Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Четыре закона общей риторикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Все риторические параметры речи должны соответствовать ее цели, обеспечивая необходимую оратору реакцию адресата. Решению этой задачи служат четыре закона общей риторики: Первый закон - закон гармонического диалога оратора и слушателей. Для совпадения речевых целей оратора и слушателей необходимы: достаточная исходная осведомленность слушателей в данной теме и их заинтересованность в ней; общая ценностная ориентация оратора и слушателей; доходчивость, конкретность и наглядность изложения. Сверх того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована (не по форме, а сути). Диалог (здесь – не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии (согласия) между оратором и аудиторией. Есть несколько испытанных приемов диалогизации речевых действий оратора. Это: Во-первых, внимание к адресату. Слушателя надо изучать, знать его интересы, проблемы, пристрастия, «больные места», психологический склад, - все, что может повлиять на результат вашей речи. Во-вторых, близость темы к слушателю. Близкой адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты. Всего важнее же – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. В противном случае вы рискуете быть отторгнутым духовной средой аудитории. Надо также знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. Еще Аристотель замечал, что слушатели внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко всему удивительному и приятному, поэтому следует внушать слушателям, что речь идет о подобных предметах. К этому следует добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного материала, даже если он не связан непосредственно с интересным. Здесь сказывается эмоциональная инерция. Как шутят повара, с хорошим соусом можно съесть и ботинок. Аналогичной «приправой» для скучного, трудно усваиваемого материала служат всевозможные шутки, анекдоты, пословицы и поговорки, вроде вышеприведенной о ботинке. В-третьих, конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным. Образность речи превращает ее во внутренний фильм и слуховое восприятие по своей эффективности приближается к зрительному восприятию. При помощи делаемых ораторами обобщений слушатели достаточно легко переходят с конкретного уровня восприятия на уровень абстрактный. Второй закон - закон ориентации адресата в структуре речи. Важно не только дать слушателям тему речи и ее план (последний соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент оратор и слушатели. Важно также выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи. Лучше закончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств оратора. Третий закон - закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к сердцу слушателей. Четвертый закон - закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному. То же относится и к его речи. Это кажется аксиомой, но здесь есть одна существенная оговорка: нельзя понравиться абсолютно всем, особенно в аудитории, поляризованной с точки зрения ценностей (группа спорщиков, парламент, митинг, судебная коллегия и т.п.) – угодить одним сплошь и рядом значит настроить против себя других. Это уже вопрос принципиальности оратора, его нравственной и гражданской позиции. Из четырех основных законов общей риторики первый – закон гармонического диалога оратора и слушателей, является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации (см.: схему 1). Нередко адресат устного выступления бывает представлен на нескольких уровнях. В публичном диспуте на микроуровне речь идет обоппоненте или единомышленнике. На мезоуровне – обо всей группе дискутирующих, включая противников и союзников (вторичная аудитория). На макроуровне – о друзьях и знакомых спорящих сторон (третичная аудитория). Тех, которые получают сведения из зала либо от ораторов по завершении действа, либо от слушателей (пересказ). Если же выступление транслируется по радио или по телевидению, то возникает аудитория уже четвертого порядка, предъявляющая к оратору весьма специфические требования. Отсюда следует, что речевая цель оратора должна включать в себя речевые ожидания, как непосредственных слушателей, так и аудитории более высоких порядков с учетом их предполагаемой реакции (см.: схему 3).
