Формирование навыков звукового анализа. Развитие слуховой памяти и логического мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков звукового анализа. Развитие слуховой памяти и логического мышления



Послушай по 3 слова. Глядя на картинки-символы из Приложений 1 и 3, определи звук Р или РЬ, который спрятался в каждом слове. С учетом звуков выбери и назови лишнее слово. Подробно объясни свой выбор.

Например: Рыбарисрынок. Лишнее слово — рис, потому что в нем слышим мягкий звук РЬ, а в остальных словах — твердый звук Р.

При затруднениях следует вернуться к предыдущему упражнению.


Рот — рева — ров.

Рост — рог — дрема.

Рис — рысь — рык.

Рыба — рис — рынок. Горит — варить — порыв. Горы — норы — двери. Ряска — рамка — рябчик.


Шторы — дворы — фонари. Берет — перо — сироп.

Прачка — бричка — гречка. Грамота — грусть — греть. Варенье — старание — сирень. Сугроб — время — крест. Веревка — порог — зверек.


 



25. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ Л (ЛЬ) - Р (РЬ) НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ

Звуки Л — Р ребенок смешивает на­иболее часто, причем не только на слух, но и в произношении (вместо слов пара, крыло, зеркала можно услышать лала, крыро, зелкара).

Количество упражнений в данном раз­деле соответствуют указанным особен­ностям.

Работа по дифференциации звуков Л — Р помогает более четкому, осознан­ному произношению в целом, а также яв­ляется основой грамотности письма.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ Л-Р ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков Л — Р

Возьми картинки-символы звуков Л и Р из Приложения 1. Внимательно послушай
и запомни, как гудит корабль (Л) и рычит мотор самолета (Р).

Обрати внимание на характер звучания (когда говорим Р, язык дрожит; когда гово­рим Л, язык не дрожит).

Показывая поочередно на разные картинки-символы, громко, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Л — Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинки-сим­волы из Приложения 1 или так называемые жестовые символы (на звук Р язык дрожит, делаем мелкие вибрирующие движения кистью правой руки; на звук Л язык не дрожит, делаем плавное движение рукой справа налево).


ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры


ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы


ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы


ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры


Дифференциация звуков Л — Р в прямых слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ла-ро ру-ла лу-ры-ла ро-лы-ру

лу-ры ры-ло лы-ра-лу рэ-лу-ро

лы-ра ра-лы лэ-ро-ла ра-лу-ры

лэ-ро ло-ра-лы ры-лу-ро ру-лы-рэ

Дифференциация звуков Л — Р в словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками Л и Р в названиях из Приложений 14 и 15, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Л и Р из Приложения 1. Бери по од­ной картинке и клади рядом с подходящим символом, называя звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Л — Р

в самостоятельно образованных сочетаниях слов.

Развитие навыков словоизменения

Разложи картинки объектов из Приложений 14 и 15 и мальчика с девочкой из При­ложения 2. Представь, что мальчика зовут Рома, а девочку Лора и у них есть некото­рые изображенные объекты. Выбери 8-10 картинок и расскажи, что есть у Ромы и Лоры.

Например: У Ромы и Лоры есть свекла и помидоры.

Дифференциация звуков Л — Р в словах с подобным звучанием

Глядя на картинки-символы из Приложения 1, назови один из двух звуков Л илиР, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Лучи — ручьи. Плуг — пруд.

Руки — лунки. Брошка — блохи.

Лоза — роза. Ждал — дар.

Рамка — лавка. Колонны — короны.


Шуруп — тулуп. Челка — терка. Костер — котел. Гроза — глаза. Полка — корка. Мелкий — мерка.


Балка — сварка. Пар — упал.

Икра — игла. Крошка — плошка Рыбка — улыбка. Укрыть — уплыть.


Дифференциация звуков Л — Р в словах, отличающихся одним звуком

Повтори за взрослым пары похожих слов, которые отличаются только одним зву­ком. Затем, прослушав первое слово, мысленно замени в нем звук Л на Р или наоборот. Значение незнакомых слов уточни.

В случаях затруднений необходимо послушать каждое слово из пары и, глядя на кар­тинки-символы, назвать содержащийся в нем звук Л или Р.

Лак — рак. Розы — лозы. Рука — Лука. Пир — пил. Блошка — брошка. Свалка — сварка. Телка — терка. Пров — плов.
Рама — лама. Лов — ров. Ложки — рожки. Ложь — рожь. Жар — жал. Игра — игла. Стар — стал. Жар — жал.

Рама — лама. Лак — рак.

Лов — ров. Розы — лозы.

Ложки — рожки. Рука — Лука.

Ложь — рожь. Пир — пил.

Жар —жал. Блошка — брошка.

Игра — игла. Свалка — сварка.

Стар —стал. Телка —терка.

Жар — жал. Пров — плов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.008 с.)