Закрепление произношения звука Р в пословицах и поговорках



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепление произношения звука Р в пословицах и поговорках



Четко, выделяя звук Р, произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза. Вместе со взрос­лым объясни смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так го­ворят?

Без топора избы не срубишь.

Без труда добра не бывает.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.


Героем упадешь — поднимут, трусом упадешь — раздавят.

Герой умирает однажды, трус — тысячу раз.

До поры точи топоры, а пройдет пора — не надо и топора.

И тот вор, кто воровал, и тот вор, кто покрывал.

Искру туши до пожара, удар отведи до удара.

Коль написано пером — не вырубишь топором.

Кто работает, тому ветер не помеха.

Мир строит, ссора разрушает.

Не родит верба груши!

На безрыбье и рак рыба.

Неверный друг — опасный враг.

Работе — время, потехе — час.

Радость прямит, кручина крючит.

Кто в радости живет, того кручина не берет.

Горе старит, радость красит.

Рыбак рыбака видит издалека.

Ржавое железо и на ярком солнце не блестит.

Руки работают, а голова кормит.

Старый конь борозды не портит.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть!

Старый ворон не каркает даром.

Коротко и ясно, потому и прекрасно!

Терпенье горы разрушает.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

У хорошего мастера всякий инструмент остер.

Закрепление произношения звука Р в нерифмованных скороговорках

Четко произнеси скороговорки 3—4 раза. Говори сначала медленно, потом все быст­рее, сохраняя громкость и четкость произношения.

Бобры добры, да добры бобры до поры. В пруду карп, в море краб.

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. Грузовик на трассе развернулся, чуть не перевернулся. До города дорога в гору, от города — с горы. Два дровосека, два дроворуба, на дворе дрова топорами рубят. Захар с Марком красят арку.

Не принес старый Панкрат из дома старый домкрат, нельзя Панкрату под­нять трактор без домкрата. Не руби дрова на краю двора. Крут нрав у тигра.

Неотсортированные продукты надо срочно отсортировать. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке.


Петр Петру пек пироги.

Прокоп промок, промок Прокоп.

Под горкой горько ревут Артем и Егорка.

Променяла Прасковья карася на двух розовых поросят.

Поперек реки пробирается паром.

Роман добр и бодр.

Рыбак на корме кормит рыбок.

Рома не на аэродроме, а на автодроме.

Севрюга — сестра осетра, спина у осетра остра.

Сброк сорок воровали горох, сброк ворон отогнали сорок,

сброк орлов напугали ворон, сброк коров разогнали орлов.

Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

Торопышке и порка не впрок.

Трое трубачей трубят в трубы.

У барана рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.

ЭТАП ШЕСТОЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р В СТИХАХ

Закрепление произношения сочетаний ТР и ДР

в рифмовках

Проговори каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя голосом сочетания ТР и ДР.

Матросы тянут тросы, так трудятся матросы. Ты, оса, меня не тронь, я тебя не трону! Трое едут на метро пить у Дронова ситро. Дровосеки не шутили — дружно кедры подрубили. Завтра, завтра поутру пятна с майки ототру. Драчуна дразнили всяко, потому-то вышла драка. Там на тропке стопка дров, отнеси их в дом, Петров. По тропинке и с трудом ходит кот с большим ведром.

Закрепление произношения звука Р в чистоговорках. Развитие чувства рифмы

Закончи каждую чистоговорку словом со звуком Р. Проговори чистоговорки 3-5 раз.

Ра-ра-ра, ровная ... (гора).

Ро-ро-ро, едем на ... (метро).

Ру-ру-ру, красим ... (конуру).

Ры-ры-ры, в парке ... (комары).

Ру-ру-ру, я морковь ... (натру).


Ры-ры-ры, топоры ... (остры).

Ра-ра-ра, со двора ... (пора).

Ру-ру-ру, я гармонь ... (беру).

Ар-ар-ар, красный ... (самовар).

Ор-ор-ор, убираю ... (двор).

Ор-ор-ор, забирай ... (топор).

Ур-ур-ур, мы накормим ... (кур).

Ир-ир-ир, весь народ за ... (мир).

Ир-ир-ир, Ира пьет ... (кефир).

Ара-ара-ара, вот идет ... (Тамара).

Ора-ора-ора, Рома ... (у забора).

Закрепление произношения звука Р в историях-чистоговорках

Четко, выделяя звук Р, произнеси каждую историю 3-5 раз. Затем повтори чистого-ворки по ролям: взрослый — начало (Ра-ра-ра), а ты — конец (роет крот нору с утра).

ПРО КРОТА

Ра-ра-ра, роет крот нору с утра.

Ро-ро-ро, у крота свое метро.

Ру-ру-ру, любит крот свою нору.

Ры-ры-ры, крот пророет две норы.

ИГРА

Ра-ра-ра, вот хорошая игра.

