Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Что из перечисленного не относится к средствам артикуляционной выразительности.
а) Звучность и тон речи
б) Тембр голоса
в) Мимика и жестикуляция
г) Речевое дыхание
33. Всякое телодвижение, с помощью которого подчеркивается значение произносимых слов, принято называть:
а) Жестом
б) Обликом оратора
в) Мимикой
г) Пассом
34. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:
а) Конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы
б) Оперативные ответы на вопросы аудитории
в) Духовный контакт оратора и публики
г) Полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него
35. Полемика:
а) Спор для выяснения истины
б) Спор для обращения оппонента в свою веру
в) Спор для публичной победы над оппонентом
г) Спор ради удовольствия
36. Основной вид митингового выступления – речь:
а) Информирующая
б) Агитационная
в) Пропагандистская
г) Эмоциональная
37. Речь используемая в непринужденных беседах со знакомыми, в домашней обстановке принято считать речью:
а) Разговорной
б) Художественной
в) Деловой
г) Книжной
38. Показать несостоятельным самого оппонента и тем самым побудить аудиторию к разговору с ним, является целью:
а) Разоблачения
б) Критики
в) Осуждения
г) Высмеивания
39. Речь, которую произносит оратор:
а) Может быть неудачной
б) Всегда произносится с пафосом
в) Является разновидностью академического красноречия
г) Может произноситься с юмором
д) Всегда основывается на древних классических канонах
40. Критерии успеха устного выступления:
а) Являются субъективными со стороны оратора
б) Субъективны со стороны аудитории
в) Зависят от речевой ситуации
г) Имеют объективные параметры оценки
б) Вставьте риторический термин:
1. ___________________________- ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики
2 .___________________________ – законченная мысль, выраженная сжато и емко
3. _________________________ - утверждение или отрицание в форме вопроса, взывающего к чувствам или к здравому смыслу слушателей и не требующего ответа
4. ___________________________– краткое образное изречение, имеющее сюжет – завершенную идею морально-оценочного (назидательного) характера, часто в виде вывода
5. ___________________________– мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым мнением, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу
6.________________________ - любая передача идей при помощи слов как законченный факт или словосочетания
7.________________________ - умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основе его сходства с другим предметом
8. ________________________- употребление слова или выражения в переносном значении для большей выразительности
9. _______________________– стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении размеров или силы предмета или действия
10. ________________________ – описательный оборот, употребляемый вместо какого–либо слова
11. _________________ – риторическая фигура, состоящая из повторения одного и того же слова или оборота
12. ________________ – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними
13. _________________ – намеренное нарушение в речи логических связей с целью создания стилистического эффекта
14. _________________ – обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, в беседе
Свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, значение которого не определяется отдельными значениями входящих в него слов
Приложение 2
Толковый словарь
Агитация
| —
| побуждение слушателей к совершению каких-либо действий, например, к вступлению в ряды какого-либо движения или голосованию за определенного кандидата.
| Адресная группа
| —
| часть аудитории, требующая от оратора особого подхода.
| Активный тема-тический фонд
| —
| набор тем (тезисов), с которыми оратор обращается к слушателям.
| Аргументирующая речь
| —
| устное выступление, имеющее целью привить слушателям определенные убеждения (пропаганда) или склонить их к каким-либо действиям (агитация).
| Афоризм
| —
| крылатое авторское изречение.
| Беседа
| —
| диалог, словесное общение двух и более лиц.
| Блеф
| —
| создание у слушателей ложного впечатления о силе и/или намерениях говорящего.
| Внутренний конспект
| —
| запись речи с выделением в тексте опорных слов и выражений.
| Дебаты
| —
| обсуждение докладов, сообщений на ответственном собрании.
| Дедукция
| —
| способ изложения, при котором сначала выдвигается тезис, а затем из него делаются выводы (развитие тезиса).
| Демагогия
| —
| заигрывание с массами, спекуляция на народных чаяниях.
| Джей-метод
| —
| способ постепенного перехода от одной идеи к другой, подчас противоположной, путем мнимой поддержки и усиления исходной идеи с последующим плавным поворотом и развитием идеи в обратном направлении; график этой операции напоминает букву J (англ. – джей). Весьма частый прием в политической пропаганде.
