Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что из перечисленного не относится к средствам артикуляционной выразительности.

Поиск

а) Звучность и тон речи

б) Тембр голоса

в) Мимика и жестикуляция

г) Речевое дыхание

33. Всякое телодвижение, с помощью которого подчеркивается значение произносимых слов, принято называть:

а) Жестом

б) Обликом оратора

в) Мимикой

г) Пассом

34. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:

а) Конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы

б) Оперативные ответы на вопросы аудитории

в) Духовный контакт оратора и публики

г) Полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него

35. Полемика:

а) Спор для выяснения истины

б) Спор для обращения оппонента в свою веру

в) Спор для публичной победы над оппонентом

г) Спор ради удовольствия

36. Основной вид митингового выступления – речь:

а) Информирующая

б) Агитационная

в) Пропагандистская

г) Эмоциональная

37. Речь используемая в непринужденных беседах со знакомыми, в домашней обстановке принято считать речью:

а) Разговорной

б) Художественной

в) Деловой

г) Книжной

38. Показать несостоятельным самого оппонента и тем самым побудить аудиторию к разговору с ним, является целью:

а) Разоблачения

б) Критики

в) Осуждения

г) Высмеивания

39. Речь, которую произносит оратор:

а) Может быть неудачной

б) Всегда произносится с пафосом

в) Является разновидностью академического красноречия

г) Может произноситься с юмором

д) Всегда основывается на древних классических канонах

40. Критерии успеха устного выступления:

а) Являются субъективными со стороны оратора

б) Субъективны со стороны аудитории

в) Зависят от речевой ситуации

г) Имеют объективные параметры оценки

б) Вставьте риторический термин:

 

1. ___________________________- ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики

2 .___________________________ – законченная мысль, выраженная сжато и емко

3. _________________________ - утверждение или отрицание в форме вопроса, взывающего к чувствам или к здравому смыслу слушателей и не требующего ответа

4. ___________________________– краткое образное изречение, имеющее сюжет – завершенную идею морально-оценочного (назидательного) характера, часто в виде вывода

5. ___________________________– мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу

6.________________________ - любая передача идей при помощи слов как законченный факт или словосочетания

7.________________________ - умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе его сходства с другим предметом

8. ________________________- употребление слова или выражения в переносном значении для большей выразительности

9. _______________________– стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении размеров или силы предмета или действия

10. ________________________ – описательный оборот, употребляемый вместо какого–либо слова

11. _________________ – риторическая фигура, состоящая из повторения одного и того же слова или оборота

12. ________________ – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними

13. _________________ – намеренное нарушение в речи логических связей с целью создания стилистического эффекта

14. _________________ – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе

Свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов

 

Приложение 2

Толковый словарь

 

