Способы и условия передвижения войск 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы и условия передвижения войск



Передвижение войск — организованное перемещение их маршем, перевозка с использованием различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного) или перемещение комбинированным способом в целях выхода к установленному времени в назначенный район или на указанный рубеж в полной готовности к выполнению боевой задачи. Передвижение, как свидетельствует опыт войн, всегда занимало значительное место в подготовке боя. Поэтому выдающиеся полководцы прошлого считали искусство передвижения одним из факторов, обусловливающих достижение победы.

Развитие средств и способов вооруженной борьбы, изменение условий и характера боя, совершенствование боевой техники и транспортных средств неизменно вызывали совершенствование традиционных способов передвижения, порождали новые способы передвижения и обусловливали их постоянное развитие, повышали роль передвижения в боевой деятельности войск.

В современных условиях, когда действиям войск присущи исключительная маневренность, динамичность, пространственный размах, значение передвижения еще более возросло. Если в прошлом передвижение применялось вне поля боя и проводилось в период подготовки боя, то теперь оно стало неотъемлемой частью боя. Сейчас различные способы передвижения широко применяются при выдвижении войск в районы боевых действий, при перегруппировках и маневре силами и средствами, проводимых с различными целями при подготовке и в ходе боя.

Марш является основным способом передвижения. Он представляет собой передвижение войск в колоннах своим ходом — на штатной технике (танках, БМП, БТР, автомобилях) или в пешем порядке (зимой — на лыжах) по дорогам и колонным путям. Танки и другая гусеничная техника, машины с малым запасом хода и низкими скоростями движения могут перевозиться на тяжелых автопоездах, включаемых в состав колонн. Марш применяется в тех случаях, [409] когда для передвижения войск невозможно или нецелесообразно использовать какой-либо вид транспорта.

Возможность применения марша в любой обстановке не только в глубоком тылу своих войск, но и в районе боевых действий делает его наиболее распространенным способом передвижения. При современном уровне моторизации и механизации войск практически каждое подразделение может передвигаться своим ходом. Поэтому маршевой выучке войск придается очень большое значение, а в боевой обстановке каждое подразделение всегда находится в готовности к маршу.

При передвижении войск маршем сохраняется организационная целостность войсковых формирований, так как все их силы и средства передвигаются сравнительно компактно, без нарушения штатной структуры подразделений, создаются более благоприятные, чем при других способах передвижения, условия для всестороннего обеспечения, надежного управления и поддержания постоянной боевой готовности войск. Однако передвижение своим ходом, особенно на значительные расстояния, требует большого напряжения сил личного состава, в первую очередь механиков-водителей и водителей боевых и транспортных машин, увеличивает износ вооружения и техники, приводит к быстрому расходованию моторесурсов, особенно запаса хода тяжелой техники по горючему.

Перевозка на тяжелых автопоездах является новым способом передвижения войск. Этим способом перевозятся на большегрузных прицепах, или трайлерах, те подразделения, которые имеют на вооружении тяжелую бронетанковую, инженерную и другую технику с малым запасом хода и низкой скоростью движения. По мере повышения технической оснащенности войск перевозка на тяжелых автопоездах находит все более широкое применение, особенно при перемещении войск на значительном удалении от линии боевого соприкосновения сторон.

Автомобильные части, оснащенные трайлерами, обладают достаточно высокой скоростью движения, позволяют сберечь моторесурсы, уменьшить износ техники, сохранить силы экипажей, сократить расход горючего и смазочных материалов. Перевозимые подразделения сохраняют высокую степень боевой готовности, так как при необходимости, быстро выгрузившись с трайлеров, они с ходу или после непродолжительной подготовки могут вступить в бой с противником. Однако перевозка на тяжелых автопоездах возможна только по дорогам с твердым покрытием, без крутых подъемов, [410] спусков и поворотов, а также по мостам достаточной грузоподъемности.

Перевозка железнодорожным транспортом, широко применявшаяся в период Великой Отечественной войны, и в современных условиях не утратила своего значения для перемещения войск на значительные расстояния. Она позволяет сохранить силы личного состава, предохранить вооружение и технику от износа, экономить моторесурсы и горючее. Этот способ обеспечивает высокую скорость передвижения войск независимо от времени года и физического состояния личного состава к началу передвижения; скорость перевозки практически не зависит от метеорологических условий.

Однако перевозка по железной дороге будет применяться войсками реже, чем марш. Это обусловлено уязвимостью железных дорог от современных средств поражения, сложностью подготовки и обеспечения безопасности передвижения войск. Местонахождение станций, мостов и других сооружений на железных дорогах невозможно скрыть от противника. Располагая большим арсеналом дальнобойных средств поражения, он способен внезапным применением авиации, ядерного, химического и высокоточного оружия нанести значительные потери войскам, разрушить железнодорожные сооружения и прервать перевозку. При перевозке железнодорожным транспортом снижается боевая готовность частей и соединений, так как их силы и средства перевозятся несколькими эшелонами; усложняется управление войсками, затрудняется одновременное вступление их в бой.

