Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Превращение мысли в речь и речи в мысль.

Поиск

 

В качестве прикладной дисциплины общая риторика, изучает общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях общения и сферах деятельности и дает практические рекомендации для повышения эффективности речевого общения с аудиторией. В качестве исходной черты этой дисциплины выступает ее многоотраслевой характер - существуют специальные или частные риторики, выделенные по профессиональному признаку (см.: ниже следующую схему 1).

Ядром предмета современной общей риторики является превращение мысли в речь и речи в мысль.

Мысль, или идея – это образ, картина, отражающая в сознании какое-либо явление материального или духовного мира или связь явлений. Мышление – это вереница образов, проносящихся в нашем мозгу. Человек мыслит образами и лишь «задним числом» воплощает их в слова, т.е. вербализует. Причем вербализация может быть как внутренней, так и внешней. Слово – лишь оболочка, форма идеи, а идея – смысловое содержание слова. Однако не редко бывают и идеи без слов; именно так мыслят летчики, шоферы, шахматисты, футболисты. Все, кому просто некогда (или, как художникам, просто незачем) облекать свои мысли в слова.

 

Схема 1

 

 

Человеческое сознание можно представить в виде куба, в котором роятся разноцветные искры – образы, картины явлений внутреннего и внешнего мира, а речь уподобить лучу проекционного фонаря, послойно проецирующего этот куб с его содержимым на плоский экран. При восприятии чужой речи – устной или письменной – происходит обратный процесс перевода кодовых знаков – слов с плоского экрана в мир образов в кубе сознания слушателя или читателя. Главное при этом – сформировать в сознании адресата образ, идентичный авторскому образу. Это и значит – понять собеседника. Слово «понять» в старом русском языке означало «поймать», «уловить». Аналоги этому слову есть и в других индоевропейских языках.

Мы рассматриваем речь как процесс информационного взаимодействия в виде серии последовательных трансформаций идей – образов в словесную форму и обратно. Словесная оболочка заметно упрощает и обедняет мысленный образ (по Ф.И.Тютчеву, «мысль изреченная есть ложь»), а процесс воссоздания образа из слов вновь обогащает его, но уже, естественно, по-другому, иначе. Люди зачастую говорят одно, а мыслят по-разному. Одна из задач общей риторики – добиться максимально точного и в то же время доходчивого выражения мыслей.

 

Речевое событие – речевые роли - речевые цели

 

Любая передача идей при помощи слов как законченный факт есть речевое событие. Это может быть монолог, диалог, диспут, отдельная фраза или даже междометие. Единичный акт речевого события есть речевой акт (действие).

 

Схема 2

 

Речевое событие состоит из двух основных компонентов:

1) Речевого поведения, в которое входят:

- собственно слова (содержание речи);

- звучание слов (форма речи);

- жесты и мимика;

- пространственное поведение (взаимное расположение собеседников).

2) Речевой ситуации, которую составляют:

- социальный фактор – отношения между участниками речевого события – оратором и речевой средой (аудиторией);

- фактор места действия – материальная обстановка (дом, сад, улица, самолет и т.п.).

Каждый участник речевого события играет свою речевую роль, выполняет закрепленную за ним функцию в процессе общения. Эта роль зависит от статуса участников общения, от их личных взаимоотношений, от настроения в данный момент и от поворота событий в процессе общения. Речевая роль есть проекция социальной роли на речевую ситуацию плюс влияние речевой ситуации как таковой.

Любое сознательное действие имеет цель. Речь – не исключение: мы всегда говорим зачем-то. Цель выражает осознанный или неосознанный интерес, но оттого не менее важный. Речевая цель – это результат, который мы хотим получить от нашей речи. Общий смысл всех речевых (как и вообще всех жизненных) целей - чтобы после совершения данного действия нам стало лучше, чем было до него. Если мы справились с нашей речевой целью, наш язык – наш друг, не справились – враг.

Каждый участник речевого события должен четко представлять себе свою речевую роль и речевую цель, а также речевые роли и речевые цели своих собеседников. Он должен знать, что, кому и зачем говорит. Понимать, кто, что и зачем говорит ему.

Основные речевые цели сводятся к тому, чтобы: проинформировать; доказать свою правоту (убедить); побудить к действию (сагитировать); обсудить проблему с целью найти истину; выразить свое понимание добра и зла, истины и заблуждения, прекрасного и безобразного, достойного и постыдного (оценка); доставить себе и собеседнику удовольствие самим процессом общения; дать выход собственным эмоциям; создать определенную психологическую атмосферу.

Речевые цели словесных действий, взятые без учета содержания последних, называются общими речевыми целями.

В речевом акте может быть несколько общих целей, но второстепенные цели необходимо подчинять главной, уметь выстраивать иерархию целей.

Схема 3

 

 

Речевая цель есть не только у оратора, но и у слушателя, у него она называется речевым ожиданием; это то, что слушатель желает узнать от оратора, то, зачем он, например, пришел на лекцию, на митинг, включил телевизор и т.п. Совершать любое речевое действие следует только, если у оратора и у слушателя в достаточной мере пересекаются их смысловые поля.

Смысловое поле речевого события, называемое также конкретной целью - это его содержание, рассматриваемое с учетом его общей речевой цели: что и зачем я хочу рассказать (как оратор) или услышать (как слушатель). Зона пересечения смысловых полей оратора и слушателя определяет собою смысловое поле речи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.006 с.)