Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обучение правильному произношению детей↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Усова Яна Александровна
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Курс ВЗ-24 Форма обучения: заочная
Руководитель: Юдинцева Алевтина Анатольевна
Дата защиты курсовой работы: Оценка за защиту курсовой работы: Председатель ПЦК:
Слободской 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 1. Особенности произношения детей пятого года жизни……………………....6 2. Условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни………………………………………………………………………..……..9 3. Анализ опыта работы педагогов по обучению правильному произношению детей пятого года жизни…………………………………………...……………13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20 Словарь терминов……………………………………………………………......21 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ Правильная и грамотная речь – одно из главных условий всестороннего полноценного развития детей. От словарного запаса и правильного произношения зависит то, как ребенок может высказывать свой мысли. Одним из направления речи является звукопроизношение, оно лежит в основе речи. Развитие правильного произношение детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную в его адрес речь, контролировать собственную речь и речь окружающих. Весь дошкольный период энергично формирует и развивает речь ребенка, особенно владения правильным произношением. Воспитание чистой и правильной речи у детей дошкольного возраста является основной задачей современного общества. Процесс устранения недостатков речи происходит при помощи различных средств воспитания, среди них игры, упражнения, художественные произведения и другие. Программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. Отметим, что грамматический строй речи формируются и совершенствуются не только в дошкольном возрасте, но и во время обучения в школе. Правильное произношение вырабатывается у детей преимущественно к 5 годам. Актуальность исследования: несмотря на достаточную разработанность данной проблемы, в практике работы дошкольных образовательных учреждений, считаем исследуемую проблему достаточно актуальной. Из практики видно, что большое количество детей идет в школу с нарушением речи, весьма серьезно стоит вопрос о чистоте детской речи. Из -за недостатков речи в школе у ребенка могут возникнуть проблемы с успеваемостью, будет страдать письменная речь, так как младшие школьники в основном пишут так, как говорят. Правильное произношение и орфографическая грамотность у детей взаимосвязана. Дети с недостатками речи, замыкаются в себе, стесняются, у детей может развиваться чувство негативизма. Все это напрямую влияет на успеваемость детей в школе. Цель исследования: изучить проблему обучения правильного произношения у детей пятого года жизни. Объект исследования: – обучение правильного произношения у детей пятого года жизни Предмет исследования: – методы и приемы работы по обучению правильного произношения детей пятого года жизни. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы особенностей произношения детей пятого года жизни. 2. Рассмотреть и проанализировать условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни 3. Познакомиться с опытом работы педагогов дошкольных образовательных учреждений по обучению правильному произношению детей пятого года жизни. Теоретические основы исследования: Эти исследователи раскрыли проблемы фонетической стороны речи у дошкольников:А.Н. Говоздев, Г.Л. Розенгар – Пупко, Л. С. Выготский, А. В.Запорожцем, Л. М. Леонтьевым, Я. А. Коменский, Д.Б. Эльконеным, И. Г. Песталоцци, К. Д.Ушинский, М. Е. Хватцев. Методы исследования: - теоретический анализ психолога – педагогической литературы; -изучение и анализ передового педагогического опыта. Теоретическая значимость исследования: изучение организации работы воспитателя по обучению правильному произношению детей пятого года жизни. Список литературы. 1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. -399с. 2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] /– М., Просвещение,А.М.Бородич, 2004. – 255 с. 3 Болотина Л.Р., Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. [Текст]/Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006. 4.Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. [Текст]/ Под/ред. О.С.Ушаковой – М.: Просвещение, 1993. 5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст] / В.В Гербова.– М.: Просвещение, 1999. 6. Гризик Т., / Развитие речи детей 4-7 лет. [Текст]// Гризик Т., Тимощук Л. Ребенок в детском саду 2002, №2. 7. Епифанцева Т.Б., Настольная книга педагога-дефектолога. [Текст] / Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева, И.Г.Соловьева, Т.В. Титков – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. 8. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. - 220с. 9. Логопедия. [Текст]/Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998. 10. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. [Текст]- М.: Аквариум, 1995 11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. [Текст]/Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002. Программа «Детский сад дом радости» / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. Пермь, 1990; 1991. Концепция и программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста / Л. В. Любимова. Пермь, 2009 13.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст]– М.: Просвещение, 1982. 14.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. [Текст]П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991. 15.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1980. - 239с. 16.Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. [Текст]– М.: Просвещение, 1988. 17.Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст]//Дошкольное воспитание 2007,№5 18. Опыт работы педагога Л.В.Черниговой, детского сада №2 с. Большая Черниговка Самарской области [электронный ресурс] -http://www.pokrovmda.ru/ 19. Опыт работы воспитателя Королёвой О.Г. ДОУ №134 г. Можайска [электронный ресурс]- http://tver.rastemvrossii.ru/ 20. Опыт работы воспитателя Мелюхиной И.А. МБДОУ д/с №1 г. Березники [электронный ресурс] -http://nmdou21-959.narod.ru/DswMedia/godovoiplan.ru/ 21. Опыт работы воспитателя-логопеда МДОУ "Детский сад № 138" г. Владимира Баранниковой Е.А. [электронный ресурс] - http://bal-ds17.edumsko.ru/
Словарь терминов Метод обучения — процесс взаимодействия между воспитателем и детьми, в результате которого происходит передача и условие знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Звуковая культура речи - это умение правильно произносить, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами. Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. Ритм речи - разнообразное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп - скорость произношения речи. Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Логопедические ударение - смысловое выделение слова во фразе путем удаление голоса в сочетании с увеличением длительности произношения. Правильное произношени е- совокупность орфоэпических норм. Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отдельными речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Приложения Приложение 1 1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук» Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У Игра «Пильщики». Цель: дифференциация свистящих и шипящих звуков. Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова: Завизжала пила, зажужжала, как пчела, Ж-ж-ж-ж… Игра «Что пропало?» Цель: дифференциация звуков с, с', з, з', ц в словах. Педагог кладет несколько предметов на стол, в названии которых содержатся звуки с, с', з, з', ц (зонт, зебра, собака, гусь, сумка, замок, цапля, кольцо). Ребенок запоминает их, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Ребенок должен угадать, что пропало. Игра «Нанос» Цель: автоматизация звука с. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: с-с-с …». Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса. Игра «Самолет» Цель: дифференциация звуков л-р. Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р …». Дети произносят: р-р-р … и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л …Как гудит самолет?». Дети: л-л-л … Игра «Поезд» Цель: учить детей определять наличие указанного звука в словах. Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с …» и т.д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому – для второго вагона (звук ж) и последнему – для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее воспитатель меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками з, ш, л.
