Чтение: работа с информацией 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение: работа с информацией



Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Сбор информации о произведении после чтения (жанр, тема, структура).

Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями.

Использование поискового, ознакомительного, изучающего и просмотрового видов чтения для получения информации.

Нахождение информации, применение ее для решения учебных задач. Определение порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Дата по плану Фактическая дата Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся
1.. 3,09 3,09 Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк» Закрепление понятий: "загадка", "пословица", "поговорка", "дразнилки". Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа "Жанры фольклора" (заполнить схему)
2. 4,09 4,09 Былина «Волх Всеславович». Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов  
3. 8,09 8,09 Дополнительное чтение. Русская народная сказка «Марья Моревна»   Особенности волшебной сказки. Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных  
4. 10,09 10,09 Народные легенды. «Легенда о граде Китеже» . Навык чтен. вслух. Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин  
5. 11,09   Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» Повторение народных песен (колыбельных, хороводных, песенок -закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)  
6.     Библейское предание «Блудный сын» Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль
7.     Слушание и работа с книгами по теме: «Народные песни» Песня-слава «Русская Земля», героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» Повторение народных песен (колыбельных, хороводных, песенок -закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)  
8.     Обобщение по теме: «Книги с фольклорными произведениями»   Обобщение по теме (выполнение заданий в учебнике и в тетради). Работа с книгами (сказки, былины, песни, легенды, предания)    
9.     И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Закрепление понятий "басня", "мораль", "вступление", "рассказ". Сравнение басен И.А.Крылова, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен Герой-персонаж, его характер, поступки.  
10.     Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»
11.     И. И. Хемницер «Друзья» Особенности басни (сюжет, герои, мораль). Слушание басни И.А.Крылова "Крестьянин в беде". Сравнение басен И.И.Хемницера "Друзья" и И.А.Крылова "Крестьянин в беде". Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради
12.     Слушание и работа с книгами басен. И. А. Крылов «Крестьянин в беде»
13.     И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С. В. Михалков «Слово о Крылове» Повторение басен И.А.Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий "олицетворение", "сравнение". Анализ басни И.А.Крылова "Мартышка и очки". Выразительное чтение наизусть басни И.А.Крылова "Квартет" Особенность басен И.И.Дмитриева: ирония, диалоги героев. Выполнение заданий к басне И.И.Дмитриева "Муха".  
14.     Слушание и работа с детскими книгами. И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». Работа с детскими журналами Проверь себя. «Страничка книгочея»
15.     В.Жуковский «Песня», «Ночь», Знакомство с произведениями В.А.Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения олицетворения)
16.     Волшебные сказки в стихах. В.Жуковский «Спящая царевна» Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок
17.     Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче….» Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки.
18.     Обобщение по теме «Произведения В.Жуковского» Герои, их поступки, характеры. Составление плана, пересказ по плану
19.     А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение Сравнение сказки В.Жуковского "Спящая царевна" со "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина
20.     Дополнительное чтение Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (в сокращении) Определения: темп, средства художественной выразительностиэпитеты. Сравнения, рифма
21.     А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение
22.     А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля Основное содержание текста. Тема. Герои
23.     Комплексная разноуровневая проверочная работа. Сюжет, герои, главная мысль
24.     Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» Жанр произведения. Эпитеты, рифма
25.     М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) Тема чтения. Эпитеты, сравнения
26.     Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. Книги-справочники о М. Ю. Лермонтове. М. Ю. Леромнтов «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня» Проверь себя. «Страничка книгочея» Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки
27.     Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники
28.     Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки
29.     Обобщение по теме «Русские поэты» Тест. Литературные (авторские) сказки. Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения
30.     В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». Пересказ старинной легенды Час поэзии: читаем любимые стихи
31.     В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль
32.     Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки
33.     Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. План.  
34.     Н.Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (глава из повести «Детство Тёмы») Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки
35.     Дополнительное чтение. Д.Мамин-Сибиряк «Вертел» Образы детей- героев в произведениях русских писателей
36.     Обобщение по теме «Произведения русских писателей о детях» Навык чтен. вслух. Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя
37.     В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки
38.     Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя
39.     Сказки зарубежных писателей. Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»
40.     Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное» Жанры произведений: сказки, повести, стихи
41.     Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года» Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль
42.     Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». Рифма. Сравнение
43.     К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет
44.     Обобщение по разделу «Книги зарубежных писателей» Компл разноур к/р Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет
45.     Мифы Древней Греции «Арион», «Дедал и Икар» Обобщение по разделу
46.     Мифы народов мира. Славянский миф «Ярило-Солнце» Древнеиндийский миф «Творение» Понятие о мифе. Герои мифа
47.     Книги Древней Руси. «Деятельность Ярослава. Похвала книгам» (отрывок из «Повести временных лет») «О князе Владимире» (отрывок из жития) Миф. Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов
