Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциация шицящих и свистящих звуков

Поиск

Свистит — шипит

Цель. Дифференциация звуков с — и*.

Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изобра­женный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с... Гусь: ш-

Щ-Ш... И Т.Д.

Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш вверху.

Прогулка на велосипедах

Цель. Дифференциация звуков сш. Описание игры. Педагог говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины.


Слабо надуты, подкачаем их насосом: е-с-с... (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с...). Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети: ш-ш-ш...) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с.)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины?» (Дети: ш-ш-ш...)

Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш...), он был теплый, язык находился вверху.

Мышеловка

Цель. Дифференциация звуков сш в тексте.

Описание игры. Вариант 1. Часть детей составляет круг (мышеловку). Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети — мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят:

Все спят — Детки спят. Волк в лесу спит. Кукла Настя спит. Только мышки не спят, Они кушать хотят, В мышеловку глядят.

После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать: ее... есс, вбегать в круг и выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, аккорд на рояле, колокольчик) мышеловка захлопы­вается — дети опускают руки. Часть мышей оказывается пой­манной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены.

Вариант 2. Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Ах, как мыши надоели, Развелось их просто страсть, Все погрызли и поели, Всюду лезут, вот напасть, Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас, Вот построим мышеловку И поймаем всех сейчас.

Когда слова кончаются, круг останавливается и дети подни-


мают руки. Мыши начинают пробегать через мышеловку (через круг). Когда педагог скажет: «Хлоп», дети опускают руки и мышеловка захлопывается. Кто не успел убежать из круга, счи­тается пойманным и выходит из игры.

Пчелы и комары

Цель. Дифференциация звуков з — ж.

Описание игры. Педагог предлагает детям поиграть: «Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: з-з-з... Как комары звенят?» Дети: з-з-з... «Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много-много красивых цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: ж-ж-ж... Как пчелы жужжат?» Дети: ж-ж-ж... «А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами и жить здесь (педагог показывает на стулья, стоящие в одном углу комнаты); другие будут пчелами и жить здесь (показывает на другой угол комнаты). Слушайте внимательно. Когда я скажу: «Комары полетели», то комары должны летать по комнате и зве­неть: з-з-з... Когда я скажу: «Пчелы за медом полетели», то ко­мары бегут на свое место, а пчелы вылетают и жужжат: ж-ж-ж...»

Солнышко и дождик

Цель. Дифференциация звуков с — ш ж в словах и тексте.

Описание игры. Дети присаживаются за спинками стульев и смотрят в окошко (в отверстие спинки стула).

Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять» (показывает солнце, вырезанное из картона и раскра­шенное). Дети свободно ходят по комнате, выполняя движения со словами:

Солнышко светит (обводят руками круг), Птицы поют {подражают полету птиц), С песнею дети по саду идут.

На сигнал «Дождик! Скорее домой» все стараются занять свой домик и присаживаются за стульями; подымая и опуская руки, говорят: «Дождик, дождик, что ты льешь? Погулять нам не даешь».

Педагог снова показывает солнышко и говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Солнечные зайчики

Цель. Дифференциация звуков с — з — н в тексте. Оборудование. Зеркало.


Описание игры. Один из детей пускает небольшим зеркалом солнечный зайчик на стене, и все говорят:

Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком — Пусть бегут к тебе!

Затем он предлагает: «Ловите зайчика!» Дети бегут и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

Мяч

Цель. Дифференциация звуков цч в тексте. Описание игры. Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону и говорят:

Целый день я лечу, Целый день я скачу, Больше прыгать не могу, Ах, сейчас я упаду!

На последнем слове мяч ударяется об пол.

Кино

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Кусок картона, на котором вырезано квадратное окошечко. Полоска бумаги с наклеенными на нее картинками. На картинках изображены предметы, в названии которых есть звуки с, з или ж, ш (например, сумка, лиса, весы, катушка,рубашка, мост, вишни, посуда, подушка, зонт, жук, еж).

Описание игры. Дети сидят за столиками. Педагог обращается к ним: «Сейчас я вам буду показывать кино, а вы внимательно смотрите и говорите, что видите». Педагог пере­двигает через окошечко полоску бумаги с наклеенными на нее картинками. Дети называют изображенные предметы. (По ана­логии игра может проводиться с разными звуками).

