Голосовые инструменты ораторского искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Голосовые инструменты ораторского искусства



 

Главный инструмент оратора, бесспорно, голос. Чтобы успешно пользоваться им, надо иметь представление об его основных качествах, их влиянии на выполнение речевой цели выступления и способах их тренировки.

Энергетической базой нашей речи служит дыхание. Если в обычном дыхании выдох лишь в 1,5–2 раза длиннее вдоха, то в дыхании речевом, фонационном, эта разница достигает 10–15 раз. Вся речь осуществляется на выдохах, вдохи происходят во время так называемых доборных пауз. Вдох должен быть глубоким, коротким, энергичным, бесшумным и незаметным для слушателей. Выдох – долгим, равномерным, не затухающим к концу, чтобы не садился голос. Дыхание – ритмичным, плавным и устойчивым.

В некоторых учебниках риторики приводится комплексы дыхательных и фонетических упражнений. Автор этих строк предпочитает утреннюю гимнастику и пение - это самое естественное упражнение для тренировок дыхания и голоса; весьма результативны также бег и плавание. Полезно слушать запись своего голоса на магнитофон. При этом почти все люди, особенно услышавшие такую запись впервые, с трудом узнают собственный голос – настолько его звучание, воспринятое со стороны, отличается от слышанного нами из наших уст, что связано с различными условиями прохождения звуковых колебаний в воздухе и в костях черепа. Особенно меняется соотношение высоких и низких частот, определяющие звуковую окраскутембр голоса, а это – его главный индивидуальный признак. С магнитофона вы слышите себя так, как слышат вас другие. Тут вы можете объективно оценить себя как оратора. Истина – в магнитофоне.

Какие свойства голоса особенно важны для оратора?

Дикция, или артикуляция – это четкость, членораздельность произношения, правильность выговаривания каждого звука. Она зависит от установки речевого аппарата, и, прежде всего – губ и языка, в позицию, позволяющую образовать нужный звук и, разумеется, от природных особенностей устройства этих органов у различных людей. Недостатки дикции - картавость, шепелявость, гнусавость, гортанность, чоканье, цоканье и пр. Когда, как в рассказе В.Драгунского, вместо шишки говорят – сыски, фыфки, хыхки. Заикание – не дикционный, а фонационный недостаток, вызываемый не неправильным расположением губ и языка, а судорогами в гортани.

Если явных дикционных недостатков у оратора нет, то уместно упомянуть о достоинствах. Весьма благоприятное впечатление на слушателей производит четкое, твердое «р». А также отчетливо произносимые «л», «м», «н», «б», «п», «в», «ф» и «ж». Именно на этих, особенно придирчиво улавливаемых ухом звуках следует в первую очередь сосредоточиться оратору при проработке фонетических упражнений.

Дикцию тренируют специальными фонетическими упражнениями. Лучшие из них – скороговорки. Типа «Шел Саша по шоссе и сосал сушку». «Щетинка у чушки, чешуйка у щучки». «У быка бела губа была тупа». «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». «Сколпакован колпак не по-колпаковски, сколоколован колокол не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать и поперевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и поперевыколоколовать».

Интонация – совокупность фонетических качеств речи, придающих ей определенный смысловой и эмоциональный оттенок. В ней различают:

а) Тон – это высота звука, частота его колебаний в герцах. Мужчины говорят на частоте 85–200 герц, женщины – 160–340 герц. Расширить свой природный частотный диапазон весьма нелегко – этого добиваются певцы изнурительными упражнениями. Гораздо легче научиться свободно (пластично) варьировать тон в пределах своего природного диапазона. Пластичный голос кажется шире по диапазону, чем непластичный, и при пении производит впечатление большей задушевности. Камерному певцу важнее иметь голос пластичный, нежели широкий. Есть хорошие мелодии для тренировки голоса. Это, прежде всего, лирико-эпические песни – баллады, романсы, в которых характер частотных переходов близок к ораторскому.

б) Интенсивность звучания – это его мощность (количество энергии, выделяемой за единицу времени). Зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Где говорить громко, а где тихо – определяется по речевой ситуации. При этом необходимо иметь в виду, что дальность распространения звука зависит не только от его исходной громкости, но и от его частного диапазона, от наличия обертонов – высших колебательных гармоник. Голос, богатый обертонами, воспринимается как глубокий и сочный (это уже качество тембра) и медленно затухает с расстоянием. Способность голоса распространяться на большие расстояния за счет широты частотного диапазона называется полетностью. И второй важный момент - весьма часто больший психологический эффект достигается не повышением, а снижением интенсивности голоса. Тихая, неторопливая и плавная речь звучит внушительнее, солиднее громкой, взвинченной и крикливой речи.