48.     Первая славянская азбука. Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого», «Повесть о Никите Кожемяке» Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей)
49.     Жанры древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха детям» Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер
50.     Обобщение по теме «В мире книг»   Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение
51.     Повторение произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого» Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений
52.     Художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Акула» Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)
53.     Басни Л.Н.Толстого. «Мужик и водяной» Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет
54.     Познавательные рассказы. Л.Толстой «Русак» Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет
55.     Былины Л.Н.Толстого «Святогор-богатырь» Навык чтен. вслух. Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет
56.     Обобщение по теме «Произведения Л.Н.Толстого»   Слушание стихотворной формы былины. Сравнение с народной былиной «Святогор». Выделение слов-благородства и высшей цености в человеке
57.     А. А. Блок «Рождество» Тема, тон, темп, ритм
58.     Слушание и работа с детскими книжками Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок
59.     Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», Тема произведения
60.     К.Бальмонт «К зиме»   Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради. Заучивание наизусть
61.     Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка»,
62.     Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи» Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Повторение: логическое ударение. Выполнение заданий
63.     Рассказы о животных. А.И.Куприн «Скворцы» Объяснение заголовка. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Выполнение заданий в учебнике и тетради Аннотация, отзыв о произведении.
64.     Слушание и работа с детскими книгами. Сказки и легенды русских писателей. А.Куприн «Четверо нищих»
65.     Обобщение по теме «русские поэты и писатели» Легенды русских писателей. Произведения фольклора
66.     И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», Выполнение заданий в рабочей тетради и учебнике
67.     И. Бунин «Детство» Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Выразительное чтение (тон, темп, ритм). Выполнение заданий. Заучивание наизусть одного стихотворения
68.     И. А. Бунин «Листопад»
69.     Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Обобщение по теме Первичное восприятие стихотворения (читает учитель или учащиеся). Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение. Выполнение заданий в тетради
70.     С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» Выполнение заданий в рабочей тетради и учебнике
71.     С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям (картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля
72.     С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» Слушание и работа с детскими книгами. С. Я. Маршак
73.     Контрольный урок. Компл разноур к/р Работа со стихотворением Р.Бернса "В горах мое сердце…": чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть (по желанию). Справка об авторе (работа со справочной литературой).
74.     Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения
75.     Н. А. Заболоцкий «Детство» Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль. Выразительное чтение (паузы, логическое ударение). Выполнение заданий в учебнике и тетради
76.     Слушание и работа с детскими книгами. Стихи о Родине и родной природе Тема, главная мысль, сравнения. Рифма
77.     В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) Выразительное чтение, пауза, логическое ударение
78.     В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к герою
79.     В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к герою
80.     Слушание стихотворения К. М. Симонова «Сын артиллериста» Тест
81.     Стихи о Родине. Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина» Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи (что хочу выразить?). определение тона, темпа. Заучивание наизусть (по желанию)
82.     Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка»   Первичное восприятие (читает учитель), беседа, упражнении в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н.М. Рубцова "Тихая моя родина" и И.Никитина "Русь"
83.     Обобщение по теме «Стихи о родине и природе» Навык чтен. вслух.   Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи (что хочу выразить?). определение тона, темпа. Заучивание наизусть (по желанию)
84.     Стихи С. В. Михалкова «Школа», Обобщение по изученным разделам.
85.     Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения. Знакомство с книгой Г.Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения)
86.     Басни С. В. Михалкова «Зеркало» Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение
87.     Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Штиль», сказка «Как старик корову продавал» Повторение понятий: басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение. Чтение басен, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение басен. Заучивание одной басни наизусть
88.     Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» Тема и жанр произведений. Основное содержание текста
89.     Ермолаев «Жарко». Повторение изученных рассказов о детях Н.Н.Носова, Л.Пантелеева, В.Ю.Драгунского (1-3 кл.). Понятия: юмор, ирония. "Вычитывание" юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов
90.     Детские газеты и журналы Понятия: юмор, ирония. "Вычитывание" юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора.
91.     Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина»
92.     М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Повторение изученных очерков. Чтение очерков И.М.Соколова -Микитова "Родина" и М.А.Шолохова "Любимая мать-отчизна", сравнение, определение темы и авторской позиции
93.     Ю. Яковлев «Право на жизнь Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике Основное содержание текста
94.     Проверь себя. «Страничка книгочея»
95.     Итоговая контрольная работа Основное содержание изученных произведений
96.     Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов Знакомство с книгами Дж.Свифта о Гулливере. Чтение отдельных глав, образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям), выполнение заданий в тетради и в учебнике
97.     Слушание и работа с книгами о путешественниках. Чтение глав из книги «Гулливер в стране великанов».
98.     Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта»
99.     Н. П. Вагнер «Береза», Составление рассказа о друге. выполнение заданий в тетради и в учебнике «Проверь себя
100. 1     Слушание и работа с детскими книгами. Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов издания.
101. 1     Сказка Н. П. Вагнера «Руф и Руфина» Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль
102. 1     Проверь себя. «Страничка книгочея»

