Психологические особенности детей младшего школьного возраста




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности детей младшего школьного возраста



Ребёнок-учитель, ребёнок-родитель, ребёнок-сверстники, — соц. ситуация развития.

Сначала почти все школы проводили экзамены и набор детей, затем это запретили. Два года назад приём в школу в порядке живой очереди. Сейчас по месту жительства. Кроме школ федерального подчинения.

Ребёнок пытается занять значимое место в системе отношений.

Мотив у ребёнка часто выступает внешним, а не внутренним. Ребёнок хочет занять какое-то место, но может не хотеть учиться.

ССР: ребёнок — общественный взрослый, ребёнок — сверстники. От мнения сверстников начинают зависеть многие вещи, моменты обучения, мода и т.д.

Сверстник для младшего школьника является другом, эталон.

Сверстники могут принимать ребёнка, могут отвергать. От того, какую позицию займёт ребёнок в коллективе, будут зависеть многие вещи, влияющие на его обучение в школе.

Часто мнение сверстников зависит от мнения учителя в начальной школе. Если учитель негативно отзывается, одноклассники могут усугублять ситуацию.

Мотив учебной деятельности: усвоение знаний, познание.

Ребёнок вступает в учебную деятельность, предметом учебной деятельности является сам ребёнок, т.е. в процессе учебной деятельности должен измениться он сам.

Учебная деятельность не дана в готовом виде. Этой учебной деятельностью ребёнок должен овладеть. Задача начальной школы — научиться учиться. Ребёнок должен стать субъектом учебной деятельности, эта деятельность должна быть присвоена, интериоризирована.

Учебные действия, операции, контроль и оценка, мотив, задача.

Когда ребёнок приходит в школу, мотив у него внешний. Учебную задачу ставит учитель. Учебные действия выполняет ребёнок, подражаю учителю. Действие контроля — родитель, учитель. Действия оценки — учитель. Т.е. учебная деятельность принадлежит взрослому, а должна — ребёнку.

Получается, что нужно, чтобы все элементы учебной деятельности должны принадлежать ребёнку.

Оценка должна показывать, какие изменения произошли в процессе обучения, т.е. ребёнок должен сравниваться с самим собой. В нашей школе не так (либо с нормой, либо с другими).

Мнения педагогов разняться относительно того, ставить ли оценки в первом классе.

Оценивать что-то надо и как-то, иначе у ребёнка они не интериоризируются, т.к. их нет. С другой стороны, оценка должна быть другой.

Оценка должна быть качественной. Очень важно, чтобы эта оценка была чёткой: за что поставлена, обоснована для ребёнка, исходить из принятых критериев.

Проблема оценками в школе заключается в том, что иногда ставится оценка за поведение.

Прилежание — старательность в учебной деятельности.

Педагог должен выработать у ребёнка критерий, по которому ребёнок сам может оценить успешность своего продвижения в учебном материале.

Обучение бывает продуктивным (творческим) и треактивным (пересказ и т.п.)

Продуктивное обучение. Ребёнок сам ставит задачу, разрабатывает план выполнения, воспроизведение и оценка того, как у него это получилось. Ребёнок здесь выступает субъектом учебной деятельности.

Если ребёнка не научили учиться в начальной школе, эта проблема не исчезает и дальше.

У многих детей не сформирована учебная деятельность.

Задача в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно выполнять учебные действия.

Операция планирования и контроля. Ребёнок должен научиться планировать действия.

Чтобы ребёнок хотел получить в процессе освоения той или иной темы?

Проблема дифференцированного подхода к учащимся.

Центральная линия развития — развитие мышления.

Мышление конкретное, но становится абстрактным. Преобладают в первом классе наглядно-образное, затем переход к словесно-логическому. В подростковом возрасте абстрактно-логическое.

Развитие мышления определяет развитие других психических функций: они становятся опосредованными. Начинает развиваться произвольность, функции интериоризируются. Воображение, память, внимание. Продуктивное воображение.

Новообразование младшего школьного возраста — рефлексия. Ребёнок начинает понимать, оценивать.

Статьи Выготского «Проблемы умственной отсталости», «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте».

