Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития детского ума по Ж. Пиаже

Поиск

Лекция 1-2. 05.09.2012

Маргарет Мид «Культура детства». Мид ставила главный вопрос для себя: «Как мы можем понять себя?»

Заповеди антрополога в полевых условиях (Мид):

1. установка на возможность столкновения в любое мгновение с новой, еще не зарегистрированной формой человеческого поведения

1. не пробуй притворяться быть частью общества, в котором ты живешь;

2. не делай работу, которую они делают;

3. не носи одежду, которую они носят;

4. будь наблюдателем.

Психоаналитический подход к изучению ребёнка.

Детский дом-лаборатория «Международная солидарность» на Малой Никиктской улице в Москве (1921-25 гг.) Количество воспитанников сначала было 30 человек, затем уменьшилось до 12.

Новый методологический подход к детскому рисованию.

Вера Шмидт «Психоаналитическое воспитание в советской России», «Дневник матери».

В начале 30-х гг. 20 века психоанализ в России был запрещён и фактически уничтожен.

Во Франции психоанализ быстро развивался: Франсуаза Дольто, Мелани Кляйн, Винникотт, Маргарет Малер, Серж Лебовичи.

В детском психоанализе до сих пор остаётся много спорных и нерешённых вопросов.

«Я сюда больше никогда не вернусь», — десяти минутное видео про девочку.

Теория Ж. Пиаже

Статья Пиаже «Теория Пиаже»

Пиаже родился в 1896 году (как и Л.С. Выготский). Умер в 1980 году. Написал за свою жизнь 52 книги (монографии) и 462 статьи. Всего 20 тысяч страниц публикаций.

Центральная проблема — проблема развития интеллекта. Как возможно познание? Как человек переходит от незнания к знанию, как формируются основные категории мысли (количество, число, случайность, время и т.п.)? Он стремился дать естеств.-научное биологическое объяснение познанию. Необходимо понять биол. истоки, на которые опирается теория и эпистемологические выводы (наука о том, как возможно научное знание). Между этими науками есть разрыв, который надо заполнить. Этот разрыв заполняет детская психология, генетическая психолгия.

Мы считаем Пиаже детским психологом. Он изучал развитие психических процессов, развитие интеллекта. Генетическая психология — психология, изучающая развитие психических процессов.

Чтобы объяснить полученные психологические факты, сейчас используют статистику, Пиаже говорил, что не математика, а логика позволяет строго описать те факты, которые изучает психолог.

Свою научную работу Пиаже начал в качестве биолога (изучение моллюсков и др.)

Отец Пиаже был историком, ректором университета. Сейчас есть гимназия им. Жана Пиаже. Отец говорил, что в истории нет настоящих фактов, в ней легко белое сделать чёрным. Желание получить настоящие факты было очень свойственно Пиаже. Свою научную работу начал в Париже в лаборатории Теодора Симона (соратник Альфреда Бине). Шкала Бине-Симона.

Пиаже стандартизировал на парижских детях тесты, разработанные англ. учёным С. Бертом. В книге «Психология в лицах» есть биография Берта.

Тесты Берта на рассуждение. Есть 18 гвоздик и ещё 4 цветка. Чего больше: гвоздик или цветов? Ребёнок говорил, что гвоздик больше. Т.к. ребёнок целого не замечает, начинает сравнивать части между собой.

Коэффициент уровня развития оценивается по правильным ответам, а Пиаже обратил внимание на ошибки детей. Почему в таких лёгких (с т.з. врослых) задачах ребёнок делает ошибки? Логика не врождённая, она развивается. → Развитие логики в онтогенезе. Ошибки в логике сразу заметны. Вот Пиаже и пришёл к тем самым точным фактам.

Как можно изучать развитие логики ребёнка? Тесты для этого не подходят. Они фиксируют достигнутый уровень развития ребёнка, но они не показывают, как этот уровень был достигнут. Кроме этого, тесты становятся быстро известны. На них человека можно натренировать. Поэтому надо найти метод, с помощью которого можно изучать развитие интеллекта у ребёнка.

Швейцарский психиатр Крепелин (Выготский «Диагностика развития и педологическая практика трудного детства»). Когда больной приходил к врачу и говорил, что у него кашель, врач ставил диагноз на основе симптомов. Крепелин говорит, что за симптомом всегда надо искать причину, который этот симптом вызывает. В то время это была очень плодотворная, новая идея.