 

Список учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
Программа Учебники Учебные пособия Инструментарий определения УОУ Методические пособия для педагогов
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.   Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 4 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2012.   Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2012.     Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2014.   Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010.   Оморокова М.Н. Учимся читать выразительно: 1 -4 классы. Тетрадь- пособие.– М.: Вентана – Граф, 2009. – 70 с.: ил. (Начальная школа XXI века) Ефросинина Л.А. Литатурное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1-4 классы. /Пособие для учителя: в 2-х ч. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 416 с.   Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. и др. Проверочные тестовые работы по чтению/ Дидактические материалы– М.: Вентана – Граф, 2012. Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2011   Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013.    

Электронное учебное издание (CD). Издательский центр «Вентана –Граф», 2011

Настольная книга учителя начальной школы / Авт. – сост. И.А. Петрова и др.; Под ред. И.А. Петровой. – М.; ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2009.

Беседы с учителем: 3 класс: Книга для учителя /Под ред. Л.Е. Журовой.-М.Вентана – Граф, 2012.-384 с.- (Начальная школа XXI века)

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений.- 2-е изд., стьереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-472 с.

Тишурина, О. Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения / О.Н. Тишурина.- 7 –е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-87,(1)с.: ил.

Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)

Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.

Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.

Литературное чтение (1 -4): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007

Литературное чтение (1 -4): учим младших школьников понимать художественный текст: Методические разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.

Основы обучения чтению младших школьников. – М.: Вентана – Граф, 2005.

 

Материально-техническое обеспечение программы

1) портреты писателей;

2) репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;

3) иллюстрации к литературным произведениям;

4) детская периодика;

5) настольные развивающие игры (литературное лото), викторина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.004 с.)