![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VII. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведен- ных ответов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2. Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками. 3. Обучение — процесс деятельности
'
4. Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и проч- ное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способ- ностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное ми- ровоззрение. 5. Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.
В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспита- ния», вышедшей в 1867 г., К.Д. Спустя сто лет накопившая знаний педагогика уже не со- глашалась с почетным местом в ряду искусств. Миллионы учи- телей успешно решали проблемы воспитания, все больше опи- раясь не на полет фантазии, а на научные разработки и рацио- нально обоснованные технологии. Это не могло не отразиться на определении педагогики, которая получила статус — наука и искусство. Такое определение согласовывалось с действи- тельностью и устраивало как ревнителей приоритета педагоги- ческого искусства, так и приверженцев строгой логики, рато- вавших за создание строгой, очищенной от неопределенностей педагогической теории.
Неизвестно, сколько могло бы существовать такое опреде- ление, если бы уже в наше время дотошные исследователи не поставили вопрос ребром — каково же соотношение науки и искусства в педагогике? Если пальма первенства остается за искусством, то педагогика — всего лишь собрание советов, правил и рекомендаций по осуществлению не поддающегося логике учебно-воспитательного процесса. Педагогика-наука должна содержать все компоненты строгой научной теории, выдвигая на первый план системный подход и логику позна- ния своего предмета объективными научными методами. Ее выводы должны иметь характер строго зафиксированных зави- симостей (закономерностей). Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказыва- ются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением пе- дагогической теории, в другом — успех приносят высокое лич- ное мастерство учителя, искусство педагогического воздейст- вия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно ост- ро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой. Последней особенно доставалось за то, что она не снабжает практику прогрессивными рекоменда- циями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами. Учитель перестал верить науке, наметилось отчуж- дение практики от теории.
Но развитие педагогической науки автоматически не обес- печивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория пере- плавлялась в практические технологии. Пока же сближение на- уки и практики идет недостаточно быстро: по оценкам специа- листов, разрыв между теорией и практикой составляет
зз Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое опреде- ление как самой диалектичной, изменчивой науки. В послед- ние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее облас- тей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные
почему?
К.Д. 2. Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремес- лом, — в этом корень учительского дела.
3. Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сооб- щена одним лицом другому, и поэтому лишь в виде извест- ных идей, т.е. в виде теоретической науки, может существо- вать педагогика.
4.
• четко выделен, обособлен и зафиксирован собственный предмет; • для его изучения применяются объективные методы ис- следования; • зафиксированы объективные связи (законы и закономер- ности) между факторами, процессами, составляющими предмет изучения; • установленные законы и закономерности позволяют пред- видеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процес- сов, производить необходимые расчеты. Нетрудно заметить, что все перечисленные требования в отношении педагогики в той или иной степени соблюдены. Но именно мера соблюдения требований характеризует уровень развитости науки.
мым нормативным наукам. Причина этого — особенности по- знанных педагогикой закономерностей. До последнего времени они были и во многом еще остаются широкими заключениями, выражающими общие тенденции развития педагогических про- цессов. Это затрудняет их применение для конкретного прог- нозирования, ход процесса и его будущие результаты можно предсказать лишь в самых общих чертах. Выводы педагогики отличаются большой вариативностью, неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель дол- жен, школа должна, ученик Нетрудно понять, почему не снимается с повестки дня во- прос о соотношении науки и педагогического мастерства. Нор- мы, даже установленные на основе анализа сущностей педаго- гических явлений, — это всего лишь абстрактные истины. На- полнить их живым смыслом способен только думающий педагог. Вопрос об уровне
гика есть наука
В процессе продолжающейся и ныне дискуссии о статусе педагогики были предложены различные подходы к анализу и структурированию накопленных наукой знаний, оценке их уровня и степени зрелости самой науки. Для нас важен тот факт, что большинство исследователей во всем мире считают обоснованным и правомерным выделение из обширной облас- ти педагогических знаний теоретической педагогики, содержа- щей базовые научные знания о закономерностях и законах воспитания, образования, обучения. Главными компонентами системы научной педагогики являются также аксиомы и прин- ципы. Через конкретные рекомендации и правила теория со- единяется с практикой.
Ответы (с правой стороны текста) закройте полоской бу- маги и, после того как заполните очередной пробел (или пробелы), перемещайте ее вниз. Последовательно сверяй- те сформулированный вами ответ с правильным. Если они совпадают, переходите к изучению следующего фрагмента текста, если нет — внесите исправление в ответ и постарай- тесь определить причину ошибки. Аналогичным образом поступайте в дальнейшем при проработке блоков самокон- троля такого типа. С характеристикой достоинств и недостатков подобного способа изучения материала вы познакомитесь во второй части пособия.
