Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение правильного звукопроизношения в жизни ребенка

Поиск

ОТ АВТОРА

Значение правильного звукопроизношения в жизни ребенка

Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их чет­кой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить сред­ством общения.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешно­го обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным науч­ных исследований, примерно 40 % детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малы­шей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Кому адресована книга

Если ребенок неверно произносит даже один звук речи, то вызывать его призван спе­циалист-логопед. Считается, что только логопед в состоянии уловить все нюансы иска­жения звука и четко, кратко, доступно объяснить ребенку суть исправления неточно­стей. Однако исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап закрепления вызванного звука в са­мостоятельной речи малыша, причем в строго определенной последовательности: сна­чала в слогах, затем в словах, предложениях и, наконец, в связных высказываниях. На этапе автоматизации (закрепления) звука занятия родителей не только желатель­ны, но и необходимы!

Пользоваться этой книгой смогут не только логопеды, но и родители, воспитатели, гувернеры. Логопеды найдут в ней самые современные методические приемы и обилие практического материала. Родители получат надежного «домашнего логопеда», всег­да готового помочь ребенку обрести правильную речь.

Все необходимые пояснения и уточнения неподготовленные читатели найдут в сно­сках, примерах и примечаниях к упражнениям.

Какие звуки можно сформировать в речи ребенка с помощью материалов книги

Практическая часть книги охватывает все звуки речи, наиболее часто искажаемые детьми, так называемый основной звуковой ряд. Таких звуков 13: ЛЬ (легкий сонор­ный), С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц (свистящие), Ш, Ж, Ч, Щ (шипящие), Л, Р, РЬ (трудные сонор­ные). Звуки представлены в том порядке, в каком их следует вводить в самостоятель­ную речь по мере исправления.

Однако книга состоит не из 13 (по числу элементов звукового ряда), а из 25 частей, и вот почему. Для уверенного, четкого, правильного произношения, а впоследствии и грамотного письма, каждый вновь формируемый звук речи ребенок должен отли­чать от близких по звучанию и артикуляции звуков. Например, звук Ч дети, как пра­вило, смешивают с несколькими звуками: Ц, СЬ, Щ, ТЬ. Важно научить ребенка не


только правильно произносить звук Ч во всех формах речи, но также различать (на слух и в произношении) похожие с ним звуки: Ч — Ц, Ч — СЬ, Ч — Щ, Ч — ТЬ. Таким образом, помимо формирования звуков основного ряда, в разделах книги вы найдете упражнения на различение (дифференциацию) тех из них, которые близки по звуча­нию и артикуляции и наиболее часто смешиваются детьми.

Почему части книги различны по объему

В каждой из 25 частей пособия предусмотрено то количество упражнений, которое окажется достаточным для занятий с ребенком при самых серьезных и стойких нару­шениях звукопроизношения. Объем этих частей неодинаков: самое большое место от­ведено формированию четырех базовых звуков (С, Ш, Л, Р) из трех основных групп (свистящие, шипящие, сонорные). Базовые звуки, артикуляция которых является ис­ходной для целой группы звуков, искажаются детьми наиболее часто, являются произносительно-сложными и формируются, как правило, продолжительно.

Для прочих звуков речи, так называемых производных, артикуляция которых по­вторяется по отношению к базовым с некоторыми нюансами, количество упражнений сознательно уменьшено.

Количество упражнений при различении звуков речи увеличено для тех звуков, ко­торые смешиваются детьми и на слух, и в произношении (Р — Л, С — Ш, 3 — Ж). Для звуков, смешиваемых только на слух (Ш — Ж, С — СЬ, Р — РЬ), количество упражне­ний намеренно сокращено. Более подробные пояснения вы найдете в сносках и приме­чаниях к упражнениям.

Основные особенности книги

В книге представлена высокоэффективная система из 500 упражнений, наиболее полная из опубликованных, проверенная многолетней практикой. Рассчитана она на исправление недостатков произношения у детей 4-8 лет.

Педагогам известно, что традиционные логопедические занятия мало заниматель­ны, так как строятся на механической работе ребенка — многократных повторениях и заучиваниях. В этой книге большинству упражнений придается игровая направлен­ность, но при этом сохраняется основная обучающая задача — формирование правиль­ного произношения.

