Исходит из приоритетности знаний педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исходит из приоритетности знаний педагога.



3. Не стремится к изменению ныне существующей вой установки школы.

4. Принимает воспитанника таким, каким он есть.

5. Не требует от учителя переориентации внутренних ус- тановок.

 

 

j
Инновационные учебные заведения

Название инновационных получили учебные заведения, на- чавшие внедрять нововведения или их элементы. Свою при- верженность к инновационному процессу задекларировали ру- ководители почти всех учебных заведений страны. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по су- ществу содержание и направленность инновационных преобра- зований.

Для формирования критерия учебного за- ведения вспомним, что

• нововведения могут не только улучшать течение и резуль- таты учебно-воспитательного процесса, но и ухудшать их;

• объявить об инновации совсем не означает получить по- ложительный эффект;

• инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания;

• ПС нельзя одновременно улучшать по нескольким пара- метрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновре- менно ухудшая другой, — нужны ли они?

• только инновации по существу, а не по названию или Форме благоприятствуют улучшению условий учебного и педа- гогического труда.

Из этих ограничений, а также из рассмотренных выше су- щественных признаков нововведений формируется вполне оп- ределенный критерий инновационности учебных заведений. заведение является инновационным, если:


1) учебно-воспитательный процесс основывается на прин- ципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики;

2) педагогическая система эволюционирует в гуманистичес- ком направлении;

3) организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам школьников и педагогов;

4) повышенные результаты учебно-воспитательного процес- са достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и незадействованных воз- можностей системы;

5) продуктивность учебно-воспитательного процесса не яв- ляется прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

Смысл требований данного критерия в том, чтобы чить возможность сравнения школ с различными возможностя- ми: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т. д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду ин- а школа из сельской глубинки зачисляется в

разряд отстающих, хотя в первой прирост продуктивности идет за счет селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внут- ренних резервов, т. е. действительных инноваций.

Сопоставим инновационные и неинновационные учебные заведения, опираясь на созданный критерий. Для контрастно- сти подчеркнем крайние проявления.

 

Учебные заведения
  инновационные
  Определение   Учебные заведения годами и деся- Учебные заведения, внедряющие не практикующие но- нововведения по собственной ини- кроме тех, что для удовлетворения административной властью потребностей учащихся и просвещенческих телей, преимущественно за счет органов управления. внутренних резервов, с учетом но- преимущественно по инер- идей и достижений педагоги- ции. Безликие. Единообразные Имеющие собственное лицо

210


Назначение


Передача знаний, попутное воспи- тание, ознакомление с существую- щей культурой, освоение социаль- ного опыта. политика, государство определяют цели и статус учебного заведения


Содействие самореализации и са- моутверждению личности, фор- мирование более совершенных межличностных и общественных отношений. Моделирование пер- спективных жизненных линий. Гуманизация отношений. Цели и статус определяются личностны- ми требованиями


 

 


Преимущественно государственно ориентированные


 

тированные


и общественно ориен-


 


трансформирован- Научные, объективные

 

Характер

Воспроизводящий, нетворческий Творческий, продуктивный

 


 

Усвоение предметно-дисципли- нарных знаний


Цель


Развитие личности. Предупреж- дение тупиков развития


 

Содержание


Разрозненные предметы со слабо- выраженными межпредметными связями


Ценности (отношения, убежде- ния, мотивы деятельности). Ин- тегрированные курсы


 

Учебный процесс


Преобладание фронтальных форм и репродуктивных знаний, дейст- вия по образцу


Преобладание индивидуально- дифференцированных форм, творческого подхода


 

Технология


Устаревшая, трудоемкая, медлен- ная и малоэффективная


Новая, ориентированная на об- легчение ученического и педаго- гического труда


 


 

Учащийся — объект управления


Управление

Учащийся — субъект деятельно- сти. Объект управления — це- лостная педагогическая ситуация. Поддержка личной инициативы обучаемых

 


 

Авторитарно-репрессивный


Стиль


Демократический, поощряющий


 

Организация


Традиционная, тяготеющая к ад- министрированию и подавлению


Основанная на знании и учете закономерностей жизни расту- щей и развивающейся личности


 

Объект воздействия. Цели деятель- Источник собственного разви- задаются учителями тия. Субъект деятельности

 


Учитель

Служащий. Транслятор знаний. Организатор учебного процесса. Главная функция информацион- но-контролирующая. Закрытый для учащихся


 

Друг детей. Гуманист. Открытый для учащихся. Ориентированный на сотрудничество.


