Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стадии субъективной оценки речи слушателямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сообщив публике «нечто», оратор закончил выступление. Насколько удачной оказалась его речь? Это можно определить по реакции слушателей, по их репликам, вопросам. При этом надо иметь в виду, что любая речь, за исключением явно малозначимых, скучных или поверхностно-развлекательных, проходит три стадии оценки:
Схема 25 1 стадия – эмоциональная. Эмоции здесь начинаются во время речи и продолжаются от нескольких минут до нескольких часов по ее окончании. Главные фильтры сознания здесь – инстинкт и интуиция. Если речь была острой, яркой, эмоционально заразительной, то эта фаза сильно возрастает по интенсивности, но весьма мало – по продолжительности: от сильных эмоций слушатели «перегорают». Борются два ощущения: «Вот здорово!» и «А не морочат ли нам голову?». Эта борьба имеет характер волн и за 2-3 часа (средняя продолжительность этой стадии для сильных речей агитационного и информационно-новаторского характера) в сознании слушателей успевает пройти 5-6 эмоциональных приливов и столько же отливов. В основном оцениваются картинки-образы и общий эмоциональный настрой речи. Эмоциональная стадия присуща абсолютно всем, в том числе самым хладнокровным слушателям, как правило, просто не замечающим ее у себя. Но, как уже отмечалось выше, анализировать чужую речь можно только на «трезвую голову», т.е. в достаточной степени выйдя из эмоциональной фазы. Не следует обманываться собственным хладнокровием. Оно по большей части мнимое. Сравните то, что вы сказали или написали о чужой речи вчера и сегодня, и вы убедитесь в этом. 2 стадия – рационально-логическая. Начинается в середине или в конце эмоциональной стадии, накладываясь на нее. На этой стадии вступают в действие анализ содержания речи, ее тезисов и доводов. Главные фильтры – логика, оценивающая смысловую стройность выступления, наличие или отсутствие в нем внутренних противоречий, и опыт, соотносящий приведенные тезисы с фактами жизни. Чем человек приземленнее, практичнее, тем большее значение на данном этапе у него имеет опыт и тем меньшее – логика. Данную зависимость следует учитывать при подборе аргументов для соответствующей аудитории. 3 стадия – фактологическая, содержание которойсоставляет проверка речи фактами последующей жизни. Факт – это не фильтр сознания слушателей, а судья правоты оратора и его союзников и оппонентов среди аудитории. Роль же фильтров сознания здесь выполняют мировоззренческие стереотипы, значение которых на данной стадии особенно велико. Особо важен этот этап для речей прогнозного характера. Категоричный прогноз, порождающий, как правило, у слушателей реакцию недоверия («эффект Кассандры») в случае подтверждения вызывает у них ощущение высокой компетентности оратора и доверие к нему. Если вам посчастливилось сделать удачный прогноз, то при повторной встрече следует не щеголять своей прозорливостью, а как бы мимоходом заметить, что вам удалось попасть в точку, и попутно сообщить что-нибудь еще. Критерий успеха выступления во многом зависит от того, какой уровень ожидаемого эффекта мы считаем достаточным. Если, к примеру, из 1000 ваших слушателей, среди которых вы вели предвыборную агитацию за какого-нибудь кандидата в депутаты, за него проголосовало 100, тогда как без этой речи их было бы 20, то вы принесли кандидату 80 голосов. Если же он победил с перевесом в 50 голосов, то это значит, что без вашей речи он не достиг бы желанной цели. В иной ситуации и стопроцентного КПД отдельного выступления могло бы не хватить. Часто оратору достаточно убедить лишь малую толику слушателей, чтобы считать свою задачу выполненной. Так собирают пожертвования, привлекают покупателей, набирают добровольцев и прививают полезные привычки, оказывая на массы ограниченное, но достаточное для достижения поставленных целей речевое воздействие. Здесь важно определить, во-первых, в какой аудитории агитационный эффект окажется максимальным и, во-вторых, каков приблизительно он будет в процентном и в абсолютном отношениях. _________________________________________
