Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Какие качества передаются от родителей к детям?
1. Способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности. 2. Черты характера. 3. Тип нервной системы, темперамент. 4. Способности к различным видам деятельности. 5. служащие основой для развития индивидуаль- ных способностей человека. 6. Цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор. 7. Социальный опыт. 8. Нравственные качества. 9. Особенности речи, памяти, внимания. 10. Воля, настойчивость, целеустремленность. Жестокость,алчность,агрессивность. 12. Склонность к правонарушениям.
Влияние среды на развитие личности Человек становится личностью только в процессе социали- зации, т. е. взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Людьми родились, но не стали Сейчас мы перейдем к грустным фактам. Они как бы спе- циально предоставляются нам природой для выявления за- конов человеческого развития. Сказка о Маугли — не досу- жий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафикси- рованным в истории человеческой цивилизации, эти собы- тия могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскорм- ленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вы- мысел — теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспи- танный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказал Э. Кондильяк еще в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — мед- ведями, один случай — павианами, другими породами ян — не менее десяти. Один ребенок был вскормлен леопар- дом, один — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем лого- ве вместе с выводком волчат двух малышей. Это были де- одной из них на вид было лет другой — года два. Младшую девочку назвали Амалой,старшую— лой. Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись к другу. Младшая девочка скоро умерла, так ничему и не научив- шись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблю- дений за Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через шесть лет начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках.
года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 а еще через три года — до ста. Дальше языковой прогресс не по- шел. К этому времени полюбила общество перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камапа по уровню своего развития была как четы- рехлетний, если не трехлетний ребенок. Вместо комментариев вчитаемся в слова Г. Итарда: «По- являясь на земном шаре физически слабым и не обладая врожденными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного по- ложения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтож- ных и неразумных животных... человек всегда только то, что из него делает общество...»
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование лич- ности влияют разнообразные внешние условия, в том числе гео- графические, социальные, школьные, семейные. По интенсив- ности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленно- му окружению, а вторую — к ближайшему. В понятие социаль- ная среда входят такие общие характеристики, как обществен- ный строй, система производственных отношений, материаль- ные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья. Каково же влияние среды на формирование человека? Един- ства в его оценке среди педагогов, стоящих на различных мето- дологических платформах, нет. Точнее говоря, огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, аб- страктной среды не существует. Есть конкретный обществен- ный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого
уровня развития там, где близкое и далекое окружение предо- ему наиболее благоприятные условия. Огромное влияние на развитие человека, особенно в дет- ском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для развития и фор- мирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивает- Семья во многом определяет круг его интересов и потреб- ностей, взглядов и ценностных ориентации. Семья же предо- ставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье. Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет чис- ло разводов, неполных семей, растет и число социально обездо- ленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершенно- летних. Подростковая преступность в России достигла угрожа- ющих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте лет. Как в так и в практическом плане небезын- тересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на раз- витие человека — среда или наследственность? Мнения специа- листов разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловно пред- почтение отдают наследственности, а социогенного (социогене- тического, социологизаторского) — среде. Многие исследовате- ли пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Полу- чены очень противоречивые результаты, надежно свидетель- ствующие лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оцен- кам представителей социогенного направления, может дости- 90%; влияние наследственности, считают сторонники био- направления, отнюдь не менее значимое — Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния факторов на умственное развитие:
64% из факторов умственного развития приходится на на- следственные влияния; 16% — на различия в уровне семейной среды; 3% — на различия в воспитании детей в той же семье; 17% — на смешанные факторы (взаимодействие наслед- ственности со средой). Разумеется, наука стремится к это ее цель. Но вряд ли даже самые скрупулезные вычисления будут пол- ностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и сре- ды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действу- ющие причины, к какому результату приведет их взаимодейст- вие, зависит и от многих случайных факторов, действия кото- рых ни учесть, ни измерить нельзя. Задумаемся над грустной таблицей Обратимся к материалам исследований. Приведем таб- лицу, составленную французским исследователем Г. Леем. Он прослеживает влияние социальных на появле- ние умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены ре- зультаты обследования бытовых условий нормальных и слабоумных парижских детей.
Продолжение таблицы
IV. Можно ли что ребенок, чьи родители были пьяницами, обязательно разделит их судьбу? Безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки, они со временем разовьются. 2. Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности — это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания. 3. В условиях неблагоприятной социальной среды ребе- нок с такими задатками обязательно разделит судьбу сво- их несчастных родителей. 4. Попав в неблагоприятную среду, человек с такой на- следственностью скорее станет алкоголиком, чем человек безотягощающейнаследственности. 5. Это еще ни о чем не говорит.
Развитие и воспитание Влияние наследственности и среды корректируется воспи- Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воз- действия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в
том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк — от утверждения его полной бес- сильности и бессмысленности (при неблагоприятной наслед- ственности и плохом влиянии среды) до признания его един- ственным средством изменения человеческой природы. Исти- на, как обычно, находится между крайностями. Лозунг «Воспи- тание может все», с которым неоднократно выступала педаго- гика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей вос- питание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.