Найди свой домик

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры. Дети сидят по одну сторону комнаты. По сигналу педагога «Пойдемте гулять!» дети расходятся по комнате, кто куда хочет. По сигналу педагога «Домой!» все бегут к стульям и занимают любой. Затем по очереди ищут свой стул.


Найдя, обращаются к сидящему на стуле ребенку: «Это дом не твой, ты пришел в чужой. Тебе придется встать и домик свой искать». Когда все окажутся на своих местах, игра повторяется.

Коршун

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры. Один из играющих — коршун, он, на­клонившись к земле, роет ямочку. К коршуну подходит наседка с цыплятами, которые держат друг друга за талию или платье.

Наседка. Коршун, коршун, что ты делаешь?

Коршун. Ямочку копаю.

Наседка. Что в ней ищешь?

Коршун. Камешек.

Наседка. Зачем тебе камешек?

Коршун. Чтобы носик точить.

Наседка. Зачем тебе носик точить?

Коршун. Чтобы твоих детушек клевать.

После этих слов коршун бросается на цыплят. Они убегают в курятник (место, отгороженное чертой или стульями), коршун пытается их поймать.

Поезда

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры. Вариант 1. Все дети становятся друг за другом в шеренгу и, вращая согнутыми в локтях руками, двигаются по комнате, произнося определенные звуки: для скорого поезда — ш-ш-ш, почтового — ч-ч-ч, товарного — ж-ж-ж, смешанного — щ-щ-щ.

На остановке паровоз выпускает пар (дети произносят звук с) и тормозит (звук з). Сигналы для остановок подает педагог или кто-либо из детей.

Вариант2. Паровоз, начиная медленно двигаться, говорит вагонам: «Ух, тяжко, ух тяжко». А вагоны, двигаясь за ним, отвечают: «Ну так что ж? Ну так что ж? Ну так что ж?» Паровоз набирает скорость и говорит: «Ух, жарко стало, ух, жарко стало», а вагоны бегут за ним и постукивают: «А нам какое дело, а нам какое дело, а нам какое дело».

Поезд въезжает на мост (доска или ковер) и говорит: «Ох, как страшно, ох, как страшно». Пройдя мост, все вместе говорят: «Теперь прошло, теперь прошло, теперь прошло».

Пила

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.


Оборудование. Строительный материал.

Описание игры. Дети строятся парами друг против {.■ друга, и потом каждые двое детей подают друг другу правую руку и начинают пилить, произнося при этом:

Завизжала пила, Зажужжала, как пчела:

Треснула и стала, Начинай сначала!

После слов «треснула и стала» дети разрывают руки, изображая сломанную пилу.

Игру можно усложнить, выбрав мастера, который должен починить пилы (он соединяет руки каждой пары вместе).

Кот и мыши

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Веревка, два стула, скамейка.

Описание игры. Один из играющих — кот, а остальные дети — мыши. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит:

На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Вот теперь мышам раздолье, Быстро вышли из подполья, Разбрелись все по углам, Тащат крошки тут и там.

На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под натянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:

Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. Когти распускает. Прыг — побежала, Мышек разогнала!

Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг — побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).


Хозяйка, волк и гуси

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Описанииеигры. Один ребенок — волк, другой — хозяин или хозяйка, все остальные дети — гуси. Для гусей отводится дом, а для волка рисуют в стороне кружок. Это гора, за которой волк подстерегает гусей. Хозяйка гонит гусей пастись, затем возвра­щается домой и говорит:

— Гуси-гуси, домой!

— Зачем? — спрашивают гуси.

— Серый волк под горой!

— Что он делает?

— Гусей щиплет.

— Каких?

— Серых да белых — все домой!

И гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманных гусей волк отводит к себе в дом.

Хозяйка снова гонит гусей пастись, и снова волк их ловит по дороге домой.

Так продолжается до тех пор, пока все гуси не попадают к волку. Тогда хозяйка отправляется разыскивать своих гусей.

— Волк, ты видел моих гусей? — спрашивает она.