Перевозка водным (морским, речным) транспортом в годы Великой Отечественной войны применялась в тех случаях, когда на пути войск находилось море, крупное озеро или с направлением их движения совпадало направление течения судоходных рек; водный транспорт использовался также при действиях на приморских направлениях.

И сейчас перевозка войск водным транспортом найдет применение. Она позволяет сохранять силы личного состава, технику от износа, экономить моторесурсы и перемещать войска со скоростью не менее — 25–30 км/ч, давая тем больший эффект, чем значительнее расстояние, на которое осуществляется перевозка. Этот способ передвижения может использоваться для доставки войск на острова, изолированные участки побережья и эвакуации с них раненых, пораженных и больных, поврежденного вооружения и техники, а также при совершении маневра на приморских направлениях и вдоль судоходных рек. [411]

Однако перевозка водным транспортом осуществляется реже, чем марш или перевозка железнодорожным транспортом. Местоположение портов и пристаней легко обнаруживается противником, а это повышает их уязвимость от ударов авиации, ядерного, химического, высокоточного оружия и зажигательных средств. Для обеспечения перевозки водным транспортом требуются оборудованные причалы, мощные краны; погрузка на водный транспорт и выгрузка более продолжительны; иногда необходима дополнительная перегрузка личного состава и техники на рейде; должна быть организована надежная оборона (противолодочная, противоминная) и проводка судов в порт выгрузки. Чрезвычайно сложна погрузка и выгрузка тяжелой техники на необорудованных участках побережья. Использование судоходных рек ограничивается направлением их течения и сезонностью навигации.

Перевозка воздушным транспортом применялась и в годы Великой Отечественной войны. Воздушный транспорт использовался для перевозки материальных средств, эвакуации раненых, десантирования войск в тыл противника.

В ходе наступательной операции Западного фронта зимой 1942 г. в район Вязьмы последовательно батальонами и бригадами был десантирован 4-й воздушно-десантный корпус, насчитывавший около 10 тыс. человек. В Белорусской операции летом 1944 г. авиация доставила по воздуху конно-механизированным группам, танковым армиям и корпусам 1182 т горючего, 1240 т боеприпасов и около 1000 т различного технического имущества и запасных частей для танков.

Однако перевозка по воздуху общевойсковых подразделений и частей, подразделений и частей родов войск (за исключением воздушно-десантных) и специальных войск, особенно из глубины страны к линии фронта, была редким явлением.

В современных условиях перевозка войск воздушным транспортом найдет широкое применение. Этот вид транспорта менее, чем железнодорожный и водный транспорт, подвержен воздействию оружия массового поражения, обеспечивает быструю переброску войск на значительные расстояния, в любом направлении и в районы, практически недоступные для других видов транспорта, через обширные зоны заражения, районы разрушений, пожаров и затоплений. Он не зависит от дорожной сети и может применяться не только для переброски войск над своей территорией, но и для высадки их в тыл противника. Использование воздушного [412] транспорта позволяет сохранить силы личного состава, сберечь моторесурсы боевой техники, значительно уменьшить расход материальных средств, а главное — внезапно для противника доставить в указанный район войска в более высокой степени боевой готовности, чем при их передвижении своим ходом.

Однако, несмотря на многие преимущества, перевозка войск воздушным транспортом не может применяться так часто, как, например, марш. Это обусловлено главным образом тем, что для переброски войск, особенно общевойсковых частей и соединений, по воздуху требуется значительное количество транспортных средств, а для их прикрытия во время полета — большой наряд боевых самолетов. Кроме того, использование авиации зависит от метеорологических условий, наличия подготовленных аэродромов или площадок в районах погрузки и выгрузки войск.

Комбинированное передвижение представляет собой такое перемещение войск из одного района в другой или на указанный рубеж, при котором сочетаются разные способы передвижения. В одних случаях войска могут применять различные способы передвижения одновременно, в других — способы передвижения чередуются, последовательно сменяются. При этом могут использоваться все или только некоторые виды транспорта.

При комбинированном передвижении войск максимально используются положительные стороны каждого вида транспорта. Однако, если сочетаются разные способы передвижения, то нарушается организационная целостность войсковых формирований, а это усложняет всестороннее их обеспечение, управление ими и поддержание постоянной боевой готовности. При чередовании способов передвижения на боеспособность войск может отрицательно влиять неоднократная погрузка и выгрузка их с различных транспортных средств.

Высокоманевренный характер современных боевых действий, возрастание досягаемости и мощности средств поражения значительно усложняют условия передвижения войск, особенно днем и вблизи линии боевого соприкосновения сторон.