Клинический метод (разработал Крепелин). Идею этого метода использовал Пиаже, разработал метод клинической беседы. Клиническая беседа — разговор с ребёнком на далёкие от его опыта темы. Такой разговор — новая ситуация, которая действительно может показать, как ребёнок думает. Напр., почему солнце светит, почему реки текут, почему облака движутся? Может ли мама увидеть тот же сон, который видишь ты? Такую беседу проводить непросто, т.к. это должен быть цепеобразный разговор (ответ ребёнка влечёт за собой новый вопрос взрослого). Этот метод нельзя стандартизировать, потому что не известно, что ответит ребёнок.

Э. Клапаред (Женевский университет, в Женеве есть площадь Клапареда): «Клиническая беседа — умственная аускультация и перкуссия, это искусство, искусство спрашивать».

На основе этой беседы Пиаже получил море фактов крупной и мелкой величин. Факты Пиаже самые достоверные в области детской психологии, их может получить любой исследователь, в какой бы стране он ни жил. Эти факты называются феноменами Пиаже.

Свои факты Пиаже описал в первых пяти книгах (относится к детям дошкольного возраста). Три книги переведены на русский язык.

1. «Представления ребёнка о мире». Обзор на рус. яз. в книге Дж. Флейда «Аналитическая психология Пиаже».

· Феномен интеллектуального реализма — ребёнок понимает вещи так, как он их видит, оценивает явления на основе непосредственного восприятия. Поэтому он считает, что Луна идёт за ним, когда он идёт. Реалистическое мышление — мышление, которое происходит с опорой на восприятие. Объективное мышление — мышление, при котором разделяется то, что мы видим, и то, что есть на самом деле.

· Анимизм — неодушевлённые предметы обладают сознанием, душой, чувственностью.

· Артификализм — с т.з. ребёнка явления природы сделаны руками человека. «Как появилась Солнце на небе?» — «Бог чиркнул спичкой, и появилось Солнце». «Звёзды сделаны из железа блестящего, их доставили туда космонавты.» «Облака выдувают из трубы.»

2. «Представления ребёнка о физической причинности». (Дети 5-6 лет)

Моральная причинность. Механистическая причинность. Объективная причинность.

3. «Суждения и рассуждения у ребёнка».

· Рядоположение суждений. Ребёнку предлагаются незаконченные предложения с союзами причинности. Напр., «Мальчик упал с велосипеда потому что…» Дети подменяют союз причинности союзом «и». Это феномен соположения высказываний, или рядоположение суждений.

· Нечувствительность ребёнка к противоречиям. Детские высказывания насыщенны противоречиями, которые ребёнок не замечает.

· Трудность определения относительных понятий. Например, понятие брат.

— У тебя есть брат?

— Да.

— А у твоего брата есть брат?

— Нет, нас только двое.

· То, как ребёнок строит суждения. Он переходит от частного к частному, минуя общее основание, это называется трансдукцией.

4. «Речь и мышление ребёнка».

Феномен эгоцентрической речи. Пиаже проводил исследования в дет. саду, работающем по системе Монтессори. Пиаже записывал речь ребёнка в ситуации игры. Пришёл к выводу о том, что ребёнок рассуждает со своей точки зрения и не пытается удостовериться в том, что другой ребёнок его слышит и понимает. Ему кажется, что его и так слышат, и понимают. Пиаже пишет, что ребёнок, в основном, говорит о себе (эгоцентрическая речь). Это речь для себя.

— Что ты сказал?

— Я не тебе говорю, я себе говорю.

Формула для определения коэффициента эгоцентрической речи: .

(Эхолалия — некотролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.)

Чем моложе ребёнок, тем выше коэф.эгоцентрич.речи, со временем эгоцентрическая речь отмирает.

5. «Моральные суждения ребёнка».

Феномен морального реализма. Чтобы его выявить, Пиаже придумал два рассказа на моральные темы.

Например, изучал представления ребёнка об оплошности. Ребёнка позвали обедать, на подносе было 6 чашек, чашки упали и разбились. Ребёнку не разрешали брать варенье, он толкнул чашку, чашка упала. Кто виноват сильнее? Ребёнок отвечает, что тот, кто разбил больше чашек. Ребёнок оценивает события по моральному ущербу, он не учитывает морального намерения.

Что такое ложь. Девочка увидела на улице, кот. её испугала, сказала маме, что собака была величиной с коровы. Мальчик пришёл из школы с плохой отметкой, но сказал, что ничего не получал. Ребёнок говорил, что девочка солгала больше, т.к. таких собак не бывает.

