Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные параметры риторического эскиза речи

Поиск

 

Вышеизложенные параметры риторического анализа такжеиспользуются и при составлении риторического эскиза (предварительного плана) собственной речи. Естественно, здесь нет необходимости выведывать чужие тайны, да и сравнивать свою, пока еще только замышляемую, речь с чьей-то чужой не всегда возможно (особенно если ее и нет). Поэтому перечень параметров риторического эскиза (по сравнению с риторическим анализом) можно сократить. Заодно имеет смысл изменить сам порядок действий - с индуктивного порядка, что необходимо при работе с доселе незнакомым информационным массивом - исследования частностей с переходом на их основе к общему выводу. На дедуктивный порядок, что естественно при создании собственного речевого текста - формулирование общего замысла с последующим оснащением его вытекающими из его сути служебными деталями.

При работе над риторическим эскизом предпочтительна следующая очередность операций:

· определение общей цели речи: зачем я буду выступать?

· установление конкретной цели речи: что я буду говорить?

· прогноз речевой ситуации и, прежде всего, социального состава слушателей, их интересов и психологических свойств: перед кем я буду выступать?

· определение смысловой структуры речи

· расположение (иерархизация) идей

· подбор средств речевой выразительности– создание системы образов, адекватных высказываемым идеям. Яркий образ, введенный в сознание слушателей, облегчает не только восприятие (понимание) идеи, но и ее усвоение, согласие с ней, а также ее запоминание.

Ораторов давно занимает вопрос о том, следует ли обязательно писать полный текст речи или же можно ограничиться конспектом или даже планом. Здесь все зависит от объема выступления, его структурно-тематической сложности, функционального вида речи.

Существенное значение имеет и требовательность аудитории, ее вкусов (одни слушатели терпеть не могут ораторов, читающих по бумажке, другие относятся к ним вполне дружелюбно).

Свою роль играют также традиции различных речевых сред и речевых ситуаций (одно дело – вузовская лекция и другое – митинговая речь).

Сказывается и зависимость от таких факторов, как характер мотивации речевого действия для выступающего и для слушателей, степень стихийности и экспромта и, разумеется, опыт и психологические свойства самого оратора (прежде всего память, гибкость мышления, уверенность в себе).

В любом случае, отсутствие рабской зависимости от конспекта расценивается как один из показателей ораторского мастерства и высокой культуры речи.

Одна из наиболее рациональных форм записи речи – внутренний конспект, т.е. полный текст выступления с выделенными при помощи подчеркивания или пометок на полях опорными словами. Эти слова – смысловые центры информационных блоков – прочно ассоциируются в сознании оратора со всем содержанием этих блоков: достаточно бросить взгляд на бумагу – и все сразу всплывает в памяти. Опорные, или ключевые слова можно уподобить телеграфным столбам, несущим провода – содержание всей речи.

К числу неоспоримых достоинств внутреннего конспекта относится универсальность – его можно применять для записи любых функциональных видов речей и использовать в любой речевой ситуации. Оратор, положивший на трибуну пачку исписанных страниц и почти не заглядывающий в них, производит на публику вполне благоприятное впечатление.

С накоплением ораторского опыта способность к анализу чужих речей и синтезу собственных переходит в почти автоматический навык, но основные параметры этих действий остаются неизменными.

___________________________________

 

Вопросы для повторения:

1. Какие проблемы содержит в себе выбор темы выступления в разных жизненных обстоятельствах?

2. Каковы основные требования к смысловому полю выступления и как они отражаются в его эскизе (предварительном плане)?

3. Имеет ли смысл составлять эскиз (в частности, в форме пасьянса или речевого дискурсивного графа) для диалогических и полемических речевых действий?

4. Топы - это чисто ораторские приемы обработки информации или повседневная разговорная практика?

5. Какие слои скрытой информации выявляет риторический анализ, и в каких сферах практической деятельности он используется?

Чат:

 

В течение 15 минут обсудите значение и специфику поиска, обработки и структурирования речевого материала для различных прогнозируемых речевых ситуаций, а также проблему использования скрытых (резервных) тем и пассивного тематического фонда при изменении речевой ситуации.

Тренировочные задания:

 

1. Одной из форм эскиза речи является речевой дискурсивный граф – линейная схема развития темы с периодическим ее дроблением на дочерние темы и выбором той из них, которая обеспечит наилучшую реализацию речевой цели выступления. Чем определяются:

а) число элементарных отрезков – «колен» графа;

б) число ветвей в точке выбора;

в) радиус возможного возврата к точке выбора?

2. Алгоритмы анализа и синтеза речевой информации называются топамигреч. место, точка). Что они дают оратору при работе над эскизом речи, в частности, по методу дискурсивного графа?

3. Определите, какие топы использованы в энциклопедической статье об алюминии. Алюминий – химический элемент III группы периодической системы Д.И.Менделеева. Давно известным соединением А. являются алюминиевые квасцы. Датский ученый Эрстед в 1825 г. впервые получил металлический А., действуя при нагревании амальгамой калия на хлористый алюминий. А. – серебристо-белый металл. Плотность 2,7; t° пл. 659, 8°С, t° кип. 2500°С. В соединениях трехвалентен.

4. Назовите основные правила сбора и обработки речевого материала при подготовке устного выступления.

5. При создании риторического эскиза речи выявляется множество скрытых и побочных тем, ненужных в запланированном выступлении. Что делать оратору с этими темами?