Помимо этапов закрепления произношения каждого звука, а также различения смешиваемых звуков, в книге отражен этап подготовки к вызыванию звука. Следует обратить внимание на то, что особые авторские приемы позволяют уже на подготови­тельном этапе получить у ребенка чистый, устойчивый звук речи и тем самым свести участие логопеда к минимуму.

От точности объяснения задания зависит правильность его выполнения ребенком. Поэтому в книге предлагаются уже готовые формулировки, с которыми взрослый об­ращается к детям.

Для повышения результативности упражнений в каждом из них обозначены задачи обучения. Упражнения являются многоплановыми (многоаспектными) и, помимо ос­новной цели, позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навы­ков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение и др.).


В чем состоят оригинальность и эффективность авторской технологии

Традиционные методы логопедической работы сочетаются в книге с новыми, самыми современными приемами и оригинальными авторскими технологиями, благодаря кото­рым результативность обучения заметно повышается, а сроки коррекции сокращаются. Например: для закрепления мягкого звука ЛЬ (а он, как правило, формируется пер­вым из всех нарушенных звуков) в некоторых логопедических пособиях можно встре­тить следующие стихи:

Отшумели все метели.

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки в ряд висят.

Безусловно, это стихотворение можно использовать в логопедической работе по за­креплению звука ЛЬ, но только в тех случаях, когда остальные звуки произносятся ре­бенком абсолютно правильно. Если же ребенок неверно произносит имеющиеся в тек­сте более сложные звуки Р, РЬ, Ш, С, Щ, то, закрепляя один правильный звук ЛЬ, он одновременно будет закреплять неправильное, искаженное произношение более слож­ных звуков. Такое положение недопустимо!

В книге для подобных случаев предлагаются тексты, в которых отсутствуют более сложные, зачастую неверно произносимые ребенком звуки. Например:

 

Мы купили липкой глины.

Льва и львенка лепит Лина.

Лепит олененка Оля,

И павлина лепит Толя.

Этот текст свободен от всех звуков, следующих в основном ряду за звуком ЛЬ. Мно­голетняя практика подтверждает, что, заучивая подобные тексты, ребенок легче сосре­дотачивается на формируемом звуке, быстрее его осваивает, освобождается от дополни­тельных трудностей, не закрепляет другие, искаженно произносимые звуки и т. п.

Указанная особенность — только одна из десяти, отличающих авторский подход к исправлению недостатков произношения. Выражаем надежду, что изложенная в книге методика будет по достоинству оценена специалистами, а ее использование поможет любому ребенку говорить более четко, красиво и правильно.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выработка необходимых для звука ЛЬ артикуляционных движений

Сядь перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражне­ние. Повтори его 5-8 раз.

Правильность выполнения упражнений проверьте по картинке и описанию.



«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.



«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя­нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.








"Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бу­горков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положе­нии 10 секунд.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по по­верхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.

«Грибок»

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно ши­ре, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъ­язычную связку.

«Щетка - смётка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попе­ременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.


Приключения Ветерка

 

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
В одной сказочной стране жил-был гордый Ветерок. Подуй на полоску бумаги, изображая Ве­терок.
Больше всего он любил свободу. Летал Ветерок где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся! Рассмотри на картинке Ветерок.

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Узнал об этом правитель страны, злой Дракон, разозлился и проглотил Ветер­ка. Оказался Ветерок в огромной пасти Дракона, будто в темной и сырой пе­щере. Выбраться из плена Ветерку было очень трудно. Открой рот и рассмотри его полость. Закрой рот, зубы и губы сомкни.
Охраняли пленника Губы. Вытяни губы вперед, затем разомкни и сомкни их.
Охраняли пленника Зубы. Обнажи зубы, постучи ими.
Охранял пленника Язык. Высуни язык, покачай им из стороны в сторону.
Дракон был злым, поэтому его Язык, Гу­бы и даже Зубы были злющими-презлю­щими. Каждый из них любил только себя. А со всеми окружающими боролся, сражал­ся, бился. Грозные стражники пещеры Губы, Зубы и Язык не позволяли Ветерку выбраться на волю, не выпускали его. А гордый Ветерок так мечтал о свободе! Вот и задумал он перехитрить злых, но глупых стражников и стал готовиться к побегу. Язык поднялся, придвинулся к верхним Зубам, прислонился к бугоркам за ними и устроил Ветерку преграду. Путь к свободе закрыт. Но Ветерок оказался хитрым. Он дви­нулся по бокам Языка с двух сторон. Рассердился Язык, загудел от злости. Да поздно! Не удалось ему удержать Ве­терок! Рассмотри на картинке Дракона. Расскажи, какие у Дракона зубы, губы, язык, нос. Дотронься рукой до каждой головы Дра­кона. Представь, что сразу после этого ты попал в сказку и превратился в гроз­ного Дракона. Теперь у тебя во рту спря­тан гордый Ветерок. А твои зубы, губы, язык — его стражники. Закрой рот, зубы и губы сомкни. Подними кончик широкого языка к аль­веолам, упрись в них с силой. Отчетливо, длительно, многократно произнеси звук ЛЬ. Приблизь ладонь ко рту, почувствуй дви­жение воздуха.