| Дискуссия
| —
| публичный спор ради обретения истины.
| Диспут
| —
| публичный спор с акцентом на ценностное начало ради обращения в свою веру.
| Дисфемизм
| —
| замена нейтрального слова или выражения более грубым.
| Догма
| —
| стереотип, внедренный в сознание извне, вид внушения.
| Закон края
| —
| правило, требующее располагать наиболее важную информацию в начале и/или в конце смыслового блока.
| Законы общей риторики
| —
| закон гармонического диалога оратора и слушателей; закон ориентации адресата в структуре речи; закон эмоциональности речи и закон положительной психологической настройки слушателей.
| Идеология
|
—
|
набор стереотипов социокультурной среды и методов их использования с целью манипуляции сознанием масс и оправдания действий и намерений субъекта власти и/или оппозиции.
| Индукция
| —
| способ изложения, при котором сначала выдвигаются доводы, а затем из них выводится тезис (доказательство тезиса).
| Интент-анализ
| —
| анализ намерений (речевых целей) оратора.
| Информирующая речь
| —
| устное выступление, имеющее целью сообщить слушателям знания.
| Ключевая группа
| —
| адресная группа, которой оратор уделяет первоочередное внимание.
| Композиционный анализ
| —
| анализ структуры речи.
| Контент-анализ
| —
| анализ содержания речи.
| Кулуарный ми-тинговый оратор
| —
| пропагандист и/или агитатор небольшой группы слушателей, выделившейся из массы митингующих по окончании главных речей.
| Манипуляция сознанием индивидуума или массы
| —
| воздействие на сознание объекта при помощи приемов, сущность которых ему неизвестна.
| Метасообщение
| —
| слово или словесная конструкция, несущие скрытый смысл: намек, ирония, парадокс, шутка, притча.
| Миф
| —
| стереотип, порожденный сознанием индивидуума или массы с целью психологической компенсации несовершенств окружающего мира, вид самовнушения.
| Образ
| —
| картина явлений материального или духовного мира в сознании человека.
| Опорные слова и выражения
| —
| носители ключевой информации смыслового блока, позволяющие легко вспомнить все содержание этого блока. Выделяются во внутреннем конспекте подчеркиванием или знаками на полях.
| Оратор (лат. говорун)
| —
| в узком смысле слова – произноситель монологической речи; в широком – активный участник любого речевого действия.
| Пассивный тема-тический фонд
| —
| набор тем, которые оратор не излагает слушателям, но готов обсудить, если потребуется.
| Пасьянс
| —
| форма эскиза речи в виде карточек, содержащих смысловые кванты речевого материала и разложенных в соответствии с логико-тематической структурой выступления.
| Поговорка
| —
| краткое образное изречение, не имеющее завершенной идеи (сюжета, вывода, морали), а дающее лишь образно-эмоциональную оценку какого-либо явления или идеи.
| Полемика (греч. многокровная)
| —
| острый, непримиримый спор.
| Пословица
| —
| краткое образное изречение, имеющее сюжет – завершенную идею морально-оценочного характера, часто в виде вывода.
| Прения
| —
| то же, что дебаты(см.).
| Проксемика (лат. сближение)
| —
| установление и поддержание психологического контакта оратора со слушателями.
| Пропаганда
| —
| распространение идей, убеждений.
| Психологическая ромашка
| —
| схема, изображающая частичное совпадение личных интересов членов любого сообщества слушателей (митинга, парламента, лектория и т.п.) – сердцевина ромашки и расхождение чисто личных аспектов этих же интересов – лепестки.
| Психологические диверсии
| —
| приемы злонамеренного воздействия на психоэмоциональную сферу оппонента с целью вывести его из равновесия, запугать или подвергнуть внушению и тем лишить его шансов на успех в выступлении или на победу в споре.
| Психологический еж
| —
| схема, изображающая расхождение интересов, мнений и воль членов сообщества, приводящее к значительной (в пределе – полной) взаимной нейтрализации общего разума и общей воли данной массы.
| Публика
| —
| аудитория митинга; шире – синоним аудитории (собрания слушателей) вообще.
