ТОП 10:

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ



ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ

ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Усова

Яна Александровна

 

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

 

Курс ВЗ-24

Форма обучения:

заочная

 

Руководитель:

Юдинцева

Алевтина Анатольевна

 

Дата защиты курсовой работы:

Оценка за защиту курсовой работы:

Председатель ПЦК:

 

Слободской

2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

1. Особенности произношения детей пятого года жизни……………………....6

2. Условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни………………………………………………………………………..……..9

3. Анализ опыта работы педагогов по обучению правильному произношению детей пятого года жизни…………………………………………...……………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20

Словарь терминов……………………………………………………………......21

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правильная и грамотная речь – одно из главных условий всестороннего полноценного развития детей. От словарного запаса и правильного произношения зависит то, как ребенок может высказывать свой мысли. Одним из направления речи является звукопроизношение, оно лежит в основе речи.

Развитие правильного произношение детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную в его адрес речь, контролировать собственную речь и речь окружающих.

Весь дошкольный период энергично формирует и развивает речь ребенка, особенно владения правильным произношением.

Воспитание чистой и правильной речи у детей дошкольного возраста является основной задачей современного общества. Процесс устранения недостатков речи происходит при помощи различных средств воспитания, среди них игры, упражнения, художественные произведения и другие.

Программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. Отметим, что грамматический строй речи формируются и совершенствуются не только в дошкольном возрасте, но и во время обучения в школе. Правильное произношение вырабатывается у детей преимущественно к 5 годам.

Актуальность исследования: несмотря на достаточную разработанность данной проблемы, в практике работы дошкольных образовательных учреждений, считаем исследуемую проблему достаточно актуальной. Из практики видно, что большое количество детей идет в школу с нарушением речи, весьма серьезно стоит вопрос о чистоте детской речи. Из -за недостатков речи в школе у ребенка могут возникнуть проблемы с успеваемостью, будет страдать письменная речь, так как младшие школьники в основном пишут так, как говорят. Правильное произношение и орфографическая грамотность у детей взаимосвязана. Дети с недостатками речи, замыкаются в себе, стесняются, у детей может развиваться чувство негативизма. Все это напрямую влияет на успеваемость детей в школе.

Цель исследования:изучить проблему обучения правильного произношения у детей пятого года жизни.

Объект исследования:– обучение правильного произношения у детей пятого года жизни

Предмет исследования: – методы и приемы работы по обучению правильного произношения детей пятого года жизни.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы особенностей произношения детей пятого года жизни.

2. Рассмотреть и проанализировать условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни

3. Познакомиться с опытом работы педагогов дошкольных образовательных учреждений по обучению правильному произношению детей пятого года жизни.

Теоретические основы исследования:Эти исследователи раскрыли проблемы фонетической стороны речи у дошкольников:А.Н. Говоздев, Г.Л. Розенгар – Пупко, Л. С. Выготский, А. В.Запорожцем, Л. М. Леонтьевым, Я. А. Коменский, Д.Б. Эльконеным, И. Г. Песталоцци, К. Д.Ушинский, М. Е. Хватцев.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолога – педагогической литературы;

-изучение и анализ передового педагогического опыта.

Теоретическая значимость исследования: изучение организации работы воспитателя по обучению правильному произношению детей пятого года жизни.

Список литературы.

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. -399с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] /– М., Просвещение,А.М.Бородич, 2004. – 255 с.

3 Болотина Л.Р., Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. [Текст]/Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.

4.Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. [Текст]/ Под/ред. О.С.Ушаковой – М.: Просвещение, 1993.

5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст] / В.В Гербова.– М.: Просвещение, 1999.

6. Гризик Т., / Развитие речи детей 4-7 лет . [Текст]// Гризик Т., Тимощук Л. Ребенок в детском саду 2002, №2.

7. Епифанцева Т.Б., Настольная книга педагога-дефектолога. [Текст] / Т.Б.Епифанцева , Т.Е.Киселенко , И.А.Могилева , И.Г.Соловьева , Т.В.Титков – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005.

8. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1976. - 220с.

9. Логопедия. [Текст]/Под ред. Волковой Л.С. – М.: Владос. 1998.

10. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. [Текст]- М.: Аквариум, 1995

11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. [Текст]/Под ред. Власовец Г.А. М.: Детство – Пресс, 2002.

Программа «Детский сад дом радости» / Н. М. Крылова, В. Т. Иванова. Пермь, 1990; 1991. Концепция и программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста / Л. В. Любимова. Пермь, 2009

13.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст]– М.: Просвещение, 1982.

14.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. [Текст]П/ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1991.

15.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1980. - 239с.

16.Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. [Текст]– М.: Просвещение, 1988.

17.Швецова И. формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст]//Дошкольное воспитание 2007,№5

18. Опыт работы педагога Л.В.Черниговой, детского сада №2 с. Большая Черниговка Самарской области [электронный ресурс] -http://www.pokrovmda.ru/

19. Опыт работы воспитателя Королёвой О.Г. ДОУ №134 г. Можайска [электронный ресурс]- http://tver.rastemvrossii.ru/

20. Опыт работы воспитателя Мелюхиной И.А. МБДОУ д/с №1 г. Березники [электронный ресурс] -http://nmdou21-959.narod.ru/DswMedia/godovoiplan.ru/

21. Опыт работы воспитателя-логопеда МДОУ "Детский сад № 138" г. Владимира Баранниковой Е.А. [электронный ресурс] - http://bal-ds17.edumsko.ru/

 

 

Словарь терминов

Метод обучения— процесс взаимодействия между воспитателем и детьми, в результате которого происходит передача и условие знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Звуковая культура речи - это умение правильно произносить, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами.

