Психологическая Педагогическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая Педагогическая



1. период 1. Младенчество (1 год жизни)

2. Период 2. возраст (до 6 недель жизни) (от 1 до 3 лет)

3. Грудной период (до 1 года) Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

4. возраст Младший дошкольный возраст года) года)

5. Дошкольный возраст Средний дошкольный возраст лет) лет) Старший дошкольный возраст лет)

6. Школьный возраст лет) 4. Младший школьный возраст лет)

7. Пубертатный период 5. Средний школьный возраст (11-15лет) (10-15 лет)

8. Юношеский период Старший школьный возраст (15-20 лет) (15-18 лет)

 

Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди- зации составляют стадии физического и психического разви- тия, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита- ние, с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созре- вания организма, его нервной системы и органов, а также свя- занное с ним развитие познавательных сил, то разумно органи- зованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отри- цание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой соци- альный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но

 


ко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик- тует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

был первым, кто настаивал на строгом уче- те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип согласно которому обучение и воспитание должны соответ- ствовать возрастным этапам развития. Как в природе все про- исходит в свое время, так и в воспитании все должно идти сво- им чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания ко- торых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предла- галось для изучения только что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я.А.

Учет возрастных особенностей — один из основополагаю- щих педагогических принципов. Опираясь на учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован- ные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель- ности.

I. Заполните пропуски

Наблюдения показывают, что между возрастом и развитием человека су- связь зависимость
Чтобы правильно управлять процес- сом развития, нужна классификация человеческой жизни периодов
Возрастная периодизация основы- вается на выделении возрастных особенностей

Коменский ЯЛ. Великая дидактика // Избр. пед. соч. — М., 1982. — Т. I. —

С. 329.

 


Возрастными особенностями назы- опре- деленного периода жизни анатомо-
характерные качества
и психические

 

II. Заполните таблицу

Период Возраст
Младенчество  
  От 1 до 3 лет
Младший школьный возраст  
  От 5 до 6 лет
Средний школьный возраст  
  От 15 до лет

Акселерация

Отмечая условность и известную подвижность выделенных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация (от латинского — ускорение) — это ускоренное физическое и от- части психическое развитие в детском и подростковом возрас- те. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созре- ванием организма, психологи — с развитием психических фун- кций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с Ускоренными темпами физического развития, сколько с рас- процессов физиологического созревания орга- низма и социализацией личности. Педагогическая интерпрета- ция акселерации представлена на рис. 4.

юз


 


 

 

До появления акселерации в гг. физическое и ду- ховное развитие детей и подростков было сбалансированным. На рисунке это показывает кривая 1, выражающая общую тен- денцию нормального физиологического и социального созрева- ния. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы умственного, психического, социального раз- вития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социаль- ных, нравственных качеств. К годам у девочек, а к годам у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном раз- витии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрос- лых» физиологических потребностей, в том числе со- циальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно про- грессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводя- щее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подска-

 


зывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия ак- селерации, создавшей немало трудностей как для самих под- ростков, не умеющих совладать с происходящими в них пере- менами, так и для взрослых — учителей, воспитате- Если с чисто техническими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т. п. еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком рас- пространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, пробле- мы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличи- лась в среднем на сантиметров, а вес — на ки- лограммов по сравнению с их сверстниками 50-х годов.

Среди основных причин акселерации назовем: общие тем- пы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повы- шение качества питания и медицинского обслуживания, улуч- шение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как пока- зывают опыты с растениями и животными, к ослаблению гено- фонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

 

III. Что такое акселерация? Выберите более точный, ответ

Процесс активной деятельности личности.

2. Ускоренное формирование интеллектуальных сил лич- ности.

3. Ускорение индивидуального развития человека.

4. Проявление настойчивости личности в достижении по- ставленных задач.

5. Ускоренное физическое и психическое развитие лично- сти в детском и подростковом возрасте.


I Неравномерность развития

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспита- тельную деятельность. Практическая педагогика опирается на физического развития:

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек стано- вится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды — быстрее, в другие — медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непро- порционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в ди- намике которого также есть значительные колебания, обуслов- ленные неравномерностью созревания нервной системы и раз- вития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде все- го в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре созна- ния, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведе- нии, уровне социального развития. Духовное развитие подчиня- ется ряду общих закономерностей.

1. Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Тол- стой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстоя- ние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуще- ствования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижи- мость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что ученые впоследствии доказывали строгими научными ме- тодами.