Приложение 2 «Улитка» Есть два варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком. Приложение 3 «Лягушка ловит комариков» В этой игре автоматизируются и дифференцируются звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.
Приложение 4 «Покорми клоуна» Используем клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. «Слово называй – горошинку бросай».
Приложение 5
Физкультминутка, вовремя занятия по развитию правильного произношения (повторяем стишок про буквы).
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Усова Яна Александровна
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Курс ВЗ-24 Форма обучения: заочная
Руководитель: Юдинцева Алевтина Анатольевна
Дата защиты курсовой работы: Оценка за защиту курсовой работы: Председатель ПЦК:
Слободской 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 1. Особенности произношения детей пятого года жизни……………………....6 2. Условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни………………………………………………………………………..……..9 3. Анализ опыта работы педагогов по обучению правильному произношению детей пятого года жизни…………………………………………...……………13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20 Словарь терминов……………………………………………………………......21 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….22
ВВЕДЕНИЕ Правильная и грамотная речь – одно из главных условий всестороннего полноценного развития детей. От словарного запаса и правильного произношения зависит то, как ребенок может высказывать свой мысли. Одним из направления речи является звукопроизношение, оно лежит в основе речи. Развитие правильного произношение детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную в его адрес речь, контролировать собственную речь и речь окружающих. Весь дошкольный период энергично формирует и развивает речь ребенка, особенно владения правильным произношением. Воспитание чистой и правильной речи у детей дошкольного возраста является основной задачей современного общества. Процесс устранения недостатков речи происходит при помощи различных средств воспитания, среди них игры, упражнения, художественные произведения и другие. Программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. Отметим, что грамматический строй речи формируются и совершенствуются не только в дошкольном возрасте, но и во время обучения в школе. Правильное произношение вырабатывается у детей преимущественно к 5 годам. Актуальность исследования: несмотря на достаточную разработанность данной проблемы, в практике работы дошкольных образовательных учреждений, считаем исследуемую проблему достаточно актуальной. Из практики видно, что большое количество детей идет в школу с нарушением речи, весьма серьезно стоит вопрос о чистоте детской речи. Из -за недостатков речи в школе у ребенка могут возникнуть проблемы с успеваемостью, будет страдать письменная речь, так как младшие школьники в основном пишут так, как говорят. Правильное произношение и орфографическая грамотность у детей взаимосвязана. Дети с недостатками речи, замыкаются в себе, стесняются, у детей может развиваться чувство негативизма. Все это напрямую влияет на успеваемость детей в школе. Цель исследования: изучить проблему обучения правильного произношения у детей пятого года жизни. Объект исследования: – обучение правильного произношения у детей пятого года жизни Предмет исследования: – методы и приемы работы по обучению правильного произношения детей пятого года жизни. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы особенностей произношения детей пятого года жизни. 2. Рассмотреть и проанализировать условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни 3. Познакомиться с опытом работы педагогов дошкольных образовательных учреждений по обучению правильному произношению детей пятого года жизни. Теоретические основы исследования: Эти исследователи раскрыли проблемы фонетической стороны речи у дошкольников:А.Н. Говоздев, Г.Л. Розенгар – Пупко, Л. С. Выготский, А. В.Запорожцем, Л. М. Леонтьевым, Я. А. Коменский, Д.Б. Эльконеным, И. Г. Песталоцци, К. Д.Ушинский, М. Е. Хватцев. Методы исследования: - теоретический анализ психолога – педагогической литературы; -изучение и анализ передового педагогического опыта. Теоретическая значимость исследования: изучение организации работы воспитателя по обучению правильному произношению детей пятого года жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.158 (0.008 с.) |