Вопросы для повторения: 1. Какой функциональный стиль речи более всего подходит аргументирующим речам (пропагандистским и агитационным)? 2. В каких речевых ситуациях чаще всего звучат аргументирующие выступления? 3. Древние римляне говорили: «когда учим - учимся сами». Верно ли это утверждение в отношении аргументирующих речей? 4. Выступают два оратора. Один стремится обратить в свою веру возможно большее число слушателей, другой апеллирует только к заведомым союзникам. В каких речевых ситуациях предпочтительнее каждая из этих стратегий? 5. В убеждающей речи грамотному оратору имеет смысл подтягивать публику до своего уровня или приспосабливаться к ее уровню культуры и знаний? 6. Как следует поступать оратору, если в аудитории завязалась дискуссия по поднятой им проблеме? 7. Когда оратору следует расширять, а когда сужать поле речевого ожидания слушателей, и как это делать? 8. Как, обращаясь к одной адресной группе, не оскорбить невниманием других? Чат: В течение 15 минут выскажите свои суждения по вопросу о социально-психологическом феномене индивидуального и массового убеждения, об идеологии и демагогии, о знании и вере, об эмоциях и разуме. А также о внушении и самовнушении, пропаганде и контрпропаганде в ракурсе истина или выгода? Прокомментируйте мысль российского просветителя Н.Н. Новикова: «Человеки суть существа чувствительные, гораздо более склонные управляться от страстей, нежели от рассудка». Тренировочные задания: 1. Всегда ли верно утверждение: Оратору А поверили 30% слушателей, а оратору Б – 10% - значит, первый оратор хороший, а второй – плохой? 2. Что вы предпримете, если ваш оппонент категорически отвергает все приводимые вами доводы, которые представляются вам самыми разумными? 3. Какую оценку будет справедливо дать следующему заявлению: «Мы построим общество, свободное от обмана, мифов, догм, утопий и демагогии»? 4. Чем объясняется неистребимость мифов, догм и утопий как явления индивидуальной и массовой психологии? 5. Чем определяется смена стадий оценки речи слушателями: эмоциональная, рационально-логическая, фактологическая? Практикум:
Руководитель (или специально подготовленный слушатель) произносит агитационную речь на 8-10 минут (свою или кого-либо из профессиональных ораторов – политиков или журналистов). Остальные дают оценку ключевым моментам воздействия данного выступления на их сознание, отвечая на вопросы: 1. На какую адресную группу (в социальном, демографическом, политическом и культурном аспектах) рассчитано это выступление? 2. Как связано данное выступление с конъюнктурой в соответствующей жизненной сфере, и как оно могло бы повлиять на нее? 3. Насколько оратор продемонстрировал: а) обаяние; б) артистизм; в) уверенность в своей правоте и в своих ораторских способностях; г) дружелюбие и уважение к аудитории; д) искренность; е) объективность; ж) заинтересованность в реализации общей и конкретной целей речи? 4. Удалось ли оратору установить психологический контакт со всеми слушателями или с отдельными их категориями, и какими средствами? Как, в частности, использовал он дедуктивный и индуктивный методы изложения материала? 5. Чем сумел оратор преодолеть фильтры сознания у поверивших ему слушателей? И почему не сумел у не поверивших? Каковы неиспользованные резервы? 6. К каким мировоззренческим стереотипам (мифам, догмам, утопиям) апеллировал оратор? Какими речевыми средствами он пользовался при этом? 7. Если налицо расхождение между интересами оратора и аудитории (включая адресную группу), то, как стремился оратор замаскировать его? 8. Насколько широк или узок фронт атакуемых идей, какая из них главная и какие – сопряженные. Чем стремится оратор разрушить связь главной атакуемой идеи с сопряженными идеями, и что поставить на место оспариваемых ценностей? Чем, по его мнению, новая идея должна для адресата оказаться приемлемее старой? 9. Воюет ли оратор с сопряженными идеями или стремится сделать их своими союзниками? Как именно? 10. Каково соотношение фактов, логики и эмоций в каждом из приемов убеждения, использованных оратором? Какова степень воздействия каждого из этих факторов на сознание различных групп слушателей?
Вопросы для краткого эссе: 1. Какую сферу сознания слушателей задействуют проксемические качества оратора? 2. Какие параметры анализа аудитории вам кажутся наиболее важными, и почему? 3. Вы поняли чужую мысль. Что происходит дальше? 4. Как сместить восприятие слушателем вашей информации в нужную вам сторону? 5. Какова роль тропов и риторических фигур в аргументирующей речи? 6. Чем помогают убеждающему оратору пословицы, поговорки, афоризмы, анекдоты и цитаты из уважаемых публикой источников? 7. Как реагирует сознание человека на новой факт или идею? Действует ли здесь в первую очередь рационально-логический или эмоциональный фактор, и почему? 8. Если одна информация противоречит общеизвестным и хорошо подтвержденным фактом, а другая - убеждениям данного человека, то чему он будет склонен скорее поверить? 9. Что в первую очередь формирует убеждающий оратор: знание или веру? 10. Стоит ли оратору опровергать мировоззренческие стереотипы публики, или же терпеть, или использовать их? 11. Почему мифы, догмы и утопии не уходят, как общее явление, из сознания народа, а лишь сменяются новыми? Контрольный тест: 1. Убеждение – это по преимуществу: а) демонстрация новых фактов – примеров; б) раскрытие новых, неожиданных сторон давно известных фактов; в) логическая аргументация; г) воздействие на сферу подсознательного и иррационального; д) игра на эмоциях; е) внушение; ж) давление авторитетом. 