Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение правильного звукопроизношения в жизни ребенка↑ Стр 1 из 35Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОТ АВТОРА Значение правильного звукопроизношения в жизни ребенка Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40 % детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малышей не уменьшается. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Кому адресована книга Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то вызывать его призван специалист-логопед. Считается, что только логопед в состоянии уловить все нюансы искажения звука и четко, кратко, доступно объяснить ребенку суть исправления неточностей. Однако исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап закрепления вызванного звука в самостоятельной речи малыша, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и, наконец, в связных высказываниях. На этапе автоматизации (закрепления) звука занятия родителей не только желательны, но и необходимы! Пользоваться этой книгой смогут не только логопеды, но и родители, воспитатели, гувернеры. Логопеды найдут в ней самые современные методические приемы и обилие практического материала. Родители получат надежного «домашнего логопеда», всегда готового помочь ребенку обрести правильную речь. Все необходимые пояснения и уточнения неподготовленные читатели найдут в сносках, примерах и примечаниях к упражнениям. Какие звуки можно сформировать в речи ребенка с помощью материалов книги Практическая часть книги охватывает все звуки речи, наиболее часто искажаемые детьми, так называемый основной звуковой ряд. Таких звуков 13: ЛЬ (легкий сонорный), С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц (свистящие), Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие), Л, Р, РЬ (трудные сонорные). Звуки представлены в том порядке, в каком их следует вводить в самостоятельную речь по мере исправления. Однако книга состоит не из 13 (по числу элементов звукового ряда), а из 25 частей, и вот почему. Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок должен отличать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Например, звук Ч дети, как правило, смешивают с несколькими звуками: Ц, СЬ, Щ, ТЬ. Важно научить ребенка не только правильно произносить звук Ч во всех формах речи, но также различать (на слух и в произношении) похожие с ним звуки: Ч — Ц, Ч — СЬ, Ч — Щ, Ч — ТЬ. Таким образом, помимо формирования звуков основного ряда, в разделах книги вы найдете упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые близки по звучанию и артикуляции и наиболее часто смешиваются детьми. Почему части книги различны по объему В каждой из 25 частей пособия предусмотрено то количество упражнений, которое окажется достаточным для занятий с ребенком при самых серьезных и стойких нарушениях звукопроизношения. Объем этих частей неодинаков: самое большое место отведено формированию четырех базовых звуков (С, Ш, Л, Р) из трех основных групп (свистящие, шипящие, сонорные). Базовые звуки, артикуляция которых является исходной для целой группы звуков, искажаются детьми наиболее часто, являются произносительно-сложными и формируются, как правило, продолжительно. Для прочих звуков речи, так называемых производных, артикуляция которых повторяется по отношению к базовым с некоторыми нюансами, количество упражнений сознательно уменьшено. Количество упражнений при различении звуков речи увеличено для тех звуков, которые смешиваются детьми и на слух, и в произношении (Р — Л, С — Ш, 3 — Ж). Для звуков, смешиваемых только на слух (Ш — Ж, С — СЬ, Р — РЬ), количество упражнений намеренно сокращено. Более подробные пояснения вы найдете в сносках и примечаниях к упражнениям. Основные особенности книги В книге представлена высокоэффективная система из 500 упражнений, наиболее полная из опубликованных, проверенная многолетней практикой. Рассчитана она на исправление недостатков произношения у детей 4-8 лет. Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребенка — многократных повторениях и заучиваниях. В этой книге большинству упражнений придается игровая направленность, но при этом сохраняется основная обучающая задача — формирование правильного произношения. Помимо этапов закрепления произношения каждого звука, а также различения смешиваемых звуков, в книге отражен этап подготовки к вызыванию звука. Следует обратить внимание на то, что особые авторские приемы позволяют уже на подготовительном этапе получить у ребенка чистый, устойчивый звук речи и тем самым свести участие логопеда к минимуму. От точности объяснения задания зависит правильность его выполнения ребенком. Поэтому в книге предлагаются уже готовые формулировки, с которыми взрослый обращается к детям. Для повышения результативности упражнений в каждом из них обозначены задачи обучения. Упражнения являются многоплановыми (многоаспектными) и, помимо основной цели, позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.). В