Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепление правильного произношения звука С в забавных чистоговорках, свободных от шипящих звуков и звука Р

Поиск

Четко, выделяя звук С, произнеси каждую пару чистоговорок. Обрати внимание, что одна из них шуточная. Выбери и еще раз проговори «правдивые» чистоговорки.

Са-са-са, над сосной летит лиса.

Са-са-са, под сосной стоит лиса.

Са-са-са, на подносе колбаса.

Са-са-са, ускакала колбаса.

Со-со-со, засмеялось колесо.

Со-со-со, покатилось колесо.


Су-су-су, в миске суп себе несу.

Су-су-су, в маске суп себе несу.

Су-су-су, поселился сом в лесу.

Су-су-су, поселился лис в лесу.

Сы-сы-сы, на столе стоят весы.

Сы-сы-сы, стонут на столе весы.

Закрепление произношения звука С в чистоговорках, свободных от шипящих звуков и звука Р

Закончи каждую чистоговорку в рифму, самостоятельно добавь слово со звуком С. Проговори чистоговорки-«свистелки» 3-5 раз.

Са-са-са, бегает в лес... (лиса).

Со-со-со, у коляски... (колесо).

Су-су-су, в миске суп себе... (несу).

Су-су-су, совы ухают... (в лесу).

Сы-сы-сы, а у деда есть... (усы).

Сы-сы-сы, на столе стоят... (весы).

Ста-ста-ста, спит собака у... (куста).

Сок-сок-сок, кекса вкусного... (кусок).

Сос-сос-сос, пыль попала в... (пылесос).

Сна-сна-сна, за зимой идет... (весна).

Закрепление произношения звука С в историях-чистоговорках, свободных от шипящих звуков и звука Р

Четко, выделяя звук С, произнеси каждую историю в чистоговорках 3-5 раз. Затем повтори чистоговорки по ролям: взрослый — начало (Са-са-са), а ты — конец (на столе сидит оса).

ОСА

Са-са-са, на столе сидит оса.

Са-са-са, села мне на нос оса.

Са-са-са, укусила в нос оса.

Со-со-со, стал мой нос как колесо.

Су-су-су, я гоню осу, осу.

Сы-сы-сы, нету в комнате осы.

ЛИСА

Са-са-са, под кустом сидит лиса.

Со-со-со, хвост лисы как колесо.

Су-су-су, тихо осенью в лесу.

Сы-сы-сы, есть лисята у лисы.


САМОКАТ

Са-са-са, самокат без колеса.

Со-со-со, ой, сломалось колесо.

Су-су-су, стукну сам по колесу.

Со-со-со, сам поставлю колесо.

Со-со-со, все! На месте колесо!

Сом-сом-сом, самокат стал с колесом!

Закрепление произношения звука С в рифмовках, свободных от шипящих звуков и звука Р

Четко, выделяя звук С, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Понравившиеся рифмовки заучи.

О СОМАХ И СОМИКАХ

Сом Самсон видит сотый сон.

А у Сони и у Сани в банке сомики с усами.

Этот сом, этот сом спит спокойно под мостом.

Сом усатый здесь на дне, две полоски на спине.

Спать улегся сытый сом, он увидит вкусный сон.

Под откосом, под мостом, обитал усатый сом.

 

 

О СОВЕ И СОВЯТАХ

А в лесу темным-темно,

И все спят в лесу давно,

Но сова одна не спит,

На сосне сова сидит.

 

В темноте сова сидит,

Свысока на лес глядит,

А когда совсем стемнеет —

На охоту полетит.

О СОНЕ

Соня с Саней сели в сани.

Соне пыль сказала: «СОС!» и попала в пылесос!

Есть у Сони киса, киса Василиса,

Любит Соня кису, кису Василису.

Соня любит долго спать, стали Соню соней звать.

Соня села на салазки, как блестят весельем глазки!


Закрепление произношения звука С в рифмовках, свободных от шипящих звуков

Не торопясь, выделяя звук С, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившие­ся рифмовки заучи.

Я в фасоль насыплю соль, станет вкусною фасоль.

Эй, не стойте близко-близко, я собака, а не киска!

Слоненок удивил слонят, слоненок встал на самокат.

А у нас, а у нас в сумке вкусный ананас.

В кислый сок, в кислый сок сыплю сахарный песок.

Вот сосна в лесу стоит, а на ней сова сидит.

