Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. Твен. Приключения гекльберри финна.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Показав, таким образом, какой он прямой и симпатичный парень, от которого скрывать ну просто нечего, Том затем выдает себя за своего сводного брата Сида и, окончательно войдя в расположение семьи Фелпсов, узнает, что в усадьбе находится беглый негр Джим. Без вступительной фазы, имевшей форму экспансивной светской дружеской беседы, это было бы вряд ли возможным. В информационной беседе любого характера, как ни в какой иной, важно подчинить все частные речевые цели конечной. Все вопросы и ответы, а также все контрвопросы и реплики, лирические отступления, цветы красноречия, шокирующие жесты и т.п. - должны быть подчинены единой задаче выуживания необходимой информации, а при необходимости – и сокрытия своей собственной.
Застольная беседа
Застольная беседа – это особая форма дружеской беседы, специфичная своей обстановкой. Специфика эта состоит в том, что собеседники находятся в той или иной степени алкогольного опьянения. Не останавливаясь на риторических особенностях тостов как традиционной формы эмоциональных речей (вспомним Шурика из «Кавказской пленницы» с его бесценным опытом изучения тостов на практике), отметим важнейшие особенности речевого поведения в состоянии застолья и некоторые рекомендации к нему. Во-первых, вино снижает способность к самоконтролю – ломает фильтры сознания, смещает критерии оценки чужих и своих собственных слов из рационально-логической сферы в эмоциональную. В результате нередко банальные мысли кажутся перлами остроумия, невинные высказывания – смертельной обидой, бесхитростные изречения – ядовитыми намеками, простые мысли – дремучей заумью. И говорящий говорит не то, что сказал бы без чарки, и слушающий слушает не так. Последствия такого общения нередко далеки от оптимальных. Во-вторых, хмельное застолье развязывает уста - «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». В итоге из всех пьющих выигрывает тот, кто, как говорится, крепче на голову. А еще более тот, кто меньше всех пьет и способен превратить застольную беседу в информационную. Зачастую этот эффект обоюден, а результат непредсказуем, если только не подсядет кто-нибудь вполне трезвый. Здесь порою молчание бывает дороже золота. В-третьих, в застольном общении легко даются любые обещания, любые клятвы, делаются любые предложения и звучат любые ответы. На следующий день застольщики со смущением убеждаются, что «пьяным речам – грош цена». Что все, сказанное накануне, было своеобразным театром, не более. Некоторые честно предупреждают: «после третьей рюмки мне не верь! ». Но большинство забывает предупредить. Так что серьезные разговоры лучше вести на «сухую голову». Вот как толковали за столом мушкетеры Дюма: – А теперь, - продолжал Атос, - пока мы ждем вина, расскажите-ка мне, д’Артаньян, что сталось с остальными. Д’Артаньян рассказал ему, как он нашел Портоса в постели с вывихом, Арамиса же – за столом в обществе двух богословов. Когда он заканчивал свой рассказ, вошел хозяин с заказанными бутылками и окороком, который, к счастью, оставался вне погреба. – Отлично, - сказал Атос, наливая себе и д’Артаньяну, - это о Портосе и Арамисе. Ну, а вы, мой друг, как ваши дела и что произошло с вами? По-моему, у вас очень мрачный вид. – К сожалению, это так, - ответил Д’ Артаньян, - и причина в том, что я самый несчастный из всех нас. – Ты несчастен, д’Артаньян! – вскричал Атос. – Что случилось? Расскажи мне. – После, - ответил д’Артаньян. – После! А почему не сейчас? Ты думаешь, что я пьян? Запомни хорошенько, друг мой: у меня никогда не бывает такой ясной головы, как за бутылкой вина. Рассказывай же, я весь превратился в слух. Д’Артаньян рассказал ему случай, происшедший с г-жой Бонасье. Атос спокойно выслушал его. - Все это пустяки, - сказал он, когда д’Артаньян кончил, - сущие пустяки. - «Пустяки» – было любимое словечко Атоса. - Вы всё называете пустяками, любезный Атос, - возразил д’Артаньян, - это не убедительно со стороны человека, который никогда не любил. Угасший взгляд Атоса внезапно загорелся, но то была лишь минутная вспышка, и его глаза снова сделались такими же тусклыми и туманными, как прежде. - Это правда, - спокойно подтвердил он, - я никогда не любил. Далее Атос поведал д’Артаньяну о том, как некий граф (один из моих друзей, а не я, запомните хорошенько) убил свою жену, обнаружив на ее плече клеймо в виде лилии – знак наказания за воровство. - О, боже, Атос! Да ведь это убийство! – вскричал д’Артаньян. - Да, всего лишь убийство… - сказал Атос, бледный как смерть. – Но что это? Кажется, у меня кончилось вино… И, схватив последнюю бутылку, Атос поднес горлышко к губам и выпил ее залпом, словно это был обыкновенный стакан. Потом он опустил голову на руки. Д’Артаньян в ужасе стоял перед ним. - Это навсегда отвратило меня от красивых, поэтических и влюбленных женщин, - сказал Атос, выпрямившись и, видимо, не собираясь заканчивать притчу о графе. – Желаю и вам того же. Выпьем! - Так она умерла? – пробормотал д’Артаньян. - Еще бы! – сказал Атос. – Давайте же ваш стакан… Ветчины, бездельник! – крикнул он. – Мы не в состоянии больше пить! - А ее брат? – робко спросил д’Артаньян. - Брат? – повторил Атос. - Да, священник. - Ах, священник! Я хотел распорядиться, чтобы и его повесили, но он предупредил меня и успел покинуть свой приход… Д’Артаньян был потрясен страшным рассказом Атоса, однако многое было еще неясно ему в этом полупризнании. Прежде всего, оно было сделано человеком совершенно пьяным человеку пьяному наполовину; и тем не менее, несмотря на тот туман, который плавает в голове после двух-трех бутылок бургундского, д’Артаньян, проснувшись на следующее утро, помнил каждое слово вчерашней исповеди так отчетливо, словно эти слова, одно за другим, отпечатались в его мозгу. Явившись затем к Атосу, Д’Артаньян услышал следующее: - Я был вчера сильно пьян, дорогой друг, – начал он. – Я обнаружил это сегодня утром, почувствовав, что язык еле ворочается у меня во рту, и пульс все еще учащен. Готов биться об заклад, что я наговорил вам тысячу невероятных вещей! Сказав это, он посмотрел на приятеля так пристально, что тот смутился. - Вовсе нет, - возразил д’Артаньян. – Насколько мне помниться, вы не говорили ничего особенного. А.Дюма. Три мушкетера.
Тонкий психолог, А.Дюма-отец неспроста придал этой беседе, имеющей принципиальное значение для сюжета романа, столь утрированно застольный характер. Ведь выпей Атос в обычную мушкетерскую меру, он продолжал бы молчать о своей трагедии, как молчал долгие годы до того, и ни д’Артаньян, ни читатели так ни о чем бы и не узнали. Возможно, пришлось бы ограничить всю интригу романа бриллиантовыми подвесками. Любили застольные посиделки и на Руси. Одна из них представлена А.С.Пушкиным в «Борисе Годунове»: Хозяйка (входит) - Вот вам, отцы мои. Пейте на здоровье. Мисаил - Спасибо, родная, Бог тебя благослови. (Монахи пьют; Варлаам затягивает песню: «Как во городе было во Казани…») Варлаам (Григорию) - Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? Григорий - Не хочу. Мисаил - Вольному воля… Варлаам - А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку… Однако, отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ. Григорий. Пей, да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь: и я порой складно говорить умею. Григорий, как, оказалось, постничал не зря: трезвый, он сумел выведать у шинкарки, что идет облава на беглеца из Москвы, психологически подготовиться к встрече с приставами и бежать от них. Многие норовят в застольной беседе блеснуть остроумием. Это – сугубо индивидуальное качество, равно как и способность оценивать его. В застольной беседе, однако, имеет смысл не столько стимулировать остроумие (по методу Варлаама), сколько контролировать его, ибо (и это следует вновь повторить), эмоции и ораторов, и слушателей в застолье непредсказуемы. Для большинства людей произнесение монологической речи – редкое событие, своего рода ЧП. От беседы же не уйти никуда. Это ежедневное, привычное дело. И, тем не менее, как видим, беседа беседе рознь, и держаться в различных видах беседы и риторически, и чисто психологически надо по-разному. Но есть здесь и нечто единое. Беседа любого вида – это тест не только речевой, но и общей культуры человека, его духовного уровня. Причем, этот тест взаимный. __________________________________ Вопросы для повторения: 1. Чем беседа отличается от других речевых действий? 2. Какие виды беседы знакомы нам с детства, а какими мы овладеваем в более зрелые лета? 3. Все ли люди в равной мере владеют всеми видами беседы, их общими и частными стратегиями и тактическими приемами? 4. Что дает беседа как способ знакомства с человеком? 5. К чему обязывает собеседников взаимность диалога как психологического теста? 6. Что такое «мнимое пустословие» и всегда ли повышенная говорливость есть признак недалекости вашего собеседника? 