чем состоят оригинальность и эффективность авторской технологии Традиционные методы логопедической работы сочетаются в книге с новыми, самыми современными приемами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря которым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются. Например: для закрепления мягкого звука ЛЬ (а он, как правило, формируется первым из всех нарушенных звуков) в некоторых логопедических пособиях можно встретить следующие стихи: Отшумели все метели. И морозы не трещат. С крыш закапали капели, И сосульки в ряд висят. Безусловно, это стихотворение можно использовать в логопедической работе по закреплению звука ЛЬ, но только в тех случаях, когда остальные звуки произносятся ребенком абсолютно правильно. Если же ребенок неверно произносит имеющиеся в тексте более сложные звуки Р, РЬ, Ш, С, Щ, то, закрепляя один правильный звук ЛЬ, он одновременно будет закреплять неправильное, искаженное произношение более сложных звуков. Такое положение недопустимо! В книге для подобных случаев предлагаются тексты, в которых отсутствуют более сложные, зачастую неверно произносимые ребенком звуки. Например:
Мы купили липкой глины. Льва и львенка лепит Лина. Лепит олененка Оля, И павлина лепит Толя. Этот текст свободен от всех звуков, следующих в основном ряду за звуком ЛЬ. Многолетняя практика подтверждает, что, заучивая подобные тексты, ребенок легче сосредотачивается на формируемом звуке, быстрее его осваивает, освобождается от дополнительных трудностей, не закрепляет другие, искаженно произносимые звуки и т. п. Указанная особенность — только одна из десяти, отличающих авторский подход к исправлению недостатков произношения. Выражаем надежду, что изложенная в книге методика будет по достоинству оценена специалистами, а ее использование поможет любому ребенку говорить более четко, красиво и правильно. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Выработка необходимых для звука ЛЬ артикуляционных движений Сядь перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражнение. Повтори его 5-8 раз. Правильность выполнения упражнений проверьте по картинке и описанию. «Лопаточка» Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал. «Чашечка» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд. "Вкусное варенье» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого. «Парус» Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд. «Маляр» Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого. «Грибок» Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд. С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъязычную связку. «Щетка - смётка» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого. «Качели» Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого. Приключения Ветерка
В большинстве случаев во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук ЛЬ. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду! Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ Заучи, как правильно нужно произносить звук ЛЬ. Губы улыбаются. Зубы на маленьком расстоянии. Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами. Горлышко гудит. Мы гудим в кончик языка. ЛЬ____ ЭТАП ТРЕТИЙ СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли). ТОПОЛЯ Ли-ли-ли, тополя видны вдали. Ле-ле-ле, много их у нас в селе. Ля-ля-ля, люди любят тополя. Лю-лю-лю, тополя и я люблю. Ля-ля-ля, но от них в пуху земля. Ле-ле-ле, будто снег идет в селе. ЛЮБИМАЯ МАМА Лю-лю-лю, маму я свою люблю. Лю-лю-лю, маме лилии куплю. Ле-ле-ле, их поставлю на столе. Ли-ли-ли, мы мамуле помогли. Ле-ле-ле, пыль смахнули на столе. Ли-ли-ли, маме мы венок плели. Ли-ли-ли, мой поклон ей до земли! Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант) Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи. С высокой тонкой липы Люба с Леной тихо пели Все листья облетели, На полянке возле ели. А лебеди и утки Галя с Олей были в поле, Далеко улетели. Погуляли там на воле. Коля с Леной Мы не ели, мы не пили, Клюкву покупали, Мы снеговиков лепили. Коля с Леной Под окном, лаская взгляд, Маме помогали. Баба с дедою стоят! Коля с Леней в кино побывали, К стадиону мы ходили, Два мультфильма они увидали, Лимонад себе купили, Львы там пели, олени летали, Мы б болели за атлетов, А павлины духи покупали. Только были без билетов. Лебеди, лебеди, Вот сегодня и суббота, Дикие лебеди, Надо маме помогать, Лебеди летели, Эх, нелегкая забота: На полянку сели, Мыть, готовить, подметать. Сели, посидели, Мыли, мыли, мыли, мыли — Снова полетели. Мы избавились от пыли! ЛЕПКА Мама Лена готовит обед на кухне. А дети — Галя, Толя и Коля — лепят в комнате. У детей на столе глина. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме. МАМА И ЛЕНА Летом мама и Лена гуляли. Они гуляли, гуляли и купили малину, бананы, лимоны и землянику. Ягоды малины и земляники пахли так аппетитно! В ягодах, бананах и лимонах много витаминов. Будет у мамы и Лены витаминная еда. В ЛИФТЕ Коля и Леня ехали в лифте. Внезапно свет погас и лифт остановился. Кабина застыла на месте. Дети оказались в темноте, одни в маленькой тесной кабине. Коля и Леня испугались. Они стали звать соседей. Вдруг свет вспыхнул и кабина поехала. Но несколько минут в темном лифте показались детям удивительно долгими. ДЛИННАЯ НЕДЕЛЯ Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе и спали на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес. В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде. Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали. Дни летели за днями и слились в неделю. Всего семь дней были Лена и Лида в далеком селе. Но какой длинной показалась им эта неделя! В САМОЛЕТЕ Как-то близнецы Толя и Коля летели на самолете в Анталию. С ними была их мама, Лидия Анатольевна. Толя и Коля вели себя неспокойно: много бегали, без умолку хохотали. Они то и дело снимали с головы свои панамки, подкидывали их и попадали в соседей по салону. Мама пыталась остановить детей, но Толя и Коля не хотели успокаиваться. Все в самолете были недовольны таким поведением близнецов. Полет длился долго, дети устали и наконец уснули. Когда самолет опустился на землю, все люди стали покидать самолет на удивление тихо. Видимо, они не хотели будить невоспитанных близнецов. ДВЕ УЛИТКИ Как-то летом две улитки Леля и Гуля отдыхали на листике клена. Под кленом они увидели оленя. Он поедал молодые побеги и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они глянули вниз, оленя под кленом не было. «Испугался!» — сказала улитка Леля. А Гуля добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!» ОЛИНЫ ИМЕНИНЫ Летом у Вали были именины. Галя и Люба были у Вали на обеде. Они купили для Вали тюльпаны, левкои и лилии. На обед Валя, Галя и Люба ели селедку, котлеты и блины. Пили дети лимонад и клюквенный компот. Потом мама и папа Вали катали детей на новом автомобиле. НА ПОЛЯНЕ Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики и левкои, видели клены и липы. Под липами дети видели калину, а на ней маленькую малиновку. Потом Лена и Лида отдыхали, пели, плели венки. Лена и Лида полюбили эту поляну. ЛЬВЫ Несколько львов отдыхают под пальмами. Они утомились после охоты. Под пальмами не только львы, но и маленькие львята. Далеко обходят львов олени, газели и косули. Не хотят они видеть львиных клыков. А маленький львенок не боится льва. Малютка львенок будет сильным, непобедимым львом. ЛЕН Много лет люди на земле возделывают лен. Из волокон льна делают нитки и ткани. Льняные ткани легко впитывают влагу и легко высыхают. Из льна делают масло. Его выдавливают из льняных семян. Льняное масло входит в состав олифы и мыла. Льняное масло необходимо для изготовления клеенки и линолеума. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ-Й НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ Звуки ЛЬ — Й ребенок обычно смешивает не только на слух, но и в произношении (вместо слов аллея, лилия, Юля нередко можно услышать лииля, аеля, Люя). Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям. Работа по дифференциации звуков ЛЬ — Й на слух помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а также является основой грамотности письма. ЭТАП ПЕРВЫЙ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ-Й ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ Дифференциация на слух звуков ЛЬ — Й в начале слова Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый произносит похожие названия. Затем покажи названную взрослым картинку. Проделай упражнение до тех пор, пока все картинки не будут показаны быстро и уверенно.
ямка — лямка юг —люк
юбка — Любка йод — лед Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е Лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю Ля — е ли — ю ле — ю — ля Лю — я ле — е ле — е — ли Е — ли я — лю ли — я — лю Ю — ле е — ля ля — е — ле ДИКИЕ ЛЕБЕДИ Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять полетели на юг, в дальние дали. МУЛЬТФИЛЬМЫ Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!». ЛИЛИИ Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее — лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей лилии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад. БАБА ЛЮБА У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля подает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за тебя все таблетки, только ты не болей!» НА КАТКЕ Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама испекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.
3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА С
Звук С искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и формируется, как правило, продолжительно. Он служит базовым по отношению к прочим свистящим звукам (СЬ, 3, ЗЬ, Ц), так называемым производным. Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям. ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА Восприятие звука С в начале слов Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.