А на нас, а на нас раз свалился ананас.

Ест киска суп из миски; сыта киска, пуста миска.

У маленькой Сани сломались сани.

Саня с Соней сено косят, в сени сено сами носят.

Лег на поле белый снег, он засыпал санный след.

В миске у киски суп и сосиски.

Если сосульку не стоит сосать, то стоит сосулькой ее называть?

Носом слон не только носит, пьет, трубит и пылесосит!

Не хватает умных слов уговаривать ослов!

Сова советует сове: «Поспи, соседка, на софе!»

Сломан самокат — отнесем на склад.

Пестренькая сойка! О весне мне спой-ка!

Закрепление произношения звука С в стихотворениях

Проговори каждое стихотворение не торопясь, четко и с выражением. Понравивши­еся стихи заучи.

В лесу осеннем тихо-тихо, Лес уснул и, как во сне,

Слетают листья меж ветвей, Тихо-тихо сыплет снег,

Гуляет по лесу лосиха И доносится сквозь сон

И маленький лосенок с ней... Стылых сосен перезвон.

Смотрит Света сквозь стекло, Снег темнеет на полянке,

На дворе светлым-светло, С каждым днем теплей погода,

Не раскаты грома бьют, Время класть на полку санки,

Майский над Москвой салют! Пусть поспят они... полгода.

Сколько вкусных, сладких ягод Свой домик улитка везет на спине,

Летом я найду в лесу, (Как долго ползти по отвесной

Их наемся я и на год стене!)

Витаминов запасу! Весну и все лето улитка в пути,

Ей к осени надо на землю сползти.


Закрывайте, куклы, глазки! Видит котик, что у киски

Спите все в моей коляске. В миске вкусные сосиски.

Я вам место уступлю, Рядом с миской киски нет —

Колыбельной усыплю, Будет котику обед!

И совсем могу не спать — До чего вкусны сосиски

Вам отдам свою кровать! Из большой соседской миски!

Закрепление произношения звука С в загадках

Отгадай загадки. Затем не торопясь, выделяя звук С, повтори каждую из них. Зага­дай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Вот так синее стекло:

Скользко, весело, светло. Он висит на видном месте,

(Лед.) День-деньской глотает вести.

Кто-то медленно ползет, (Почтовый ящик.)

На себе свой дом везет. Он за поле, за лесок

(Улитка.) Подает свой голосок.

Сетка густая мух не пускает, (Телефон.)

Как эту сетку все называют? Хозяин лесной

(Паутина.) Проснется весной.

Мохнатенькая, усатенькая, (Медведь.)

Ест и пьет, песенки поет. Какой это мастер

(Кошка.) На стекла нанес

Золотистая коса И ветви, и травы,

Засверкала в небесах. И заросли роз.

(Молния.) (Мороз.)

Кто с высоких,

В самый разгар весенней поры Толстых сосен

Капает сок с белой коры. В нас скорлупку

(Береза.) Ловко бросил.

Этот цветок распускается в мае, (Белка.)

Белые бусинки он надевает. Зимой на ветках яблоки,

(Ландыш.) Скорей их собери.

Конь стальной, Но вот вспорхнули яблоки,

Хвост льняной. Ведь это...

(Иголка, нитка.) (Снегири.)

Закрепление произношения звука С в скороговорках

Четко, выделяя звук С, произнеси каждую скороговорку 3-5 раз. Вначале говори медленно, затем постепенно убыстряй темп, сохраняя громкость и внятность произно­шения. Понравившиеся скороговорки заучи.

У нас газ погас. У сов нет усов. В саду рос куст роз. Оксанка на санках. Соломы воз на возу вез. Сухой сук нес барсук. Соломы воз Саня вез. Сок с березы стек. Сте-


пе под нос суют поднос. С сосны смола сама стекла. У киски в миске суп и соси­ски. Мороз невелик, а стоять не велит. Был бы покос, да настал мороз. Гусак на гу­сака глядит свысока. У гусыни нет усов, сто усов у сотни псов. Съел Слава сало, да сала было мало! Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок. У Степана есть сметана, есть сметана у Степана. Всему свету, всему свету разда­ет советы Света. На скамейку мама села, Соня — слева, справа — Сева. Сорок со­рок в короткий срок съели сырок. Дадим киске супа в миске; съест суп киска — опустеет миска. Гусак, гусыня и гусята опять гуськом идут куда-то.

