Дифференциация звуков СЬ — Щ в слогах с разными гласными звуками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация звуков СЬ — Щ в слогах с разными гласными звуками



Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

ся-щу ща-сю ся-щу-си щи-сю-ще

си-ще щи-се ще-сю-ща се-ще-си

се-щи ще-ся се-ща-сю щю-си-ща

Дифференциация звуков СЬ — Щ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа

Возьми картинки со звуками СЬ и Щ в названиях из Приложений 6 и 12, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Бери кар­тинки по одной и клади рядом с символом. Назови звук СЬ или Щ, который спрятала в каждом слове.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в словосочетаниях-скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук СЬ или Щ, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.

Чистящие средства. Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать слабого. Осиновая роща. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Работающий носильщик. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины кле­щи. Вырастить щавель. Зеленеющие селенья. Сверкающий светильник. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Смелый купаль­щик. Щучья пасть. Лисий хвостище. Осиновая роща. Щеглы на ясене. Повесить вещи.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в одном слове

Четко проговори за взрослым каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 в быстром темпе.

Восхищение. Красильщик. Настоящий. Носильщик. Освещение. Обществен­ность. Светящийся. Сверкающая. Сгущенный. Сияющий. Скучающий. Смещение, Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Стремящийся. Счастье 1. Усищи. Учащийся. Хвостище. Чистильщик. Щурился. Щедрость. Щитоносец.

_____________

1 Сочетание СЧ произносится как Щ.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ - Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков СЬ — Щ в предложениях, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними интересные предложения.

Например: Сеня взял одежную щетку и почистил свой плащ.

Сеня — щетка. Осина — щеглы. Осень — овощи. Степан — лещи. Щука — карась. Костер — щепки. Щенок — постель. Краснодеревщик — клещи. Поселок — пло­щадь. Угостить — щи. Ищейка — просека. Щенок — сено.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в рассказах, составленных по предметным картинкам

Представь, что ты попал в сказочное царство Кощея Бессмертного. Мысленно объ­едини объекты, изображенные на рисунке, придумай и расскажи смешные истории о злом, жадном Кощее.

Например: Кощей, гусь, щит, плащ. Как-то раз Кощей Бессмертный со свитой шел мимо своего дворца. Он был в длинном сером плаще, а в руках нес большущий щит. Вдруг позади себя Кощей услышал странное шипение. Испугался Кощей, при­сел и закрылся большущим щитом. Свита Кощея не могла удержаться от смеха, потому что Кощей испугался... гуся.


Дифференциация звуков СЬ — Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром тем­пе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки за­учи.

Сима, ищи щавель на щи!

Хищник ищет в сосняке пищу.

Веселый пес щетку принес.

У лисы — сила, у лисищи — силища.

Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу.

Не вырастишь овощей — не сваришь щей.

Не накажем мы щенка — несмышленый он пока.

Не было бы счастья, да помогло несчастье1.

Семен щепки превращал в прищепки.

Соберу овощей, угощу товарищей.

Щенка в поселке я ищу, его сгущенкой угощу.

Хищная щука по днищу рыщет, себе пищу ищет.

Есть у Сильвии сынок — серый маленький щенок.

Не боюсь дождя вообще, если я хожу в плаще.

Щенок дощатый ящик к себе под кресло тащит.

Из доски достанем с вами гвоздик маленький клещами.

Простынку повесим на леску, и крепко простынку на леске удержит

прищепка.

Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.

Краснощекие щеглы веселы, шустры, милы, щебетать щеглам не лень,

песни слышатся весь день.

Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.


       
   


ФОРМИРОВАНИЕ

ВТОРИЧНО ПРОИЗВОДНОГО

ЗВУКА Ч

Согласный звук Ч является вторично произ­водным от первично производного звука Щ. Формирование вторично производного звука в речи ребенка требует заметно меньше време­ни и усилий, чем сходных по артикуляции базо­вого (Ш) или первично производного (Щ) звука.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ч

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ч.

Губы круглые, вытянуты вперед.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние — «большая дорожка».

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!

_____



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 4223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.009 с.)