«Технологии» управления аудиторией
Любому оратору приходится сталкиваться с утомлением аудитории и, как следствие, со снижением внимания. Большинство выступлений, например, на деловых совещаниях кратки: в прениях председатель дает всего по 4-5 минут, однако здесь начинает сказываться совокупный эффект утомления (от речей предыдущих ораторов), и если вы выступаете ближе к концу прений, то ваши семена будут падать на весьма истощенную почву. Зато вы сможете обобщить в своем слове все сказанное до вас единомышленниками и оппонентами. А если вы при этом еще несколько усилите голос и добавите уместную толику пафоса, изложив вместо деталей темы, назревшие конкретные предложения (у ораторов это называется «проехаться на чужой спине»), то можете вполне рассчитывать на успех. Особенно если вместо 4-5 минут уложитесь в 3. Умение произносить речи – трехминутки особенно помогает на митингах, где краткость в особой цене. Заметим, что максимум внимания при настройке аудитории на короткую речь приходится как раз на третью минуту - именно здесь следует подать основной тезис выступления в виде 10 – 15-секундной фразы и на этом закончить. Если же вам выпало прочитать речь минут на 30 (например, отчетный доклад или пространное сообщение), то здесь придется оперативно отслеживать реакцию аудитории, и управлять вниманием зала при помощи следующих испытанных ораторских приемов: 1) Контрастная подача материала - сочетание известного адресату с неизвестным, трудного – с легким, спорного – с несомненным, абстрактного – с конкретным, серьезного – со смешным. Это также когда пафос дополняется спокойным изложением материала. Приводимые цитаты и цифры - комментариями к ним. Когда критика совмещается с похвалой (если объект того и другого заслуживает), скорбь – с надеждой, формулы – с пословицами и поговорками, проза – со стихами. В общем, когда имеет место периодическая смена содержания и характера изложения информации. 2) Речевые модуляции - изменение темпа речи, силы и тембра голоса в соответствии с содержанием произносимого. Формулы, термины, определения надо выговаривать неторопливо, внушительно, пословицы и поговорки – весело, шутливо, подчас даже задорно. Многие ораторы выделяют особой интонацией цифры, примеры и цитаты. 3) Обратная связь с аудиторией -если слушатели начинают отвлекаться, засыпать или заниматься посторонними делами, надо срочно применить один из упомянутых приемов содержательного, стилевого или вокального перебоя. Иногда бывает полезно выдержать привлекающую внимание паузу или демонстративно откашляться. 4) Смысловые кванты -5-7 минутные отрезки, которые имеет смысл выделять в пространных речах для каждого частного сюжета или тезиса с его доказательствами, ибо внимание среднего слушателя способно непрерывно удерживаться на одной теме как раз такое время. 5) Соблюдение закона края (лучше запоминаются начало и особенно конец любого информационного блока) на микро – мезо - и макроуровне, т.е. в каждом тезисе-кванте, в каждой части выступления (начало, середина, конец) и во всей речи. Как отмечал М.В. Ломоносов, «из доводов сильные и важные должно положить наперед, и те, которые других слабее, в середине, а самые сильные – на конце утверждения, ибо слушатели и читатели больше началу и концу внимают и оных больше помнят». Конец важнее начала, поскольку он подводит естественный, психологически ожидаемый итог всей речи. Это же правило распространяется и на серию выступлений разных ораторов, особенно на дебаты, в которых ораторы опровергают друг друга. Это утомляет нейтрального слушателя, он внутренне молит спорщиков о конце и ощущает невольную благодарность тому, кто поставил точку в затянувшихся прениях. В итоге шанс на согласие с ним слушателя слегка повышается. Сколь ни мал этот шанс, им не следует пренебрегать. Воистину, «конец – делу венец». Не случайно во многих европейских языках понятие «конец» и «цель» обозначает одно слово. 6) Углубление аргументации - чем острее идет полемика и чем принципиальнее для оратора отстаиваемый им тезис, тем прицельнее следует сосредоточиться на нем, развивая аргументацию не вширь, а вглубь, и решительно отбрасывая массу мелких, слабых, хотя и по-своему интересных доводов, лишь распыляющих внимание адресата при дефиците отпущенного времени. Толовая шашка, взорванная на танке, лишь сбивает с него краску, но то же количество взрывчатки, собранное в кумулятивный заряд, прожигает броню насквозь. 7) Учет особенностей аудитории - чем младше, многочисленнее и ниже по образовательному уровню аудитория, тем проще должна быть речь по содержанию, форме и структуре.