2. Фильтры сознания обеспечивают: а) объективность восприятия информации; б) сохранение душевного комфорта; в) снижение информационного шума; г) поддержание постоянства внутренней духовной среды – нашего Я; д) оптимизацию уровня коммуникабельности. 3. Фильтры сознания пропускают информацию в глубины психики (сферу доверия), когда: а) слушатель обладает широтой и гибкостью мировоззрения; б) некритичен или духовно всеяден; в) нетрезв; г) информация интересна; д) слушатель рассеян; е) радостно возбужден; ж) подавлен горем; з) охвачен гневом; и) находится под внушением; к) информация представляется полезной; л) информация подается в доверительном ключе; м) информация носит шоковый характер. 4. Стереотипы несут функцию: а) накопления и передачи социального опыта; б) основы взаимопонимания; в) анализа социальной действительности; г) приспособления к окружающему миру; д) защиты от враждебных веяний. 5. Стереотип, возникший в создании индивидуума или массы: а) миф; б) догма; в) утопия; г) иллюзия. 6. Стереотип, привитый извне: а) миф; б) догма; в) утопия; г) иллюзия. 7. Мечта о светлом будущем, основанная на вековых чаяниях народа и идеологизированных философских конструкциях: а) миф; б) догма; в) утопия; г) иллюзия. 8. Идеология – это: а) определенный взгляд на мир; б) система ценностей и символов веры; в) оправдание действий субъекта политики; г) орудие манипулирования сознанием масс; д) духовный стержень народа; е) доктрина правящей партии; ж) практическое применение психологии к политике. 9. Наибольшего успеха в убеждении можно ожидать, когда: а) затрагивается широкий комплекс идей; б) утверждается или опровергается одна идея; в) часть оспариваемой идеи включается в новую схему. 10. Для психологии большинства людей характерными являются: а) склонность к философскому анализу явлений; б) эмоциональность; в) крайность в оценках; г) ответственность за свои слова и поступки; д) самокритичность; е) последовательность; ж) подчинение авторитету; з) скептицизм; и) короткая память на обиды; к) короткая память на собственные ошибки; л) короткая память на собственные обещания; м) осмотрительность; н) принципиальность; о) знание исторического опыта своего народа; п) уступчивость. 11. При дружественном отношении аудитории к оратору при изложении речевого материала имеет смысл использовать метод: а) дедукция; б) индукция. 12. Большинство людей предпочитает ждать решения острых проблем: а) от спасителя, который придет и сам все сделает без участия масс; б) от героя, который поведет народ на решительную и беспощадную борьбу с врагами народа; в) от мудреца, который научит заблудшее общество, как надо жить; г) от диктатора с железной рукой; д) от самопроизвольного постепенного просветления умов и очищения нравов; е) от катастрофы, которая всех отрезвит и сплотит; ж) от своих личных действий; з) от политической партии. 13. Рухнувший миф заменяется: а) опровергшей его истиной; б) новым мифом; в) безысходностью; г) догмой. 14. Неистребимость мифов как социально-психологического явления обусловлена: а) возвышенностью выражаемых в них идей; б) стремлением приукрасить суровую действительность; в) потребностями властей; г) потребностями оппозиции; д) идеализмом личностей и масс. 15. Утопия – явление: а) литературное; б) сценическое; в) социально-психологическое; г) фольклорное; д) мировоззренческое; е) политическое; ж) идеологическое. 16. Демагогия – это: а) болезнь политики; б) ее неотъемлемая черта; в) ее сущность; г) тонкий учет психологии индивидуумов и масс. 17. Во взаимодействии с публикой оратор должен: а) решительно опровергать массовые стереотипы, дабы избавить народ от суеверий; б) делать это, дабы заменить их новыми; в) постепенно стремиться заменить старые стереотипы на новые; г) творчески опираться на стереотипы для достижения своих целей с наименьшим сопротивлением; д) игнорировать их. 18. Любой мировоззренческий стереотип окружен слоем сопряженных идей, задача которых: а) дать стереотипу оптимальную словную форму для более прочного закрепления его в сознании масс; б) повысить его живучесть в условиях идеологического кризиса; в) обеспечить его органичную стыковку с другими стереотипами. 19. Первая стадия оценки речи слушателя – эмоциональная – как правило, самая короткая, потому что: а) эмоции сильны, но бедны содержанием; б) они противоречивы; в) они утомляют аудиторию; г) не всегда в ладах с фактами и логикой; д) встречают конкуренцию со стороны эмоций других субъектов. 20. Критерии успеха устного выступления: а) субъективны со стороны оратора; б) субъективны со стороны аудитории; в) субъективны со стороны объекта похвалы или критики; г) имеют объективные параметры оценки; д) иррациональны; е) зависят от факторов, не относящихся к делу; ж) зависят от речевой ситуации; з) изменчивы во времени. Раздел 6 _________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.106.174 (0.01 с.) |