 


 

 

Внешний, операционный


Контроль


Внутренний, целостный


 


Последствия

Отчуждение от учебных ценно-


 

к школе, желание учить-


стей, школы, учителей. Враждеб- ность, соперничество


ся, сотрудничать, развиваться. Сплоченность, взаимопонима- ние, уверенность


 

Результаты


Безынициативная, «нафарширо- ванная» отрывками знаний, мало- активная, малоприспособленная к жизни личность


Активная, инициативная, разви- тая, раскрепощенная, доверяю- щая себе, уверенная в собствен- ной правоте, жизнеспособная личность


 

Несмотря на неполноту сравнения, можно увидеть основ- ные отличия инновационных учебных заведений от неиннова- ционных, но еще важнее понять, что нововведения, измене- ния, замена старого новым на нынешнем этапе развития шко- лы и педагогики являются призывом к совершенствованию пе- дагогической системы, приближению ее возможностей ко все- возрастающим запросам личности и общества.

 

|
Назад к «новой» школе?

Школы, возвратившиеся в русло классической природосо- образной педагогики, профессор В. Кумарин предлагает, как в начале нашего называть новыми. Капитальное

 


следование этих школ в свое время выполнила Круп- ская. Вот ее свидетельства: «В настоящее время насчиты- вается уже довольно много «новых» школ. В 1889 г. первая школа подобного рода была основана д-ром в Англии, в Абботсхольме... Дети в «новых» школах пышут здоровь- ем. На умственное развитие также обращено самое серьез- ное внимание. Нет бессмысленной зубрежки. Самостоя- тельности учеников предоставлен широкий простор. Инте- рес ученика, удовлетворение его потребности в активности, творчестве поставлены в центр преподавания. Внешняя дисциплина и принуждение сведены до минимума. Весь ре- жим школы таков, что захватывает ученика целиком, спо- собствует всестороннему развитию его личности. Совмест- ная разумно организованная работа учит умению жить и ра- ботать совместно с другими. Школьное самоуправление приучает к умению организовать общественную жизнь. По сравнению с обычными средними школами «новые» школы являются огромным шагом

Еще Коменский писал, что заставлять ребенка каж- дый день сидеть над книгами по часов в классе и еще столько же за домашними заданиями является «пыткой, до- водящей до обмороков и умственного расстройства», и до- казывал, что учение должно быть делом «приятным и лег- ким», занимающим в день не более 4 часов.

Учтя это положение, Редди установил в своей школе та- кой порядок:

Умственный труд — 5 ч

Спорт и ручной труд — 4,5 ч

Артистические занятия и общественные развлечения — 2,5 ч

Сон — 9 ч

Принятие пищи и свободное время — день отдыха и полного отсутствия

Но это не все. На здоровье работают и каникулы: 7 не- дель летом, 4 недели на Рождество, 3 недели весной. Три с половиной месяца в году! Но и тут ни часа безделья! Веч- ный спутник жизни — любая возможность подрабо- тать — с первых школьных лет ребенок имеет свой денеж- ный счет.

 

 

См.: Э. Новое воспитание. — М., 1900. — С. 50.

 


Развиваясь на основе этой идеи, нынешняя американская школа прежде всего и больше всего думает о здоровье де- тей. О перегрузке учением здесь и не ведают. Если не дает- ся физика или математика, никому не придет в голову ло- мать из-за этого жизнь ребенка, как это делалось, скажем, в советской школе ради «овладения основами наук» и как это продолжают делать еще и сегодня.