фанки хянки фафна сясьна танки санки хахна сосна шанки тянки сосна сашна ханки санки фасна сахна сянки щанки шашна таена Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправильные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов с первым звуком С (см. лото, Приложение 5). СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие чувства рифмы Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки». Звуко-слогового анализа Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик». Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания. Звукового анализа Назови все объекты в рамках. Среди каждой группы картинок выбери одну, в названии которой нет звука С. Объясни, что объединяет картинки в общей рамке (животные, мебель, продукты). Перечисли все слова со звуком С. Слон, собака, лиса, носорог, свинья, белка. Стул, стол, скамейка, кресло, диван. Миска, сахарница, сковородка, тарелка, стакан. Сыр, соль, масло, хлеб, сосиски, сухари, сахар. СЛОВА «С НАЧИНКОЙ» Кусок, гусыня, сокол, постой, перелесок, стон, голосок, стог, фокусы, леска, минусы, столик. ЭТАП ПЯТЫЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С ВО ФРАЗАХ Закрепление произношения звука С в предложениях, дополненных картинками Закончи предложения, используя картинки из Приложения 5. Подбери 4-5 разных слов со звуком С. Проговори каждое получившееся предложение, выделяя звук С. Если сумеешь назвать объект, которого нет на картинках, ты получаешь приз! У Сони есть... (косы, бусы, косынка, собака, санки). На суку сидит... (сойка, сова, оса, соловей, соболь). В саду стоит... (сосна, скамейка, Соня, собака, слива). На столе много... (салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок). В сумке у Сони... (ка- пуста, ананас, компас, поднос, носки). Алиса покупает... (сок, фикус, колбасу, пояс, ананас). Например: У Сони есть бусы. У Сони есть собака. У Сони есть косынка. У Сони есть маска. САМОКАТ Са-са-са, самокат без колеса. Со-со-со, ой, сломалось колесо. Су-су-су, стукну сам по колесу. Со-со-со, сам поставлю колесо. Со-со-со, все! На месте колесо! Сом-сом-сом, самокат стал с колесом! О СОМАХ И СОМИКАХ Сом Самсон видит сотый сон. А у Сони и у Сани в банке сомики с усами. Этот сом, этот сом спит спокойно под мостом. Сом усатый здесь на дне, две полоски на спине. Спать улегся сытый сом, он увидит вкусный сон. Под откосом, под мостом, обитал усатый сом.
О СОВЕ И СОВЯТАХ А в лесу темным-темно, И все спят в лесу давно, Но сова одна не спит, На сосне сова сидит.
В темноте сова сидит, Свысока на лес глядит, А когда совсем стемнеет — На охоту полетит. О СОНЕ Соня с Саней сели в сани. Соне пыль сказала: «СОС!» и попала в пылесос! Есть у Сони киса, киса Василиса, Любит Соня кису, кису Василису. Соня любит долго спать, стали Соню соней звать. Соня села на салазки, как блестят весельем глазки! ВЫСОКАЯ СОСНА У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. В углу комнаты сидят меховые слонята, лисята, котики и собаки. Есть у Светы много кукол. Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовет к себе соседку Соню. Вместе детям намного веселее! СОНЯ И ОСА Как-то Соня со своим псом Султаном гуляла в саду. Соня ходила по саду босиком и босой ногой наступила на осу. От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан залаял, а потом лизнул Сонину ногу. Тогда Соня успокоилась и засмеялась. НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маги из «Макдоналдса». Дети заметили бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно наблюдала за Соней и Славой. С ее языка стекала слюна. Она тихонько скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мага и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе. ПЕРВЫЙ СНЕГ Как-то утром пес Барбос сидел в своей будке и играл с костью. Около будки стояла пустая миска Барбоса. Вылез пес понюхать свою миску, Посмотрел, нет ли в миске хоть маленького куска мяса. А когда оглянулся по сторонам, не узнал своего двора. Вся земля была не серая, а белая. Кроме того, сверху летели на землю какие-то белые мухи. Пес раскрыл пасть, схватил несколько мух и удивился: на языке осталась одна вода. Барбос был не глуп, а просто мал, и первый раз увидел снег.