В большинстве случаев во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук ЛЬ. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду!


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ

Заучи, как правильно нужно произносить звук ЛЬ.



Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Мы гудим в кончик языка.

ЛЬ____


ЭТАП ТРЕТИЙ

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме ко­личество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли).

ТОПОЛЯ

Ли-ли-ли, тополя видны вдали.

Ле-ле-ле, много их у нас в селе.

Ля-ля-ля, люди любят тополя.

Лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Ля-ля-ля, но от них в пуху земля.

Ле-ле-ле, будто снег идет в селе.

ЛЮБИМАЯ МАМА

Лю-лю-лю, маму я свою люблю.

Лю-лю-лю, маме лилии куплю.

Ле-ле-ле, их поставлю на столе.

Ли-ли-ли, мы мамуле помогли.

Ле-ле-ле, пыль смахнули на столе.

Ли-ли-ли, маме мы венок плели.

Ли-ли-ли, мой поклон ей до земли!


Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках, свободных от шипящих и звуков Р, Л (твердый вариант)

Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи.

С высокой тонкой липы Люба с Леной тихо пели

Все листья облетели, На полянке возле ели.

А лебеди и утки Галя с Олей были в поле,

Далеко улетели. Погуляли там на воле.

Коля с Леной Мы не ели, мы не пили,

Клюкву покупали, Мы снеговиков лепили.

Коля с Леной Под окном, лаская взгляд,

Маме помогали. Баба с дедою стоят!


Коля с Леней в кино побывали, К стадиону мы ходили,

Два мультфильма они увидали, Лимонад себе купили,

Львы там пели, олени летали, Мы б болели за атлетов,

А павлины духи покупали. Только были без билетов.

Лебеди, лебеди, Вот сегодня и суббота,

Дикие лебеди, Надо маме помогать,

Лебеди летели, Эх, нелегкая забота:

На полянку сели, Мыть, готовить, подметать.

Сели, посидели, Мыли, мыли, мыли, мыли —

Снова полетели. Мы избавились от пыли!

ЛЕПКА

Мама Лена готовит обед на кухне. А дети — Галя, Толя и Коля — лепят в ком­нате. У детей на столе глина. Коля лепит льва. Толя лепит лебедя. А Галя лепит дельфина. Дети любят лепить. Глиняных лебедя, льва и дельфина дети отдадут любимой маме.

МАМА И ЛЕНА

Летом мама и Лена гуляли. Они гуляли, гуляли и купили малину, бананы, лимо­ны и землянику. Ягоды малины и земляники пахли так аппетитно! В ягодах, бана­нах и лимонах много витаминов. Будет у мамы и Лены витаминная еда.

В ЛИФТЕ

Коля и Леня ехали в лифте. Внезапно свет погас и лифт остановился. Кабина застыла на месте. Дети оказались в темноте, одни в маленькой тесной кабине.


Коля и Леня испугались. Они стали звать соседей. Вдруг свет вспыхнул и кабина поехала. Но несколько минут в темном лифте показались детям удивительно дол­гими.

ДЛИННАЯ НЕДЕЛЯ

Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе и спа­ли на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес. В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде. Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали. Дни летели за днями и слились в неде­лю. Всего семь дней были Лена и Лида в далеком селе. Но какой длинной показа­лась им эта неделя!

В САМОЛЕТЕ

Как-то близнецы Толя и Коля летели на самолете в Анталию. С ними была их мама, Лидия Анатольевна.

Толя и Коля вели себя неспокойно: много бегали, без умолку хохотали. Они то и дело снимали с головы свои панамки, подкидывали их и попадали в соседей по салону. Мама пыталась остановить детей, но Толя и Коля не хотели успокаивать­ся. Все в самолете были недовольны таким поведением близнецов.