Риторический канон Готовясь к выступлению, следует самым внимательным образом отнестись к своду ораторских правил, который Аристотель назвал риторическим каноном (см.: схему 1). Этот общий порядок работы над устным выступлением включает: 1) Изобретение содержания речи. 2) Расположение изобретенного речевого материала. 3) Словесное оформление (выражение, подбор речевых средств). 4) Запоминание (репетиция). 5) Произнесение. Большинство ответственных речей готовится заранее и, как правило, лишь реплики, часть вопросов и ответов можно доверить экспромту. Не пишут конспектов и не репетируют выступлений ораторы-виртуозы, глубоко знающие предмет речи и выступающие в хорошо знакомой речевой среде. Схема 4
Известный отечественный историк Е.В.Тарле на вопрос, почему он никогда не пользуется записями, отвечал: «очень просто – я знаю раз в 10-12 больше, чем собираюсь рассказать». Разумеется, далеко не все могут блеснуть подобным талантом, да и цена речевой ошибки у крупного руководителя, военачальника или парламентария может быть значительно больше, чем у преподавателя истории: не только смысловые, но даже чисто стилевые шероховатости в речах отечественных руководителей не раз служили причиной откровенных насмешек и даже скандалов. Поэтому следует взять за аксиому: в политической, юридической, деловой и всякой иной риторике, имеющей отношение к людским судьбам, нет мелочей, и никакое усердие в подготовке выступления не будет излишним. ______________________________________
Вопросы для повторения: 1. Риторика – это наука или искусство? 2. Как соотносятся в риторике психологическая и филологическая компоненты? 3. Что дает оратору и слушателю четкое осознание речевых ролей, речевых целей и их иерархии у себя и у собеседника? 4. Что полезно знать о смысловом поле монологической и диалогической речи? 5. Как используются активный и пассивный тематические фонды речи в стабильном варианте речевого события и как - при перемене тематики? 6. Чем обусловлено существование трех функционально-целевых видов речи? 7. В чем проявляется специфика реализации различных ораторских качеств в разных функциональных видах речи? 8. Что дает знание четырех законов общей риторики в каждом из функциональных видов речей? 9. В чем и как проявляются психологические аспекты управления вниманием аудитории в различных речевых ситуациях? 10. Что стоит за понятием «риторический канон», и каково значение этого понятия, как для начинающего, так и для опытного оратора? Чат:
Обсудите в течение 15-20 минут роль и значение общей риторики в избранной сфере профессиональной деятельности, а также в экстремальных жизненных (профессиональных и бытовых) ситуациях. Тренировочные задания: 1. Что является главным исходным условием успеха устного выступления? 2. Любая речь есть диалог – открытый или скрытый. Как это понимать? 3. Зависит ли речевая цель оратора от того, выбирает он тему выступления сам или ему ее задают извне (по плану, приказу и т.п.)? 4. Что делать оратору, если в его выступлении содержится несколько речевых целей? 5. Каков главный параметр исследования речевой роли вашего собеседника? Практикум: Ведущий (руководитель семинара или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренную речь продолжительностью 8-10 минут. Остальные в устной или письменной форме дают оценку выступления по следующим параметрам: 1. Вид речи (информирующая, аргументирующая, эмоциональная). Общая и конкретная цели данного выступления: а) у оратора; б) у слушателей (их речевое ожидание); в) зона совпадения речевых целей оратора и слушателей (по оценке обеих сторон). 2. Какими средствами стремился оратор завоевать доверие аудитории: а) в содержании речи; б) в манере изложения? 3. Какими приемами старался оратор удержать внимание слушателей на содержании выступления? 4. Как регулировал оратор эмоциональное состояние публики? 5. Заряжал ли оратор слушателей оптимизмом или стремился повергнуть их в шок? 6. Реакция на данное выступление: а) аудитории, присутствовавшей в зале; б) какой-либо условной аудитории (рассмотреть возможные варианты). Предложения: чем именно можно помочь или возразить оратору? 7. Реакция оратора на вопросы и реплики из зала. 8. Какими приемами пользовался оратор, чтобы: а) повысить (или понизить) степень конкретности изложения, и зачем? б) повысить (или понизить) остроту изложения, и зачем? в) создать желательное ему соотношение фактов, логики и эмоций, и зачем? 9. Что следовало бы добавить и что можно опустить в материале данного выступления в различных речевых ситуациях? 10. Общая оценка выступления, конкретные замечания и пожелания оратору.
Вопросы для краткого эссе: 1. Что составляет предмет общей риторики как теоретико-прикладной дисциплины социально-гуманитарного профиля? 2. Какие факторы влияют на содержание, стиль и общий уровень ораторского искусства при различных исторических и профессиональных обстоятельствах? 3. Чем может помочь общая риторика лично вам в вашей будущей работе? 4. Нужна ли риторика тем, кто убежден, что он «и так говорит хорошо»? Что вообще значит «хорошо говорить»? 5. Из каких компонентов складывается речевое поведение оратора? 6. Как иерархизируются речевые цели оратора и речевые ожидания слушателей? 7. Ответы, на какие вопросы составляют содержание смысловых полей оратора и слушателей? 8. Какова содержательная суть основных законов риторики? 9. Какими качества должен обладать оратор для того, чтобы быть понятым и принятым слушателями? 10. Каковы структурные элементы речевого канона как свода правил работы над речью?