Железнодорожные станции, порты, пристани, аэродромы, дорожные сооружения, а также войска на марше и в ходе перевозки могут подвергаться ядерным и химическим ударам противника, понести потери, могут быть разрушены отдельные участки маршрутов движения и железных дорог, мосты и тоннели, образоваться обширные зоны радиоактивного [413] и участки химического заражения, возникнуть пожары, зоны затопления. Это вызовет временную остановку войск, совершающих марш, потребуется время для восстановления их боеспособности, подготовки проходов в заграждениях и разрушениях. Войска будут вынуждены выжидать спада высоких уровней радиации или, выгрузившись в неподготовленных местах, совершать обход разрушенного или сильно зараженного участка местности своим ходом, а затем осуществлять погрузку на транспортные средства. Поэтому войска должны быть в постоянной готовности к ликвидации последствий ядерных и химических ударов, а передвижение всесторонне обеспечено: выбраны и подготовлены кроме основных запасные и рокадные маршруты движения, заблаговременно предусмотрен характер действий войск в случае внезапного перерыва или прекращения передвижения.

В ходе передвижения войска могут подвергаться воздействию тактической, а с приближением к фронту армейской авиации. Истребители-бомбардировщики противника даже в сложных метеорологических условиях способны наносить по передвигающимся войскам бомбовые удары, применять ракетное и пушечное вооружение, зажигательные средства. Боевые вертолеты, используя ПТУР, НУР, зажигательные смеси и мины, могут наносить удары по колоннам и транспортным средствам с войсками, минировать местность и акваторию, высаживать на пути движения войск разведывательные и боевые подразделения. Это требует надежного прикрытия войск от ударов воздушного противника, строгого соблюдения маскировки и дисциплины в ходе марша и перевозок.

При передвижении войск по закрытой и пересеченной местности, через населенные пункты, по мостам, теснинам и дефиле, а также ночью возрастает вероятность действий диверсионно-разведывательных, аэромобильных групп и воздушных десантов противника. Они могут подрывать дорожные сооружения, разрушать гидротехнические сооружения на водных преградах, устраивать завалы на горных и лесных дорогах, захватывать мосты, переправы и перевалы, нападать на пункты управления, ракетные подразделения и подразделения тыла. В этих условиях особое внимание следует уделять поддержанию высокой бдительности, охране путей движения, воинских эшелонов, перевозимых по железной дороге или водным транспортом, колонн, передвигающихся своим ходом, особенно ракетных подразделений и подразделений тыла, пунктов управления, четкой организации комендантской службы. [414]

Даже на значительном удалении от линии боевого соприкосновения сторон противник может вести разведку и поражать передвигающиеся войска высокоточным оружием. Несоблюдение радиодисциплины в ходе марша или при перевозке войск позволит противнику определить местонахождение радиоизлучающих объектов и наводить на пункты управления авиацию и ракеты. Противник может забрасывать на пути движения войск разведывательно-сигнализационные приборы, которые позволят ему в реальном масштабе времени следить за передвижением войск. Для этой же цели могут быть использованы вертолеты разведки и целеуказания. В составе группировки противника, вышедшей на пути движения войск, могут использоваться автоматизированные системы управления огнем полевой артиллерии, позволяющие быстро обрабатывать большое количество разведывательных данных о целях и в короткий срок сосредоточивать по ним огонь артиллерии. Поэтому передвигающиеся войска должны постоянно вести разведку, соблюдать меры маскировки и установленные для марша дистанции, требуется надежное прикрытие войск во время движения и на остановках средствами противовоздушной обороны, а при столкновении с противником в первую очередь выявление и поражение средств ядерного и химического нападения, элементов систем высокоточного оружия.

По мере приближения к фронту войска могут подвергаться все большему воздействию управляемых и неуправляемых ракет, а при подходе к назначенному рубежу развертывания или району выгрузки с транспортных средств — дальнобойной ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня. Причем противник может не только поражать этими средствами передвигающиеся войска, но и внезапно производить дистанционное минирование местности, что увеличит потери передвигающихся войск и потребует осуществления своими силами мероприятий по преодолению созданных заграждений. Такие действия противника наиболее вероятны при преодолении войсками труднопроходимой местности по лесным, озерным и горным дефиле, а также при движении их через районы, по которым противник не может эффективно применять авиацию. Это требует от войск повышенной бдительности при преодолении таких районов, постоянной готовности к быстрому выходу из-под обстрела и преодолению минно-взрывных заграждений.

Войска при передвижении будут действовать в штатном составе. При совершении марша в предвидении вступления в бой они могут усиливаться артиллерией, противотанковыми [415] и зенитными средствами, инженерными подразделениями, другими силами и средствами, которые прибывают в район их расположения до начала движения или включаются в состав колонн во время привалов или при подходе к рубежу развертывания.