Начиная с детского сада все дети Америки тестируются, чтобы по возможности точно определить, какое образова- тельное (и не только образовательное!) предложение в наи- большей мере совпадает с врожденными способностями ребенка и пойдет ему впрок без

После начальной школы обязательных предметов три: спорт, английский язык, обществоведение. Остальные на выбор. Из 200 предложений. Пока в совокупности не набе- рется от до 21 зачетного очка (каждый учебный предмет эквивалентен определенному количеству очков: за англий- ский — 3 очка, за спорт — тоже 3, за математику — 2, геогра- фию — 1 и т. д.). Из обязательных и свободно выбранных предметов старшеклассник составляет себе индивидуаль- ный план и до окончания школы подчиняется только ему.

Выбирают, разумеется, то, что нужно для будущей про- фессии, для хорошего заработка, для конкурентоспособности на рынке труда. Случайность выбора исключена. Службы тестирования и профориентации, как правило, не ошибают- ся. Отсюда серьезное отношение к учебе: сам выбрал — сам и отвечай. Отсюда и самая высокая производитель- ность труда, немыслимая экономическая мощь, дом — пол- ная чаша.

Опершись на могучие плечи принципа природосообраз- ности, школа Европы и США быстро оправилась от кризиса, все лучше и лучше служит своим питомцам.


«Но если сегодня наша школа страдает от той же болез- ни, которой переболела школа Европы и США, — пишет профессор В.А. Кумарин, — то зачем мучить детей и самим мучиться ради дурацкого каприза? Ведь другого лекарства нет и быть не может! Возьмем сто раз проверенное и бесплатное, да и вылезем наконец из трясины на радость

 

 

Кумарин В. Школу спасет педагогика. Но — целесообразная // Нар. об- разование. — 1997. — № 7.

 


Имидж учебного заведения

Стратегия инновационной деятельности требует длитель- ного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает про- блема имиджа учебного заведения — наглядного закрепле- ния инновационных преобразований.

В переводе с английского означает «образ»,

«отражение». Проблема имиджа учебного заведения — это проблема оформления во внешнем образе внутреннего со- держания, задач и особенностей его деятельности. Значе- ние, естественно, имеет лишь как привлекательный для ро- дителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо.

В США, например, на это не жалеют ни времени, ни уси- лий, ни средств. В рыночных условиях между учебными за- ведениями существует жесткая конкуренция и поэтому пе- ред каждым из них остро стоит проблема выживания, где имидж играет не последнюю роль. Создание его — это хо- рошо организованная реклама, главным направлением ко- торой считается выработка «фирменного стиля». Послед- ний включает:

• фирменный знак — зарегистрированное в установлен- ном порядке графическое изображение, помогающее отли- чить учебное заведение;

• логотип — слово, являющееся полным или сокращен- ным названием учебного заведения;

• фирменный цвет;

• фирменный комплект шрифтов;

• фирменная константа (формат, верстка текста, офор- мление иллюстраций);

• фирменный блок и т. д.

Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданно- го учебным заведением положительного имиджа. Поддер- жание его является важнейшей составной частью воспита- тельного процесса и неотъемлемым элементом националь- ной программы формирования патриотизма граждан.

Конечно, наши сельские школы еще долго не будут конку- рировать между собой, а вот для больших городов создание фирменного стиля учебных заведений уже становится про-


Создание положительного имиджа позволяет школе решать следующие основные задачи:

а) пропагандировать свои достижения;

б) закладывать в образе школы основные цели, к кото- рым она стремится;

в) стимулировать положительное отношение широкой об- щественности к школе.

Уже понятно, что работа по формированию положитель- ного имиджа должна развертываться в двух основных на- правлениях: внутри школы и вне ее. Очень важно создать специфическую внутреннюю атмосферу учебного заведе- ния, показателем которой являются:

• признание идей, ценностей, интеллектуального, личност- ного развития человека, создание атмосферы творчества;

• соблюдение принципов гуманизма, партнерства, взаи- мопомощи, демократизма как между самими учащимися, так и между учащимися и педагогами, администрацией, педаго- гами и родителями;

• обеспечение условий для положительного принятия каждой обучающейся или работающей в школе, взаимодействующей с ней.