Полет длился долго, дети устали и наконец уснули. Когда самолет опустился на землю, все люди стали покидать самолет на удивление тихо. Видимо, они не хо­тели будить невоспитанных близнецов.


ДВЕ УЛИТКИ

Как-то летом две улитки Леля и Гуля отдыхали на листике клена. Под кленом они увидели оленя. Он поедал молодые побеги и в любой момент мог дотянуться до ли­стика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они глянули вниз, оленя под кленом не было. «Испугал­ся!» — сказала улитка Леля. А Гуля добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»

ОЛИНЫ ИМЕНИНЫ

Летом у Вали были именины. Галя и Люба были у Вали на обеде. Они купили для Вали тюльпаны, левкои и лилии. На обед Валя, Галя и Люба ели селедку, котлеты и блины. Пили дети лимонад и клюквенный компот. Потом мама и папа Вали ката­ли детей на новом автомобиле.

НА ПОЛЯНЕ

Лена и Лида гуляли на поляне. Они ходили по поляне, видели лютики и левкои, видели клены и липы. Под липами дети видели калину, а на ней маленькую мали­новку. Потом Лена и Лида отдыхали, пели, плели венки. Лена и Лида полюбили эту поляну.

ЛЬВЫ

Несколько львов отдыхают под пальмами. Они утомились после охоты. Под пальмами не только львы, но и маленькие львята. Далеко обходят львов олени, га­зели и косули. Не хотят они видеть львиных клыков. А маленький львенок не бо­ится льва. Малютка львенок будет сильным, непобедимым львом.

ЛЕН

Много лет люди на земле возделывают лен. Из волокон льна делают нитки и ткани. Льняные ткани легко впитывают влагу и легко высыхают. Из льна делают масло. Его выдавливают из льняных семян. Льняное масло входит в состав оли­фы и мыла. Льняное масло необходимо для изготовления клеенки и линолеума.



РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ

ЛЬ-Й НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ


Звуки ЛЬ — Й ребенок обычно смешивает не только на слух, но и в произношении (вместо слов аллея, лилия, Юля нередко можно услышать лииля, аеля, Люя).

Характер и количество упражнений в разделе соответ­ствуют указанным особенностям.

Работа по дифференциации звуков ЛЬ — Й на слух по­могает более четкому, осознанному произношению в це­лом, а также является основой грамотности письма.

ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ-Й ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух звуков ЛЬ — Й в начале слова

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый произносит похо­жие названия. Затем покажи названную взрослым картинку. Проделай упражнение до тех пор, пока все картинки не будут показаны быстро и уверенно.




 


 


ямка — лямка


юг —люк


 




 


 


юбка — Любка


йод — лед


Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е

Ле — е е — ле ле — е — ле е — ле — е

Лю — ю ю — лю лю — ю — лю ю — лю—ю

Ля — е ли — ю ле — ю — ля

Лю — я ле — е ле — е — ли

Е — ли я — лю ли — я — лю

Ю — ле е — ля ля — е — ле

ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и до­линами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять по­летели на юг, в дальние дали.


МУЛЬТФИЛЬМЫ

Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!».



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее — лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли­лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.


БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по­дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те­бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис­пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.


 


МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пе­ли птицы, цвели полевые цветы. Га­ля и Лида долго гуляли по лесу и за­блудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвони­ли домой, Лидиному папе. Папа при­ехал в лес на автомобиле.


 

3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА С

 

Звук С искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и форми­руется, как правило, продолжительно. Он слу­жит базовым по отношению к прочим свистя­щим звукам (СЬ, 3, ЗЬ, Ц), так называемым про­изводным.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука С в начале слов

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.




 


фанки хянки фафна сясьна

танки санки хахна сосна

шанки тянки сосна сашна

ханки санки фасна сахна

сянки щанки шашна таена


Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправиль­ные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение дру­гих слов с первым звуком С (см. лото, Приложение 5).

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Развитие чувства рифмы

Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».

Звуко-слогового анализа

Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».


Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Звукового анализа

Назови все объекты в рамках. Среди каждой группы картинок выбери одну, в названии которой нет звука С. Объясни, что объединяет картинки в общей рамке (животные, мебель, продукты). Перечисли все слова со звуком С.


Слон, собака, лиса, носорог, свинья, белка. Стул, стол, скамейка, кресло, диван. Миска, сахарница, сковородка, тарелка, стакан. Сыр, соль, масло, хлеб, сосиски, сухари, сахар.