7. Чему служит «упаковка» одного вида беседы в другой? 8. В каких видах беседы уместен директивный метод воздействия на собеседника? 9. В каких видах беседы реализуется замечание М.Ю. Лермонтова: Есть речи, значенье Которых ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно...? 10. Одинаковы ли критерии оценки своих и чужих высказываний в различных видах беседы? Чат: В течение 15 минут обсудите значение различных видов беседы в быту и в вашей настоящей или будущей профессиональной деятельности. Продумайте специфику беседы как взаимного психологического теста. Порассуждайте о речевых целях разных видов беседы, общих и частных стратегиях с учетом вида беседы и конкретной речевой ситуации, а также о тактических речевых приемах удержания беседы в нужном вам русле. Тренировочные задания: 1. К беседам, каких видов следует готовиться особенно тщательно, и почему? Где и почему такая подготовка менее существенна? 2. Почему иногда приходится содержание одного вида беседы облекать в форму другого вида? 3. Какой вид беседы избегает «цветов красноречия», а какой изобилует, и почему? 4. В беседе какого вида грань между шуткой и серьезным делом наиболее трудноуловима? 5. Беседы, каких видов отличаются наибольшей стабильностью речевых ролей, и почему?
Практикум: Двое или трое слушателей разыгрывают перед группой небольшой (10-12 минут) спектакль, имитирующий любой из видов беседы (по выбору). Можно представить сценку из любого классического произведения, например, из «Ревизора» Н.В.Гоголя или из «Идиота» Ф.М.Достоевского. Затем группа анализирует услышанное по следующим параметрам: 1. Вид беседы: а) дружеская; б) проблемная; в) ознакомительная; г) светская; д) деловая; е) информационная; ж) застольная. Возможно сочетание нескольких видов беседы в одном речевом событии. Если это так и было, то следует определить причины такого смешения и дать подробный комментарий. 2. Какие стратегии беседы проявились в разыгранной сценке: а) альтруистическая; б) эгоистическая? 3. Каковы речевые цели каждого из собеседников: а) общая; б) конкретная. Менялись ли они в ходе беседы? 4. Как и почему менялся эмоциональный настрой у каждого из собеседников? 5. В процессе беседы тема разговора: а) сужалась; б) расширялась; в) выдерживалась последовательно; г) периодически менялась (с видимой причиной или без). 6. Стремились ли собеседники к сближению позиций или каждый непреклонно стоял на своем? 7. Оценка речевых ролей собеседников. Менялись ли эти роли в ходе разговора и если да, то по чьей инициативе? 8. Что рассчитывал выиграть собеседник, меняя свою речевую роль? Добился ли он желаемого результата? 9. В случае острой беседы как велось наступление и как – оборона? Какие речевые средства и психологические приемы использовались при этом? 10. Насколько искренен был каждый из собеседников? По каким критериям можно это определить? Вопросы для краткого эссе: 1. Возможно ли (и нужно ли) составить предварительный план беседы или ее дискурсивный граф? Уместен ли единый ответ для разных видов беседы? 2. Как сменить общую и/или частную стратегию беседы, в случае если участник беседы убеждается, что она неверна? А если она неверна со стороны собеседника? В каких речевых ситуациях это происходит? 3. Что выявляет синхронный речевой анализ своих и чужих высказываний в ходе беседы? Каких ошибок он позволяет избежать? 4. Какие приемы используются в беседах для ухода от нежелательной темы? 5. Чем полезно изучение бесед по классической литературе? В чем причина нетленности этого ценностного и методического багажа? 6. О некоторых людях говорят, что «такой за словом в карман не полезет». Какие характеристики собеседника при этом имеют в виду? 7. В каких профессиональных сферах беседа имеет основополагающее значение? Беседы, каких видов ведутся там, и каких речевых качеств требуют от участников диалога, как от ораторов и от слушателей? Контрольный тест: 1. Беседа отличатся от монолога: а) большей эмоциональностью; б) большей тематической монолитностью; в) большей стабильностью речевых ролей и речевых целей; г) большей дискурсивностью (поисковым характером) изложения; д) большей возможностью реализовать свою речевую цель; е) большей предсказуемостью; ж) большей целенаправленностью; з) большей глубиной психологического контакта; и) большей информационной оперативностью; к) взаимностью культурно-психологического анализа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.100 (0.012 с.) |