Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исходит из приоритетности знаний педагога.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Не стремится к изменению ныне существующей вой установки школы. 4. Принимает воспитанника таким, каким он есть. 5. Не требует от учителя переориентации внутренних ус- тановок.
Название инновационных получили учебные заведения, на- чавшие внедрять нововведения или их элементы. Свою при- верженность к инновационному процессу задекларировали ру- ководители почти всех учебных заведений страны. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по су- ществу содержание и направленность инновационных преобра- зований. Для формирования критерия учебного за- ведения вспомним, что • нововведения могут не только улучшать течение и резуль- таты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их; • объявить об инновации совсем не означает получить по- ложительный эффект; • инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания; • ПС нельзя одновременно улучшать по нескольким пара- метрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновре- менно ухудшая другой, — нужны ли они? • только инновации по существу, а не по названию или Форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педа- гогического труда. Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше су- щественных признаков нововведений формируется вполне оп- ределенный критерий инновационности учебных заведений. заведение является инновационным, если: 1) учебно-воспитательный процесс основывается на прин- ципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики; 2) педагогическая система эволюционирует в гуманистичес- ком направлении; 3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов; 4) повышенные результаты учебно-воспитательного процес- са достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных воз- можностей системы; 5) продуктивность учебно-воспитательного процесса не яв- ляется прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем. Смысл требований данного критерия в том, чтобы чить возможность сравнения школ с различными возможностя- ми: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду ин- а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой прирост продуктивности идет за счет селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внут- ренних резервов, т. е. действительных инноваций. Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастно- сти подчеркнем крайние проявления.
210 Назначение Передача знаний, попутное воспи- тание, ознакомление с существую- щей культурой, освоение социаль- ного опыта. политика, государство определяют цели и статус учебного заведения Содействие самореализации и са- моутверждению личности, фор- мирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование пер- спективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностны- ми требованиями
Преимущественно государственно ориентированные
тированные и общественно ориен-
Характер Воспроизводящий, нетворческий Творческий, продуктивный
Усвоение предметно-дисципли- нарных знаний Цель Развитие личности. Предупреж- дение тупиков развития
Содержание Разрозненные предметы со слабо- выраженными межпредметными связями Ценности (отношения, убежде- ния, мотивы деятельности). Ин- тегрированные курсы
Учебный процесс Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, дейст- вия по образцу Преобладание индивидуально- дифференцированных форм, творческого подхода
Технология Устаревшая, трудоемкая, медлен- ная и малоэффективная Новая, ориентированная на об- легчение ученического и педаго- гического труда
Учащийся — объект управления Управление Учащийся — субъект деятельно- сти. Объект управления — це- лостная педагогическая ситуация. Поддержка личной инициативы обучаемых
Авторитарно-репрессивный Стиль Демократический, поощряющий
Организация Традиционная, тяготеющая к ад- министрированию и подавлению Основанная на знании и учете закономерностей жизни расту- щей и развивающейся личности
Объект воздействия. Цели деятель- Источник собственного разви- задаются учителями тия. Субъект деятельности
Учитель Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информацион- но-контролирующая. Закрытый для учащихся
Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество.
Внешний, операционный Контроль Внутренний, целостный
Последствия Отчуждение от учебных ценно-
к школе, желание учить- стей, школы, учителей. Враждеб- ность, соперничество ся, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонима- ние, уверенность
Результаты Безынициативная, «нафарширо- ванная» отрывками знаний, мало- активная, малоприспособленная к жизни личность Активная, инициативная, разви- тая, раскрепощенная, доверяю- щая себе, уверенная в собствен- ной правоте, жизнеспособная личность
Несмотря на неполноту сравнения, можно увидеть основ- ные отличия инновационных учебных заведений от неиннова- ционных, но еще важнее понять, что нововведения, измене- ния, замена старого новым на нынешнем этапе развития шко- лы и педагогики являются призывом к совершенствованию пе- дагогической системы, приближению ее возможностей ко все- возрастающим запросам личности и общества.
