Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументирующая речь (убеждающая – пропагандистская или призывающая к действиям – агитационная).

Поиск

Во введении следует обозначить спорный вопрос (проблему речи) и дать свой ответ на него (тезис речи), т.е. обозначить, в чем мы будем убеждать слушателей.

Заинтересовать слушателей и расположить их к себе, делая упор на общее и затушевывая розное. Искать не оппонентов, а единомышленников.

В основной части речи следует учитывать отношение к оратору слушателей, либо известное заранее, либо выявляющееся при озвучивании введения. Если настрой аудитории положительный, то имеет смысл применить дедуктивный метод подачи материала – от признаваемого слушателями основного тезиса к всевозможным его производным, охотно принимаемым аудиторией как естественные дочерние идеи (развитие основного тезиса). Если же аудитория настроена отрицательно, то необходимо использовать в изложении материала индукцию, т.е. основной тезис приходится не развивать, а доказывать, составляя его из положений, хоть сколько-нибудь разделяемых публикой.

В колеблющейся или смешанной аудитории следует попеременно использовать оба метода, ненавязчиво подыгрывая единомышленникам и психологически апеллируя к ним для нейтрализации оппонентов. Необходимо помнить, что нажить противника, как правило, легче, чем обрести друга.

В заключении аргументирующей речи следует дать броский, эмоциональный лозунг или призыв, фокусирующий весь пафос выступления в одну точку. Заключение всегда должно быть бодрым, оптимистичным, мобилизующим, иначе речь может достигнуть противоположного эффекта.

Специфические нормы-правила эмоциональной речи

Эмоциональная речь (юбилейная, надгробная, на встрече, при прощании, хвалебная, порицательная) произносится с целью вызвать соответствующие чувства, создать общую духовную атмосферу. Главные правила этого речевого жанра:

а) Хвала добродетели и прекрасному наряду с осуждением порока и безобразного на основе этических и эстетических норм данной социальной среды.

б) Преувеличение (гипербола) и последовательное усиление (восходящая градация, или амплификация) восхваляемых или осуждаемых качеств с использованием соответствующих риторических средств – цветов красноречия.

в) Сравнение предмета речи с классическими (историческими, религиозными, мифологическими, фольклорными и литературными) образами, олицетворяющими собой соответствующие качества. С Геркулесом, Ильей Муромцем, Соломоном, Левиафаном, Юпитером, Змеем-Горынычем, Цезарем, Наполеоном, Смердяковым и др. Или же с природными явлениями – Солнцем, бурей, молнией, весной и пр.

г) И в хвале, и особенно в осуждении важно знать меру. Если чересчур восторженная или слащавая речь просто вызовет комическое впечатление, то лишняя стрела может вернуться грозным копьем.

 

Структурные ошибки подачи речевого материала

 

Очередность подачи различных блоков речевого материала существенно влияет на степень их восприятия и характер их оценки слушателями, чем умело пользуются опытные ораторы. Менее же опытные часто допускают следующие структурные ошибки:

· композиционная рыхлость (смешение функций различных частей речи и неверное расположение частей)

· неоправданное расширение темы, что ведет к поверхностности изложения

· недостаточная последовательность, перескакивание с одной части темы на другую без необходимых логических мостиков и переходных фраз.

· неумение распорядиться отведенным временем, приводящее к растянутости выступления в начале и скороговорке в конце, к скомканности основных положений и недоказанности выводов

· неумение организовать материал с учетом аудитории, обстановки и собственной речевой цели.

Правильно расположенный речевой материал хорошо поддается логической увязке (хотя и не заменяет ее) и способствует закреплению основной идеи речи в памяти. А нередко – и в убеждениях слушателей.

 

Основные параметры риторического анализа и его виды

 

Любая научная дисциплина предполагает активное использование аналитических методов. Риторика – не исключение. Риторический анализ устных выступлений позволяет извлечь из них примерно впятеро больше полезной информации, чем при восприятии просто так, по чисто стихийной оценке. Это достигается за счет выявления информации вторичной – той, которую оратор знал, но хотел утаить, и третичной, таившейся у него в подсознании и недоступной его собственному логическому рассудку.

Число параметров оценки озвученной информации в профессиональных отраслевых риториках доходит до полусотни и предполагает, прежде всего, глубочайшее знание психологии, информатики и семантики. В основах общей риторики мы ограничимся кратким изложением всего 9 параметров риторического анализа, пригодных для исследования практически любых жанров устных выступлений.

