Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р



Послушай продолжение сказки «Приключения Ветерка», где в игровой форме объ­яснена артикуляция звука Р, и проделай указанные движения.

Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и совместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначены в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести звук Р, его произносит только взрослый.

Приключения Ветерка1

 

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
В пещере вновь борьба. Язык преградил путь Ветерку, он поднялся вверх, к верх­ним Зубам, прислонился к бугоркам око­ло них. Широко открой рот. Широкий язык подними вверх и приб­лизь к альвеолам.
Ветерок с силой бросается прямо на стражника, происходит борьба. С силой подуй на кончик языка так, чтобы он завибрировал.
Ветерок все-таки прорывает преграду, которую устроили ему Язык и верхние Зубы. Длительно произнеси звук Р.
Рассерженный Язык бьется о бугорки около Зубов, сердится, рычит. Ан позд­но! Опять Ветерок на свободе! Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха.
 

Часто во время выполнения этого упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук Р. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду.

1 Начало и продолжение сказки смотри на с. 10, 33, 100, 172.


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р

Заучи, как правильно нужно произносить звук Р.



Рот широко открыт.

Зубы на большом расстоянии.

Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.

Р______


ЭТАП ТРЕТИЙ

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Напоминаем взрослым, что вызывать отдельный звук, а также контролировать пра­вильность его произношения в изолированном виде (это самая сложная для воспри­ятия позиция) должен специалист-логопед. В противном случае можно стойко закре­пить неправильное произношение.

Закрепление произношения звука Р в одинаковых слогах с опорными звуками Д и Т. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме ко­личество одинаковых слогов с первыми звуками Д или Т (дра, дру, тро, тры).

Говорит взрослый Говорит ребенок

На дорожке два ведра, дра-дра-дра, дра-дра-дра.

Я несу еще ведро, дро-дро-дро, дро-дро-дро.


Вот и друг идет к ведру, дру-дру-дру, дру-дру-дру.

Да, друзья всегда мудры, дры-дры-дры, дры-дры-дры.

На трамвай бегу с утра, тра-тра-тра, тра-тра-тра.

Трое едут на метро, тро-тро-тро, тро-тро-тро.

Трудно строить на ветру, тру-тру-тру, тру-тру-тру.

Змеи в тропиках хитры, тры-тры-тры, тры-тры-тры.

Опорные звуки Д и Т заметно помогают правильному произнесению звука Р в слогах.

Закрепление произношения звука Р в различных прямых слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори 3—4 раза разные слоговые «рычалки».

ра-ру-ры ро-ру-ры ро-ру-ра ры-ру-рэ

ры-ра-ро ра-ры-ро рэ-ры-ро рэ-ро-ры

Закрепление произношения звука Р в одинаковых прямых слога. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

Говорит взрослый Говорит ребенок

В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.

Краской красим конуру, РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ-

В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.

У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.

Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.

К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.

В огороде есть горох, рох-рох-рох, рох-рох-рох.

Закрепление произношения звука Р в различных обратных слогах

Повтори разные слоговые «рычалки» четко, не торопясь 3-4 раза.

ар-ур-ир ир-ор-ар эр-ур-ир ир-ор-ур

ор-ир-ур ур-ир-ор ор-эр-ар ур-ор-эр


Закрепление произношения звука Р в одинаковых обратных слогах. Развитие чувства рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов

Говорит взрослый Говорит ребенок

Рая едет на базар, ар-ар-ар, ар-ар-ар.

Федор подметает двор, ор-ор-ор, ор-ор-ор.

У корыта много кур, УР-ур-ур. УР-УР-УР-

Ираида пьет кефир, ир-ир-ир, ир-ир-ир.

Ровный красный помидор, дор-дор-дор, дор-дор-дор.

Фермера зовут Захар, хар-хар-хар, хар-хар-хар.

Мастер разрезает шнур, нур-нур-нур, нур-нур-нур.

Грузовик ведет шофер, фер-фер-фер, фер-фер-фер.

Ромин папа офицер, цер-цер-цер, цер-цер-цер.

Держит микрофон актер, тер-тер-тер, тер-тер-тер.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р В СЛОВАХ

Закрепление произношения звукосочетаний ДР и ТР в словах.

Развитие слуховой памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом сочетания звуков ДР и ТР, повтори за взрослым каждые 3 слова. Затем назови 4-5 слов по памяти.

Опорные звуки Д и Т заметно помогают правильному произнесению звука Р в словах.

Драка — дрова — друг. Трап — травка — трасса.

Драп — дробь — дрозд. Тропка — трогать — тройка.

Дрозды — друзья — дракон. Тропики — трубка — трудно.

Дружный — драться — дранка. Трамплин — трамвай — тростник.

Пудра — выдра — бедра. Метро — матрац — тетрадь.

Ведра — ядра — кадры. Метры — гетры — ветры.

Бодрый — мудрый — щедрый. Осетры — сестры — театры.

Подруга — квадраты — подростки. Ватрушка — петрушка — Пеструшка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.013 с.)