Школы, возвратившиеся в русло классической природосо- образной педагогики, профессор В. Кумарин предлагает, как в начале нашего называть новыми. Капитальное
следование этих школ в свое время выполнила Круп- ская. Вот ее свидетельства: «В настоящее время насчиты- вается уже довольно много «новых» школ. В 1889 г. первая школа подобного рода была основана д-ром в Англии, в Абботсхольме... Дети в «новых» школах пышут здоровь- ем. На умственное развитие также обращено самое серьез- ное внимание. Нет бессмысленной зубрежки. Самостоя- тельности учеников предоставлен широкий простор. Инте- рес ученика, удовлетворение его потребности в активности, творчестве поставлены в центр преподавания. Внешняя дисциплина и принуждение сведены до минимума. Весь ре- жим школы таков, что захватывает ученика целиком, спо- собствует всестороннему развитию его личности. Совмест- ная разумно организованная работа учит умению жить и ра- ботать совместно с другими. Школьное самоуправление приучает к умению организовать общественную жизнь. По сравнению с обычными средними школами «новые» школы являются огромным шагом Еще Коменский писал, что заставлять ребенка каж- дый день сидеть над книгами по часов в классе и еще столько же за домашними заданиями является «пыткой, до- водящей до обмороков и умственного расстройства», и до- казывал, что учение должно быть делом «приятным и лег- ким», занимающим в день не более 4 часов. Учтя это положение, Редди установил в своей школе та- кой порядок: Умственный труд — 5 ч Спорт и ручной труд — 4,5 ч Артистические занятия и общественные развлечения — 2,5 ч Сон — 9 ч Принятие пищи и свободное время — день отдыха и полного отсутствия Но это не все. На здоровье работают и каникулы: 7 не- дель летом, 4 недели на Рождество, 3 недели весной. Три с половиной месяца в году! Но и тут ни часа безделья! Веч- ный спутник жизни — любая возможность подрабо- тать — с первых школьных лет ребенок имеет свой денеж- ный счет.
См.: Э. Новое воспитание. — М., 1900. — С. 50.
Развиваясь на основе этой идеи, нынешняя американская школа прежде всего и больше всего думает о здоровье де- тей. О перегрузке учением здесь и не ведают. Если не дает- ся физика или математика, никому не придет в голову ло- мать из-за этого жизнь ребенка, как это делалось, скажем, в советской школе ради «овладения основами наук» и как это продолжают делать еще и сегодня. Начиная с детского сада все дети Америки тестируются, чтобы по возможности точно определить, какое образова- тельное (и не только образовательное!) предложение в наи- большей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные на выбор. Из 200 предложений. Пока в совокупности не набе- рется от до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: за англий- ский — 3 очка, за спорт — тоже 3, за математику — 2, геогра- фию — 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуаль- ный план и до окончания школы подчиняется только ему. Выбирают, разумеется, то, что нужно для будущей про- фессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда. Случайность выбора исключена. Службы тестирования и профориентации, как правило, не ошибают- ся. Отсюда серьезное отношение к учебе: сам выбрал — сам и отвечай. Отсюда и самая высокая производитель- ность труда, немыслимая экономическая мощь, дом — пол- ная чаша. Опершись на могучие плечи принципа природосообраз- ности, школа Европы и США быстро оправилась от кризиса, все лучше и лучше служит своим питомцам.
Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но — целесообразная // Нар. об- разование. — 1997. — № 7.