| Ранжирование
| —
| определение функционального ранга элементов речевого материала и средств их выражения, т.е. степени их важности для достижения речевой цели.
| Речевая роль
| —
| функция участника речевого события: кто я в этом разговоре?
| Речевая среда
| —
| типичный для ряда сходных речевых ситуаций состав аудитории (р.с. митинга, парламента, лектория и т.п.).
| Речевая ситуация
| —
| обстановка общения; включает социальный и физический факторы.
| Речевая цель
| —
| результат, которого желает добиться участник речевого события – оратор или слушатель: зачем я участвую в этом разговоре?
| Речевое действие
| —
| единичный акт речевого события: отдельная фраза, слово, междометие, или целая речь.
| Речевое ожидание
| —
| речевая цель слушателя: что я хочу услышать в этом разговоре?
| Речевое поведение
| —
| совокупность речевых и телесных действий субъекта в процессе общения. Включает словесное содержание речевого действия, звучание слов, мимику и жесты, а также пространственное поведение собеседников.
| Речевое событие
| —
| словесное общение как законченный факт: монолог, беседа, диспут, реплика. Может состоять из одного или многих речевых действий.
| Речевой дискур-сивный граф
| —
| форма эскиза речи, линейная диаграмма, изображающая смысловые блоки речи в виде отрезков прямой линии и точек перехода к новым темам (точек выбора). С веерами возможных тем, из которых каждый раз надлежит выбрать одну, наилучшим образом приводящую к цели данной речи – конечной точке графа.
| Речевой материал
| —
| совокупность слов, произносимых оратором в устном выступлении, с содержащейся в них информацией.
| Речь
| —
| в узком смысле слова – монологическое устное выступление. В широком – любое словесное действие.
| Риторика
| —
| ораторское искусство, оформившееся в самостоятельную прикладную дисциплину в Древней Греции в V в. до н.э. Различают риторику общую и частные (специальные, профессионально-отраслевые).
| Риторическая фигура
| —
| синтаксическая конструкция, усиливающая выразительность речи. Не создавая новых образов, способствует лучшему восприятию тех, которые созданы иными средствами речевой выразительности – тропами и эпитетами.
| Риторический анализ
| —
| исследование содержательных структурных и форменных параметров речи с целью получения дополнительной (сверх излагаемой оратором по его воле) информации.
| Риторический канон
| —
| свод правил работы над речью. Включает изобретение содержания речи, расположение изобретенного, словесное оформление (выражение), запоминание (репетицию) и произнесение (ораторию).
| Слово
| —
| структурная элементарная единица языка, звуковой или графический код образа какого-либо предмета или явления.
| Смысловое поле речи
| —
| набор фактов, тем и идей, необходимых для достижения цели выступления. В конкретном речевом материале составляет его информационный аспект (содержание).
| Смысловой блок
| —
| группа смысловых квантов, связанных между собой в трудно расчленимое целое. Возможно цепное и веерное сочленение смысловых квантов.
| Смысловой квант
| —
| элементарная единица мысли, простая идея.
| Сопряженная идея
| —
| идея, соединенная в чьем-либо сознании с другими идеями логической связью или убеждением.
| Софизм
| —
| намеренное нарушение законов логики, недобросовестный прием в споре.
| Спор
| —
| борьба мнений. Цели: поиск истины, убеждение оппонента, победа над ним и спор ради развлечения.
| Стереотип
| —
| устойчивая идея в сознании человека, социальной или политической группы или всего общества, традиционное мнение или поведенческая установка. Формируется путем внушения или самовнушения без участия критических механизмов мышления. К мировоззренческим стереотипам относятся мифы, догмы и утопии.
| Топ
| —
| алгоритм анализа и синтеза речевой информации, способ развития, отбора и структурирования идей.
| Троп
| —
| употребление слова или выражения в переносном значении для создания яркого, эмоционально окрашенного и хорошо запоминающегося образа.
| Убеждение
| —
| а) твердое мнение, соединенное с верой;
б) воздействие на чье-либо мировоззрение в целом или на какой-либо его элемент.
