Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности произношения детей пятого года жизни.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Речь ребенка формируется по влиянию взрослых и огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормативного речевого окружения и воспитания и обучения, которая начинивается с первого года жизни. Исследователи выделяют разные количество этапов становление речи детей по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Говоздев говорит о последовательности проявление в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, различных видов предложений и на этой основе выделяют ряд периодов. Г.Л. Розенгар – Пупко выделяет в развитии ребенка 2 этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельной речь. Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в д/с, т.к. дошкольный образ является наиболее сенситивным для ее решения. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но очень сложное явления, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физически, физиологически, лингвистически. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи. Особенное значение правильное звукопроизношения приобретает при поступлении в школу. Одно из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей не остатков звукопроизношений. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняется в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание во владении словарем и грамматическим строем речи и последующие годы. Проблемой правильного произношения, проблемой речи занимались в разных областях знаний ученые, в том числе большое внимание проблемам развития речи уделял Л. С. Выготский, его идей продолжили разрабатывать многие психологи, его ученики и последователи, среди них Л. М. Леонтьевым, А. В.Запорожцем, Д. Б. Эльконеным. Итак, по мнению, Д. Б. Эльконина, усвоение звуковой стороны языка начинается с момента, когда язык начинает служить средством общения. Отсутствующие в произношении звуки, отмечал А. Н. Гвоздев, в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Я. А. Коменский полагал, что речь предназначена, для того чтобы учить или учиться, иначе лучше молчать. И. Г. Песталоцци считал, что формирование правильного произношения звуков происходит при помощи взрослых, помогающих ребенку в этом “при помощи искусного, психологически – обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов” [5]. К. Д.Ушинский утверждал, что способность к членораздельным звукам незначительным преимуществом человека перед животными. Существенным же является самонаблюдение, самосознание человека. Животные не имеют способности к самонаблюдению, иначе бы они создали язык. М. Е. Хватцев отмечал, что согласные звуки дифференцируются постоянно через переходные звуки (с>ш через с-сь-ш). Обратимся к особенностям произношения детей пятого года жизни. На пятом году жизни у детей отмечается большие успехи в умственном и речевом развитии. Они начинают выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь детей становиться разнообразной, богатой по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. [1, 14] У детей значительно возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребенок пытается установить свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша – каша, Миша – Гриша». На пятом году жизни у детей большая тяга к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова близкие по звучанию. В уме ребенка формируется понятие, что слово имеет смысловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество и состоит из звуков, звучит. Дети начинают правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки. У детей пятого года жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата, именно это дает возможность осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков. В среднем дошкольном возрасте существенно становится лучше звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам осваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [рь], [р] четко произносят многосложные слова, при этом сохраняя слоговую структуру этих слов. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. У некоторых детей еще не устойчивые шипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например, свистящими и шипящими одновременно, звуками [л] и [р]: старушка, лаборатория. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые знания или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. В процессе обучения такой недостаток в звукопроизношении исчезает. Свойственно для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, даже в одном и том же слове. В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» - тут же ребенок говорит «часы». Следует отметить, что у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, они переходят к правильному произношению звуков [ ш, ж] и звука [р]. Ребенок начинает слишком часто пользоваться данными звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой), «шад» (сад), «рампа» (лампа), «жонтик» (зонтик), «шобака» (собака). Данная замена не случайна. Ребенок, как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостающего, у ребенка звука (если вместо р он произносил л, то теперь он делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна,а где неуместна («горубой», «рошадь»). К пяти годам значительно улучшается произносительная сторона речи детей, у многих детей заканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастает речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают овладевать монологической речью. [10, 28] К концу пятого года жизни многие детей правильно произносят все звуки родного языка, тем не менее некоторые из них все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р]. У некоторых детей отмечается искаженное произнесение звуков [с], [з], звука [р]. Данные дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.[4,5](4) Таким образом, к окончанию пятого года жизни речь ребенка становится чище и более понятной. Дети пятого года жизни понимают звуковые и смысловые составляющие стороны речи, полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов, правильно употребляют ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов, большинство детей к пяти годам правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [рь], [р], четко произносят многосложные слова, сохраняя слоговую структуру данных слов. Все это является хорошей основой для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.151 (0.009 с.) |