Опыт лучших русских дореволюционных учебных заведе- ний подтверждает, что важнейшей характеристикой имиджа в лучших из них были «школьные братства» с их системой традиций, обычаев, стиля, одежды и т. д. К слову, одежда фирменный атрибут школы используется широко во всем мире. Шапки, шарфы, галстуки, воротнички, футболки, знач- ки, ленты с гордостью носятся педагогами и учащимися, под- черкивая их принадлежность к «школьному братству».

Инновационные процессы в педагогике порождают многие проблемы, не видеть которые не имеем права. Многообразие

школ — бесспорное благо. Но увлечение им может привести и к отрицательным последствиям. Одно из таких уже очевидных последствий — отсутствие реальных инноваций за броскими вывесками. В каждом почти городе России вас встретят: «Гим- назия», «Академическая гимназия», «Школа-гим- назия», «Школа с гимназическими классами», «Казачий

лицей», «Кадетский корпус», «Школа радо- сти», «Республика солнца», «Школа разноуравневого и

 


направленного обучения» и т. д. и т. п. Естественно возникают вопросы: что стоит за этими новыми громкими вывесками? Как все это согласуется с интересами детей?

В перестроечный период стали создаваться различные типы образовательных учреждений, в том числе и для детей, склон- ных к умственной деятельности, — гимназии и лицеи. Приве- дем определения гимназии и лицея, данные в словаре-справоч- нике профессора Полонского.

Гимназия — общеобразовательное учебное заведение с уг- лубленным изучением учебных предметов, призванное обеспе- чить вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и кур- сов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонауч- ному, эстетическому и др.), выбранному учащимися. «Положе- ние о гимназиях», утвержденное Минобразования России в 1990 г., предусматривает создание гимназий гуманитарного, пе- дагогического, технического направлений. В составе гимназии выделяются прогимназические собственно гимнази- ческие классы и (XII класс, один год по же- ланию).

По материалам Госкомстата России, на начало 1993/94 учеб- ного года в регионах Российской Федерации функционировало около 600 гимназий, в которых обучалось более 400 тыс. уча- щихся.

Лицей — общеобразовательное учебное заведение с углублен- ным изучением дисциплин по определенному профилю. В от- личие от широкого гуманитарного гимназического это образо- вание с более узкой дифференциацией, например лицей техни- ко-математический, технический. В ли- цее дается и подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа, включающая старшее звено с сроком обучения.

По данным Госкомстата России, на начало 1993/94 учебно- го года в регионах функционировало около 300 лицеев, в кото- рых обучалось свыше 200 тыс. учащихся.

Вывеска еще не создает ни условий, ни возможностей, не образования высокого качества. Лучшие учебные заведения носят скромные названия. Будем и здесь, как и во

остальном, смотреть в корень.

 


Главное, что отличает гимназии и лицеи от других типов образовательных учреждений, это их особая философия, цен- ности, цели и образ выпускника. Содержание образования в них, скорее, не столько углублено, сколько расширено. И что самое главное — ведется многотрудная работа по межпредмет- ной координации учебных курсов. В хорошей гимназии, в до- бротном лицее тщательно выбирается из нескольких возмож- ных вариантов и обстоятельно обосновывается оптимальное соотношение математической, естественнонаучной, гуманитар- ной и других составляющих содержания образования, с тем чтобы выпускник был широко эрудированным человеком со сформированным системным мышлением и мировоззрением, с устойчивой мотивацией на дальнейшее познание техни- ки, культуры, искусства.

Сколько же нам нужно гимназий и лицеев? Их должно быть столько, чтобы ни один интеллектуально одаренный ре- бенок не попал в класс для детей с задержками в развитии, чтобы все дети, нуждающиеся в обучении по специальным тех- нологиям, могли иметь такую возможность. конечно же, ос- новным типом школы при этом останется обычная общеобра- зовательная школа адаптивного характера с развитой диффе- ренциацией обучения, с широким набором разнообразных об- разовательных услуг, максимально удовлетворяющих нужды, запросы, потребности подавляющего большинства детей.