Система педагогических наук Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая, наука не в состоянии охватить его сущность, все связи и опосредова- ния. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в развет- вленную систему научных знаний. Поэтому современную педа- гогику правильнее называть системой наук о воспитании. Систему педагогической науки, как и любую другую слож- ную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы. Нас интересует общая архи- тектура педагогической науки, поэтому для начала изберем простой критерий — последовательность связей педагогичес- ких отраслей, изучающих воспитание человека на всем протя- жении его развития и формирования. Фундамент педагогики — философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания. Философия вос- питания — это область
Развитие воспитания как общественного явления, Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучаю- щая общие закономерности воспитания человека, разрабатыва- ющая общие основы учебно-воспитательного процесса в вос- питательных учреждениях всех типов. В общей педагогике вы- деляются два уровня: теоретический и прикладной (норматив- ный). Традиционно общая педагогика содержит четыре боль- ших раздела:
• общие основы; • дидактику (теория обучения); • теорию воспитания; • школоведение. Названные разделы в последние десятилетия настолько раз- рослись, что стали большими самостоятельными отраслями знаний. Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспи- тания подрастающего человека, отражающие специфику учеб- но-воспитательной деятельности внутри определенных возраст- ных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к насто- ящему времени, охватывает всю систему среднего образования. В компетенции возрастной педагогики и закономерности учеб- но-воспитательного процесса в профессионально-технических
Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблема- ми взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процес- са в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работни- ков различных отраслей народного Особую группу педагогических наук составляют так называ- емые частные или предметные методики, исследующие законо- мерности преподавания и изучения конкретных учебных дис- циплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Ме- тодикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаи- мосвязи с другими науками. Философские науки (диалектичес- кий и исторический материализм, науковедение, социология, этика, эстетика и другие) помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие об- щих закономерностей человеческого бытия и мышления, снаб- жают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать на- правленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека — раз- вития высшей нервной деятельности и типологических особен- ностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двига- тельного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психоло- гией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует само развитие психи- ки, а педагогику — эффективность тех воспитательных воздей- ствий, которые приводят к намеченным изменениям во внут- реннем мире и поведении человека. Каждый раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии: в ди- дактике, например, опирается на теорию познавательных про- цессов и умственного развития; теория воспитания базируется на психологии личности и т. д. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психо- логии и психопедагогики. Очевидны связи педагогики с историей и литературой, гео- графией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов
1. Дидактика, психология, история, философия, школове- 2. Общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, методики изучения отдельных 3. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика высшей школы, педагогика профессионально- технического образования. 4.
X.Заполнитетаблицу
Контрольный тест За каждый правильный ответ начисляйте себе один балл. По- лученную сумму разделите на 4. Это будет ваша оценка. 1. Что изучает педагогика? 2. Каковы задачи педагогики? 3. Когда возникла наука о воспитании? 4. Выделите основные периоды развития педагогической мысли. 5. Что сделал для педагогики Я.А. 6. Расскажите о педагогических взглядах К.Д. Ушинского. 7. Кого из педагогов нашей страны вы знаете? Чем они просла- вились? 8. Что такое воспитание в широком и узком смысле? 9. В чем исторический и классовый характер воспитания? 10. Что называется обучением? 12. Что такое политехническое образование? 13. Что такое развитие личности? 14. Что называется формированием личности? 15. Проанализируйте соотношение педагогической науки и педа- гогической практики. 16. Какими признаками характеризуется научная педагогическая теория? 17. Охарактеризуйте систему педагогических наук. 18. Что такое методологическая основа педагогики? 19. Зачем педагогике опираться на психологию? 20. Что вы знаете о новых отраслях педагогики? Литература для самообразования
Гончаров Измайлов Журавлев
Соколов Харламов И.Ф. Педагогика. —
Методы изучения коллективных явлений Количественные методы в педагогике
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникают вопросы: как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно отражают они реальную дей- ствительность, можно ли им доверять? Известно, что ход раз- мышлений исследователя, пути, которые его привели к опреде- ленным заключениям, решающим образом сказываются на ка- честве этих заключений и выводов. Поэтому познание предме- та педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализи- рует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов иссле- дования. «Часто говорят, и недаром, — писал Объективность и надежность научных выводов зависят так- же от общего подхода к пониманию сущности Методы научного исследования всегда тесно связаны с объ- ектами познания. Средства извлечения информации должны
соответствовать специфике изучаемого предмета. Это означает, что каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых яв- лений. Какими же особенностями науки о воспитании обусловле- ны методы педагогических исследований? Характерная черта педагогических процессов — неоднознач- ность их протекания. Результаты Педагогические процессы характерны своей неповторимо-
Подчеркнем еще одну важную особенность педагогических процессов. В них участвуют люди всех возрастов, начиная с грудных младенцев. Педагогические исследования должны быть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуе- мых. Желательно, чтобы они давали положительный учебно- воспитательный эффект. Эксперименты, противоречащие нрав- ственным и этическим нормам, запрещены. Компенсировать переменчивость педагогических процессов и получить объективные выводы при их изучении можно толь- ко одним способом — многократно увеличив число наблюде- ний. В этом случае недостатки отдельных исследований сгла- живаются за счет массовости. В общественных науках, к кото- рым относится и педагогика, выводы формулируются не иначе как в
Закономерности и законы максимально «уплотняют» зна- ния, сокращают объем информации, которым владеет наука.
Это сокращение достигается не механическим путем, не сокра- щением «лишней» информации, а путем ее укрупнения, сведе- ния единичных зависимостей к существенным отношениям. Сводя разнообразие явлений к существенным отношениям, за- кономерности и законы одновременно как бы упрощают зна- ния, проясняют их, придают им более рациональную Диалектический путь познания истины состоит в установ- лении закономерностей и законов. Познать закон — значит понять его действие. Объяснить закон — значит ответить на вопрос: почему он таков, как он есть, или, что то же самое, почему он не может быть другим, чем есть в действительности? Отменить закон нельзя, но его можно правильно использовать в своих интересах. Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой круг явлений распространяет- ся их действие. К перво й групп е относятся законы, сфера действия которых сравнительно узка, это так называ- емые конкретные, специфические законы. Втору ю групп у составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Треть ю групп у составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях. Научные законы распределяются и по другим признакам.
I.
II. Вставьте ключевые слова:
III. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.65 (0.02 с.) |