перечня (можно фантазировать, то есть описать, какой должна быть,

14

с вашей точки зрения, работа по указанным специальностям):

1. Библиотекарь. 2. Врач (или фельдшер, или медсестра — на выбор). 3. Продавец (продовольственных, или промышленных, или иных товаров — на выбор). 4. Водитель транспорта (вид транспорта — на выбор). 5. Портной (специализация портного — на выбор). 6. Мастер по ремонту техники (вид техники — на выбор). 7. Животновод-механизатор (специализация — на выбор). 8. Агроном. 9, Овощевод (плодоовощевод)-механизатор (специализация — на выбор). 10. Стенографистка-машинистка. 11. Переводчик. 12. Оператор клавишных вычислительных машин. 13. Художник-оформитель (в клубе и т. д.). 14. Концертный исполнитель (специализация — на выбор).

Часть II.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

В первой части книги вы познакомились с обзорной картиной мира профессий, при этом профессии рассматривались как клеточки, элементы этой картины. Но каждая профессия может рассматриваться и как сложная деятельность человека, состоящая в свою очередь из некоторых элементов. Выбрать подходящую для себя профессию, специальность — это значит выбрать некоторый род трудовой деятельности. Чтобы понять своеобразие, особенности трудовой деятельности и решить, подойдет ли она вам, нужно разбираться в элементах этой деятельности, а для этого нужно иметь некоторую подготовку, которую вы приобретете, изучив вторую часть книги.

Исходные факты

ДЕЙСТВИЯ

Проделайте следующий простой опыт. Приготовьте остро заточенный карандаш, лист чистой бумаги, линейку с миллиметровыми делениями (и, если есть под рукой, циркуль-измеритель). Поставьте в середине листа точку и обозначьте ее нулем.

Вы должны, далее, постараться, чтобы с закрытыми глазами и с наименьшей ошибкой поставить конец карандаша на нулевую точку, имеющуюся на листе бумаги. Порядок опыта: 1) сядьте за стол, возьмите карандаш в правую руку, опустите ее свободно вниз (исходное

92

положение); 2) с открытыми глазами поставьте кончик карандаша точно на нулевую точку листа; 3) закройте глаза; 4) отнимите карандаш от бумаги и опустите правую руку в исходное положение — вниз («по швам»), а затем, не открывая глаз, постарайтесь поставить точку снова на том же месте («точку в точку»); 5) откройте глаза и проверьте, где оказался кончик карандаша. Скорее всего он будет где-то около нулевой точки, на новом месте. Обозначьте эту новую точку цифрой 1. Измерьте (в миллиметрах) свою ошибку. То же можете проделать для левой руки и сравнить точность выполнения задания левой и правой рукой. Можно проделать опыт несколько раз и найти среднее арифметическое из всех ошибок.

Цели и мотивы

Теперь разберемся в том, что вы делали. Перед вами была цель. В данном случае она была сформулирована в виде предложения: «попасть из исходного положения с закрытыми глазами кончиком карандаша в нулевую точку», и вы об этом знали, помнили это, держали это требование, этот образ точного попадания «в уме». В других случаях цель может быть не в виде четкого словесного предложения, а в виде более или менее расплывчатой мысленной наглядной картины желаемого будущего (учащийся мысленно представляет себя опытным работником в какой-либо области, победителем спортивных соревнований или человеком, заслуживающим одобрения окружающих, и т. п.).

Цельпредставление о будущем результате деятельности или представление о том, что нужно делать для достижения этого результата (или то и другое вместе).

Но вы могли добиваться или не добиваться этой цели, Могли хотеть или не хотеть этого результата. Что-то побуждало вас не сидеть сложа руки, а совершать попытки получить этот результат. У вас было побуждение, мотив. Это могло быть желание проверить точность своих движений, желание узнать, какая рука у вас точнее — левая или правая; это, далее, могло быть желание хорошо освоить первый параграф данной части книги, посвященной в целом важному для вас вопросу о выборе жизненного пути. У вас могло быть какое-либо не предусмотренное в данном тексте желание или одновременно было несколько побуждений. Мотивы — переживания, побуждающие к той или иной форме поведения.

93

Одно и то же внешнее поведение может иметь совершенно разные мотивы. Читать книгу можно потому, что: а) «задали», или б) «интересно», или в) «другие-то прочитали, а я что отстаю?», или г) «от нечего делать». Действие, как и поведение в целом, может побуждаться одновременно несколькими мотивами. Ученик выполняет учебное задание и ради того, чтобы не отстать от других, и чтобы узнать новое, и чтобы не огорчить близких низкой оценкой, и чтобы подготовить себя к будущей самостоятельной жизни.