А. Моисеев и М. Поташник считают, что нынешняя реаль- ная потребность населения в учреждениях повышенного уров- ня образования примерно в три раза т. е. в этих уч- реждениях обучаются не только и не столько одаренные дети, сколько обычные ребята с сохраненным интеллектом, как ворят психологи. Конечно же, они учатся с перегрузкой и по- тому с ущербом для своего здоровья и духовного развития. Не- редко выпускники заканчивают гимназии и лицеи с чувством отвращения к учебе. Это издержки столь распространенной сейчас моды на повсеместное открытие гимназий и лицеев не- зависимо от реальной потребности и возможностей создания этих учреждений (кадровых, материальных, научно-методичес- ких и т.

 

 

См.: Моисеев Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы // Нар. образование. — 1995. — № 4.

 


VII. Инновационными называются учебные заведения, в которых:

внедряются нововведения или их элементы;

2) нововведения всесторонне обоснованы;

3) нововведения обязательно улучшают условия учебного и педагогического труда;

4) совершенствование ПС осуществляется преимуще- ственно за счет внутренних резервов;

5) все ответы правильные.

 

VIII.Винновационныхучебныхзаведенияхповышенная эффективность достигается за счет:

селекции учителей и учащихся;

2) повышения нагрузок на учителей и учащихся;

3) увеличения длительности обучения;

4) внедрения более совершенных технологий;

5) смены названий и ориентации.

 

 

I
Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей относящейся к педаго- гической системе в целом, является оптимизация учебно-вос- питательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в нача- ле 70-х годов видный ученый академик Ю.К. Бабанский. Под его руководством в стране развернулось массовое движение по совершенствованию учебно-воспитательной системы. Были до- стигнуты определенные результаты, которые и сегодня являют- ся значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В та- кой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной систе- как педагогическая, существуют многие тысячи возможных построения, течения и организации учебно-воспита- деятельности, достижения намеченных целей. И лишь из них будет наилучшим в имеющихся конкретных усло- Отыскать его — главная задача оптимизации. Она реша-

ется путем сравнения возможных вариантов и оценки имею- щихся альтернатив.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия тем целям, для достижения которых она создана. Опти-

 


достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимиза- ции всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще», она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр ПС должен достичь опти- мального значения в соответствии с поставленной целью.

предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зо- вет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое

Необходимо различать теоретическое и практическое на- правления оптимизации. Синоним понятия «оптимизация» в теоретическом аспекте — расчет, сравнение, сопоставление ва- риантов. В практическом аспекте оптимизация означает инно- реорганизацию, перестройку приведение ее в наи- лучшее для решения поставленных задач и имеющихся кон- кретных условий состояние.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности — это признак (показатель), на осно- вании которого производится оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики, чтобы критерий

содержал только один показатель в педагогике он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия протекающих в педагогичес- кой системе.

«Оптимальным, — пишет академик Ю.К. Бабанский, — мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следую- щим критериям: а) содержание, структура и логика функцио- нирования его обеспечивают эффективное и качественное ре- шение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных про- грамм (теперь говорят государственного стандарта. — И. П.) на

 

См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. — М., 1983. — С. 237.

 


уровне максимальных учебных возможностей каждого школь- ника; б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превыше- максимальных норм времени, установленных школьной и гигиеной для домашних занятий учащихся и учите-

лей, что одновременно должно предупредить факты переутом- ления учителей и

Выше на примере некоторых «инновационных» учебных за- ведений было показано, что желаемых результатов можно до- стичь путем перегрузки учителей и учащихся. Длительные пе- регрузки ведут к снижению работоспособности, ухудшению здоровья. Требования критерия оптимизации однозначны — оптимальным можно считать только такой учебно-воспитатель- ный процесс, который протекает без перегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возмож- ной для них отдачей.