СЛОВА «С НАЧИНКОЙ»

Кусок, гусыня, сокол, постой, перелесок, стон, голосок, стог, фокусы, леска, ми­нусы, столик.

ЭТАП ПЯТЫЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С ВО ФРАЗАХ

Закрепление произношения звука С в предложениях, дополненных картинками

Закончи предложения, используя картинки из Приложения 5. Подбери 4-5 разных слов со звуком С. Проговори каждое получившееся предложение, выделяя звук С. Ес­ли сумеешь назвать объект, которого нет на картинках, ты получаешь приз!

У Сони есть... (косы, бусы, косынка, собака, санки). На суку сидит... (сойка, сова, оса, соловей, соболь). В саду стоит... (сосна, скамейка, Соня, собака, слива). На столе много... (салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок). В сумке у Сони... (ка-


пуста, ананас, компас, поднос, носки). Алиса покупает... (сок, фикус, колбасу, по­яс, ананас).

Например: У Сони есть бусы. У Сони есть собака. У Сони есть косынка. У Сони есть маска.

САМОКАТ

Са-са-са, самокат без колеса.

Со-со-со, ой, сломалось колесо.

Су-су-су, стукну сам по колесу.

Со-со-со, сам поставлю колесо.

Со-со-со, все! На месте колесо!

Сом-сом-сом, самокат стал с колесом!

О СОМАХ И СОМИКАХ

Сом Самсон видит сотый сон.

А у Сони и у Сани в банке сомики с усами.

Этот сом, этот сом спит спокойно под мостом.

Сом усатый здесь на дне, две полоски на спине.

Спать улегся сытый сом, он увидит вкусный сон.

Под откосом, под мостом, обитал усатый сом.

 

 

О СОВЕ И СОВЯТАХ

А в лесу темным-темно,

И все спят в лесу давно,

Но сова одна не спит,

На сосне сова сидит.

 

В темноте сова сидит,

Свысока на лес глядит,

А когда совсем стемнеет —

На охоту полетит.

О СОНЕ

Соня с Саней сели в сани.

Соне пыль сказала: «СОС!» и попала в пылесос!

Есть у Сони киса, киса Василиса,

Любит Соня кису, кису Василису.

Соня любит долго спать, стали Соню соней звать.

Соня села на салазки, как блестят весельем глазки!


ВЫСОКАЯ СОСНА

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит су­хую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.


 

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебе­лью. В углу комнаты сидят меховые слонята, ли­сята, котики и собаки. Есть у Светы много кукол. Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовет к себе соседку Соню. Вместе детям намного веселее!

СОНЯ И ОСА

Как-то Соня со своим псом Султаном гуляла в саду. Соня ходила по саду босиком и босой ногой наступила на осу. От укуса осы Соня за­плакала и стала скакать на одной ноге. Султан залаял, а потом лизнул Сонину ногу. Тогда Со­ня успокоилась и засмеялась.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маги из «Макдоналдса». Дети заметили бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и


внимательно наблюдала за Соней и Славой. С ее языка стекала слюна. Она ти­хонько скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мага и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.



ПЕРВЫЙ СНЕГ

Как-то утром пес Барбос сидел в своей будке и играл с костью. Около будки стояла пустая ми­ска Барбоса. Вылез пес понюхать свою миску, Посмотрел, нет ли в миске хоть маленького кус­ка мяса. А когда оглянулся по сторонам, не уз­нал своего двора. Вся земля была не серая, а белая. Кроме того, сверху летели на землю ка­кие-то белые мухи. Пес раскрыл пасть, схватил несколько мух и удивился: на языке осталась од­на вода. Барбос был не глуп, а просто мал, и первый раз увидел снег.


 


ОПАСНЫЙ СПОРТ

У Славы и Макса были сноуборды. Это такие плоские доски, на которых по снегу люди спускаются с гор. Один раз зимой Макс и Слава со своими сноубордами отправились в Австрию. Там много крутых спусков, с которых инте­ресно скатываться. Как-то Слава спус­кался на сноуборде с самого опасного и извилистого спуска. Внезапно на трассе Слава заметил огромную соба­ку. Он испугался, свалился со сноуборда, а когда падал, сломал себе ногу. Слава и Макс на самолете вернулись в Россию. Скоро Слава поправился и снова встал на свой сноуборд.