Все эти феномены — симптомы развития, внешние проявления. Но за ними надо искать причину, это суть клинического метода. Пиаже сделал вывод о том, что за этими симптомами скрывается внутренняя умственная структура (позиция), кот. предаёт качественное своеобразие детскому миру — эгоцентризм.

Для эгоцентризма свойственно:

· ребёнок рассматривает свою т.з. как абсолютно истинную;

· ребёнок не умеет соотносить свою т.з. с т.з. других (не хватает реципрокности, взаимности, мысли);

· ребёнок не понимает оснований для своих высказываний (нет релятивности мысли, соотношения с определёнными критериями).

Эгоцентризм свойственен и взрослому человеку, не только ребёнку.

Развитие мысли — переход от эгоцентрической к объективной позициям (социализованное мышление).

Находясь под влиянием психоанализа, Пиаже понял, что психоанализ обращает внимание на мотивационную сферу личности. Но решить задачу при сколь угодно большой мотивации невозможно, если нет общей умственной структуры. А для Пиаже ценность представляла теория развития интеллекта.

Фильм «Опасный метод».

Аутистическое мышление

Развитие ума — не накопление знаний, это смена умственных структур. Ум развивается благодаря переходу от одной структуры интеллектуальной деятельности к другой структуре.

Как происходит преодоление эгоцентрических установок? Что ведёт к смене структуры интеллектуальной деятельности?

Отношения ребёнка с другими людьми.

· Со взрослым. Одностороннее уважение, т.е. ребёнок получает знания от взрослого, искажает это знание.

· С ровесником. Отношения кооперации. Формируется к концу дошкольного возраста. Строится на основе взаимного уважения. Только между равными возможны споры, дискуссии. Расшатывает эгоцентрические установки ребёнка. Необходимость обосновывать, аргументировать свою т.з. Идея кооперации воплощается сегодня в системе развивающего обучения (Эльконин, Давыдов), которой сейчас руководит Г.А. Цукерман.

Это был первый этап научного творчества Пиаже. На этом этапе было первое открытие Пиаже (открытие эгоцентрической речи). Выготский: «Работы Пиаже отмечены историческим значением».

Но для Пиаже оставался вопрос: что происходит в доречевой период развития ребёнка, что собой представляет интеллект в этом возрасте?

В 1925 году и 1927 году у Пиаже родились дочери, 1931 году родился сын. → «Истоки интеллекта у ребёнка», «Конструкция реальности у ребёнка», «Формирование символа у ребёнка».

В первых работах Пиаже предавал огромное значение речи ребёнка. Но Пиаже понял, что интеллект возникает до появления речи. Поэтому вопрос об истоках интеллекта должен быть решён.

Истоки интеллекта — восприятие. От живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к проекции. Но воспринимать предмет невозможно без перцептивных действий. Т.о., истоки интеллекта: речь, восприятие, действие субъекта. Всё начинается с действий. Если мы поймём, как происходит развитие действий, мы поймём, как происходит психическое развитие.

Каковы критерии интеллекта (здесь интеллекта нет, а здесь уже есть)?

Концепция Карла Бюлера о трёх ступенях развития: инстинкт, навык (дрессура) и интеллект. Инстинкт — форма поведения, наследственно обусловленная. Навык — форма поведения, формирующаяся благодаря упражнениям. Интеллект характеризуется инсайтом при решении творческой задачи (К. Дункер).

Наблюдая за развитием собственных детей, Пиаже выясняет, что доречевой интеллект — сенсомоторный интеллект — возникает от 0 до 2 лет. Интеллект не возникает сразу в готовом виде. Поэтому всегда есть подпериод подготовки структуры и подпериод осуществления структуры. Но в рамках подпериода существуют стадии (шаги) развития.

Стадии сенсомоторного интеллекта:

1. Стадия рефлекса. От рождения до 1 месяца.

Пиаже различает рефлексы, которые отмирают с возрастом (хватательный рефлекс, который не развиваются с возрастом (зрачковый рефлекс), кот. развиваются с возрастом (сосательный рефлекс, с помощью кот. ребёнок обследует предметы).

2. Стадия первичных круговых реакций. От 1 месяца до 4 месяцев (0;1-0;4).