ЭТАП СЕДЬМОЙ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В РАССКАЗАХ

Закрепление произношения звука С в рассказах

Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С.

ВЫСОКАЯ СОСНА

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит су­хую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.


 

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебе­лью. В углу комнаты сидят меховые слонята, ли­сята, котики и собаки. Есть у Светы много кукол. Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовет к себе соседку Соню. Вместе детям намного веселее!

СОНЯ И ОСА

Как-то Соня со своим псом Султаном гуляла в саду. Соня ходила по саду босиком и босой ногой наступила на осу. От укуса осы Соня за­плакала и стала скакать на одной ноге. Султан залаял, а потом лизнул Сонину ногу. Тогда Со­ня успокоилась и засмеялась.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маги из «Макдоналдса». Дети заметили бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и


внимательно наблюдала за Соней и Славой. С ее языка стекала слюна. Она ти­хонько скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мага и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.



ПЕРВЫЙ СНЕГ

Как-то утром пес Барбос сидел в своей будке и играл с костью. Около будки стояла пустая ми­ска Барбоса. Вылез пес понюхать свою миску, Посмотрел, нет ли в миске хоть маленького кус­ка мяса. А когда оглянулся по сторонам, не уз­нал своего двора. Вся земля была не серая, а белая. Кроме того, сверху летели на землю ка­кие-то белые мухи. Пес раскрыл пасть, схватил несколько мух и удивился: на языке осталась од­на вода. Барбос был не глуп, а просто мал, и первый раз увидел снег.


 


ОПАСНЫЙ СПОРТ

У Славы и Макса были сноуборды. Это такие плоские доски, на которых по снегу люди спускаются с гор. Один раз зимой Макс и Слава со своими сноубордами отправились в Австрию. Там много крутых спусков, с которых инте­ресно скатываться. Как-то Слава спус­кался на сноуборде с самого опасного и извилистого спуска. Внезапно на трассе Слава заметил огромную соба­ку. Он испугался, свалился со сноуборда, а когда падал, сломал себе ногу. Слава и Макс на самолете вернулись в Россию. Скоро Слава поправился и снова встал на свой сноуборд.


СОНЯ И СОБАКА

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами бе­седка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовет свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!» Соня показывает собаке кусок колбасы и командует: «Сильва, дай ла­пу!» Сильва, сидя, подает Соне лапку. За это Соня дает собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять дает Соне лапу, так, без команды!

СНЕГОВИК

Слава и Макс стали лепить во дворе высокого снеговика. Сперва они скатали комки из снега, затем поставили их друг на друга. Нос снеговику дети сделали из пластикового стакана, глаза — из колес маленького автобуса. А сосновая ветка


стала ртом снеговика. На голову снеговику Слава и Макс надели старую кастрю­лю. А его руками стали две пластиковые бутылки. Скоро во дворе стемнело, Слава и Макс собрались домой. А высокий снеговик стоял посреди двора и грустно смо­трел на детей своими круглыми глазами.

В САВАННЕ

Саванна — это африканская степь. Сухую землю саванны покрывают острые листья грубых трав. По равнине разбросаны раскидистые баобабы. Они напоми­нают дубы, только стволы у них более толстые. Колбасовидные плоды баобабов съедобны, их любят обезьяны. Обитают в саванне львы и носороги, антилопы и слоны. Слоны едят листья и плоды с самых высоких деревьев и кустарников. Слон — самый крупный обитатель саванны. Нередко стадо в сто слонов бродит по саванне в поисках еды.

ПЛОДОВЫЙ САД

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений. Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, перси­ка и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, варенье, напитки. Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

ДИКИЕ ГУСИ

На поляне спали дикие гуси со своими гусятами. Когда стало темно, около ста­да появилась лиса. Она схватила одного гусенка и хотела унести его в лес. Но две гусыни накинулись на лису. Они загоготали и стали бить лису своими клювами. Лиса оставила гусенка и понеслась к лесу.

НЕУДАЧНАЯ РЫБАЛКА

Недалеко от села Вася и Семен поставили сети. Попался в сети сом. Стали Се­мен и Вася доставать сома из сети, а сом-то скользкий! Он выскользнул из ладо­ней Семы и Васи и уплыл от их сетей.


 


4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА СЬ

Мягкий согласный звук СЬ является производным от базового твердого звука С. Форми­рование производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходного по артикуляции базового звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.012 с.)