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функ- ции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные


периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий име- ют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Причины — неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на ос- нове уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Почему не овладели нормальной человеческой речью дети- Маугли? Ответ ясен — был упущен период, отве- денный природой для формирования этого качества. Если ре- бенок к определенному времени (обычно к годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное бу- дет все труднее. Точно так же можно сказать о всех других ка- чествах — физических, психических, социальных, нравствен- ных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Скажем, за- держка с влечет за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитив- периоды развития хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (млад- ший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от шести до двенадцати лет — это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период — и человеку будет очень трудно

овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные ка- чества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации. В этом прояв- ляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с од- ной стороны, психическое развитие представляет собой посте- пенное перерастание психических состояний в черты лично- с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены


ватные действия Павлов). На пластичности нервной сис- темы основано действие воспитания. Пластичность также от- крывает возможности компенсации: слабые психические функ- ции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.

I Для кого закон не писан

«Ах, эти мне Сколько я их встречал и сколько раз обманулся! Так они часто летают праздными и ненужными ракетами! Полетит, полетит светло и красиво, а там и скоро лопнет в воздухе и исчезнет! Нет! Я уже теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вы- растут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой Столь неодобрительно отозвался о вундеркиндах великий и педагог Толстой.

Что говорит о вундеркиндах современная наука? Лишь то, что они ничем другим, кроме раннего проявления способ- ностей в определенной области, от других нормальных де- тей не отличаются. Одаренный ребенок на решение тех за- дач, которые он перед собой ставит, тратит много меньше времени и сил, чем любой другой, причем положительные эмоции от успеха легко компенсируют энергетические за- траты. На специальных испытаниях одаренные дети демон- стрируют очень высокие способности лишь в какой-нибудь узкой области.

Но, конечно, с обычной меркой подходить к вундеркинду все-таки нельзя. Попробуйте «приставить» ее хотя бы к че- тырехлетнему первокласснику Саше Не подой- дет! Незаурядные способности мальчика проявились очень рано, и ему в порядке исключения разрешено учиться в школе. В полтора года он знал всю азбуку, в три — прекрас- но читал и считал. У Саши — необычная память. Прочитав любой текст из букваря, он тут же дословно пересказывает его. Если даже весь класс затрудняется ответить на какой-то вопрос, выручит Саша.

Восьмилетняя ученица одной из ялтинских школ Ника Турбина сочиняет стихи. Выберем один наугад из толстых альбомов юной поэтессы.


Рождение стихотворения

Тяжелы мои стихи, Камни в гору.

Донесу их до скалы, До упору.

 

Упаду лицом в траву, Слез не хватит.

Разорву строку свою, Стих заплачет.

 

Болью врежется в ладонь Крапива.

Превратится горесть дня Вся в слова.

 

шестилетнего «расширителя проблем» Сашу Селезнева. «Расширитель проблем» — так сам Саша отве- тил на вопрос: «Кто такой философ?» Музыкальные, мате- матические, даже литературные дарования... — к ним уже привыкли. Но ребенок — философ?! Согласитесь, это не- обычно.

Журналист Е. Глушаков подробным образом описал в

«Комсомольской правде» свою беседу с мальчиком.

«Саша, что такое погода?» — задаю вопрос. Размышле- ние длится две-три секунды: «Погода — это импульс приро- ды». И, должно быть, опасаясь, что такое энергичное опре- деление мне не понятно, добавляет: «Ну, понимаешь, како- ва атмосфера...» Спрашиваю дальше: «Что такое горе?» Саша мгновенно отвечает: «То, чего нельзя поправить». К стремлению почувствовать границы Сашиных возможно- стей начинает примешиваться желание услышать ответ на нечто для меня самого неясное: «Что такое душа?» Ответ по-детски безапелляционен: «Душа — главный орган чело- веческого организма». — «Саша, а нравственность?» —

«Свой идеал». — «Это, должно в отличие от морали, общественного идеала, — соображаю я и продолжаю спра- шивать: — Теперь скажи, что такое совесть?» — «Совесть — это когда человек познает себя и то, что он делает». — «Что такое гордость?» — «Гордость — это когда человек выпячи- вает себя больше, чем надо, и выдвигает себя за пределы своей

 


Когда Сашу привезли в Москву и психологи проверили его интеллектуальные способности по специальным тестам, ни- чего особенно удивительного в его развитии обнаружить не удалось. В экспериментах Саша показал высокую норму. Но только норму. Чуда не было.

Похоже, В. Блейк был прав:

 

Ифушкам детства — свой черед, А зрелый опыт — поздний плод.