Напомним, что в соответствии с прежними нормами, кото- рых пока никто не отменял, школьники должны затрачивать на домашнюю работу не более 1 ч в первом классе, 1,5 ч — во втором, 2 ч — в третьих-четвертых классах, 2,5 ч — в пятых- шестых классах, 3 ч — в седьмом классе, 4 ч — в

десятых классах. Сегодня, когда здоровье подавляющего боль- шинства обучаемых ухудшилось, эти нормы можно корректи- ровать только в сторону снижения.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно- воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два по- казателя:

1) получение максимально возможных (реально достижи- мых) в данных условиях результатов в воспита- нии и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и Учителей.

 

IX.
I
Верно или неверно?

Оптимизация — это стремление получить максималь- ный результат.

 

 

Оптимизация процесса обучения. — М., 1977. — С. 60.

 


2. Оптимизация — это достижение максимального резуль- тата при минимальных затратах времени.

3. Оптимизация — это достижение требуемых результа- тов за счет увеличения нагрузки учащихся и учителей.

4. Критерийоптимизации—ориентирдостижений.

5. Критерий оптимизации учитывает все варианты разви- тия учебно-воспитательного процесса.

6. Инновации должны быть сориентированы на достиже- ние идеальных результатов обучения и воспитания.

7. Оптимизация учебно-воспитательного процесса не яв- ляется инновацией.

8. Оптимизация направлена на снижение педагогических требований.

9. Оптимизация относится лишь к некоторым аспектам пе- дагогическойсистемы.

10. Оптимизация педагогической системы требует эконо- мических инвестиций.

 

I Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педа- гогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамичес- кими системами. Оптимизация основывается на философской категории «меры». Она выступает против гиперболизации тех или иных компонентов педагогической системы, завышения или занижения темпов деятельности, сложности обучения и т. а требует выбора именно оптимальной меры их приме- нения.

К основным методологическим требованиям оптимизации ПС относятся:

1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы.

2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систе- му закономерностей учебно-воспитательного процесса.

3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы.

4. Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего ин-

новационного процесса со все более высокими задачами и бо- лее совершенными технологиями их разрешения.

Последнее из требований означает, что оптимизированная

в некотором отношении ПС уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется

 


начинать сначала. В этом вечное противоречие педагогическо- го процесса, из которого рождается движущая сила его про- гресса.

Надо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оп-

тимизация предполагает приспособление педагогического про- цесса к имеющимся условиям, а с другой — сама создает но- вые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Тут нет никакого противоречия, так как оба процесса идут во взаимосвязи. Если сегодня мы приспосабливаемся к реалиям, то это связано с обстоятельствами, от нас не зависящими. Но педагог всегда стремится сделать их оптимальными для успеш- ного течения процесса. Таково непреложное требование опти- мизации.

Практически оптимизация начинается с что по опре- деленным критериям оценивается достигнутый уровень обу- ченности, воспитанности, развитости учащихся по классам и в школе в целом. Как правило, он ниже объективно возможного (если этот уровень всех удовлетворяет, оптимизации быть не может: цель достигнута, улучшать больше нечего). Затем про- ектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик, как вести себя и т. д.). После этого применяется (внед- ряется) система учебно-воспитательных мер, призванная обес- печить намеченные изменения. В итоге происходит сравнение процессов и достигнутых результатов с оптимально возможны- ми, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклас- сную работу с нормативами, усилий учителей и учащихся, де- лается вывод о степени оптимизации.

Оптимизация реализуется через систему способов (рис. 8), которая органически вытекает из закономерностей и принци- пов учебно-воспитательного процесса и носит характер кон- кретных мер. Способом оптимизации Бабанский называ- ет такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат време- (или даже меньше их), т. е. без перегрузки школьников и

 

 

См.: Бабанский Ю.К. процесса обучения. — 1977. —

С. 243.

 



 

 

Известны следующие уровни деятельности школы, педаго- гов и учащихся — недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются сле- дующие основные способы оптимизации учебно-воспитатель- ного процесса:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.143 с.)