Первичные круговые реакции — повторяющиеся действия, которые ребёнок осуществляет ради телесного удовольствия. К таким реакциям Пиаже относит сосание большого пальца, кусочек ладошки. На основе этих реакциях формируются первые навыки ребёнка. Ребёнок начинает гулить, прислушивается к звукам, это доставляет ему удовольствие.

3. Вторичные круговые реакции — действия, кот. ребёнок осуществляет ради интересного внешнего проявления. 0;4-0;8 Средство и цель слиты.

4. Проблески интеллекта. 0;8-0;12

Дифференциация средства и цели. Взять предмет — цель; притянуть простынку, чтобы взять предмет — средство. Здесь средство и цель начинают дифференцироваться. Ребёнок использует средства, которые уже были в его опыте.

5. Стадия третичных круговых реакций. 0;12-0;18

Это повторяющиеся действия, которые ребёнок осуществляет каждый раз по-новому, чтобы посмотреть, к каким результатам это может провести. Это самая творческая стадия в развитии ребёнка. Обычно, родителям не нравится, когда ребёнок к кастрюлям подбирает разные крышки, но в этой деятельности ребёнок изобретает новые средства для достижения цели. От того, как эта стадия проживается ребёнком, во многом будут зависеть его способности, например, к математике.

6. Ребёнок решает задачу путём инсайта, ничего не пробует. 0;18-0;24.

Интеллект зарождается в конце первого года жизни, по Пиаже критерием интеллекта является дифференциация средства и цели.

Первые три стадии — подпериод подготовки к структуре, вторые три — подпериод осуществление структуры. Ничто не появляется, как из пистолетного выстрела.

А как мы узнаем, сформировалась у ребёнка структура сенсомоторного интеллекта или нет? Пиаже говорит, что существует психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта.

Представления ребёнка о перманентном объекте (объект, который существует в пространстве и времени в не зависимости от того, видит его ребёнок или нет), или представления ребёнка о сохранении объекта. Пиаже: создадим ситуацию поиска спрятанного предмета. На стадии рефлексов ребёнок, в основном, спит. На второй стадии ребёнок не способен найти свою маму, когда она выходит из комнаты. Но, если ребёнок бодрствует, ему кладут простынку на лицо, он её стягивает, потому что ему хочется видеть то, что происходит. На третьей стадии ребёнок ищет предмет, если есть индекс (указатель) на то, что предмет здесь спрятан. Например, простынка повторяет форму мячика. На четвёртой стадии Пиаже берёт две непрозрачные ширмы из картона, карманные часы. Он помещает часы за ширму А, затем на глазах ребёнка переносит часы за ширму Б. Ребёнок сначала открывает ширму А, т.е. предмет связан с успешным действием самого ребёнка. На пятой стадии ребёнок способен найти предмет сразу, когда часы переносят на его глазах. На шестой стадии ребёнок ищет предмет независимо от того, видел перенос его или нет, он знает, что предмет есть.

Структура практического интеллекта. Ребёнок решает задачи с помощью его социального окружения. Ребёнок, пройдя путь развития от рождения до двух лет, обнаруживает, что он лишь у подножия горы, которую необходимо преодолеть. → Необходима новая структура, помогающая решать появившиеся задачи.

Лекция 3-4. 19.09.2012

Если с интеллектом всё в порядке, то и с другими сторонами развития всё будет более-менее хорошо. Поэтому теория Пиаже так важна.

Вопрос экзамена: факты Пиаже. В научном творчестве Пиаже есть два больших периода: дооперациональный (анализ на основе речи ребёнка, открытие эгоцентризма на основе большого количества фактов) и операциональный (открытие стадий интеллектуального развития ребёнка).

Вопрос экзамена: эгоцентрическая речь в концепции Пиаже и в концепции Выготского. Статья Выготского «Мышление и речь». Пиаже: эгоцентрическая речь — речь со своей т.з., она с возрастом отмирает. Выготский: эгоцентрическая речь — речь для себя, она переходит во внутреннюю речь, это форма внутренней речи.

Социализация по Пиаже — это преодоление эгоцентрических установок, которое происходит во взаимодействии между людьми (со взрослыми, со сверстниками). Важнее отношения кооперации, т.к. в них есть споры и дискуссии, и, следовательно, необходима аргументация своей точки зрения, понимание чужой.