Ближайшая цель может быть сама по себе непривлекательной или даже неприятной, но все же осуществляться ради другой, более отдаленной, но более привлекательной цели. Например, ученики решили сделать волейбольную площадку, но для этого надо было очистить от грязи и мусора пустырь. Хотя сама по себе задача очистки непривлекательна, но ученики энергично, дружно и весело взялись за дело. Основным мотивом здесь оказался тот, который связан с более далекой целью.

Мотив узнается по тому, ради чего человек предпринимает усилия, а цели узнаются по тому, что он делает.

Упражнение. Приведите три примера своих целей. Укажите соответствующие им мотивы. Постарайтесь указать, какие другие мотивы возможны при достижении таких целей. Какие из возможных мотивов должны быть отвергнуты и по каким соображениям.

Ориентировка и исполнение

Вернемся к опыту, приведенному в § 1. На первый взгляд, единственное, что вы делали в этом опыте, — это движения. Но это не так. Движения — это только исполнительная часть вашего поведения, а была еще так называемая ориентировочная (гностическая). А именно, когда вы смотрели на точку и кончик карандаша, то оценивали расстояние между ними и «не позволяли своей руке» ставить карандаш на бумагу, пока это расстояние не становилось ничтожно малым. Иными словами, вы ориентировались в той обстановке, в которой вам приходилось действовать. Когда же глаза были закрыты, вы ориентировались в обстановке (т. е. оценивали расстояние между нулевой точкой и концом карандаша), опираясь уже на работу не глаз, а тех органов чувств, которые находятся в мышцах, сухожилиях, суставных сумках. Эти органы обеспечивают так называемое

94

«мышечное чувство» — знание о степени напряжения мышц, о положении рук, ног (и всех органов движения).

При ознакомлении с профессиями очень важно выделять и различатьисполнительную и ориентировочную части поведения работника.

Исполнительная часть обычно более заметна, «бросается в глаза», а о существовании ориентировочной (гностической) можно и не догадаться. Однако именно от точной ориентировки в обстановке зависят правильность, точность, разумность исполнительных движений.

Упражнение. Выделите и возможно подробнее опишите: а) ориентировочные и б) исполнительные элементы поведения в каждом из следующих примеров:

1. Ученик в мастерской распиливает деревянную доску вдоль волокон по предварительно нанесенной карандашом черте.

2. Спортсменка удерживает неподвижную позу, равновесие, стоя на гимнастическом бревне.

3. Радиослушатель настраивает аппарат на наиболее удобную для него громкость звучания.

4. Турист варит картошку «в мундире».

Пояснения к примерам (ответы)1:

1. а) ученик видит, насколько отклоняется полотно пилы от черты; посредством мышечного чувства он улавливает отклонения станка пилы от нормального положения, сопротивление материала;

б) подает пилу от себя и к себе, совершает корректирующие (исправляющие) движения, чтобы сохранить нормальное положение полотна и станка пилы;

2. а) посредством мышечного чувства спортсменка улавливает малейшие отклонения тела от требуемого (устойчивого) положения;

б) совершает точно дозированные (обычно незаметные со стороны) корректирующие движения, направленные против начинающегося отклонения тела;

3. а) радиослушатель определяет на слух громкость звучания репродуктора («нравится — не нравится»);

б) поворачивает в ту или иную сторону регулятор громкости плавными движениями;

4. а) турист пробует каким-либо твердым предметом (ножом, острой палочкой, зубами и т. п.) картошку и,

95

опираясь на мышечное чувство, приходит к выводу, достаточно ли она мягкая; он принимает во внимание также время варки, вид разрезанной картошки, вкус ее;

б) все движения, обеспечивающие поддержание огня в очаге, снятие пробы.

Упражнение. Разберите, в чем состоит цель и какие возможны мотивы поведения в каждом из примеров предыдущего упражнения.

§ 4. Понятие о действии.
Виды действий

Итак, выше мы рассмотрели основные особенности действия как элемента деятельности человека. Действие — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей цели.

Упражнение (контрольно-обучающее). Справа в рамке вписаны признаки понятия «Действие».

Признаки понятия «Действие»
1. Совокупность процессов познания и исполнения.
2. Направленность (наличие мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели.

Если все они присущи тому или иному явлению, то его можно считать действием; если хотя бы один признак не подходит, то это не действие, а что-то другое. Разберитесь в следующих примерах и определите, в каких случаях речь идет о действиях, а в каких — нет.