Контрольный тест: 1. Современная общая риторика: а) искусство говорить правильно и красиво; б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие; в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль; г) теория и практика коммуникации; д) синтез психологии и филологии; е) культура речи; ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем. 1. Специальная (частная) риторика: а) профессиональное подразделение общей риторики; б) функциональное подразделение общей риторики; в) ситуационный аспект общей риторики; г) наложение правил и законов общей риторики на предмет конкретной деятельности. 2. Мысль (идея): а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики соответствующего языка; б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта; в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта; г) реакция на явления внешнего мира; д) реакция на явления внутреннего мира. 3. Человек мыслит: а) словами, создавая на их основе образы – картинки явлений внешнего и внутреннего мира; б) образами, облекая их затем в слова; в) образами без слов. 4. Словесная оболочка мысленного образа: а) обогащает его содержание; б) обедняет. 5. Речевое событие (обмен идеями при помощи слов) состоит из двух основных компонентов – речевого поведения и речевой ситуации. Из них субъективным по отношению к оратору фактором является: а) речевое поведение; б) речевая ситуация. 7. Речевая роль: а) проекция социальной роли на речевое событие; б) функция в процессе общения; в) личностный аспект речевого события. 8. Речевая цель: а) личный интерес участника речевого события б) результат, которого желает каждый из собеседников в) общее поле интереса оратора и слушателей 9. Смысловое поле темы устного выступления определяется: а) общей целью выступления; б) конкретной целью; в) содержанием темы; г) речевой ситуацией; д) эрудицией оратора; е) запросами аудитории. 10. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего: а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы; б) оперативные ответы на вопросы аудитории; в) духовный контакт оратора и публики; г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него; д) понимание и взаимоуважение оратора и слушателей. 11. Артистизм оратора: а) умение подать себя в любой речевой ситуации; б) тонкая игра на чувствах публики; в) создание имиджа оратора; г) приспособление к обычаям и психологии данной речевой среды; д) манипулирование сознанием слушателей. 12. Дружелюбие – это качество оратора, которое: а) следует проявлять лишь по отношению к друзьям и союзникам; б) ко всем, в том числе и к явным недоброжелателям; в) заведомым оппонентам следует демонстрировать подчеркнутый нейтралитет; г) ожидать непременной взаимности; д) не рассчитывать на нее. 13. Объективность среди прочих ораторских качеств: а) замечается, прежде всего, и притом всеми категориями слушателей; б) преимущественно друзьями; в) преимущественно оппонентами; г) накаляет эмоции; д) охлаждает их; е) страхует от ответных выпадов; ж) вызывает уважение. 14. Закон гармонического диалога оратора и слушателей – главный закон общей риторики – предполагает: а) умение увлечь публику своими интересами; б) умение увлечься ее интересами; в) знание психологии слушателей; г) способность предвидеть их дальнейшую реакцию; д) нейтрализацию оппонентов при помощи сторонников; е) поиск общего в позициях оратора и аудитории и затушевывание розного; ж) умение не обострять противоречий. 15. Ориентация адресата в структуре речи позволяет: а) придать выступлению более академичный вид; б) дисциплинировать оратора; в) дисциплинировать слушателя; г) избежать его переутомления; д) удержать его внимание. 16. Эмоции, возбужденные оратором, способствуют: а) более четкому восприятию информации; б) более критичному; в) более целенаправленному; г) лучшему запоминанию речи; д) мобилизации общей энергии на конкретное дело; е) большей образности восприятия; ж) созданию эффекта внушения; з) повышению управляемости аудиторией; и) закреплению убеждений, созданных рационально-логическими средствами. 17. Положительная психологическая настройка слушателей необходима: а) только по отношению к единомышленникам; б) также и к оппонентам; в) не всегда уместна по соображениям принципиальности. 18. Усилить внимание слушателей можно: а) добавляя новые порции аналогичного материала; б) подавая необходимую информацию в разнообразной форме (вариации стиля, манеры изложения, голоса, мимики и жестикуляции); в) периодически возвращаясь к сказанному в новом контексте или на новом смысловом уровне; г) возбуждая эмоции. 19. Если аудитория начала терять внимание, то следует: а) призвать ее к дальнейшему слушанию; б) попробовать чем-либо заинтриговать ее; в) поскорее закончить речь; г) сказать: потерпите, скоро конец. 20. Если вы попали в цейтнот, то лучше всего: а) изложить очередной тезис и кончить; б) изложить самый важный тезис; в) изложить последний тезис – вывод. Раздел 2 _________________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 18394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.012 с.) |