в) Темп речи – это скорость ее произнесения, определяемая количеством речевых элементов – слов или слогов – в минуту. В русском языке средний темп – 100 – 120 слов в минуту. Темп – важное средство передачи эмоций. Активные, мобилизующие эмоции (радость, гнев) ускоряют темп речи, пассивные, угнетающие (страх, уныние) – замедляют его. Многое сообщает он и о личных качествах говорящего: один трещит, как пулемет (дятел, сорока, мельница), другой еле цедит, тянет резину, жует мочалку.

г) Тембр – это окраска, колорит голоса, определяемый набором обертонов (высших частотных гармоник) к основному звуку. Тембр – едва ли не главное для оратора качество голоса. По тембру голос бывает звонкий - глухой, чистый - сиплый, дребезжащий - рокочущий, холодный - теплый, жесткий - мягкий, грубый - ласковый, плаксивый - веселый, игривый - сердитый, злобный - ироничный, высокомерный - почтительный, заискивающий - искренний, открытый - недоверчивый, дружелюбный - подозрительный и т.п.

Таким образом, интонация – это мощное средство метасообщения – внесения в слова и выражения дополнительного смысла, расширяющего возможности полноценной передачи информации. Как отмечал И.Андроников «Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесен». Если нам говорят оптимистичные фразы убитым голосом, мы мгновенно заподозрим неладное.

Наряду с интонацией, большую роль в арсенале голосовых средств оратора играют паузы (от лат. пауза – остановка). По замечанию К.С.Станиславский, «пауза - важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей». Различают:

- паузы размышления. Возникают в любом месте высказывания и отражают колебания в выборе а) что сказать (из нескольких известных оратору вариантов) и б) как сказать

- логические паузы делят речь на смысловые блоки – речевые такты.

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться…

·
ПРАВИЛЬНО
НЕПРАВИЛЬНО
А.С.Пушкин

- психологические, или эмоциональные паузы выражают чувства вне всяких грамматических правил. «Первое место поделили Петров… и ты!»

- синтаксические паузы отмечаются знаками препинания. Самая малая пауза обозначается запятой, большая – точкой с запятой, наибольшая – точкой

- ситуационные паузы либо дают слушателю время на обдумывание или действие, либо вызываются перерывом в синхронно комментируемом процессе. Используются при диктовке, в воинских командах, комментировании спортивных игр, ожидании ответа собеседника

- физиологические паузы – добор воздуха. Умелый оратор растворяет их в паузах всех предыдущих видов

- пустые, или беспомощные паузы – это когда нечего сказать по сути или неизвестно, как сказать по форме.

 

Язык мимики и жеста

Наряду с вокальными (голосовыми) качествами оратора важную роль в его воздействии на публику играет язык мимики и жеста. Поскольку «глаза - зеркало души», оратор должен умело пользоваться своим взглядом. Избегая как «блуждания» его по всей аудитории, что создает впечатление рассеянности или растерянности, так и «сверления» им одного человека. Золотая середина – обзор 5-6 человек, которые сами охотно смотрят оратору в глаза. Тем самым, завязывается зрительный контакт с аудиторией, который распространяется на всех слушателей (за исключением самых пассивных). Люди не любят безразличного, тусклого, отсутствующего взгляда. Но имитировать заинтересованность, придавая себе нарочито оживленный вид – это еще хуже. Фальшь немедленно будет замечена.

Следует ли как-либо регулировать свою мимику в процессе произнесения речи? Лучший вариант - регулировать свое настроение и отношение к выступлению, а нужная мимика и жесты придут сами собой.

Жесты бывают выразительные (эмоциональные), изобразительно-подражательные, указующие и регулирующие. Часто встречаются манеризмы – непроизвольные движения, отвлекающие внимание слушателей (почесывание затылка, топтание на месте, раскачивание из стороны в сторону, подергивание плечом и т.п.). С ними надо бороться, контролируя себя, точно также, как и со словами – паразитами типа: «понимаете», «словом», «короче говоря», «однако», «так сказать», «видите ли» и т.п.

Но, подобно тому, как, употребленные к месту и в меру, эти выражения играют полезную роль вводных слов, точно так же к месту можно и дернуть плечом и почесать в затылке. Вспомним поговорку: «грязь – это любое химическое вещество в неположенном месте».

Избавляясь от крайностей в мимике и жестах, надо стремиться, чтобы в поведение оратора было выражением его собственной духовной деятельности. Не следует никого копировать. Не переигрывать. Оратор – лишь отчасти актер, точно так же, как и актер – лишь отчасти оратор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.011 с.)