Агитация побуждение слушателей к совершению каких-либо действий, например, к вступлению в ряды какого-либо движения или голосованию за определенного кандидата.
Адресная группа часть аудитории, требующая от оратора особого подхода.
Активный тема-тический фонд набор тем (тезисов), с которыми оратор обращается к слушателям.
Аргументирующая речь устное выступление, имеющее целью привить слушателям определенные убеждения (пропаганда) или склонить их к каким-либо действиям (агитация).
Афоризм крылатое авторское изречение.
Беседа диалог, словесное общение двух и более лиц.
Блеф создание у слушателей ложного впечатления о силе и/или намерениях говорящего.
Внутренний конспект запись речи с выделением в тексте опорных слов и выражений.
Дебаты обсуждение докладов, сообщений на ответственном собрании.
Дедукция способ изложения, при котором сначала выдвигается тезис, а затем из него делаются выводы (развитие тезиса).
Демагогия заигрывание с массами, спекуляция на народных чаяниях.
Джей-метод способ постепенного перехода от одной идеи к другой, подчас противоположной, путем мнимой поддержки и усиления исходной идеи с последующим плавным поворотом и развитием идеи в обратном направлении; график этой операции напоминает букву J (англ. – джей). Весьма частый прием в политической пропаганде.
Дискуссия публичный спор ради обретения истины.
Диспут публичный спор с акцентом на ценностное начало ради обращения в свою веру.
Дисфемизм замена нейтрального слова или выражения более грубым.
Догма стереотип, внедренный в сознание извне, вид внушения.
Закон края правило, требующее располагать наиболее важную информацию в начале и/или в конце смыслового блока.
Законы общей риторики закон гармонического диалога оратора и слушателей; закон ориентации адресата в структуре речи; закон эмоциональности речи и закон положительной психологической настройки слушателей.
Идеология   —   набор стереотипов социокультурной среды и методов их использования с целью манипуляции сознанием масс и оправдания действий и намерений субъекта власти и/или оппозиции.
Индукция способ изложения, при котором сначала выдвигаются доводы, а затем из них выводится тезис (доказательство тезиса).
Интент-анализ анализ намерений (речевых целей) оратора.
Информирующая речь устное выступление, имеющее целью сообщить слушателям знания.
Ключевая группа адресная группа, которой оратор уделяет первоочередное внимание.
Композиционный анализ анализ структуры речи.
Контент-анализ анализ содержания речи.
Кулуарный ми-тинговый оратор пропагандист и/или агитатор небольшой группы слушателей, выделившейся из массы митингующих по окончании главных речей.
Манипуляция сознанием индивидуума или массы воздействие на сознание объекта при помощи приемов, сущность которых ему неизвестна.
Метасообщение слово или словесная конструкция, несущие скрытый смысл: намек, ирония, парадокс, шутка, притча.
Миф стереотип, порожденный сознанием индивидуума или массы с целью психологической компенсации несовершенств окружающего мира, вид самовнушения.
Образ картина явлений материального или духовного мира в сознании человека.
Опорные слова и выражения носители ключевой информации смыслового блока, позволяющие легко вспомнить все содержание этого блока. Выделяются во внутреннем конспекте подчеркиванием или знаками на полях.
Оратор (лат. говорун) в узком смысле слова – произноситель монологической речи; в широком – активный участник любого речевого действия.
Пассивный тема-тический фонд набор тем, которые оратор не излагает слушателям, но готов обсудить, если потребуется.
Пасьянс форма эскиза речи в виде карточек, содержащих смысловые кванты речевого материала и разложенных в соответствии с логико-тематической структурой выступления.
Поговорка краткое образное изречение, не имеющее завершенной идеи (сюжета, вывода, морали), а дающее лишь образно-эмоциональную оценку какого-либо явления или идеи.
Полемика (греч. многокровная) острый, непримиримый спор.
Пословица краткое образное изречение, имеющее сюжет – завершенную идею морально-оценочного характера, часто в виде вывода.
Прения то же, что дебаты(см.).
Проксемика (лат. сближение) установление и поддержание психологического контакта оратора со слушателями.
Пропаганда распространение идей, убеждений.
Психологическая ромашка схема, изображающая частичное совпадение личных интересов членов любого сообщества слушателей (митинга, парламента, лектория и т.п.) – сердцевина ромашки и расхождение чисто личных аспектов этих же интересов – лепестки.
Психологические диверсии приемы злонамеренного воздействия на психоэмоциональную сферу оппонента с целью вывести его из равновесия, запугать или подвергнуть внушению и тем лишить его шансов на успех в выступлении или на победу в споре.
Психологический еж схема, изображающая расхождение интересов, мнений и воль членов сообщества, приводящее к значительной (в пределе – полной) взаимной нейтрализации общего разума и общей воли данной массы.
Публика аудитория митинга; шире – синоним аудитории (собрания слушателей) вообще.
Ранжирование определение функционального ранга элементов речевого материала и средств их выражения, т.е. степени их важности для достижения речевой цели.
Речевая роль функция участника речевого события: кто я в этом разговоре?
Речевая среда типичный для ряда сходных речевых ситуаций состав аудитории (р.с. митинга, парламента, лектория и т.п.).
Речевая ситуация обстановка общения; включает социальный и физический факторы.
Речевая цель результат, которого желает добиться участник речевого события – оратор или слушатель: зачем я участвую в этом разговоре?
Речевое действие единичный акт речевого события: отдельная фраза, слово, междометие, или целая речь.
Речевое ожидание речевая цель слушателя: что я хочу услышать в этом разговоре?
Речевое поведение совокупность речевых и телесных действий субъекта в процессе общения. Включает словесное содержание речевого действия, звучание слов, мимику и жесты, а также пространственное поведение собеседников.
Речевое событие словесное общение как законченный факт: монолог, беседа, диспут, реплика. Может состоять из одного или многих речевых действий.
Речевой дискур-сивный граф форма эскиза речи, линейная диаграмма, изображающая смысловые блоки речи в виде отрезков прямой линии и точек перехода к новым темам (точек выбора). С веерами возможных тем, из которых каждый раз надлежит выбрать одну, наилучшим образом приводящую к цели данной речи – конечной точке графа.
Речевой материал совокупность слов, произносимых оратором в устном выступлении, с содержащейся в них информацией.
Речь в узком смысле слова – монологическое устное выступление. В широком – любое словесное действие.
Риторика ораторское искусство, оформившееся в самостоятельную прикладную дисциплину в Древней Греции в V в. до н.э. Различают риторику общую и частные (специальные, профессионально-отраслевые).
Риторическая фигура синтаксическая конструкция, усиливающая выразительность речи. Не создавая новых образов, способствует лучшему восприятию тех, которые созданы иными средствами речевой выразительности – тропами и эпитетами.
Риторический анализ исследование содержательных структурных и форменных параметров речи с целью получения дополнительной (сверх излагаемой оратором по его воле) информации.
Риторический канон свод правил работы над речью. Включает изобретение содержания речи, расположение изобретенного, словесное оформление (выражение), запоминание (репетицию) и произнесение (ораторию).
Слово структурная элементарная единица языка, звуковой или графический код образа какого-либо предмета или явления.
Смысловое поле речи набор фактов, тем и идей, необходимых для достижения цели выступления. В конкретном речевом материале составляет его информационный аспект (содержание).
Смысловой блок группа смысловых квантов, связанных между собой в трудно расчленимое целое. Возможно цепное и веерное сочленение смысловых квантов.
Смысловой квант элементарная единица мысли, простая идея.
Сопряженная идея идея, соединенная в чьем-либо сознании с другими идеями логической связью или убеждением.
Софизм намеренное нарушение законов логики, недобросовестный прием в споре.
Спор борьба мнений. Цели: поиск истины, убеждение оппонента, победа над ним и спор ради развлечения.
Стереотип устойчивая идея в сознании человека, социальной или политической группы или всего общества, традиционное мнение или поведенческая установка. Формируется путем внушения или самовнушения без участия критических механизмов мышления. К мировоззренческим стереотипам относятся мифы, догмы и утопии.
Топ алгоритм анализа и синтеза речевой информации, способ развития, отбора и структурирования идей.
Троп употребление слова или выражения в переносном значении для создания яркого, эмоционально окрашенного и хорошо запоминающегося образа.
Убеждение а) твердое мнение, соединенное с верой; б) воздействие на чье-либо мировоззрение в целом или на какой-либо его элемент.
Утопия идеальная модель будущего общества, развернутая псевдофутурологическая конструкция, сложный стереотип, составленный из множества простых стереотипов – мифов и догм.
Утрирование преувеличение, вплоть до абсолютизации, значения отдельных аспектов тезиса оппонента или тезиса в целом, что доводит утверждение до абсурда. Бывает невольное (логическая ошибка) или нарочитое (софизм).
Фильтр сознания критический механизм человеческой психики, контролирующий допуск новых идей в духовный мир личности и охраняющий единство ее внутреннего Я.
Фразеологизм общее название пословиц, поговорок и афоризмов.
Функциональный вид речи подразделение устных выступлений по признаку общих речевых целей – характеру воздействия на сознание слушателя: речи информирующие, аргументирующие и эмоциональные.
Функциональный стиль речи (устной и письменной) разновидность литературного языка, обслуживающая определенную сферу жизнедеятельности общества с ее специфическим отношением к миру, набором словесных форм и выражений.
Цветы красноречия общее название средств речевой выразительности – тропов, эпитетов и риторических фигур.
Эвфемизм замена грубого слова или выражения более деликатным.
Экскурс временное отвлечение от основной темы с целью иллюстрации какого-либо положения или отдыха слушателей.
Эмоциональная речь устное выступление, имеющее целью создать определенную психологическую атмосферу.
Эпитет образное определение предмета или действия, имеющее, как правило, эмоциональную окраску.
Эскиз речи предварительный план, создаваемый на начальном этапе сбора и обработки речевого материала. Способствует уяснению смысловой структуры речи и функций ее частей.
Ярлык бранная кличка оппонента, призванная создать в сознании слушателей устойчивый и легко узнаваемый образ врага. Ярлыки образуют систему идеологических оценочных координат по признаку свой-чужой.