1. Человек, нечаянно прикоснувшись к горячему утюгу, вздрогнул и резко отдернул руку. (Увидев утюг, воскликнул: «А! Вот оно что!») Действие ли это?

2. Чтобы выбрать себе будущую профессию, старшеклассник, посоветовавшись с классным руководителем, завел себе специальную тетрадь. Первую страницу отвел под краткий алфавитный словарь названий тех профессий, с которыми он будет постепенно знакомиться; далее изложил пункты программы ознакомления с профессиями, выписал литературу о профессиях, затем пошел в библиотеку, взял одну из соответствующих книг и стал читать. Действие ли это?

3. Первоклассник, недавно научившийся писать палочки, крючки и кружочки, получает задание написать букву «а», используя имеющийся опыт. Он выводит по данному учителем образцу эту букву. Совершает ли он действие?

4. Старшеклассник пишет сочинение на тему «Кем быть?», и уже первая строка у него составила несколько

96

десятков букв. Значит ли это, что он совершил столько же действий, сколько написал букв?

5. По заданию учителя ученик складывает «в уме» два числа и получает результат. Действие ли это?

6. По заданию преподавателя ученик отличает на глаз и на ощупь латунную пластину от медной и бронзовой. Действие ли это?

7. Ученик обнаруживает дома в своей сумке нечаянно прихваченный учебник товарища. (Без этого учебника товарищ не сможет подготовить задание на завтра.) Ученик откладывает интересное занятие и быстро относит учебник товарищу. Действие ли это?

8. Электронно-вычислительная машина умножает одно число на другое и выдает произведение. Действие ли это?

Ответы и пояснения.

1. Здесь есть процессы познания (кожное ощущение от горячего предмета) и исполнения (отдергивание руки, биологическое значение которого сохранить организм от опасного воздействия), но нет осознанного образа будущего результата — цели. Человек вначале рефлекторно отдернул руку, а после сообразил, что́ с ним произошло. Это защитное движение по механизму врожденного (или приобретенного в раннем детстве) оборонительного рефлекса, но не действие.

2. Здесь есть совокупность процессов познания, ориентировки и исполнения, а также направленность на достижение очень большой и важной цели. Но это уже не действие, а целый ряд действий, ибо указанной большой цели подчинен целый ряд более частных и близких целей (посоветоваться с классным руководителем, завести тетрадь, предусмотрев в ней некоторые разделы, пойти в библиотеку, прочитать книгу). Границей действия является осознанная цель. От первой цели до второй — одно действие, от второй до третьей — другое действие и т. д.

3. Процессы познания здесь налицо — ученик следит, чтобы не было существенного рассогласования между образцом и результатом его собственных усилий (чтобы не «заехать» за линию, чтобы было нужное закругление и т. п.). Процессы исполнения очевидны. Направленность на достижение именно ближайшей доступной цели налицо. Значит это, бесспорно, действие.

4. Нет. Для старшеклассника, в отличие от первоклассника, написание отдельной буквы не связано с

97

постановкой отдельной цели. Процесс письма настолько автоматизирован (привычен), что ученик уже не думает об отдельных буквах, написание буквы перестает для него выступать как отдельная цель. А если нет цели, то нет и действия, хотя есть движения. Таким образом, надо в каждом случае специально разбираться, является ли данное явление поведения именно сознательным действием или уже вошло в число автоматизированных элементов деятельности. Действия по мере их повторения автоматизируются. Благодаря этому человек ставит все новые, все более сложные цели и овладевает все более и более сложными видами действий — от написания палочек и крючков или раскалывания орехов до решения замысловатых задач и изготовления сложных орудий труда и ценнейших предметов потребления.

Изучая физику, химию, биологию, вы привыкли к достаточно постоянным, малоизменчивым явлениям: вода, или камень, или животное относительно долго (хотя и не вечно) остается самим собой. Изучая вопросы деятельности и поведения, важно привыкнуть к мысли, что это мир очень изменчивых явлений, более трудно поддающихся строгому изучению.

5. Да. Действия могут быть не только двигательными, но и умственными. Ориентировочная и исполнительная часть здесь скрыты от наблюдения («внутреннее» действие).

6. Да. Действия могут быть также и перцептивными1 (различение, опознание). Исполнительная часть здесь — движения глаз, ощупывание, а также принятие решения.

7. Да. Действия, в которых выражается отношение к людям, образу их поведения, жизни, взглядам, отношение к коллективу, обществу, его идеологии, законам (правилам поведения), называются поступками.

8. Нет. У машины нет мотивов и осознанной цели. Следовательно, она не совершает действий в принятом нами значении этого слова. Выражения «машина действует», «вулкан действует», «механизм действует» употребляются и должны пониматься как образные высказывания (вроде таких: «дыхание пустыни», «угрюмое молчание леса» и пр.).

