Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные параметры риторического эскиза речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вышеизложенные параметры риторического анализа такжеиспользуются и при составлении риторического эскиза (предварительного плана) собственной речи. Естественно, здесь нет необходимости выведывать чужие тайны, да и сравнивать свою, пока еще только замышляемую, речь с чьей-то чужой не всегда возможно (особенно если ее и нет). Поэтому перечень параметров риторического эскиза (по сравнению с риторическим анализом) можно сократить. Заодно имеет смысл изменить сам порядок действий - с индуктивного порядка, что необходимо при работе с доселе незнакомым информационным массивом - исследования частностей с переходом на их основе к общему выводу. На дедуктивный порядок, что естественно при создании собственного речевого текста - формулирование общего замысла с последующим оснащением его вытекающими из его сути служебными деталями. При работе над риторическим эскизом предпочтительна следующая очередность операций: · определение общей цели речи: зачем я буду выступать? · установление конкретной цели речи: что я буду говорить? · прогноз речевой ситуации и, прежде всего, социального состава слушателей, их интересов и психологических свойств: перед кем я буду выступать? · определение смысловой структуры речи · расположение (иерархизация) идей · подбор средств речевой выразительности– создание системы образов, адекватных высказываемым идеям. Яркий образ, введенный в сознание слушателей, облегчает не только восприятие (понимание) идеи, но и ее усвоение, согласие с ней, а также ее запоминание. Ораторов давно занимает вопрос о том, следует ли обязательно писать полный текст речи или же можно ограничиться конспектом или даже планом. Здесь все зависит от объема выступления, его структурно-тематической сложности, функционального вида речи. Существенное значение имеет и требовательность аудитории, ее вкусов (одни слушатели терпеть не могут ораторов, читающих по бумажке, другие относятся к ним вполне дружелюбно). Свою роль играют также традиции различных речевых сред и речевых ситуаций (одно дело – вузовская лекция и другое – митинговая речь). Сказывается и зависимость от таких факторов, как характер мотивации речевого действия для выступающего и для слушателей, степень стихийности и экспромта и, разумеется, опыт и психологические свойства самого оратора (прежде всего память, гибкость мышления, уверенность в себе). В любом случае, отсутствие рабской зависимости от конспекта расценивается как один из показателей ораторского мастерства и высокой культуры речи. Одна из наиболее рациональных форм записи речи – внутренний конспект, т.е. полный текст выступления с выделенными при помощи подчеркивания или пометок на полях опорными словами. Эти слова – смысловые центры информационных блоков – прочно ассоциируются в сознании оратора со всем содержанием этих блоков: достаточно бросить взгляд на бумагу – и все сразу всплывает в памяти. Опорные, или ключевые слова можно уподобить телеграфным столбам, несущим провода – содержание всей речи. К числу неоспоримых достоинств внутреннего конспекта относится универсальность – его можно применять для записи любых функциональных видов речей и использовать в любой речевой ситуации. Оратор, положивший на трибуну пачку исписанных страниц и почти не заглядывающий в них, производит на публику вполне благоприятное впечатление. С накоплением ораторского опыта способность к анализу чужих речей и синтезу собственных переходит в почти автоматический навык, но основные параметры этих действий остаются неизменными. ___________________________________
Вопросы для повторения: 1. Какие проблемы содержит в себе выбор темы выступления в разных жизненных обстоятельствах? 2. Каковы основные требования к смысловому полю выступления и как они отражаются в его эскизе (предварительном плане)? 3. Имеет ли смысл составлять эскиз (в частности, в форме пасьянса или речевого дискурсивного графа) для диалогических и полемических речевых действий? 4. Топы - это чисто ораторские приемы обработки информации или повседневная разговорная практика? 5. Какие слои скрытой информации выявляет риторический анализ, и в каких сферах практической деятельности он используется? Чат:
В течение 15 минут обсудите значение и специфику поиска, обработки и структурирования речевого материала для различных прогнозируемых речевых ситуаций, а также проблему использования скрытых (резервных) тем и пассивного тематического фонда при изменении речевой ситуации. Тренировочные задания:
1. Одной из форм эскиза речи является речевой дискурсивный граф – линейная схема развития темы с периодическим ее дроблением на дочерние темы и выбором той из них, которая обеспечит наилучшую реализацию речевой цели выступления. Чем определяются: а) число элементарных отрезков – «колен» графа; б) число ветвей в точке выбора; в) радиус возможного возврата к точке выбора? 2. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топами (с греч. место, точка). Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа? 3. Определите, какие топы использованы в энциклопедической статье об алюминии. Алюминий – химический элемент III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Давно известным соединением А. являются алюминиевые квасцы. Датский ученый Эрстед в 1825 г. впервые получил металлический А., действуя при нагревании амальгамой калия на хлористый алюминий. А. – серебристо-белый металл. Плотность 2,7; t° пл. 659, 8°С, t° кип. 2500°С. В соединениях трехвалентен. 4. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления. 5. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами? Практикум: Ведущий (преподаватель или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь на 8-10 минут, предварительно представив на доске дискурсивный граф выступления. Далее слушатели комментируют следующие параметры речи: 1. Вид речи, ее общая и конкретная цели и преимущественный адресат. 2. Оценка композиции речи; соответствие вступления, основной части и заключения своим базовым функциям. 3. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией: а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления; б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы; в) выбора новой темы из данного веера. 4. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением обстоятельств, когда эти темы могут быть задействованы: а) в данной речи; б) в последующей дискуссии по данному выступлению; в) в других речах и дискуссиях по ним. 5. Какие топы и почему были использованы: а) при формировании веера тем; б) при выборе предпочтительной темы из готового веера? 6. Какие топы вообще (не только в данной речи) способствуют расширению темы (формирование веера), а какие – сужению (выбор одной из ветвей веера)? 7. Можно ли достичь конечной точки дискурсивного графа данного выступления иными путями, с использованием иных подтем (ветвей веера) и иных топов? 8. Как повлияют на дискурсивный граф данного выступления реплики с мест: а) дружественные; б) недружественные; в) нейтральные; г) не относящиеся к делу, но возбуждающие эмоции оратора и аудитории? 9. Как изменится дискурсивный граф данного выступления, если: а) слушатели начнут утрачивать интерес к теме; б) проявят возрастающий интерес; в) переменят отношение к оратору и сообщаемой им информации в лучшую или худшую сторону? 10. Оценка смысловой структуры речи – набор и соотношение идей, их градация по значимости, их деление на тезисы, логические доказательства и иллюстрации.