ОПАСНЫЙ СПОРТ У Славы и Макса были сноуборды. Это такие плоские доски, на которых по снегу люди спускаются с гор. Один раз зимой Макс и Слава со своими сноубордами отправились в Австрию. Там много крутых спусков, с которых интересно скатываться. Как-то Слава спускался на сноуборде с самого опасного и извилистого спуска. Внезапно на трассе Слава заметил огромную собаку. Он испугался, свалился со сноуборда, а когда падал, сломал себе ногу. Слава и Макс на самолете вернулись в Россию. Скоро Слава поправился и снова встал на свой сноуборд. СОНЯ И СОБАКА У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовет свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!» Соня показывает собаке кусок колбасы и командует: «Сильва, дай лапу!» Сильва, сидя, подает Соне лапку. За это Соня дает собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять дает Соне лапу, так, без команды! СНЕГОВИК Слава и Макс стали лепить во дворе высокого снеговика. Сперва они скатали комки из снега, затем поставили их друг на друга. Нос снеговику дети сделали из пластикового стакана, глаза — из колес маленького автобуса. А сосновая ветка стала ртом снеговика. На голову снеговику Слава и Макс надели старую кастрюлю. А его руками стали две пластиковые бутылки. Скоро во дворе стемнело, Слава и Макс собрались домой. А высокий снеговик стоял посреди двора и грустно смотрел на детей своими круглыми глазами. В САВАННЕ Саванна — это африканская степь. Сухую землю саванны покрывают острые листья грубых трав. По равнине разбросаны раскидистые баобабы. Они напоминают дубы, только стволы у них более толстые. Колбасовидные плоды баобабов съедобны, их любят обезьяны. Обитают в саванне львы и носороги, антилопы и слоны. Слоны едят листья и плоды с самых высоких деревьев и кустарников. Слон — самый крупный обитатель саванны. Нередко стадо в сто слонов бродит по саванне в поисках еды. ПЛОДОВЫЙ САД Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений. Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, варенье, напитки. Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы. ДИКИЕ ГУСИ На поляне спали дикие гуси со своими гусятами. Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусенка и хотела унести его в лес. Но две гусыни накинулись на лису. Они загоготали и стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусенка и понеслась к лесу. НЕУДАЧНАЯ РЫБАЛКА Недалеко от села Вася и Семен поставили сети. Попался в сети сом. Стали Семен и Вася доставать сома из сети, а сом-то скользкий! Он выскользнул из ладоней Семы и Васи и уплыл от их сетей.
4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА СЬ Мягкий согласный звук СЬ является производным от базового твердого звука С. Формирование производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходного по артикуляции базового звука. Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям. ЭТАП ПЕРВЫЙ В одинаковых прямых слогах. Развитие чувства рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки, произнесенное взрослым. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов. В СЛОВАХ И ФРАЗАХ В СТИХАХ И РАССКАЗАХ Закрепление произношения звука СЬ в историях-чистоговорках, свободных от шипящих звуков Четко, выделяя звук СЬ, произнеси каждую чистоговорку 3 раза. Затем повтори их по ролям: взрослый — начало (Ся-ся-ся), а ты — конец (вот и песня вся). Се-се-се, споем мы песню все. Сю-сю-сю, споем мы песню всю. Си-си-си, будем петь в такси. Ся-ся-ся, вот и песня вся. Се-се-се, спели песню. Все! Ясь-ясь-ясь, здесь в лесу повсюду грязь. Ось-ось-ось, под сосной огромный лось. Юсь-юсь-юсь, я в лесу лосей боюсь. Есь-есь-есь, я одна гуляю здесь. Усь-усь-усь, поскорей домой вернусь.
КУКЛА СИНДИ Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день, а кот Васька наблюдал за Люсей. Как-то Люся оставила куклу Синди в коляске, а сама умывалась в ванной. Кот схватил Синди и унес под диван. Люся не увидела куклы Синди в комнате и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу, всю в пыли, и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему«Вискас». РАССЕЯННЫЙ СОСЕД У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдет свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит. Вот какой рассеянный сосед! ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ! Сеня вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил. Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте—пусть стоит кое-как. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня. Асам весь день косился на опасный стул одним глазом: «Интересно, кто на него сядет?» Смотрел, смотрел Сеня, никто на его стул не садится. Странно ему стало. А на другой день Сеня забыл о сломанном стуле и сам на него плюхнулся со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу. Сеня хотел повеселиться, вот и повеселился!
5. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С - СЬ НА СЛУХ Звуки С — СЬ ребенок обычно смешивает не в произношении, а только на слух (вместо слов сено, санки, суп крайне редко можно услышать сэно, сянки, сюп). Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям. Работа по дифференциации звуков С — СЬ на слух помогает не только более четкому, осознанному произношению, но является основой грамотности письма. Развитие чувства рифмы Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов. КОЗА-ЕГОЗА З
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.017 с.) |