98

В целом действия в зависимости от особенностей их целей делятся на следующие виды:

1. Двигательные действия. Цель — обеспечить удержание или перемещение какого-либо внешнего объекта своего тела, то есть, обобщенно говоря, решить двигательную задачу. Этот вид действий наиболее широко представлен в спорте, в профессиях, связанных с применением ручных орудий труда, машин с ручным управлением (см. § 9 I части книги).

2. Гностические действия. Цель — узнать, распознать, запомнить, удержать объект рассмотрения в поле ясного сознания, сделать вывод, сравнить два предложения. Обобщенно говоря, решить задачу на распознавание, узнавание, запоминание, выяснение причин и предвидение.

В соответствии с этим среди гностических действий можно выделить: а)перцептивные — рассмотреть расслышать, определить на ощупь, на вкус, по запаху и т. п. Этот вид действий наиболее широко представлен в таких специальностях, как контролер-приемщик готовой продукции, товаровед-бракер и т. п. (специальности класса «Г», § 8 I части книги); б) мыслительные (их называют также умственными, логическими, интеллектуальными) — вывести новое знание из известного, сделать вывод (помножить число на число, определить подлежащее в предложении; сообразить, какую одежду надеть в зависимости от изменившейся погоды, какой резец применить для обработки данной детали; определить наилучший вариант раскроя ткани, наилучший режим обработки изделия и т. п.). Этот вид действий, как и любой другой, нужен в каждой работе, но особенно широко и в наиболее чистом виде эти действия представлены в специальностях класса «И» (§8 I части книги).

3. Социально-коммуникативные действия (связанные с взаимоотношениями, взаимодействием с людьми):

а) поступки (действия, в которых сознательно выражается положительное или отрицательное отношение человека к правилам поведения, законам, целям, признанным в данном коллективе, обществе);

б) коммуникативные действия (установление и поддержание контактов, знакомств, обмен сведениями или материальными предметами);

в) организующие действия (приказ, команда, совет, просьба, разъяснение, указание, одобрение, порицание);

99

г) обслуживающие действия (полезные действия по удовлетворению тех или иных потребностей людей).

Этот вид действий играет особую роль в специальностях типа «человек — человек» (§ 6—7 I части книги).

Упражнение. Самостоятельно придумайте, опираясь на имеющийся у вас опыт, примеры, иллюстрирующие следующие виды действий:

1. Двигательное действие (укажите, в чем состоят его (гностическая и исполнительная части).

2. Мыслительное действие.

3. Перцептивное действие (постарайтесь указать, в чем состоит его настроечно-двигательная часть).

4. Поступок (опишите не только его внешнюю поведенческую часть, но и внутреннюю — побуждения и рассуждения человека, сопутствующие поступку).

Проконсультируйтесь (по поводу придуманных примеров) с преподавателем.

Действие и операция

Действие — не одномоментное явление, а процесс, протекающий во времени, имеющий начало и конец. Действие начинается с осознания, обсуждения и постановки или выбора цели (что́ должно быть сделано). Цель может быть или поставлена ответственным представителем коллектива (руководителем), или сложиться в результате самостоятельного размышления и правильной оценки обстановки. Обычно имеет место взаимодействие того и другого. Как известно, наиболее сложные и ответственные цели принято обсуждать коллективно (на производственном совещании бригады рабочих и инженеров, консилиуме врачей, педагогическом совете, военном совете и т. д.). В процессе обучения многие цели ставит перед учащимися учитель.

При самостоятельной постановке целей необходимо бывает осознать, обсудить: а) заслуживает ли цель того, чтобы к ней стремиться; б) пути и средства достижения цели, способы преодоления возможных препятствий, трудностей; в) возможные последствия действий.

Если перед вами даже такая простая цель, как сделать грядку на пришкольном участке, то о многом надо подумать. Вы позаботитесь о том, чтобы иметь лопату, грабли, познакомитесь с планом разметки участка, узнаете желательные размеры грядки и учтете пути удобного подхода к ней, степень затененности участка деревьями или зданиями. Возможно, вспомните о подходящей для работы обуви, одежде, головном уборе.

В результате обдумывания поставленной основной цели и способов ее достижения возникают дополнительные, как бы подготовительные цели, требующие соответствующих действий. Возникает представление как бы о целой лесенке (иерархии, системе) подчиненных друг другу целей, а значит и действий. Складывается план цепи действий. То, что до сих пор представлялось нам как одно отдельное действие, превращается в ряд более частных взаимосвязанных действий. Совокупность действий, направленных на достижение сколько-нибудь отдаленной (не ближайшей) цели, будем называть операцией.