| Утопия
| —
| идеальная модель будущего общества, развернутая псевдофутурологическая конструкция, сложный стереотип, составленный из множества простых стереотипов – мифов и догм.
| Утрирование
| —
| преувеличение, вплоть до абсолютизации, значения отдельных аспектов тезиса оппонента или тезиса в целом, что доводит утверждение до абсурда. Бывает невольное (логическая ошибка) или нарочитое (софизм).
| Фильтр сознания
| —
| критический механизм человеческой психики, контролирующий допуск новых идей в духовный мир личности и охраняющий единство ее внутреннего Я.
| Фразеологизм
| —
| общее название пословиц, поговорок и афоризмов.
| Функциональный вид речи
| —
| подразделение устных выступлений по признаку общих речевых целей – характеру воздействия на сознание слушателя: речи информирующие, аргументирующие и эмоциональные.
| Функциональный стиль речи (устной и письменной)
| —
| разновидность литературного языка, обслуживающая определенную сферу жизнедеятельности общества с ее специфическим отношением к миру, набором словесных форм и выражений.
| Цветы красноречия
| —
| общее название средств речевой выразительности – тропов, эпитетов и риторических фигур.
| Эвфемизм
| —
| замена грубого слова или выражения более деликатным.
| Экскурс
| —
| временное отвлечение от основной темы с целью иллюстрации какого-либо положения или отдыха слушателей.
| Эмоциональная речь
| —
| устное выступление, имеющее целью создать определенную психологическую атмосферу.
| Эпитет
| —
| образное определение предмета или действия, имеющее, как правило, эмоциональную окраску.
| Эскиз речи
| —
| предварительный план, создаваемый на начальном этапе сбора и обработки речевого материала. Способствует уяснению смысловой структуры речи и функций ее частей.
| Ярлык
| —
| бранная кличка оппонента, призванная создать в сознании слушателей устойчивый и легко узнаваемый образ врага. Ярлыки образуют систему идеологических оценочных координат по признаку свой-чужой.
|
Список использованной литературы.
1. Альтшулер С.В., Елигулашвили Г.С. Доступно о сложном. М., 1979.
2. Антонова Л.Г. Развитие речи. «Уроки риторики». Ярославль, 1997.
3. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1972.
4. Бадмаев Б.Ц. Приглашать к размышлению. М., 1980.
5. Бельчиков Ю.А., Кохтев Н.Н. Лектору о слове. М., 1973.
6. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2001.
7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону, 1996.
8. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. Для студентов вузов. Ростов- на-Дону, 2001.
9. Виноградов С.И. и др. Культура парламентской речи. М., 1994.
10. Головко Н.К. и др. Основы лекторского мастерства. М., 1978.
11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Для студентов вузов, М.,2001.
12. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1996.
13. 3арецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998.
14. Иванова С.Ф. Говори!..Уроки развивающейся риторики. М.1997
15. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить. // Пер. с англ. Екатеринбург, 1999.
16. Киселев Е.А. Основы политической риторики. Учебно-практическое пособие. М., 1999.
17. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2001.
18. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1996.
19. Лекант П.А. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. М., 2000.
20. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. //Пер с нем. М., 1997.
21. Маркичева Т.Б. и др. Основы ораторского мастерства. Курс лекций. М., 1980.
22. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления. М., 1989.
23. Мартьянова И.А. Основы риторики. Пособие-хрестоматия для старшеклассников. М. - СПб., 2002.
24. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.
25. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1982.
26. Об ораторском искусстве. // Сост. Толмачев А.В. М., 1963.
27. Об ораторском искусстве. Сборник изречений и афоризмов. // Сост. Абакумов В.И., Буткевич В. Г., М., 1980.
28. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.
29. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 2002.
30. Русская риторика. Хрестоматия. // Сост. Граудина Л.К. М., 1996.
31. Сопер П.Л. Основы искусства речи. // Пер.с англ. М., 1995.
32. Фалькович Э.М. Искусство лектора. М. 1960.
33. Хазагоров Г.Г. Введение в русскую филологию. Екатеринбург, 2000.
34. Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых. СПб., 1997.
35. Чуковский К.И. За живое, образное слово. М., 1967.
|