«Точка зрения Пиаже», «Теория Пиаже» — книги, написанные Пиаже. В них он предлагает следующее деление развития интеллекта:

Критерий интеллекта Периоды Подпериоды Стадии
Постоянство объекта Сенсомоторный интеллект (0-2 года) A: подготовка B: осуществление 1. упражнение рефлексов 2. элементарные навыки, первичные круговые реакции 3. вторичные круговые реакции 4. начало практического интеллекта 5. третичные круговые реакции 6. начало интериоризации схем действий
Инвариантность свойств объекта Репрезентативный интеллект, или стадия конкретных операций (2-12 лет) A: подготовка B: осуществление 1. семиотическая (2-5) 2. интуитивное мышление (5-7) 3. конкретные операции (7-12)
  Формальные операции (12-15 лет) A: подготовка B: осуществление 4 стадии

Мы можем судить о той или иной структуре интеллекта, опираясь на критерии. 1) Постоянство объекта. Ребёнок знает, что предмет существует даже тогда, когда он его не видит.

Формирование семиотической функции мышления (символы, знаки). Формируется в возрасте от 2 до 5 лет. Есть символы, с помощью которых ребёнок обозначает объекты внешнего мира (отсроченная имитация). К символам относится игровой символ, когда с помощью одного объекта можно изобразить другой предмет. К символам так же относится рисунок ребёнка.

Франц. учёный Люке, стадии реализма (по рисунку ребёнка):

1. случайный реализм — каракули, которые ребёнок оставляет, двигая карандашом по бумаге. Эти каракули на что-то похожи, поэтому ребёнок может дать название своему рисунку.

2. неудавшийся реализм — у ребёнка есть желание нарисовать человека, а получается головоног.

3. интеллектуальный реализм — рисунки, которые мы наблюдаем у детей 5-6 лет. Это рисунки, где предмет изображается с теми свойствами, которые ему принадлежат. Сначала рисует скелет, затем штаны, в штанах карманы, в карманах кошелёк, а в кошельке монетка. Такой детский рисунок называют рентгеновским.

4. визуальный реализм — появляется у детей младшего школьного возраста. Ребёнок рисует предмет так, как он их видит. Появляется перспектива, движение.

«На основе анализа рисунков детей можно дать характеристику уровня умственного развития ребёнка», — заметил Пиаже.

А.Л. Венгер: как оценивается детский рисунок с т.з. нормы ребёнка и отклонений.

К символам относится и умственный образ — рисунок, кот. мы осуществляем в уме, когда нам какой-то предмет надо придумать.

К знакам относится речь ребёнка. Речь не изобретается ребёнком, она усваивается, не имеет сходства с изображаемым предметом.

Символы и знаки — семиотическая речь ребёнка.

Символы и знаки нужны для того, чтобы сформировался умственный план действий, но переход схемы действий во внутренний план — очень сложный процесс, он нуждается в материальных опорах, нужны внешние костыли, которыми первоначально служит для ребёнка символ.

Очень важно, чтобы в этот период у ребёнка были все виды деятельности для формирования умственного плана действий.

Стадия конкретных операций.

На смену этой стадии приходит стадия конкретных операций. Формируется, когда ребёнок начинает обучаться в школе. Формируются навыки классификации, конкретных операций (действия с числами).

Как узнать, что конкретная операция у ребёнка сформировалась? Мы не можем заглянуть в голову ребёнка, поэтому используем психологический критерий достижения конкретных операций: представление ребёнка о сохранении инвариантности (постоянстве) свойств объекта.

Сохранение свойств объекта — более тонкое расчленение действительности, более глубокий инвариант.

Ребёнку предлагаются те же самые задания.

— Ребёнка спрашивают, равное ли количество воды в бутылке?

— Одинаково.

— Почему ты так думаешь?

— Потому что количество воды не менялось, — обоснование на основе идентичности. «Если мы эту бутылку снова поставим на донышко, то будет видно, что воды одинаково», — обоснование на основе обратимости. Обоснование на основе компенсации: «Горлышко узкое, поэтому вода поднялась выше».

Взрослый просто дурак, если он спрашивает: «И так ясно, что воды одинаковое количество», — обоснование на основе чувства необходимости. Когда это чувство возникает, тогда можно сказать, что структура конкретных операций сложилась.

Конкретные операции (КО) — это действия, перенесённые в умственный план, скоординированные друг с другом в целостную систему, обладающую свойством обратимости.

