Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие звука ЛЬ в потоке прочих звуков

Поиск

Внимательно послушай и запомни, какой звук издает моторная лодка, когда плывет по воде (возьми картинку-символ звука ЛЬ из Приложения 1). Изобрази ладошками маленькую моторную лодочку, когда услышишь, как она гудит, а на другие звуки не реагируй.

Помните, что ребенку предлагается прослушать звуки, а не названия букв (ша, эм, вэ и др.). Согласные звуки произносятся коротко, так как они слышатся в сочетаниях пос­ле гласной а: аль, ам, аи, ас, или между двумя гласными а: ава, аза, ада, ага. Упражнение следует выполнять до тех пор, пока ребенок не будет уверенно реагиро­вать на каждое произнесение взрослым звука ЛЬ в длинном звуковом ряду.

ЛЬ — М — Н— ЛЬ — А — ЛЬ — В — 3 — ЛЬ — У — О — ВЬ — МЬ — ЛЬ — НЬ-МЬ— СЬ— ЗЬ— ФЬ— ЛЬ— ТЬ— Ы—У—Ш—Д—Г—И—Э— ЛЬ

 

ЭТАП ВТОРОЙ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Выработка необходимых для звука ЛЬ артикуляционных движений

Сядь перед зеркалом, внимательно, точно, не торопясь проделай каждое упражне­ние. Повтори его 5-8 раз.

Правильность выполнения упражнений проверьте по картинке и описанию.



«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.



«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя­нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.








"Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бу­горков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положе­нии 10 секунд.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по по­верхности нёба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.

«Грибок»

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно ши­ре, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении 10 секунд.

С помощью этого упражнения можно заметно растянуть подъ­язычную связку.

«Щетка - смётка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попе­ременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ

Послушай сказку «Приключения Ветерка», где в игровой форме объяснена артику­ляция звука ЛЬ, и проделай указанные движения.

Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом и совместно проделывают определенные артикуляционные движения (они обозначены в правой части таблички). Если ребенок еще не может правильно произнести звук ЛЬ, его произносит только взрослый.

Приключения Ветерка

 

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
В одной сказочной стране жил-был гордый Ветерок. Подуй на полоску бумаги, изображая Ве­терок.
Больше всего он любил свободу. Летал Ветерок где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся! Рассмотри на картинке Ветерок.

Текст читает взрослый Действия выполняются ребенком по просьбе взрослого
Узнал об этом правитель страны, злой Дракон, разозлился и проглотил Ветер­ка. Оказался Ветерок в огромной пасти Дракона, будто в темной и сырой пе­щере. Выбраться из плена Ветерку было очень трудно. Открой рот и рассмотри его полость. Закрой рот, зубы и губы сомкни.
Охраняли пленника Губы. Вытяни губы вперед, затем разомкни и сомкни их.
Охраняли пленника Зубы. Обнажи зубы, постучи ими.
Охранял пленника Язык. Высуни язык, покачай им из стороны в сторону.
Дракон был злым, поэтому его Язык, Гу­бы и даже Зубы были злющими-презлю­щими. Каждый из них любил только себя. А со всеми окружающими боролся, сражал­ся, бился. Грозные стражники пещеры Губы, Зубы и Язык не позволяли Ветерку выбраться на волю, не выпускали его. А гордый Ветерок так мечтал о свободе! Вот и задумал он перехитрить злых, но глупых стражников и стал готовиться к побегу. Язык поднялся, придвинулся к верхним Зубам, прислонился к бугоркам за ними и устроил Ветерку преграду. Путь к свободе закрыт. Но Ветерок оказался хитрым. Он дви­нулся по бокам Языка с двух сторон. Рассердился Язык, загудел от злости. Да поздно! Не удалось ему удержать Ве­терок! Рассмотри на картинке Дракона. Расскажи, какие у Дракона зубы, губы, язык, нос. Дотронься рукой до каждой головы Дра­кона. Представь, что сразу после этого ты попал в сказку и превратился в гроз­ного Дракона. Теперь у тебя во рту спря­тан гордый Ветерок. А твои зубы, губы, язык — его стражники. Закрой рот, зубы и губы сомкни. Подними кончик широкого языка к аль­веолам, упрись в них с силой. Отчетливо, длительно, многократно произнеси звук ЛЬ. Приблизь ладонь ко рту, почувствуй дви­жение воздуха.

В большинстве случаев во время выполнения упражнения у ребенка удается вызвать правильный звук ЛЬ. Если этого не произошло, обратитесь к специалисту-логопеду!


Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука ЛЬ

Заучи, как правильно нужно произносить звук ЛЬ.



Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Мы гудим в кончик языка.

ЛЬ____


ЭТАП ТРЕТИЙ

СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах. Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме ко­личество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.009 с.)