Контент-анализ, или анализ содержания речи, т.е. набора изложенных в ней фактов, т.е. каких-либо реальных событий. Здесь важно, во-первых, отделить сами факты от эмоций, оценок и комментариев рассказчика. Эту работу (к примеру) проделывают следователи при допросе свидетелей, требуя от них сообщать только воочию виденные события, а не догадки. Подчеркивая, что «строить версии – это наше дело». Во-вторых, провести ранжирование фактов по их важности для рассматриваемой в выступлении проблемы.

Оценку важности фактов дает сам аналитик, исходя из своих знаний данного предмета. Это можно сделать по 10-балльной системе. Далее следует расставить факты (смысловые кванты) в виде столбчатой диаграммы (гистограммы) в порядке убывания важности (не путать с хронологическим порядком изложения тех же фактов). Имея при этом в виду, что факты могут свидетельствовать как за, так и против какой-либо версии (факты-улики и факты-алиби в юриспруденции).

Противостоящиефактыимеют вид столбиков, обращенных вниз (со знаком минус) с соответствующей ранжировкой по важности. Фактам на графике следует дать номера и подписать, какой столбик что обозначает (см.: схему 9). Сопоставив на графике массивы за и против, нетрудно увидеть, какую картину явления в целом рисует оратор, куда он клонит.

Схема 9

Анализ сравнительной оценки фактов оратором и аналитиком. Слушатель-аналитик – не единственный оценщик излагаемых в речи фактов. Прежде всего, факты оценивает сам рассказчик, вольно или невольно демонстрируя свое отношение к ним, что порою бывает важнее, чем сами факты. По сути дела, любой рассказ о фактах – это и рассказ о своем взгляде на данные явления, о своих убеждениях и духовых ценностях, а, стало быть, и о себе. Мы часто спрашиваем собеседника: «что вы думаете о…?» Называя какой-либо уже достаточно известный нам факт, стараясь выяснить не столько новые детали события, сколько оценку его собеседником.

В монологической речи оценку оратором фактов можно определить как раз по тем деталям, от которых мы тщательно абстрагировались в пункте 1 нашего анализа – по эмоциям рассказчика, его прямым оценкам, комментариям, степени подробности изложения, отношению к доводам оппонентов. Здесь имеет смысл построить точно такую же гистограмму оценок, как и в пункте 1, но уже с точки зрения самого оратора, и сравнить оба графика, дабы уяснить: вот как вижу эти события я, и вот как – он; где здесь разница и чем она обусловлена?

Оба графика можно из гистограмм преобразовать в кривые методом огибающей кривой, и наложить друг на друга, что придаст им большую наглядность. При этом оценка одних и тех же фактов – показатель ориентации двух и более оценщиков – дает ясную картину их сравнительных духовных портретов: «вот – я, а вот – он. Вот мои «слоны», которые кажутся ему «мухами», и наоборот. Вот здесь – волне объяснимая зона совпадения оценок, а здесь – еще одна зона единодушия, но уже совершенно непонятная - надо над этим подумать…» (см.: схему 10).

Схема 10

Анализ степени первичности фактов, позволяющий отделить рассказ о событиях, виденных оратором лично, от пересказа чужих сообщений, пересказа пересказов и т.п. Именно такой анализ – элемент рутинной работы следователей: «вы сами это видели или слышали от кого-то? Слышали из первых уст или в пересказе?» Убийство гражданином Икс гражданина Игрек – это факт, который, если он будет доказан, станет носить ранг первичного. Рассказ же свидетеля Зет об этом событии – факт вторичный, рассказ об этом рассказе – третичный и т.д. Разумеется, всегда имеет смысл добираться до первоисточников, задавая вопрос: «откуда это взято?» Таким образом, удается выявлять зачинателей разного рода слухов и клеветы.

Интент-анализ, или анализ намерений (речевых целей) оратора во всем их многообразии. В данном случае это уже анализ не того, что и какон говорит, а того, зачем говорит. Этот анализ плодотворен лишь при опоре на предшествующие пункты исследования, дающие ему фактологическую основу. В каждой фазе удается выделить до 5-6 разноранговых речевых целей. Глубинный слой интересов, формирующий речевые цели главных уровней, как правило, скрыт от самого оратора в подсознании – этаже психики, неизвестном его носителю, но формирующем львиную долю всех мотивов его поведения, в том числе речевых. Опытный слушатель может узнать об ораторе больше, чем тот знает сам о себе.