Ру-ру-ру, поиграем мы в игру.

Ро-ро-ро, поиграли, пьем ситро.

Ры-ры-ры, трудно детям без игры.

Закрепление произношения звука Р в самостоятельно исправленных рифмовках

Послушай каждую рифмовку-перепутанку. Исправь ошибки. Четко, выделяя звук Р, произнеси их правильно.

Корова на воротах, На вербе сидят макароны,

Сорока на дороге, А в сковородке — вороны.

А Рома на пороге.

Картина под кроватью,

Я не так сказал опять? Корзина над кроватью.

Помогите разобрать!

На самоваре есть карман,

Корова на воротах, На фартуке — железный кран.

Рома на корове, Сорока на Роме.


В огороде растет светофор, У крота есть своя конура,

На дороге горит помидор. У собаки Барбоса — нора.

Закрепление произношения звука Р в рифмовках, свободных от шипящих звуков

Четко, выделяя звук Р, произнеси каждую рифмовку 3—5 раз. Затем повтори риф­мовки в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравив­шиеся рифмовки заучи.

В пестрой куртке мухомор вылезает на простор.

В огороде у Егора два красных помидора.

Все бобры добры, да добры до поры.

Мимо старого двора проходили трактора.

Мы с Тамарой ходим парой, санитары мы с Тамарой.

Не пугайся, не робей, это просто воробей.

Носорог бодает рогом, не дразните носорога.

Под горой Арарат растет крупный виноград.

Просит воробей ворону вызвать тигра к телефону.

Рано-рано мы встаем, громко маму мы зовем.

Рано-рано, утром рано мою руки я под краном.

Рано, с самого утра, Роме с мамой в сад пора.

Роет землю старый крот, разрывает огород.

Та-ра-ра, та-ра-ра, едут кони со двора.

Трактора, трактора едут по полю с утра.

Три вороны на воротах, три сороки на пороге.

Утром рано два барана у ворот, охраняют два барана огород.

Закрепление произношения звука Р в стихотворных загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя звук Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Ровненький, крепенький, В добротной избушке

Сквозь травку прошел, Живет старушка.

Красну шапку нашел. Идет на прогулку

(Гриб.) И в зарослях бродит,

Шагают два братца, Но только из дома

Не могут расстаться Нигде не выходит.

(Туфли.) (Черепаха.)


Как на ровной на дорожке Замерла я над рекой,

Вижу красные сережки, Уговор у нас такой:

Я на чудо набрела — Обменяет мне река

Кружку с верхом набрала! Окунька на червяка.

(Земляника.) (Удочка.)

Без ног, а стоит, Зимой на дорожке

Огород сторожит, Рассыпаны крошки.

Рукавами машет, Крошки как горошки,

С ветром пляшет. Ледяные крошки.

(Пугало.) (Град.)

Водяные мастера Дождик небо украшал,

Строят дом без топора, Воду с солнышком смешал,

Дом из хвороста и тины Краски взял семи цветов —

И огромные плотины. Разноцветный мост готов!

(Бобры.) (Радуга.)

Закрепление произношения звука Р в рифмованных скороговорках

Четко произнеси скороговорки 3-4 раза. Говори сначала медленно, потом все быст­рее, сохраняя громкость и четкость произношения.

Бараны барабанят в барабаны.

У ворот горка, под горой норка, в этой норке крот корку стережет.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

В парикмахерской с утра за работой мастера.

Громко под горкой ревет Егорка.

За поворотом второй поворот да крутой разворот.

Играл Егорка с Игорьком, скатился с горки кувырком.

Курносенький Егорка вскарабкался на горку.

Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.

Насыпал Парамошка горошка на дорожку.

По дорожке катят дрожки.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать.

Рассказать вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

Севрюга, осетра сестра, спина у осетра остра.

У Аграфены и Ирины растут герань и георгины.

У Тамары-тараторки сорок две скороговорки.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Храбрый краб трубил три дня: «Краба нет храбрей меня!»


ЭТАП СЕДЬМОЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р

В РАССКАЗАХ И СКАЗКАХ

Закрепление произношения звука Р врассказах исказках

Послушай рассказ. Четко, выделяя звук Р, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Р.

ВОТ ТАК ИГРА!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к иг­рушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками. Потом Ро­ма направился к самой нарядной девоч­ке Рае. Дернув ее за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!» Рая посмотрела на Рому, потом на беспоря­док, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький воробышек и внима­тельно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кор­мила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зерна и хлебные крошки. Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные черные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма. Наблюдавший за происхо­дящим маленький воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко про­чирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану вороной!»