Во время передвижения, чаще всего в ходе марша, подразделения и части могут получить новую задачу, связанную с резким изменением направления их движения. После многочасового передвижения в сложных погодных и дорожных условиях войска, даже не полностью укомплектованные или понесшие потери в личном составе, вооружении и технике, будут вынуждены вступить в бой с ходу, непосредственно с марша или сразу после выгрузки с транспортных средств.

На подготовку к передвижению в современных условиях предоставляется крайне ограниченное время, так как необходимость в передвижении войск может возникнуть внезапно. Передвижение войск осуществляется не только ночью, но и днем, в любое время года, при любой погоде, на различной местности. Войска будут преодолевать крупные реки и горные районы, а при совершении марша нередко двигаться вне дорог, прокладывая колонные пути и используя высокую проходимость боевых машин и транспортных средств. Необходимо учитывать экономическое состояние, социально-политический состав и настроения населения района, по территории которого передвигаются войска.

Сложность условий передвижения войск может отрицательно сказаться на их боеспособности и темпах движения, особенно если оно недостаточно подготовлено, слаба выучка подразделений, а командиры неумело управляют ими.

Чтобы независимо от способа и условий передвижения обеспечить своевременное прибытие войск в назначенный район или на указанный рубеж в боеготовом состоянии, командир должен правильно избрать способ передвижения, заблаговременно и тщательно готовить личный состав, вооружение, технику, средства транспорта и дороги, умело организовывать и всесторонне обеспечивать передвижение, надежно прикрывать войска средствами ПВО, обеспечить высокую выучку подразделений. От командиров, штабов, политорганов, начальников родов войск, специальных войск и служб требуется воинское мастерство, от всего личного состава умелые действия в период подготовки и в ходе передвижения.

 

14) Порядок и содержание работы командира взвода после получения боевой задачи на совершение марша.

 

Организация марша начинается с получением командиром взвода роевого приказа. Порядок и содержание работы командира взвода по организации марша определяются полученной задачей, наличием времени и обстановкой.
Получив задачу на марш в составе роты, командир взвода уясняет полученную задачу, оценивает обстановку, принимает решение, отдает боевой приказ, организует взаимодействие и всестороннее обеспечение марша.
При уяснении задачи командир взвода должен понять:
- задачу роты и взвода (цель марша, порядок действий при вступлении в бой, построение походного порядка);
- какие подразделения следуют впереди и позади взвода, порядок поддержания взаимодействия и связи с ними;
— время готовности к маршу.
Оценивая обстановку, он должен изучить (определить):
- состав, положение и возможный характер действий противника;
- состояние, обеспеченность, возможность и порядок подготовки взвода к маршу;
- по карте (схеме) маршрут движения, условия совершения марша и к каким действиям быть готовым;
— состав дежурных огневых средств и наблюдателей.
Уяснив полученную задачу и оценив обстановку, командир взвода отдает указания командирам отделений (танков) на подготовку к маршу.

15)Пункты и содержание боевого приказа командира взвода на совершение марша.

В боевом приказе на марш командир роты (батальона) указывает:

В первом пункте— сведения о противнике.

Во втором пункте—задачи соседей.

В третьем пункте—задачу роты (батальона), маршрут движения (направление действий батальона в передовом отряде), место в походном порядке батальона (полка), район сосредоточения (отдыха) или рубеж, время прибытия (выхода) в назначенный район или на указанный рубеж и к каким действиям быть готовым, исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения, места и время привалов; замысел на марш.

В четвертом пункте — после слова “приказываю” — задачи подразделениям:

головному дозору (головной походной заставе) и дозорным отделениям (танкам) — состав, боевую задачу, время прохождения исходного пункта, пунктов регулирования и порядок доклада об обстановке;

мотострелковым и танковым взводам (ротам) —средства усиления, задачу, место в походной колонне, порядок открытия и ведения огня по воздушным целям, а при совершении марша в предвидении вступления в бой с противником и порядок действий;

подразделениям артиллерии и другим огневым средствам — задачи на марш и при вступлении в бой с противником, место в походной колонне и в боевом порядке; зенитному подразделению — задачи по прикрытию подразделений в движении, на привалах, в местах отдыха и районе сосредоточения, место в походной колонне, дежурные средства (подразделения) и их огневые (стартовые) позиции, время и степени готовности;

другим подразделениям роты (батальона) и подразделениям усиления — место в походной колонне и задачи, к выполнению которых быть готовыми.

В пятом пункте — места и порядок дозаправки техники горючим в ходе марша, а в предвидении вступления в бой, кроме того, расход боеприпасов и горючего на выполнение задачи.

В шестом пункте — время готовности к маршу.

В седьмом пункте — порядок наблюдения и связи в ходе марша, место командно-наблюдательного пункта командира роты (батальона) в колонне и заместителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.022 с.)