Композиционный анализ, или анализ расположения различных квантов и блоков речевого материала. Как отмечалось выше, расположение элементов речевого материала существенно влияет на степень и характер восприятия и оценки излагаемой информации. Поэтому необходимо проследить, как и почему именно так в смысле очередности подает нам автор свои высказывания, какие информативные и психологические цели этим преследует? Что выйдет, если расположить материал иначе?

Допустим, оратор желает принизить в глазах слушателей неудобный для него факт. Что можно сделать несколькими способами: поместить его в один из провалов внимания, наблюдающихся, как правило, в середине смыслового кванта (отрезка речи длиной в 5-7 минут), или чуть ближе к концу всей речи, - тогда слушатели либо недооценят этот факт, либо вовсе пропустят его мимо ушей (см.: схему №11).

Можно воспользоваться методом рангового контраста, поместив нежелательный факт между двумя весьма крупными фактами, не содержащими неудобной информации, - тогда он просто «утонет»в созданной смысловой яме.

Сходным образом можно укрупнить угодный оратору факт, окружив его заведомо незначительными фактами того же или обратного знака. Следует иметь в виду, что для фактологической мелочи знак не столь существенен, как для крупных событий. Слушатель все равно рассудит: «ну, это все ерунда, а вот это – дело(см.: схему 12 и 13).

Можно, наконец, применить метод оценочной инерции, выдав слушателям несколько бесспорнейших истин, а затем запустив явную ложь и закрыв ее новой порцией истин (см.: схему 14).

Можно, вдобавок, поместить эту ложь в провал внимания, который, строго говоря, лучше не вычислять по счету минут, а определять по поведению аудитории: начали дремать – можно и приврать. Все эти уловки превосходно видны на ранжировочно-смысловых графиках.

6) Анализ применения цветов красноречия – тропов, эпитетов и риторических фигур. Выяснение того, какую задачу в воздействии на слушателя решает каждый из них: раскрыть смысл явления, подчеркнуть или умалить его значение, показать или затушевать связь с другими явлениями, направить нашу мысль вслед за чувствами в определенную сторону? Или же создать соответствующий эмоционально-оценочный настрой, донести до



нас какой-либо намек, иронию или иное метасообщение, содержащее скрытый смысл?

Анализ общей цели речи, т.е. того, для чего она произносится. В данном случае имеется в виду информационно-психологического воздействия, которое оратор хотел произвести на слушателей: проинформировать, дать совет, убедить, сагитировать, заставить задуматься, развлечь, предупредить, расположить к кому-либо или поссорить, ободрить или успокоить?

Анализируя сильную, на ваш взгляд, речь или публицистическую статью (письменный аналог речи), постарайтесь расчленить ее на отдельные элементы, продумать функцию каждого из них и выяснить, чем обусловлен ощущаемый вами психологический эффект. В частности, что здесь для вас ново – сами ли факты или выводы из них (второе, как правило, действует гораздо сильнее)? Или вас просто «взяли на эмоции», скрыв за красотой слога ничтожность фактов или неправомерность выводов? Или же умело сыграли на ваших мировоззренческих и оценочных стереотипах? Не предъявили ли вам муху, утаив слона? Наконец, кому и зачем нужно, чтобы вы думали именно так? О вас ли заботиться оратор или еще о ком? Насколько вообще его интересы совпадают с вашими интересами?

Анализ конкретной цели речи. Это содержание речи плюс ее общая цель – что и зачем говорится. Заметим, что в речах разных функциональных видов основной смысловой пункт содержания выступления называется по-разному:

· в речах информирующих – это тема, обозначаемая в заголовке и раскрываемая в плане.

· в речах аргументирующих - тезис речи.

· в речах эмоциональных - предмет речи: действия конкретного лица (группы лиц) или абстрактные понятия – любовь, дружба, доблесть, ненависть и т.д.

Анализ речевой ситуации -прежде всего, адресата выступления, а также обстоятельств, связанных с чтением речи – места, времени, психологической атмосферы и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.01 с.)