СТАРЫЕ ИГРУШКИ

У сестер Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Кар­тонную коробку со старьем мама отнесла к мусорному контейнеру. Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты. Когда радостные сестры вернулись с прогул­ки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

СЛУЧАЙ НА СТРОЙКЕ

Федор работал на стройке штукатуром. Он отделывал квартиру на втором этаже строящегося дома. Один раз утром поднялся сильный ветер. Он свистел в рамах, разбрасывал кирпичи, срывал с рабочих штормовки. Но самое страшное — ветер раскачивал подъемный кран. В любое время он мог рухнуть на построенный дом. Федор и другие рабочие закрепили подъемный кран тросами. Скоро ветер стих. Строители вновь принялись за обычную работу.



КРАСАВЕЦ МУХОМОР

Вырос под вербой Мухомор. Посмотрел он в росинку на свое отражение. Увидел в ней красную верхушку с белыми горошка­ми и загордился. Решил, что он самый яр­кий, самый красивый гриб. Стал Мухомор над другими грибами насмехаться.

— Сыроежка-малоешка! Что же ты такая
серая да невзрачная?

— А вы, Боровики-толстяки! Вам бы по­
стройнее стать!

— Эй, Груздь! На тебе грязи огромный
груз!

Расстроились грибы. Притихли. Вдруг ви­дят, грибник с корзинкой приближается. Увидел он сыроежку, сорвал. Заметил груз­дя, в корзинку отправил. А боровикам-тол­стякам грибник особенно обрадовался.

Приготовился Мухомор поверх других грибов в корзинке устроиться. Только гриб­ник его брать не стал. Он от ядовитого мухо­мора пошел прочь! От самого красивого, самого стройного, самого яркого.

СМЕШНОЙ ФРАК

Петр Петрович купил красивый дорогой материал. Он пришел в ателье, чтобы сшить себе праздничный фрак. Мастер предложил мужчине раздеться. Он взял в руки санти­метр и стал снимать мерку. Когда мастер измерял грудь Петра Петровича, тот от ще­котки стал громко смеяться. При этом Петр Петрович размахивал руками и крутился во все стороны. Мастер с трудом завершил работу. Затем закройщик отправился гото­вить фрак к примерке. Через три дня Петр Петрович пришел на примерку. Он надел фрак, и его лицо стало грустным. При этом мастер не мог удержаться от громкого смеха!


ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Два брата, Артем и Захар, все время ссорились. То игрушки друг у друга отни­мут, то нагрубят один другому и по разным комнатам разойдутся. А как-то в вос­кресенье братья подрались. Подозвал их отец. Протянул им несколько прутьев, связанных веревкой. Попросил разломать прутья. Ребята, как ни старались, вы­полнить просьбу не смогли. Тогда отец развязал прутья и велел переломить их


поодиночке. Артем и Захар быстро разломали все прутики. Говорит отец сыновь­ям: «Так-то и вы: если дружно вместе жить будете, никто вас не пересилит. А если будете ссориться да все врозь делать, с вами каждый легко справится».

БИТВА С КОМАРОМ

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара. Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Аркадий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро при­шла очередь телевизора. Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъяренный Аркадий разбил хрустальную вазу, а за­тем опрокинул торшер... Обессилев, Аркадий сел в кресло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк...

ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу. В огороде росли морковь, картошка, огурцы, помидоры. Взял, было, Егорка вед­ро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их. В огород забрались соседские куры, поросенок Борька, бородатый козел и беспризорный пес Буран. Через некоторое время они вытоп­тали огород. Растения были съедены, урожай испорчен... Ох, и отругает Егора мама, когда вернется с работы.

СОРНЫЕ КУРЫ

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственни­ков. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже малень­кий перепел приходится курице прямым родственником. Все перечисленные пти­цы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом. Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают инте­ресный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий мор­ской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.


КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Приближался новогодний праздник. Все ребята детского сада вместе с роди­телями готовили карнавальные костюмы. Федор решил сам смастерить костюм Буратино. Намазал он щеки красными румянами. Потом нарезал картон и попро­бовал свернуть его в трубочку. А картон-то разворачивается, трубочка не держит­ся... «Перевяжу картон резинкой, прикреплю к переносице, буду носорогом», — решил Федор. Взял резинку. Привязывал, привязывал, ничего не выходит. Рас­сердился Федор, кричит: «Надоел мне этот носорог! Приду в садик после празд­ника и скажу, что нарядился в невидимку. Вот ребята в группе меня и не замети­ли!»

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ

Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано. Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, трубы, английские рожки. Последним на сцену вышел мужчина в черном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дя­денька сердится. Ему инструмента не досталось».

ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД

На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Лео­пард и спрашивает: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?» Маленький кролик, рыдая, говорит: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пропускает».

Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь. Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом». Гордый Ле­опард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона про­пустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Воро­не: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться». И, ука­зывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!»


       
   


23. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКА РЬ

Мягкий согласный звук РЬ является произ­водным от базового твердого звука Р. Формиро­вание производного звука в речи ребенка тре­бует заметно меньше времени и усилий, чем сходного по артикуляции базового звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ



Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.009 с.)