Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стиль речевого и невербального поведения

Поиск

Стиль – это особое символическое значимое свойство человеческой деятельности (поведения) возникающее в результате выбора субъекта определенного способа деятельности норм и несущее информацию о субъекте деятельности. теории речевой деятельности примыкает теория стилистической деятельности, точнее теория речевого поведения. Эти символические формы поведения выступают и в виде действий, имеющих практический смысл,но приобретших символические значение. Информация об одежде воспринимается не изолированно, а в кон-тексте общего стиля поведения, в соотношении, например, с манерой держатся прической, косметикой, украшениями. Кроме того это информация связывается с невербальным поведением (мимика, жесты, позы), а также, безусловно, с манерой или стилем речи.

9)Речевой этикет. Этикет (франц.) – это совокупность принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности. Наряду со словом этикет используются слова регламентация и дипломатический протокол. В деловых кругах в настоящее время всё большее распространение полу-чает деловой этикет. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведе-ния, система речевых формул общ.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональ-ной пригодности человека.Это относ-ится к тем,кто по роду своей деятель-ности постоянно общается с людьми.

Речевой этикет строится с учетом осо-бенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии,национальности,вероисповедания,возраста,пола,характера.Он определяется ситуацией, в которой происходит общение. Речевой этикет в определенной мере отражает нравственное состояние общества, его моральные устои. Этикетные формулы общения. Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную части. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. Этикет определяет и норму поведения. Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинается с приветствия. Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е. очередность приветствия. Первыми приветствуют:

-мужчина - женщину,

-младший по возрасту - старшего,

-младшая по возрасту женщина - мужчину, который значительно старше её,

-младший по должности - старшего,

-член делегации - её руководителя (см. также методичку “Речевой этикет”). Речевые формулы делового общения. В повседневной деловой обстановке также используются формулы речевого этикета. За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:

-Я благодарен вам за то, что…

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

-Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

Совет, предложение. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме (но не в приказном тоне):

-Разрешите (позвольте) дать вам совет …

Обращение с просьбой тоже должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

-Согласен отпустить вас.

При отказе используются выражения:

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу. Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент относится к внешнему виду адресата, свидетельствует о его профессиональных способностях, высокой нравственности, дает общую положи-тельную оценку:

-Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно великолепно, молодо) выглядите.

10.Эффективное слушание. Виды слушания Деловое общение требует соблюдения принципов эффективного слушания. Умение слушать-редкая способность и высоко ценится. Гораздо чаще стремятся перебить. Слышать-это физически воспринимать звук, а слушать-это понимать значение воспринимаемых звуков. Когда мы мысленно не соглашаемся с собеседником, то прекращаем слушать и ждём своей очереди высказаться, готовим достойный ответ. Уметь слушать, как и уметь говорить,-тоже искусство, которому надо учиться. Слушание -это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего, возможность сосредоточиться на речи партнера, умение его понять.

Манера слушать зависит от личности собеседника, его характера, его интересов, пола, возраста, служебного положения. Например, подчинённые более внимательно слушают начальника, не решаясь его прервать. Муж-чины чаще в 2 раза перебивают женщин. Женщины больше внимания уделяет самому процессу общения, а мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора. Различают нерефлексивное и рефлексивное слушание. а)Нерефлек-сивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, оно требует физического и психического напряжения. Однако такое слушание не всегда уместно, т.к. молчание оппонента можно принять за согласие. Следует также учитывать, что некоторые собеседники ждут активной поддержки, одобрения своим словам.

б)Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в создании благоприятных условий для общения,в обеспечении правильного понимания собеседниками друг друга.

11)Термин "речевое поведение" обозначает всю совокупность речевых действий и их форм, рассматриваемых прежде всего в социально-коммуни-кативном аспекте. "речевое поведение предстает как визитная карточка чело-века в обществе". В наибольшей степе-ни действенность речи ощутима именно в деловом общении: в письменной форме оно представляет собой язык документов, которые руководят действиями людей, в устной — диалоги, в процессе которых сталкиваются мнения и интересы групп людей,

Каждая из социальных ролей требует особого типа речевого поведения. С возникновением новых экономических отношений эти типы речевого поведения изменились кардинально. Директивные речевые акты остались в деловом общении в жанрах организационно-распо-рядительной документации: приказах, постановлениях, распоряжениях. В ос-тальном же деловое общение строится на принципах кооперации, учета взаимных интересов, паритета и равенства в иерархических отношениях. Не администрирование, а открытость для контакта и стимулирование подчиненных, не противопоставление интересов "покупателя" и "продавца", "клиента" и "заказчика", а стремление к выявлению общности интересов и поиску консенсусного решения-вот основа речевого повед-ения современного делового человека.

Центральным принципом речевого поведения в деловом общении, таким образом, является принцип кооперации, реализующийся согласно теории Г. П. Грайса в семи максимах (принципах поведения):

-максима такта;

-максима великодушия;

-максима релевантности высказывания;

-максима полноты информации;

-максима симпатии;

-максима согласия;

-максима скромности.

Не все эти максимы могут быть реализованы в одном речевом акте: не всегда необходимо соглашаться с собеседником, выказывать ему симпатию, но быть тактичным, корректным, уважать право собеседника на получение точной и полной информации и на выражение ее со своей стороны должен руководитель любого ранга. Основной принцип современного делового общения заключается в том, что изначально общение строится исходя из определения собеседника как партнера,равн-оправного участ-ника диалога,вне зависимости от его социальной пози-ции и от его комму-никативной позиции.Формулирование распоряже-ний и просьб в вопросительной форме пред-оставляет формально право выбора подчиненному и снимает акцент адм-инистрирования с иерархических отн-ошений.Готовность признать свою ошибку извиниться,оказать услугу, уладить незначительные недоразу-мения так же естественно для воспи-танного человека в деловом общении, как и в обиходно-деловом.Соблюдение осно-вного принципа копе-рации является важнейшим постулатом речевого поведения делового человека и обусловливает выбор речевых средств в зависимости от ситуации общения.

12. Особенности делового общения в зависимости от целей. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков.

Основную часть делового общения составляет служебное общение, которое определяет взаимодействие людей в фирмах, организациях на предприятиях в рабочее время. Понятие «деловое общение» схватывает взаимодействие людей во внерабочее время – на деловых приемах, семинарах, выставках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.008 с.)