Список использованной литературы.

 

1. Альтшулер С.В., Елигулашвили Г.С. Доступно о сложном. М., 1979.

2. Антонова Л.Г. Развитие речи. «Уроки риторики». Ярославль, 1997.

3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1972.

4. Бадмаев Б.Ц. Приглашать к размышлению. М., 1980.

5. Бельчиков Ю.А., Кохтев Н.Н. Лектору о слове. М., 1973.

6. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2001.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону, 1996.

8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. Для студентов вузов. Ростов- на-Дону, 2001.

9. Виноградов С.И. и др. Культура парламентской речи. М., 1994.

10. Головко Н.К. и др. Основы лекторского мастерства. М., 1978.

11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Для студентов вузов, М.,2001.

12. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1996.

13. 3арецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.

14. Иванова С.Ф. Говори!..Уроки развивающейся риторики. М.1997

15. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить. // Пер. с англ. Екатеринбург, 1999.

16. Киселев Е.А. Основы политической риторики. Учебно-практическое пособие. М., 1999.

17. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2001.

18. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1996.

19. Лекант П.А. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. М., 2000.

20. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. //Пер с нем. М., 1997.

21. Маркичева Т.Б. и др. Основы ораторского мастерства. Курс лекций. М., 1980.

22. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 1989.

23. Мартьянова И.А. Основы риторики. Пособие-хрестоматия для старшеклассников. М. - СПб., 2002.

24. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

25. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1982.

26. Об ораторском искусстве. // Сост. Толмачев А.В. М., 1963.

27. Об ораторском искусстве. Сборник изречений и афоризмов. // Сост. Абакумов В.И., Буткевич В. Г., М., 1980.

28. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.

29. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 2002.

30. Русская риторика. Хрестоматия. // Сост. Граудина Л.К. М., 1996.

31. Сопер П.Л. Основы искусства речи. // Пер.с англ. М., 1995.

32. Фалькович Э.М. Искусство лектора. М. 1960.

33. Хазагоров Г.Г. Введение в русскую филологию. Екатеринбург, 2000.

34. Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых. СПб., 1997.

35. Чуковский К.И. За живое, образное слово. М., 1967.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.5 (0.013 с.)