Имидж учебного заведения Стратегия инновационной деятельности требует длитель- ного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает про- блема имиджа учебного заведения — наглядного закрепле- ния инновационных преобразований. В переводе с английского означает «образ», «отражение». Проблема имиджа учебного заведения — это проблема оформления во внешнем образе внутреннего со- держания, задач и особенностей его деятельности. Значе- ние, естественно, имеет лишь как привлекательный для ро- дителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо. В США, например, на это не жалеют ни времени, ни уси- лий, ни средств. В рыночных условиях между учебными за- ведениями существует жесткая конкуренция и поэтому пе- ред каждым из них остро стоит проблема выживания, где имидж играет не последнюю роль. Создание его — это хо- рошо организованная реклама, главным направлением ко- торой считается выработка «фирменного стиля». Послед- ний включает: • фирменный знак — зарегистрированное в установлен- ном порядке графическое изображение, помогающее отли- чить учебное заведение; • логотип — слово, являющееся полным или сокращен- ным названием учебного заведения; • фирменный цвет; • фирменный комплект шрифтов; • фирменная константа (формат, верстка текста, офор- мление иллюстраций); • фирменный блок и т. д. Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданно- го учебным заведением положительного имиджа. Поддер- жание его является важнейшей составной частью воспита- тельного процесса и неотъемлемым элементом националь- ной программы формирования патриотизма граждан. Конечно, наши сельские школы еще долго не будут конку- рировать между собой, а вот для больших городов создание фирменного стиля учебных заведений уже становится про- Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи: а) пропагандировать свои достижения; б) закладывать в образе школы основные цели, к кото- рым она стремится; в) стимулировать положительное отношение широкой об- щественности к школе. Уже понятно, что работа по формированию положитель- ного имиджа должна развертываться в двух основных на- правлениях: внутри школы и вне ее. Очень важно создать специфическую внутреннюю атмосферу учебного заведе- ния, показателем которой являются: • признание идей, ценностей, интеллектуального, личност- ного развития человека, создание атмосферы творчества; • соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаи- мопомощи, демократизма как между самими учащимися, так и между учащимися и педагогами, администрацией, педаго- гами и родителями; • обеспечение условий для положительного принятия каждой обучающейся или работающей в школе, взаимодействующей с ней. Опыт лучших русских дореволюционных учебных заведе- ний подтверждает, что важнейшей характеристикой имиджа в лучших из них были «школьные братства» с их системой традиций, обычаев, стиля, одежды и т. д. К слову, одежда фирменный атрибут школы используется широко во всем мире. Шапки, шарфы, галстуки, воротнички, футболки, знач- ки, ленты с гордостью носятся педагогами и учащимися, под- черкивая их принадлежность к «школьному братству». Инновационные процессы в педагогике порождают многие проблемы, не видеть которые не имеем права. Многообразие школ — бесспорное благо. Но увлечение им может привести и к отрицательным последствиям. Одно из таких уже очевидных последствий — отсутствие реальных инноваций за броскими вывесками. В каждом почти городе России вас встретят: «Гим- назия», «Академическая гимназия», «Школа-гим- назия», «Школа с гимназическими классами», «Казачий лицей», «Кадетский корпус», «Школа радо- сти», «Республика солнца», «Школа разноуравневого и
направленного обучения» и т. д. и т. п. Естественно возникают вопросы: что стоит за этими новыми громкими вывесками? Как все это согласуется с интересами детей? В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склон- ных к умственной деятельности, — гимназии и лицеи. Приве- дем определения гимназии и лицея, данные в словаре-справоч- нике профессора Полонского. Гимназия — общеобразовательное учебное заведение с уг- лубленным изучением учебных предметов, призванное обеспе- чить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и кур- сов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонауч- ному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положе- ние о гимназиях», утвержденное Минобразования России в 1990 г., предусматривает создание гимназий гуманитарного, пе- дагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические собственно гимнази- ческие классы и (XII класс, один год по же- ланию). По материалам Госкомстата России, на начало 1993/94 учеб- ного года в регионах Российской Федерации функционировало около 600 гимназий, в которых обучалось более 400 тыс. уча- щихся. Лицей — общеобразовательное учебное заведение с углублен- ным изучением дисциплин по определенному профилю. В от- личие от широкого гуманитарного гимназического это образо- вание с более узкой дифференциацией, например лицей техни- ко-математический, технический. В ли- цее дается и подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с сроком обучения. По данным Госкомстата России, на начало 1993/94 учебно- го года в регионах функционировало около 300 лицеев, в кото- рых обучалось свыше 200 тыс. учащихся. Вывеска еще не создает ни условий, ни возможностей, не образования высокого качества. Лучшие учебные заведения носят скромные названия. Будем и здесь, как и во остальном, смотреть в корень.
Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, цен- ности, цели и образ выпускника. Содержание образования в них, скорее, не столько углублено, сколько расширено. И что самое главное — ведется многотрудная работа по межпредмет- ной координации учебных курсов. В хорошей гимназии, в до- бротном лицее тщательно выбирается из нескольких возмож- ных вариантов и обстоятельно обосновывается оптимальное соотношение математической, естественнонаучной, гуманитар- ной и других составляющих содержания образования, с тем чтобы выпускник был широко эрудированным человеком со сформированным системным мышлением и мировоззрением, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание техни- ки, культуры, искусства. Сколько же нам нужно гимназий и лицеев? Их должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ре- бенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным тех- нологиям, могли иметь такую возможность. конечно же, ос- новным типом школы при этом останется обычная общеобра- зовательная школа адаптивного характера с развитой диффе- ренциацией обучения, с широким набором разнообразных об- разовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей. А. Моисеев и М. Поташник считают, что нынешняя реаль- ная потребность населения в учреждениях повышенного уров- ня образования примерно в три раза т. е. в этих уч- реждениях обучаются не только и не столько одаренные дети, сколько обычные ребята с сохраненным интеллектом, как ворят психологи. Конечно же, они учатся с перегрузкой и по- тому с ущербом для своего здоровья и духовного развития. Не- редко выпускники заканчивают гимназии и лицеи с чувством отвращения к учебе. Это издержки столь распространенной сейчас моды на повсеместное открытие гимназий и лицеев не- зависимо от реальной потребности и возможностей создания этих учреждений (кадровых, материальных, научно-методичес- ких и т.
См.: Моисеев Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Нар. образование. — 1995. — № 4.
VII. Инновационными называются учебные заведения, в которых: внедряются нововведения или их элементы; 2) нововведения всесторонне обоснованы; 3) нововведения обязательно улучшают условия учебного и педагогического труда; 4) совершенствование ПС осуществляется преимуще- ственно за счет внутренних резервов; 5) все ответы правильные.
VIII.Винновационныхучебныхзаведенияхповышенная эффективность достигается за счет: селекции учителей и учащихся; 2) повышения нагрузок на учителей и учащихся; 3) увеличения длительности обучения; 4) внедрения более совершенных технологий; 5) смены названий и ориентации.
Непреходящей общей относящейся к педаго- гической системе в целом, является оптимизация учебно-вос- питательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в нача- ле 70-х годов видный ученый академик Ю.К. Бабанский. Под его руководством в стране развернулось массовое движение по совершенствованию учебно-воспитательной системы. Были до- стигнуты определенные результаты, которые и сегодня являют- ся значимыми для отечественной педагогики и школы. Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В та- кой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной систе- как педагогическая, существуют многие тысячи возможных построения, течения и организации учебно-воспита- деятельности, достижения намеченных целей. И лишь из них будет наилучшим в имеющихся конкретных усло- Отыскать его — главная задача оптимизации. Она реша- ется путем сравнения возможных вариантов и оценки имею- щихся альтернатив. Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия тем целям, для достижения которых она создана. Опти-
достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимиза- ции всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще», она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр ПС должен достичь опти- мального значения в соответствии с поставленной целью. предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зо- вет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое Необходимо различать теоретическое и практическое на- правления оптимизации. Синоним понятия «оптимизация» в теоретическом аспекте — расчет, сравнение, сопоставление ва- риантов. В практическом аспекте оптимизация означает инно- реорганизацию, перестройку приведение ее в наи- лучшее для решения поставленных задач и имеющихся кон- кретных условий состояние. Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности — это признак (показатель), на осно- вании которого производится оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики, чтобы критерий содержал только один показатель в педагогике он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия протекающих в педагогичес- кой системе. «Оптимальным, — пишет академик Ю.К. Бабанский, — мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следую- щим критериям: а) содержание, структура и логика функцио- нирования его обеспечивают эффективное и качественное ре- шение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных про- грамм (теперь говорят государственного стандарта. — И. П.) на
См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. — М., 1983. — С. 237.