КО достаточны для решения житейских проблем, но недостаточны для познавательной деятельности. КО относятся к тому, что есть в действительности и что можно представить как существующее. А познавательная деятельность заключается в том, что мы рассуждаем не только о том, что есть, но и о том, что может быть, а может и не быть, — рассуждение на основе гипотез, предположений, высказываний. Эти гипотезы не всегда являются истинными. Чтобы рассуждать на основе гипотез, нужна новая структура. Структура формальных операций.

Период формальных операций

Формальные операции — операции, осуществляющиеся на основе гипотез, высказываний, которые не обязательно истинны. Здесь выделяют 4 стадии.

Барбара Инельдер, Пиаже «От логики ребёнка к логике подростка», анализ факторов с помощью аппарата математической логики.

Вагончик с грузом, противовес. Вопрос: что нужно сделать, чтобы вагончик на этой плоскости оставался неподвижным?

Дошкольники: держать.

Младшие школьники осуществляют внешние материальные пробы.

Школьники: высчитывать.

Пиаже считает, что формальные операции — последняя стадия развития интеллекта. Достигается она у тех детей, у которых хорошо было поставлено обучение естеств. наук, к 15 годам. Но если это школьник с гум. мышлением, если это девушка, то формальное мышление достигается в более позднем возрасте. Формальные операции человек проявляет в сфере своей проф. пригодности. А в обычной жизни нам достаточно конкретных операций. По Пиаже формальное мышление — это вершина развития интеллекта.

В каждом большом периоде ребёнка происходят эгоцентрические явления, в каждом периоде эгоцентризм преодолевается. В СМИ ребёнок рассматривает мир как солипсизм (не различает, что принадлежит ему, а что нет), затем начинает понимать, что он — объект среди других объектов. Затем на стадии дооперационального мышления ребёнок оценивает вещи со своей т.з., затем понимает, что существуют и другие т.з., начинает обосновать свою, таким образом достигая уровня конкретных операций. От 12 до 15 лет эгоцентризм как идеализм ребёнка: подросток верит в силу своей мысли, он думает, что он очень умный, что силой своего ума он может изменить жизнь. «Этот сверкающий в глазах идеализм исчезает, как только человек начинает заниматься своей первой проф. работой»

Дэвид Элкинд пишет, что наряду с интеллектуальным эгоцентризмом существует личностный. Два феномена:

1. «воображаемая аудитория». Подросток, у которого развивается рефлексия, способен осознать объект, на который направлено мышление, но он ещё не очень ясно различает объекты, на которые направлены мысли других людей. В силу полового созревания и других особенностей развития подросток озабочен собой. Ему кажется, что и другие люди тоже смотрят на него. Подросток постоянно реконструирует, как другие люди его воспринимают. Если он относится к себе хорошо, то ему кажется, что и другие относятся к нему хорошо. → Если плохо, то склонность подростков к уединению, стыду.

2. «Личный миф». История, которую подросток рассказывает себе о себе же самом, которая не является правдой. Особенно ярко личностный миф проявляется в дневниках подростка, где подросток представляет свои чувства как уникальные. «Ты всё равно не поймёшь, что я чувствую!» В этом возрасте устанавливается феномен «личный бог». Дети пишут своему богу. Дети младшего возраста обращаются к богу с просьбой о подарках, а подростки — с просьбой о поддержке, о помощи.

Периоды — вершина айсберга, это факты, которые видны. Систематизация фактов позволила установить стадии развития. Но за фактами существуют законы, законы — это обобщённое выражение фактов.

1. Закон перехода от общей эгоцентричности через децентрацию (ребёнок видит несколько свойств предмета, координирует между собой) к объективной позиции познания людей, вещей и самого себя.

2. Закон о стадиях развития. Каждая стадия характеризуется своей структурой интеллектуальной деятельности, от которой зависит картина мира ребёнка, то, как он строит межличностные отношения, как воспринимает самого себя.

· Последовательность стадий неизменна, ни одна из стадий не может быть пропущена. Но время наступления той или иной стадии может меняться в зависимости от культурной и социальной среды, в которой ребёнок находится. Если ребёнок получает хорошее образование, то стадия формальных операций завершается к 15-ти годам, иначе задерживается.

· Стадии универсальны. Их можно наблюдать у любого ребёнка, в какой бы стране он ни жил.

Как любой естествоиспытатель Пиаже говорит, что законы обуславливает механизм (движущая сила развития). Существуют факторы психического развития ребёнка, которые обуславливают развитие.

Классические факторы: фактор наследственности и фактор среды. Концепция конвергенции двух факторов В. Штерна.