Вопросы для краткого эссе: 1. Какие внешние и внутренние обстоятельства обуславливают выбор темы устного выступления? 2. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или же после него? 3. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала? 4. Что дает оратору усвоение существа топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации? 5. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его? 6. В каких условиях оправданы, и что собой представляют тематические экскурсы? 7. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления? 8. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи? 9. Дедукция и индукция: когда что применять? 10. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности? Контрольный тест: 1. Эскиз речи: а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи; б) предварительный план выступления; в) структурно-смысловой каркас темы; г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь. 2. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило: а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала; б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки. 3. Ранжирование элементов речевого материала: а) определение их подлинного смысла; б) определение порядка их изложения в выступлении; в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления; г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей; д) оценка их достоверности. 4. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти: а) необходимый набор фактов; б) необходимый набор логических операций; в) оптимальные средства речевой выразительности; г) оптимальный вариант развития темы; д) оптимальный вариант расположения речевого материала. 5. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется: а) пределом терпения слушателей; б) исчерпанностью темы смыслового блока; в) психоэмоциональными факторами. 6. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило: а) возрастает; б) уменьшается; в) остается без изменений. 7. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями: а) в начале речи; б) в середине; в) в конце. 8. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа: а) возрастает; б) уменьшается; в) остается без изменений. 9. Топы помогают найти: а) оптимальное развитие темы; б) оптимальное расположение смысловых квантов; в) средства эмоционального воздействия на слушателей; г) средства адекватного выражения идей. 10. Топы отражают: а) задачи оратора по обработке речевого материала; б) специфику конкретной цели выступления; в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений; г) художественный вкус оратора; д) запросы аудитории. 11. Топ «причина и следствие» имеет особо важное значение в речах: а) эмоционально-художественных; б) научных; в) агитационных; г) юридических. 12. Топ «шутка» позволяет: а) поднять настроение слушателей; б) сменить тему; в) безопасно высказать что-то весьма серьезное; г) уйти от слишком прямой формулировки; д) отбиться от назойливых расспросов. 13. Вступление любой речи имеет цель: а) познакомить слушателей с темой речи; б) отвлечь их от посторонних мыслей; в) сконцентрировать их внимание на теме выступления; г) ввести самого оратора в рабочее настроение; д) дать оратору возможность изучить аудиторию. 14. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет: а) экономия времени; б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации; в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей. 15. Без всяких издержек можно обойтись без вступления когда: а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации; б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором; в) речь коротка и эмоционально ярка; г) оратор и слушатели искренне уважают друг друга. 16. Основная часть любой речи: а) дает главный массив информации; б) дает основания для выводов; в) дает сами выводы; г) содержит в себе общую речевую цель выступления. 17. Заключение любой речи: а) дает выводы выступления; б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части; в) дает эмоциональную «накачку» аудитории; г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей; д) предупреждает выпады оппонентов. 18. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование: а) рассказа о фактах как речевого события; б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа; в) оценки важности этих фактов оратором; г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам; д) степени первичности сообщенных оратором фактов. 19. Композиционный анализ позволяет выявить: а) стремление автора сделать свою речь красивее; б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в угодную оратору сторону; в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов; г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений. 20. Риторический эскиз отличается от риторического анализа: а) применением индукции вместо дедукции; б) применением дедукции вместо индукции; в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала; г) меньшим их числом; д) изменением очередности операций; е) сохранением их очередности; ж) прогностическим характером исследования.
Раздел №3 ____________________________
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.112 (0.009 с.) |