Операции могут бесконечно различаться по степени трудности, сложности, по затратам времени. Они могут быть чисто индивидуальными или быть связанными с привлечением других людей (например, в тех случаях,

104

когда работа выполняется бригадой). Они могут выполняться либо, как говорится, почти «голыми руками», либо с помощью сложной и разнообразой техники. В разговорном языке операциями называют чаще всего совокупность действий хирурга, рабочего, группы войск, группы разведчиков или контрразведчиков. Но, строго говоря, под определение операции подходит гораздо более широкий класс явлений. Возможно, бо́льшая часть нашей сознательной жизни проходит именно в планировании и осуществлении простых и сложных операций.

Упражнение. Приведите примеры пяти операций, опираясь на свой трудовой опыт.

Усвоение действий

Человек ценен тем, что́ он умеет делать. А умеет он делать то, чему научился самостоятельно или под руководством более опытных людей. Учение — это прежде всего усвоение опыта, накопленного человечеством. Научиться чему бы то ни было нельзя, не усваивая и не совершая действий — двигательных, перцептивных, интеллектуальных, социальных.

109

Как быстрее и лучше научиться тем или иным действиям?

На первый взгляд, надо скорее пытаться их выполнять, ошибаться, исправляться, набираться опыта. Действительно, на такой путь обучения, казалось бы, даже благословляет народная мудрость: «На ошибках учатся» и т. п. Более того, житейские наблюдения говорят о том, что, обучаясь методом проб и ошибок, человек в конце концов ошибается все меньше и меньше и со временем (иногда через несколько лет) начинает выполнять действие мастерски.

Однако описанный путь не очень разумен, — он требует много времени, сил и не обязательно ведет к успеху. Есть другой путь, он тоже отмечен народной мудростью: «Не знавши броду, не суйся в воду», «Семь раз отмерь, один — отрежь», «Не поглядев в святцы, не звони в колокола» и т. д. Выражаясь более строго, он состоит в следующем:

1. Необходимо мысленно отделить ориентировочную часть действия от исполнительной, отметить наиболее трудно осознаваемые элементы (записать, проговорить).

2. Определить (записать, проговорить) внутренние и внешние (предметные, социальные) условия выполнения действия, с тем чтобы их практически создать.

3. Тренироваться в ориентировочной части действия (обращать внимание на признаки его правильности).

4. Тренироваться в исполнительной части действия (обращать внимание на конечный результат действия).

Поясним некоторые из высказанных положений на примере усвоения простого действия по управлению педалью «газа» автомобиля или педалью электропривода швейной машины.

Ориентировочная часть действия: а) шум двигателя машины и другие признаки большего или меньшего числа оборотов, развиваемых им; б) сигналы «мышечного чувства» от голеностопного сустава и связанных с ним органов движения. Исполнительная часть — плавные движения ноги в голеностопном суставе.

Наиболее трудно осознается именно сигнализация мышечного чувства. В результате вместо малых и плавных перемещений ноги получаются резкие, грубые, размашистые движения. Человек то полностью «придавит» педаль, и двигатель «ревет», то отпустит педаль, и двигатель почти останавливается.

110

Предметные и социальные условия выполнения действия здесь не сложны и обычно не заслуживают особого обсуждения.

Как тренировать ориентировочную часть действия (в отношении мышечного чувства)? При выключенном двигателе поставить ногу на педаль (можно сделать педаль-тренажер отдельно от машины) и выполнить серию упражнений, подобную следующей: а) нажать педаль до упора; б) нажать педаль (не глядя) на 1/2 ее хода. Сразу же убедиться (взглянув) в правильности выполнения задания и исправить ошибку; в) нажать педаль на1/4, 3/4, 1/8, 7/8, 2/8, 6/8, 3/8, 5/8 ее хода. Так делать 10 раз с небольшими перерывами для отдыха (3 минуты — тренировка, 1 минута — передышка).

Важно добиться, чтобы практически безошибочно определять, опираясь на мышечное чувство (не глядя), в каком из положений находится педаль. После этого рывки и резкие движения исчезнут без специальной тренировки исполнительной части действия.

Выделение и сознательное, активное усвоение важнейших действий, типичных для той или иной специальности, профессии, — основной путь практической подготовки к выбору профессии, а также повышения уровня мастерства после того, как профессия избрана.

Основные виды деятельности

Основные виды деятельности — труд, учение, игра. Признаки, общие для них, рассмотрены в предыдущем параграфе.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.029 с.)