уровне максимальных учебных возможностей каждого школь- ника; б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превыше- максимальных норм времени, установленных школьной и гигиеной для домашних занятий учащихся и учите- лей, что одновременно должно предупредить факты переутом- ления учителей и Выше на примере некоторых «инновационных» учебных за- ведений было показано, что желаемых результатов можно до- стичь путем перегрузки учителей и учащихся. Длительные пе- регрузки ведут к снижению работоспособности, ухудшению здоровья. Требования критерия оптимизации однозначны — оптимальным можно считать только такой учебно-воспитатель- ный процесс, который протекает без перегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возмож- ной для них отдачей. Напомним, что в соответствии с прежними нормами, кото- рых пока никто не отменял, школьники должны затрачивать на домашнюю работу не более 1 ч в первом классе, 1,5 ч — во втором, 2 ч — в третьих-четвертых классах, 2,5 ч — в пятых- шестых классах, 3 ч — в седьмом классе, 4 ч — в десятых классах. Сегодня, когда здоровье подавляющего боль- шинства обучаемых ухудшилось, эти нормы можно корректи- ровать только в сторону снижения. Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно- воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два по- казателя: 1) получение максимально возможных (реально достижи- мых) в данных условиях результатов в воспита- нии и развитии учащихся; 2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и Учителей.
IX.
Оптимизация — это стремление получить максималь- ный результат.
Оптимизация процесса обучения. — М., 1977. — С. 60.
2. Оптимизация — это достижение максимального резуль- тата при минимальных затратах времени. 3. Оптимизация — это достижение требуемых результа- тов за счет увеличения нагрузки учащихся и учителей. 4. Критерийоптимизации—ориентирдостижений. 5. Критерий оптимизации учитывает все варианты разви- тия учебно-воспитательного процесса. 6. Инновации должны быть сориентированы на достиже- ние идеальных результатов обучения и воспитания. 7. Оптимизация учебно-воспитательного процесса не яв- ляется инновацией. 8. Оптимизация направлена на снижение педагогических требований. 9. Оптимизация относится лишь к некоторым аспектам пе- дагогическойсистемы. 10. Оптимизация педагогической системы требует эконо- мических инвестиций.
I Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педа- гогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамичес- кими системами. Оптимизация основывается на философской категории «меры». Она выступает против гиперболизации тех или иных компонентов педагогической системы, завышения или занижения темпов деятельности, сложности обучения и т. а требует выбора именно оптимальной меры их приме- нения. К основным методологическим требованиям оптимизации ПС относятся: 1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы. 2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систе- му закономерностей учебно-воспитательного процесса. 3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы. 4. Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего ин- новационного процесса со все более высокими задачами и бо- лее совершенными технологиями их разрешения. Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении ПС уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется
начинать сначала. В этом вечное противоречие педагогическо- го процесса, из которого рождается движущая сила его про- гресса. Надо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оп- тимизация предполагает приспособление педагогического про- цесса к имеющимся условиям, а с другой — сама создает но- вые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Тут нет никакого противоречия, так как оба процесса идут во взаимосвязи. Если сегодня мы приспосабливаемся к реалиям, то это связано с обстоятельствами, от нас не зависящими. Но педагог всегда стремится сделать их оптимальными для успеш- ного течения процесса. Таково непреложное требование опти- мизации. Практически оптимизация начинается с что по опре- деленным критериям оценивается достигнутый уровень обу- ченности, воспитанности, развитости учащихся по классам и в школе в целом. Как правило, он ниже объективно возможного (если этот уровень всех удовлетворяет, оптимизации быть не может: цель достигнута, улучшать больше нечего). Затем про- ектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик, как вести себя и т. д.). После этого применяется (внед- ряется) система учебно-воспитательных мер, призванная обес- печить намеченные изменения. В итоге происходит сравнение процессов и достигнутых результатов с оптимально возможны- ми, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклас- сную работу с нормативами, усилий учителей и учащихся, де- лается вывод о степени оптимизации. Оптимизация реализуется через систему способов (рис. 8), которая органически вытекает из закономерностей и принци- пов учебно-воспитательного процесса и носит характер кон- кретных мер. Способом оптимизации Бабанский называ- ет такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат време- (или даже меньше их), т. е. без перегрузки школьников и
См.: Бабанский Ю.К. процесса обучения. — 1977. — С. 243.
Известны следующие уровни деятельности школы, педаго- гов и учащихся — недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются сле- дующие основные способы оптимизации учебно-воспитатель- ного процесса: 1. Комплексный подход как общее требование предотвраще- ния односторонности в проектировании, планировании, внед- рении мер практической деятельнос
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.014 с.) |