Практикум:

Ведущий (преподаватель или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь на 8-10 минут, предварительно представив на доске дискурсивный граф выступления. Далее слушатели комментируют следующие параметры речи:

1. Вид речи, ее общая и конкретная цели и преимущественный адресат.

2. Оценка композиции речи; соответствие вступления, основной части и заключения своим базовым функциям.

3. Комментарий дискурсивного графа речи с мотивацией:

а) содержания и продолжительности отдельных частей выступления;

б) веера тем, раскрывающегося по завершении каждой предыдущей темы;

в) выбора новой темы из данного веера.

4. Анализ побочных тем (отброшенных ветвей дискурсивного графа) с выяснением обстоятельств, когда эти темы могут быть задействованы:

а) в данной речи;

б) в последующей дискуссии по данному выступлению;

в) в других речах и дискуссиях по ним.

5. Какие топы и почему были использованы:

а) при формировании веера тем;

б) при выборе предпочтительной темы из готового веера?

6. Какие топы вообще (не только в данной речи) способствуют расширению темы (формирование веера), а какие – сужению (выбор одной из ветвей веера)?

7. Можно ли достичь конечной точки дискурсивного графа данного выступления иными путями, с использованием иных подтем (ветвей веера) и иных топов?

8. Как повлияют на дискурсивный граф данного выступления реплики с мест:

а) дружественные;

б) недружественные;

в) нейтральные;

г) не относящиеся к делу, но возбуждающие эмоции оратора и аудитории?

9. Как изменится дискурсивный граф данного выступления, если:

а) слушатели начнут утрачивать интерес к теме;

б) проявят возрастающий интерес;

в) переменят отношение к оратору и сообщаемой им информации в лучшую или худшую сторону?

10. Оценка смысловой структуры речи – набор и соотношение идей, их градация по значимости, их деление на тезисы, логические доказательства и иллюстрации.

 

Вопросы для краткого эссе:

1. Какие внешние и внутренние обстоятельства обуславливают выбор темы устного выступления?

2. В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется – до и во время поиска речевого материала или же после него?

3. Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала?

4. Что дает оратору усвоение существа топики – набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации?

5. Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?

6. В каких условиях оправданы, и что собой представляют тематические экскурсы?

7. Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления?

8. К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи?

9. Дедукция и индукция: когда что применять?

10. Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?

Контрольный тест:

1. Эскиз речи:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

2. Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:

а) успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;

б) сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки.

3. Ранжирование элементов речевого материала:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

4. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:

а) необходимый набор фактов;

б) необходимый набор логических операций;

в) оптимальные средства речевой выразительности;

г) оптимальный вариант развития темы;

д) оптимальный вариант расположения речевого материала.

5. Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а) пределом терпения слушателей;

б) исчерпанностью темы смыслового блока;

в) психоэмоциональными факторами.

6. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

7. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:

а) в начале речи;

б) в середине;

в) в конце.

8. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) остается без изменений.

9. Топы помогают найти:

а) оптимальное развитие темы;

б) оптимальное расположение смысловых квантов;

в) средства эмоционального воздействия на слушателей;

г) средства адекватного выражения идей.

10. Топы отражают:

а) задачи оратора по обработке речевого материала;

б) специфику конкретной цели выступления;

в) объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;

г) художественный вкус оратора;

д) запросы аудитории.

11. Топ «причина и следствие» имеет особо важное значение в речах:

а) эмоционально-художественных;

б) научных;

в) агитационных;

г) юридических.

12. Топ «шутка» позволяет:

а) поднять настроение слушателей;

б) сменить тему;

в) безопасно высказать что-то весьма серьезное;

г) уйти от слишком прямой формулировки;

д) отбиться от назойливых расспросов.

13. Вступление любой речи имеет цель:

а) познакомить слушателей с темой речи;

б) отвлечь их от посторонних мыслей;

в) сконцентрировать их внимание на теме выступления;

г) ввести самого оратора в рабочее настроение;

д) дать оратору возможность изучить аудиторию.

14. Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет:

а) экономия времени;

б) «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации;

в) неконтролируемое проявление эмоций у слушателей.

15. Без всяких издержек можно обойтись без вступления когда:

а) слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;

б) задачи вступления выполнены предыдущим оратором;

в) речь коротка и эмоционально ярка;

г) оратор и слушатели искренне уважают друг друга.

16. Основная часть любой речи:

а) дает главный массив информации;

б) дает основания для выводов;

в) дает сами выводы;

г) содержит в себе общую речевую цель выступления.

17. Заключение любой речи:

а) дает выводы выступления;

б) повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части;

в) дает эмоциональную «накачку» аудитории;

г) закрепляет материал выступления в памяти слушателей;

д) предупреждает выпады оппонентов.

18. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование:

а) рассказа о фактах как речевого события;

б) самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа;

в) оценки важности этих фактов оратором;

г) эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам;

д) степени первичности сообщенных оратором фактов.

19. Композиционный анализ позволяет выявить:

а) стремление автора сделать свою речь красивее;

б) стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в угодную оратору сторону;

в) стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов;

г) стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений.

20. Риторический эскиз отличается от риторического анализа:

а) применением индукции вместо дедукции;

б) применением дедукции вместо индукции;

в) бóльшим числом параметров исследования речевого материала;

г) меньшим их числом;

д) изменением очередности операций;

е) сохранением их очередности;

ж) прогностическим характером исследования.

 


Раздел №3

____________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.167 (0.008 с.)