 

IV. Допишите окончания формулировок закономерностей развития

В молодом возрасте физическое раз- витие человека идет а в зрелом быстрее медленнее
Каждый орган человеческого тела темпом
развивается своим неравномерно
в целом части тела развиваются непропорционально
и  
Чем ниже возраст человека, тем выше
темп духовного развития, замедляется
с возрастом темп духовного разви-  
тия  
Духовное развитие людей протекает неравномерно
В развитии человека существуют оптимальныесрокидляформирова- ния всех качеств, такие периоды на- зываются
По мере развития человека его устойчивость
духовные качества приобретают компенсации
сохраняя при этом  
возможность  
           

110


Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп

Младший школьный возраст лет). В шестилетнем воз- расте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережи- вают период второго округления: у них по сравнению с преды- дущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы- полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полуша- рий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетичес- кая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Из- меняется взаимоотношение процессов возбуждения и торможе- ния: процесс торможения становится более сильным, но по- прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь- ники в высокой степени возбудимы. Повышается точность ра- боты органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мус- ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80%

 


Познавательная деятельность младшего школьника преиму- щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное зна- чение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее Развитие, множество новых качеств, которые необходимо или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной дея-

 


Восприятие младших школьников отличается неустойчи- востью и но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой но в то же время с живым любопытством воспри- нимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность вос- приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси- руются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опи- раясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьни- ков целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюда- тельность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно,

точно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мо- тивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо- ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напо- минал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на пер- вых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышле- ние ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школь- ный возраст, указывал Выготский, ребенок вступает с от- носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ- циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль учителя. Ис- следования показали, что при различной организации учебно- воспитательного процесса, при изменении содержания и мето- дов обучения, методики организации познавательной деятель- ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.


Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно слов. Влияние школьногообученияпро-является не только в том, что значительно обогащается словар- ный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключи- тельно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школь- ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас- тичностью, которая позволяет ему легко справляться с задача- ми дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений до- школьник запоминает а младший школьник — Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкрет- ный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют рас- порядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон- троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио-

нальной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы со- циальных чувств, формируются навыки общественного поведе- ния (коллективизм, ответственность за товарищест- во, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предо- ставляет большие возможности для формирования нравствен- ных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон- ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирова- ния высокоморальной личности. Основы нравственного пове- дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в Разумно организованный, посильный для них производитель- ный труд, значение которого в формировании социальных ка- личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выпол- няют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрос-

лым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает соче-

 


тание труда с игрой, в которых максимально проявляются ини- циативность, самодеятельность, соревновательность самих ре- бят. Стремление младшего школьника к яркому, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига- тельную активность — все это должно удовлетворяться в ра- зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Средний школьный возраст (от до 15 лет) — переход- ный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени классы) и характеризуется общим подъ- емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга- низма. Душевный мир подростка Крупская характеризо- вала психологией полуребенка-полувзрослого: в своем разви- тии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружаю- щих его людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у маль- чиков за год отмечается прирост на см, а у девочек — до см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (при- бавляют в росте см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внут- ренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов от- стает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (емкость) легких возрастает до 3400 кубических сантимет- ров. Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физи- ческого развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение: они часто излишне жестикулируют, движения их порывисты, плохо координированы.

Характерная особенность подросткового возраста — поло- вое созревание организма. У девочек оно начинается с один- надцати лет, у мальчиков — несколько позже, с

тринадцати лет. Половое созревание вносит серьезные

ния в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее рав- новесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличает-

 


от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преоблада- над процессами торможения, поэтому для подростков ха-

рактерна повышенная возбудимость.

Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили поражает своей поверхностностью. Определяющее

значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учеб- ным материалом — характерная особенность учеников средне- го школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явле- нии. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспи- тательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотноше- ние между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на ав- торитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мне- ние, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мыш- ления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные за- дачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отли- чительные черты, причинно-следственные зависимости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с из- речи подростка. В ней заметна тенденция к правиль- ным определениям, логическим обоснованиям, доказательным Рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выра-

 


В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и формирование личности. Но мировоззрение, нрав-

ственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем пове- дении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организо- ванному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависи- мости от того, какой нравственный опыт приобретает подрос- ток, будет складываться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психо- логи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризи- са. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют даже возрас- том катастроф. Поэтому так важно бережно относиться к ду- ховному миру, проявлению чувств подростков.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного воз- раста — несогласованность убеждений, моральных идей и по- нятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведени- ем, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.068 с.)