Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование человеческой природы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Возникновение и развитие педагогики Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эм- пирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней. Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда обра- зование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или мед- леннее в зависимости от того, как в нем поставлено воспита- ние подрастающих поколений. Появилась потребность в обоб- щении опыта воспитания, в создании специальных учебно-вос- питательных учреждений для подготовки молодежи к жизни. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Колыбелью европейских систем воспитания стала древне- греческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит
Во все времена существовала народная педагогика, сыграв- шая решающую роль в духовном и физическом развитии лю- дей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Гре- ции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно маслиновое дерево. Благода- ря этой народной традиции страна была покрыта обильно пло- доносящими маслиновыми рощами. В период средневековья церковь монополизировала духов- ную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное рус- ло. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыбле- мые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церк- ви были образованные для своего времени философы, напри- мер Тертуллиан
Рабле и Мишель Монтень Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в вели- чественном храме философии. Только в XVII в. она выдели- лась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей свя- занной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Яна Амоса Коменского В отличие от Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вер- Демократические идеи французских просветителей во мно- гом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха стоишь, и я помогу тебе подняться!» Иоганн Фридрих Гербарт «Ничего не постоянно, кроме перемены», — учил выдаю- щийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистер- вег
Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871).
Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Отец Ушинского — отставной подполковник, участник вой- ны 1812 дился сын. Вскоре семья
щий великий педагог. Учился в гимназии, куда должен был отправляться каждое утро за четыре версты. Незабываемое, чудесное время. О годах учения (редкий случай) Ушинский вспоминает тепло. Особенно восторгался юный ученик сво- им директором профессором И. В 1840 г. Ушинский поступает на юридический факультет Московского университета. Учится блестяще. Но «здоровье В двадцать лет Ушинский закончил университет и был оставлен для подготовки магистерского экзамена. В июне 1844 г. совет университета присудил ему степень кандида- та юриспруденции, и Ушинский продолжает научную стажи- ровку. Ему уже 22. О педагогике — главном деле своей жизни — пока не сказано ни слова. Мысли есть, но Ушинский не ре- шается их высказывать: присматривается, сравнивает, про- веряет себя еще и еще. В 1846 г. его назначают исполняющим обязанности про- фессора камеральных наук по кафедре энциклопедии зако- новедения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей. Демидов- ским лицей назывался по имени своего основателя, одного из заводчиков Демидовых. По своему значению лицеи шли сразу за университетами, их было немного: Царскосельский под Петербургом, в нем учился Пушкин; Нежинский на Укра- ине, его закончил Гоголь; Началась практическая педагогическая деятельность. До- ступность изложения трудных вопросов, строгая логика до-
Есть хорошая
Решение власть имущих не отличается оригинально- стью — Едва не потеряв рассудок от инквизиторской травли и ме- лочных придирок, Ушинский в сентябре 1849 г. подает на- чальству лицея прошение об отставке. Он унижен, но не сломлен. И не себя он винит в случив- шемся, ибо знает — виноваты обстоятельства, к которым он не смог и никогда не сможет приспособиться.
Теперь он без работы. Перебивается переводами, обзо- рами в журналах. Только через полтора года с большим тру- дом удается устроиться на должность столоначальника де- партамента иноземных вероисповеданий. В этой скучней- шей из должностей Ушинский пробыл до 1 января Служба в департаменте изнуряла только тело. Душа жила высокими помыслами. Ушинский серьезно анализиру- ет общественные отношения и приходит к выводу, что очень многое зависит от воспитания. Как и другие выдающиеся пе- дагоги, он видит пути общественного переустройства в со- вершенствовании школьного дела. Случайная встреча положила конец мытарствам. Бывший коллега по Демидовскому лицею, зная выдающиеся педаго- гические способности Ушинского, приглашает его препода- вателем русской словесности в Гатчинский сиротский инсти- тут. В 1855 г. Ушинского назначают инспектором классов.
По свежим следам прочитанного Ушинский пишет горячую, страстную, едва ли не лучшую свою статью — «О пользе педагогической литературы». Глубочайшие идеи, отточен- ные формулировки. Статья имеет огромный успех. Ушинский воодушевлен, горячо принимается развивать свои педагогические взгляды. О чем он пишет? Нет, пожа- луй, ни одного вопроса, которого бы он не коснулся — глу- боко, критически, заинтересованно. ...Учитель рассказывает новый урок; ученики, зная, что найдут его в книге, стараются лишь смотреть на учителя и не слышат ни одного слова из того, что он говорит. Переска- зывая в двадцатый раз одно и то же, учитель, естественно, не в состоянии говорить с таким воодушевлением, которое вызывает внимание слушателей. Он заботится лишь о том, чтобы большинство его учеников знали предмет, а как при- дет к ним это знание — ему совсем безразлично! Нет, не так надо учить. Надо знать все о тех, кого хочешь научить. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Диагноз Ушинского точен. Рекомендации вы- верены и бесспорны: сделать учебную работу по возмож- ности интересной для ребенка, не превращая эту работу в развлечение. Учить интересно, легко, даже весело, но серь- езно и глубоко. Ушинского, уже известного и знаменитого педагога, при- глашают занять должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. В затхлую атмосферу «ко- фейных», «голубых» классов с приходом Ушинского ворва- лась свежая струя. Воспитанницы начали читать Гоголя, Лермонтова, других писателей, о которых ничего раньше не слышали. Стали задавать преподавателям вопросы, что было строжайше запрещено. Нововведения не понравились. Разгорелся конфликт с начальницей института Возмутительные вещи допускает Ушинский. Институтско- го попа Гречуловича принимал в халате! Говорит, что тот «кадит всякие пошлости». Да это еще что. Во время экзаме- нов в присутствии императрицы (!) сидел! Просто уволить «благовидный» предлог: по состоянию здоровья направить для лечения и изучения школьного дела за границу. Факти- чески это было изгнание, длившееся 5 лет. Ушинский посетил За границей написал ряд великолепных педагогических сочинений, и среди них выдержавший 187 переизданий учебник «Родное слово». Более десяти миллионов экзем- пляров книг Ушинского вышло до революции — неслыхан- ная, небывалая цифра! Ушинский пришел в педагогику преобразователем. И как раз вовремя. Русская школа переживала затянувшийся за- стой. Она была задавлена чиновниками от просвещения, видевшими в каждой новой идее проявление вольнодумст- ва. Мало находилось охотников к преобразованиям, риско- вать карьерой и благополучием никто не хотел.
Главное сочинение Ушинского «Педагогическая антропо- логия» начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том «Человек как предмет воспитания», спустя не- которое время — второй. Третий остался незавершенным...
В педагогической системе «как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно иметь еще силу, чтобы достичь этих целей». Руководящая роль принадлежит школе, учителю. «В вос- питании все должно основываться на личности воспитате- ля, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания». Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «... одна педаго- гическая практика без теории — то Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взгля- дов, предлагает сделать труд полноценным воспитатель- ным средством. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отече- ству». Он достиг цели.
эффективные технологии образования, обеспечивающие каж- дому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей. Виднейшие представители американской педагогики — Джон Дьюи Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял
го. Теоретические поиски Н.К. Крупской концен- трировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, заро- ждающегося пионерского движения. А.С, Макаренко (1888— 1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования созна- тельной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А.
IV.
2. Забота родителей о счастье детей. 3. Биологический закон сохранения рода. 4. Объективная потребность в подготовке человека к жиз- ни и труду. 5. Повышение роли воспитания в общественной жизни.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.012 с.) |