Семинар. 11.12.2012

Особенности подросткового возраста.

Взрослость.

· Юридическое понятие (18/21 год).

· Психологическая взрослость. Человек осознаёт себя, идентифицирует. Самоопределение, ответственность.

· Физическая взрослость. Развивается организм, половое взросление и т.п. Меняется внешность, голос.

· Социальная взрослость. Самостоятельность, независимость, обязанности по отношению к окружающим, ответственность за себя.

Здесь ребёнок скорее может быть приравнен к взрослому.

Внешняя взрослость (внешний образ): вредные привычки, шапку не буду носить, более взрослая одежда, вычурный макияж, причёска.

Интимно-личностное общение: самоутверждение. Чувство одиночества. Я такой уникальный, неповторимый.

Это ещё одна стадия эгоцентризма (последнее, третье проявление). Идеализм по отношению к т.з., юношеский максимализм.

Подростковые сообщества. Спортивные клубы. Эмо, готы, эльфы и т.п. Значимый взрослый в кампании подростков. Руководитель тур. группы.

Сдвиг мотива на цель. Играли в ролевые игры, затем студия скульптур аниме, проф. деятельность.

Структура возраста.

Центральная линия развития: развитие личности благодаря рефлексии, представлениях о мироустройстве.

Новообразования: самосознание (младший подросток), проф. самоопределение (старший).

Интеллектуализация, аскетизация.

Подростковый возраст увеличивается. Юношеский возраст (возраст ограниченной самостоятельности).

Психологические теории подросткового возраста. Эрик Эриксон, Пиаже, Выготский.

Эриксон. Становление идентичности. Больше всего внимания уделяется подростковому возрасту. Кто я.

Виды идентичности (Марсиа):

1. неопределённая

2. предрешённая

3. психосоцеальный мораторий

4. зрелая

Пиаже. Акцент на развитии интеллекта. Формальные операции. Формирование абстрактного решения. Децентрация в мыслительном плане. Формируется гипотетико-дедуктивный тип мышления по Пиаже.

Формируется структура решётки. Отделяется форма от содержания. Формируется способность к комбинаторике. Расширяется представление о мире. Ребёнок может рассуждать, находить общее. Он начинает рассматривать мир как результат всевозможных комбинаций. Ребёнок начинает составлять комбинации высказываний, предложений для понимания того, истина это или ложь. Опирается на гипотезы.

Синтез инверсий и реципрокности в новую систему операций (система четырёх трансформаций, или система решётки). Возможны операции над операциями (возможно рассуждать о том, как мы рассуждаем.

Подросток может выделять значимые и незначимые факторы. Проверяет только один факт.

Благодаря особенностям формальной логики, мир подростка становится полным, адекватным.

Психоаналитическая теория: генитальная стадия. Развитие зрелой сексуальности. Возможно возвращение Эдипова комплекса, нарушения сексуальности.

 

Семинар 1-2. 04.09.2012

Зимой экзамен за два семестра.

Сдача монографии — обязательное условие допуска к экзамену. Д.Б. Эльконин «Психология игры» к 30 октября.

Контрольные работы оцениваются в баллах, но на экзамене это будет учитываться только при спорной оценке. Будут три контрольные (по культурно-историческому подходу, раннему возрасту и младенчеству, по дошкольникам и младшим школьникам).

Биогенетический принцип (всё в человеке заложено, не надо мешать ему развиваться, → идеи свободного воспитания).

Социогенетические подходы (главное — научение, бихевиоральная теория).

Теория конвергенции.

Структурный подход Коффки.

Теория Ж. Пиаже. Факторы развития. (Первые три называют классическими факторами.)

1. Социальное окружение. Отношения со взрослым называются отношениями подчинения, со сверстником — отношениями кооперации. С т.з. Ж. Пиаже наиболее эффективны отношения кооперации, т.к. у ребёнка здесь возникают новые идеи, которые он может проработать (спор, игра и т.п.), т.е. он становится активным чаще, чем со взрослым.

2. Социальный опыт. Упражнения (физические), логико-математический опыт.

3. Морфо-физиологические особенности.

4. Фактор уравновешивания. Ассимиляция и аккомодация.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.009 с.)