Пиаже: «Есть не только внешние факторы, которые обуславливают развитие, но и внутренние причины, от которых развитие зависит, самодвижение, саморазвитие».

Пиаже считает, что наследственность обуславливает созревание НС, а созревание нервной системы открывает возможности развития. Эти возможности должны быть использованы под влиянием среды. Ребёнок, у которого есть слух, не обязательно станет музыкантом, если он не получит должного образования.

Среда — сложное понятие в психологии. Рассматривая среду, Пиаже дифференцирует среду на отношения ребёнка с миром предметов и отношения с миром людей. Действуя с предметами, ребёнок приобретает опыт действия с вещами. Опыт Пиаже тоже дифференцирует:

· опыт упражнения (на основе этого опыта формируется навык), как учимся писать, читать, ездить на машине и т.п.

· физический опыт — опыт действия с вещами, изменения объекта из одного состояния в другое. Физический опыт ребёнок извлекает, когда он обращает внимание на полученный результат изменения объекта. Например, действия с мечом (понюхать, покатать, подбрасывать и т.п.), на основе этого ребёнок узнаёт, какие свойства есть у данного предмета. Когда мы выделяем разные свойства и обозначаем их словом, то можем дальше действовать с этими свойствами (классифицировать и т.д.)

· Опыт, который человек извлекает из самого действия (не результата). Когда бутылку ставили на горлышко, маленький ребёнок обращает внимание на результат, ребёнок постарше — на действие, количество воды не меняли. Это называется логико-математическим опытом,— рефлексия второго порядка (более высокий уровень рефлексии). Именно этот опыт ведёт к формированию логического мышления, логических операций. Примерно в 7 лет.

Отношения ребёнка с миром людей Пиаже дифференцирует на отношения:

· со взрослым. Построены на основе одностороннего отношения. Ребёнок подчиняется взрослому, слушает, но искажает (понимает в соответствии со своей умственной структурой). Отношения принуждения.

· с ровесником. Строятся на основе взаимного отношения, на основе равенства. Между равными детьми возможны споры и дискуссии, благодаря чему происходит расшатывание эгоцентризма. Отношения кооперации. Только в системе кооперации возможны поиски аргументов в защиту собственной точки зрения. Примерно в 7 лет.

Что первично? Возникновение рефлексии (логико-математический опыт) или отношений кооперации?

Ребёнка дёргают за две ниточки: ниточку наследственности и ниточку среды? Нет, есть внутренняя причина развития, отсюда самодвижение, саморазвитие.

Пиаже одним из первых показал, как возможно саморазвитие. Нельзя обойтись без понятия субъекта, который развивается. Субъект развития. Пиаже: «Я не эмпирист, я не считаю, что знания получаются благодаря отражению объекта в субъекте, я считаю, что знания формируются благодаря взаимодействию субъекта и объекта». Объект оказывает воздействие на субъект, но субъект, в свою очередь, приписывает объекту свойства, которые могут ему не принадлежать. Напр., ребёнок думает, что Луна идёт за ним, когда он идёт. Пиаже назвал это субъективными иллюзиями познания — приписывание объекту свойств, которыми этот объект не обладает. → Познание — освобождение от субъективных иллюзий. Для этого надо понять, кто такой субъект.

Субъект — это организм, наделённый от рождения функциональной активностью приспособления. Мы рождаемся жизнеспособными, у нас есть врождённая активность, приспособление к окружающей действительности. Эта активность состоит из двух инвариантных (общих) свойств субъекта: способность к адаптации и организации опыта.

Процесс адаптации делится на процессы ассимиляции и процессы аккомодации (противоположно направлены, между ними существуют противоречия). Эти процессы первоначально неуравновешенны между собой. Когда между ними достигается равновесие, тогда и наступает адаптация.

Ассимиляция — включение объекта в схему действия субъекта. Ребёнок рождается на свет. У него есть схема сосания. Когда впервые он соприкасается с соском груди матери, он берёт его в рот. Включение его в схему есть ассимиляция.

Предметы различаются по своим свойствам, поэтому и схема должна меняться, должна строиться в соответствии со свойствами объектов (мы берём тяжёлые предметы иначе, нежели лёгкие). Это называется аккомодацией (изменение схемы в соответствии со свойствами объектов). Равновесие — любое воздействие встречает равный себе противовес. Противоречие между ассимиляцией и аккомодации, уравновешивания между ними, опыт организуется в виде многочисленных схем действий (происходит саморазвитие) — то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении.