СОНЯ И СОБАКА

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами бе­седка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовет свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!» Соня показывает собаке кусок колбасы и командует: «Сильва, дай ла­пу!» Сильва, сидя, подает Соне лапку. За это Соня дает собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять дает Соне лапу, так, без команды!

СНЕГОВИК

Слава и Макс стали лепить во дворе высокого снеговика. Сперва они скатали комки из снега, затем поставили их друг на друга. Нос снеговику дети сделали из пластикового стакана, глаза — из колес маленького автобуса. А сосновая ветка


стала ртом снеговика. На голову снеговику Слава и Макс надели старую кастрю­лю. А его руками стали две пластиковые бутылки. Скоро во дворе стемнело, Слава и Макс собрались домой. А высокий снеговик стоял посреди двора и грустно смо­трел на детей своими круглыми глазами.

В САВАННЕ

Саванна — это африканская степь. Сухую землю саванны покрывают острые листья грубых трав. По равнине разбросаны раскидистые баобабы. Они напоми­нают дубы, только стволы у них более толстые. Колбасовидные плоды баобабов съедобны, их любят обезьяны. Обитают в саванне львы и носороги, антилопы и слоны. Слоны едят листья и плоды с самых высоких деревьев и кустарников. Слон — самый крупный обитатель саванны. Нередко стадо в сто слонов бродит по саванне в поисках еды.

ПЛОДОВЫЙ САД

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений. Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, перси­ка и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, варенье, напитки. Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

ДИКИЕ ГУСИ

На поляне спали дикие гуси со своими гусятами. Когда стало темно, около ста­да появилась лиса. Она схватила одного гусенка и хотела унести его в лес. Но две гусыни накинулись на лису. Они загоготали и стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусенка и понеслась к лесу.

НЕУДАЧНАЯ РЫБАЛКА

Недалеко от села Вася и Семен поставили сети. Попался в сети сом. Стали Се­мен и Вася доставать сома из сети, а сом-то скользкий! Он выскользнул из ладо­ней Семы и Васи и уплыл от их сетей.


 


4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА СЬ

Мягкий согласный звук СЬ является производным от базового твердого звука С. Форми­рование производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходного по артикуляции базового звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

В одинаковых прямых слогах.

Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки, произнесенное взрослым. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

В СЛОВАХ И ФРАЗАХ

В СТИХАХ И РАССКАЗАХ

Закрепление произношения звука СЬ в историях-чистоговорках,

свободных от шипящих звуков

Четко, выделяя звук СЬ, произнеси каждую чистоговорку 3 раза. Затем повтори их по ролям: взрослый — начало (Ся-ся-ся), а ты — конец (вот и песня вся).

Се-се-се, споем мы песню все.

Сю-сю-сю, споем мы песню всю.

Си-си-си, будем петь в такси.

Ся-ся-ся, вот и песня вся.

Се-се-се, спели песню. Все!

Ясь-ясь-ясь, здесь в лесу повсюду грязь.


Ось-ось-ось, под сосной огромный лось.

Юсь-юсь-юсь, я в лесу лосей боюсь.

Есь-есь-есь, я одна гуляю здесь.

Усь-усь-усь, поскорей домой вернусь.

 

КУКЛА СИНДИ

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день, а кот Васька наблюдал за Люсей. Как-то Люся оставила куклу Синди в коляске, а сама умывалась в ванной. Кот схватил Синди и унес под диван. Люся не увидела куклы Синди в комнате и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу, всю в пыли, и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему«Вискас».

РАССЕЯННЫЙ СОСЕД

У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, ни­как не найдет свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку докумен­ты, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит. Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил. Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на мес­те—пусть стоит кое-как. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот поте­ха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня. Асам весь день косился на опасный стул одним глазом: «Интересно, кто на него сядет?» Смотрел, смотрел Сеня, никто на его стул не садится. Странно ему стало.

А на другой день Сеня забыл о сломанном стуле и сам на него плюхнулся со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу. Сеня хотел пове­селиться, вот и повеселился!


 



5. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ С - СЬ НА СЛУХ

Звуки С — СЬ ребенок обычно сме­шивает не в произношении, а только на слух (вместо слов сено, санки, суп крайне редко можно услышать сэно, сянки, сюп).

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.

Работа по дифференциации звуков С — СЬ на слух помогает не только бо­лее четкому, осознанному произно­шению, но является основой грамот­ности письма.


Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.


КОЗА-ЕГОЗА

З



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.017 с.)