Сравните несколько мнений о силе воспитательного воз- действия, принадлежащих знаменитым людям. С кем вы и почему? «Воспитание может все». Гельвеции
«От всякого друг мой, спасайся на всех пару- сах». Вольтер
«Воспитание сможет сделать но оно не безгра- нично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди». В.Г. Белинский «Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрица- тельным условиям жизни, мирится с накоплением отрица- тельного опыта отношений и усугубляет своей беспомощ- ностью те или иные вредные явления среды». С.Л. Рубинштейн
Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. I Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных ус- связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание — это заполнение пробе- лов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивиду- альными особенностями человека, его и воз- можностями. Специальные исследования показали, что воспитание мо- жет обеспечить развитие определенных качеств, только опира- ясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что де- теныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хо- рошее питание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку (исследования Ладыгиной-Коте).
Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотноше- ний развития и воспитания как цели и средства. Эффектив- ность воспитания определяется уровнем подготовленности че- ловека к восприятию воспитательного воздействия, обуслов- ленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень ши- рок — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляемость воспитанию» как противодействие внешней исходящей от определяет конечный ре- зультат. Поэтому определяющую роль играют конкретные си- и взаимоотношения людей в воспитательном процессе. Сила воспитательного воздействие зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Выгот- ский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития»; 2) «зона ближай- шего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором — он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди разви- тия. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, ко- торые еще не созрели, но находятся в стадии становления. IV. От чего главным образом зависит развитие способ- ностей, интересов и дарований школьников? От организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса. 2. От природных задатков. 3. От объема приобретенных умений. 4. От общения со сверстниками. 5. От числа прочитанных книг.
Деятельность как фактор развития Влияние на развитие наследственности, среды и воспита- ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообра- зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите что и как делает ребенок, и я скажу каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста- ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п. Словом, очевидна прямая связь между результа- тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулиро-
так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп- ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно- сти и другими. В процессе деятельности происходит всестороннее и цело- стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро- ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи- зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи- танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно- сти, обречены на ее пассивное созерцание и го- товых истин. Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес- ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь- ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение. Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са- мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су- щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы- шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра- зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио- нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады- вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож- ности, выражает себя как личность. Такая деятельность прино- сит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно- вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю- щаяся. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и ус- пешнее осваивать социальный опыт, развивает способности, формирует отношение к окружающей дей- ствительности. обеспечивает ин- теллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи- мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак- тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду- ховного и нравственного мира личности, определяет готов- ность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же постоян- ный источник — потребности. Многообразие человеческих по- требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — по- стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе- риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе- ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера- тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий. Активность самого человека — непременное условие разви- тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен- ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе- дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания. Активность личности, как и деятельность, имеет избира- тельный характер. Развитие личности происходит под воздей- ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра- щены к его личности, опираются на его собственное отноше- ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся- чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в пове-
дении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю- дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста- новится Активность личности не только предпосылка, но и резуль- тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес- личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни- ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору- жать его такими способами деятельности, которые дают воз- можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож- ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще- го процесс развития личности.
VI. Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно обучает всех I учеников независимо от способностей и домашних вий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!» Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успе- хов его учеников? Хорошая наследственность. 2. Благоприятная среда. 3. Воспитание в семье. 4. Правильно организованная познавательная деятель- ность. 5. Отношение к учебе. 6. Интерес к учебному предмету. 7. Личность учителя.
Диагностика развития В педагогической практике все больше ощущается потреб- ность в оперативной диагностике достигнутого учениками Уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять
Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 140-141.
процессами формирования личности без знания глубины, тем- пов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крыла- тые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют не- обходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе. Диагностика (от греческого — прозрачный и — знание) — общий способ получения опережающей ин- формации об изучаемом объекте или процессе. Значение диа- гностики в области развития аналогично значению хорошо по- ставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причи- ны возникновения, то можно надеяться на благоприятный ис- ход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диа- гностика в области развития — чрезвычайно важное тре- бующее высокой квалификации и ответственности. Физическое развитие человека диагностируется сравнитель- но просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень разви- тия как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с воз- растными возможностями. Примером теста физического разви- тия можно назвать хорошо известный комплекс в кото- ром содержатся конкретные задания и нормативные показате- ли для каждой возрастной группы. Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычай- но трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключе- ния. Для повышения надежности диагноза используют ком- плексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставле- ние антропометрических, социальных и психологических дан- ных, что требует специально оборудованных клиник и лабора- торий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, од- нако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.
Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессио- нальной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распро- страненный метод изучения выделенных качеств — тестирова- ние.
Тесты с нами | На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога составленным для диагностики уровня вер- бального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.48 (0.084 с.) |