Схемы координируется между собой (объединяются), получаются схематы. Эти схематы снова координируются между собой, образуя структуры интеллекта: СМИ, конкретные операции и формальные операции. Так Пиаже представляет себе субъекта действия (познания). Смотри рис. выше.

Если Пиаже прав и действительно внутренней движущей причиной развития является тенденция к уравновешиванию, можно ли это проверить?

Б. Инельдер, сотрудница Пиаже, совместно с Пиаже предприняла попытку сформировать у ребёнка представление о сохранении длины. Джером Брунер «Процесс обучения»: ребёнка любого возраста можно научить чему угодно, если за это как следует взяться, — очень спорное утверждение.

Если концы полосок совпадают, то полоски одинаковы. Если не совпадают, то нижнюю полоску ребёнок считает длиннее.

Чтобы научить, у ребёнка должна быть элементарная познавательная компетенция (ЭПК). В ЭПК входит:

1. схема соответствия (если концы совпадают, то полоски одинаковы);

2. счёт в пределах пяти.

Второе условие научения — создать ситуацию когнитивного конфликта, только здесь происходит столкновение схем ребёнка.

Сначала Инельдер выбрала детей для своего эксперимента. Она взяла большие спички (5 штук), к каждой спичке она приклеила домик. Чего у меня больше: спичек или домиков? Одинаково. Затем она выложила под этой дорожкой такую же вместе с домиками. После этого она изменила нижнюю дорожку на зигзаг. Какая дорожка теперь больше? Первая. — Претест, который служит для отбора детей в экспериментальную группу.

Эксперимент. Инельдер дала ребёнку более короткие спички (5:7). Ребёнок руководствуется схемой соответствия, использует спички, не выходя за рамку дороги экспериментатора.

Первая ситуация. Построить такую же дорожку, как у меня (выше). Ребёнок кладёт 4 спички (ниже).

Вторая ситуация. Построить такую же дорожку на другом столе (выше). Ребёнок считает количество палочек в дорожке экспериментатора и кладёт 5 палочек (ниже). Экспериментатор: «Посчитаем количество палочек в первой ситуации в моей дорожке и в твоей. Получается, что твоя дорожка не такая же длинная». — Ситуация интеллектуального познавательного конфликта. Ребёнок разламывает одну спичку в первой дорожке, понимает, что спички разной длины.

Затем проводятся контрольный эксперимент и пост-тест (сформировалась ли понятие?)

Пост-тест: кладут две верёвки одинаковой длинны, затем вторую верёвку делают волнистой. Ребёнок отвечает, что верёвки совпадают по длине, некоторые дети даже говорили, почему.

А.-Н. Перре-Клермон высказала замечание, другую точку зрения. Она считала, что, чтобы ребёнок перешёл на новый уровень развития, не достаточно когнитивного конфликта, должен быть социокогитивный конфликт. Не просто противоречие в ситуации, а именно соц. взаимодействие оказывает влияние на развитие ребёнка. Она придумала эксперимент.

Разделила детей на группы по 3 человека. Один ребёнок понимает сохранение объёма, другой — на промежуточном уровне, третий — не понимает, и другие варианты групп.

Все дети любят сок. Перре-Клермон редлагала стаканы разной формы. Высокий, но узкий, широкий, но низкий и т.д. Ребёнку, который не понимает сохранения, предлагали налить сок в стаканы так, чтобы каждый из детей выпил сока поровну. Когда это действие произошло, возникает разговор, действительно ли все дети выпьют одинаковый сок. Если этот разговор не превращаются в ссору, замечают, что есть мерный стаканчик. Это пример разрешения социо-когнитивного конфликта.

Лекция 5-6. 03.10.2012

Сегодня принято различать классическую психологию (Пиаже) и неклассическую психологию (Выготский) в психологии развития.

Классическая психология опирается на естественно-научную парадигму. Парадигма — это основание, на которое опираются наши знания. Основания не всегда осознаются.

Эти парадигмы различаются на основе того, как исследователи понимают ход развития от рождения до социально-психологической зрелости.

Движущие силы развития

Гипотеза о конвергенции двух факторов: наследственности и среды.

В неклассич. психологии: если источник развития — среда, форма развития — присвоение культуры каждым ребёнком, то движущей силой развития будет обучение.

Как обуче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1833; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.013 с.)