Дифференциация звуков С (СЬ) — Ц в рифмовках, свободных от шипящих звуков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация звуков С (СЬ) — Ц в рифмовках, свободных от шипящих звуков



Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром тем­пе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки

заучи.

Маленькой синице все гусеница снится. Съел наконец кузнец холодец! У Сони бьются стаканы и блюдца.


Молодец на овец, а на молодца и сама овца.

Невелика птица синица, а умница.

Отец овес вез, да до места не довез!

Цапля, стоя на крыльце, объясняет букву Ц.

На акации синица, целый месяц ей не спится.

Бедным курицам не спится, если снится им лисица.

Над кузницей, над мельницей стелется метелица.

Полюбила Света молодца, да не из-за золотца!

Синица на стог садится, не сидится на сене синице.

Маме не спится с утра в выходной, надела из ситца халатик цветной.

Солнце сверкает, струится водица, птица синица в водицу глядится.


 

12. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА Ш

Звук Ш искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и форми­руется, как правило, продолжительно. Он служит базовым по отношению к прочим шипящим зву­кам (Ж, Щ, Ч), так называемым производным.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука Ш в начале и середине слов

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый по нескольку раз произносит их названия. Если картинка названа правильно, подними руку вверх, ска­жи да. Если картинка названа неправильно, отрицательно покачай головой и скажи нет.



сапка хапка тапка щапка

фапка шапка сяпка шапка

фышка хыхка шишка хышка

шифка шиска фыска щищка

сыска шихка фышка шишка


Если после выполнения упражнения ребенок продолжает путать правильные и непра­вильные названия слов, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов со звуком Ш из Приложения 10.


Восприятие звука Ш в потоке прочих звуков

Внимательно послушай и запомни, какой звук издает лопнувшая шина (возьми картинку-символ звука Ш из Приложения 1). Разведи ладони в стороны, а затем приближая их друг к другу, как при сжатии лопнувшей шины (жестовый символ звука Ш). Проделай эти движения только тогда, когда услышишь, как шипит лопнувшая шина, a hi другие звуки не реагируй.

Согласные звуки произносятся коротко, так как они слышатся в сочетаниях после ш с а: аль, ам, ан, ас, или между двумя гласными а: ава, аза, ада, ага и т. д.

Упражнение следует повторять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагировать на каждое произнесение взрослым звука Ш в длинном звуковом ряду.

С-Т-Х-Ш-А — Ф — ЛЬ — 3 — Ц — Ш — О — Щ — Ч— ЛЬ — И — ТЬ-СЬ-ЗЬ— ФЬ— ЛЬ— ХЬ— Ы—У—Ш—Э—Ц—И—У—С

ЭТАП ВТОРОЙ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выработка необходимых артикуляционных движений и поз

Сядь перед зеркалом. Точно и не торопясь проделай каждое упражнение. Повтори его 5 раз. Правильность выполнения упражнений проверь по картинке и описанию,





«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтоб! язык не дрожал.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, я не касаться их.

«Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им верхнюю губу и убрать в глубь рта. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.







«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком по­ложении 10 секунд.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперед-назад. Делать не торо­пясь, под счет взрослого.

«Грибок»

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

# С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъ­язычную связку (уздечку языка).

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком по­переменно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Дудочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочку».




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.158.251.104 (0.006 с.)