Интонация- это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства.

Ритм речи - разнообразное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп- скорость произношения речи.

Мелодика речи — повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Логопедические ударение- смысловое выделение слова во фразе путем удаление голоса в сочетании с увеличением длительности произношения.

Правильное произношение- совокупность орфоэпических норм.

Звукопроизношение— процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отдельными речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

 

Приложения

Приложение 1

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

Игра «Пильщики».

Цель: дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Дети строятся парами друг против друга, потом каждые двое детей падают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова: Завизжала пила, зажужжала, как пчела,

Ж-ж-ж-ж…
Треснула и стала, начинай сначала!

Игра «Что пропало?»

Цель: дифференциация звуков с, с', з, з', ц в словах.

Педагог кладет несколько предметов на стол, в названии которых содержатся звуки с, с', з, з', ц (зонт, зебра, собака, гусь, сумка, замок, цапля, кольцо). Ребенок запоминает их, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Ребенок должен угадать, что пропало.

Игра «Нанос»

Цель: автоматизация звука с.

Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: с-с-с…». Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

Игра «Самолет»

Цель: дифференциация звуков л-р.

Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р…». Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л…Как гудит самолет?». Дети: л-л-л

Игра «Поезд»

Цель: учить детей определять наличие указанного звука в словах.

Воспитатель показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с…» и т.д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому – для второго вагона (звук ж) и последнему – для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает еще трех детей-контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее воспитатель меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками з, ш, л.

 

 

Приложение 2

«Улитка»

Есть два варианта игры. Одна плоскостная на карточках, где используются кубик и фишки, а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком.

Приложение 3

«Лягушка ловит комариков»

В этой игре автоматизируются и дифференцируются звуки З и ЗЬ. Если ребенок слышит слово, в котором твердый звук З, то синей фишкой закрывает больших комаров, а если мягкий ЗЬ, то зеленой маленьких комариков.

 

Приложение 4

«Покорми клоуна»

Используем клоуна не только для развития мелкой моторики рук, но и для автоматизации необходимого звука. «Слово называй – горошинку бросай».

 

 

Приложение 5

 

Физкультминутка, вовремя занятия по развитию правильного произношения ( повторяем стишок про буквы).

 

ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ДЕТЕЙ

ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Усова

Яна Александровна

 

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

 

Курс ВЗ-24

Форма обучения:

заочная

 

Руководитель:

Юдинцева

Алевтина Анатольевна

 

Дата защиты курсовой работы:

Оценка за защиту курсовой работы:

Председатель ПЦК:

 

Слободской

2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

1. Особенности произношения детей пятого года жизни……………………....6

2. Условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни………………………………………………………………………..……..9

3. Анализ опыта работы педагогов по обучению правильному произношению детей пятого года жизни…………………………………………...……………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20

Словарь терминов……………………………………………………………......21

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….22

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правильная и грамотная речь – одно из главных условий всестороннего полноценного развития детей. От словарного запаса и правильного произношения зависит то, как ребенок может высказывать свой мысли. Одним из направления речи является звукопроизношение, оно лежит в основе речи.

Развитие правильного произношение детей – это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную в его адрес речь, контролировать собственную речь и речь окружающих.

Весь дошкольный период энергично формирует и развивает речь ребенка, особенно владения правильным произношением.

Воспитание чистой и правильной речи у детей дошкольного возраста является основной задачей современного общества. Процесс устранения недостатков речи происходит при помощи различных средств воспитания, среди них игры, упражнения, художественные произведения и другие.

Программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения. Отметим, что грамматический строй речи формируются и совершенствуются не только в дошкольном возрасте, но и во время обучения в школе. Правильное произношение вырабатывается у детей преимущественно к 5 годам.

Актуальность исследования: несмотря на достаточную разработанность данной проблемы, в практике работы дошкольных образовательных учреждений, считаем исследуемую проблему достаточно актуальной. Из практики видно, что большое количество детей идет в школу с нарушением речи, весьма серьезно стоит вопрос о чистоте детской речи. Из -за недостатков речи в школе у ребенка могут возникнуть проблемы с успеваемостью, будет страдать письменная речь, так как младшие школьники в основном пишут так, как говорят. Правильное произношение и орфографическая грамотность у детей взаимосвязана. Дети с недостатками речи, замыкаются в себе, стесняются, у детей может развиваться чувство негативизма. Все это напрямую влияет на успеваемость детей в школе.

Цель исследования:изучить проблему обучения правильного произношения у детей пятого года жизни.

Объект исследования:– обучение правильного произношения у детей пятого года жизни

Предмет исследования: – методы и приемы работы по обучению правильного произношения детей пятого года жизни.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы особенностей произношения детей пятого года жизни.

2. Рассмотреть и проанализировать условия формирования правильного произношения у детей пятого года жизни

3. Познакомиться с опытом работы педагогов дошкольных образовательных учреждений по обучению правильному произношению детей пятого года жизни.

Теоретические основы исследования:Эти исследователи раскрыли проблемы фонетической стороны речи у дошкольников:А.Н. Говоздев, Г.Л. Розенгар – Пупко, Л. С. Выготский, А. В.Запорожцем, Л. М. Леонтьевым, Я. А. Коменский, Д.Б. Эльконеным, И. Г. Песталоцци, К. Д.Ушинский, М. Е. Хватцев.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолога – педагогической литературы;

-изучение и анализ передового педагогического опыта.

Теоретическая значимость исследования: изучение организации работы воспитателя по обучению правильному произношению детей пятого года жизни.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.022 с.)