— А какие были гуси? — спрашивает волк.

— Серые, да белые, да пестрые — отвечает хозяйка.

Волк указывает дорожку, по которой побежали гуси (пока­зывает любое направление). В это время дети, изображающие гусей, начинают хлопать в ладоши, словно гуси крыльями.

— Что это такое? — спрашивает хозяйка.

— Ложки падают с полки, — объясняет волк.

Хозяйка уходит по указанной дороге и снова возвращается к волку и повторяет те же вопросы. Во второй раз гуси топают ногами.

— Что это такое? — спрашивает хозяйка.

— Это лошади на конюшне топают, — объясняет волк.
Хозяйка опять уходит и возвращается с прежними рас­
спросами. На третий раз гуси начинают шипеть.

— Что это такое? — спрашивает хозяйка.

— Это щи кипят, — отвечает волк.

Хозяйка собирается уходить, агуси начинают громко кричать: «Га, га, га...» Она идет отбиратьсвоих гусей. Тогда волк приказывает гусям крепко сцепить руки. Хозяйка пытается разнять руки. Тот, У кого это ей удастся сделать, ее гусь. Тот, у кого она не может их разнять, остается у волка.

Затем назначается новый волк и новая хозяйка, и игра повторяется.

Отбор гусей производится таким образом: на землю кладут


доску или рисуют линию. Хозяйка проходит по ней медленно, приставляя пятку одной ноги к носку другой, и говорит: «Вот так, мои гуси!». Следом за нею идет волк быстрыми шагами, бегом, не считаясь с линией. Затем по очереди проходят гуси: кто сумеет пройти, как хозяйка, идет к ней, кто побежит, как волк, или оступится, идет к волку. Затем считают, у кого больше осталось гусей: у волка или у хозяйки. Тот, у кого больше, выиграл.

Лиса и волк

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Два костюма (волка и лисы). У лисы рыжий комбинезон, у волка серый.

Описание игры. Один ребенок изображает лису, другой — волка.

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.

Волк. Лизавета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела.

Голова еще цела.

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк. Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок —

Ободрали правый бок.

Хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собаки.

Лиса. Жив ли, милый куманек?

Волк. Еле ноги уволок.

Как, кума, твои дела?

Лиса. На базаре я была.

Волк. Что ты так устала?

Лиса. Уток я считала.

Волк. Сколько было?

Лиса. Семь с восьмой.

Волк. Сколько стало?

Лиса. Ни одной.

Волк. Где же эти утки?

Лиса. У меня в желудке.


Маленькие домики

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Маски зверей.

Описание игры. Для итры выбирают зайца-вожака, волка. Остальные дети — зайчики. Они сидят на стульях по кругу. Заяц-вожак ходит по кругу, стучится в домики к зайчикам:

Маленькие домики в лесу густом стоят, Беленькие зайчики в домиках сидят. Один зайка выбежал, он по лесу бежал, Лапочкой в окошечко ко всем, ко всем стучал. Выходите, зайчики, пойдемте в лес гулять. Если волк появится, мы спрячемся опять.

Затем, находясь в центре круга, манит руками детей.

Зайчики выбегают, прыгают, скачут до тех пор, пока не появится волк. При появлении волка зайчики прячутся в свои домики. Волк ловит зайцев. Пойманный становится волком, и игра продолжается.

Выпал беленький снежок

Цель. Дифференциация свистящих и шипящих звуков в тексте.

Описание игры. Дети вслед за педагогом говорят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:


Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, белый снег, Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся И под горку быстро мчимся. Снег, снег, белый снег, Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали, Друг за другом побежали. Снег, снег, белый снег, Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили, Потом куклу смастерили. Снег, снег, белый снег, Кукла вышла лучше всех.

Дети к вечеру устали,

Все в кроватках задремали.


(Дети, стоя кружком, поднимают руки и медленно опускают их, под­ражая падающему снегу).

(Становятся друг за другом и бегут по кругу, руки сзади).

(Идут медленно по кругу, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж).

(Наклоняются и показывают, как лепят куклу).

(Садятся на корточки, руки под щечку — спят).



Теремок

Цель. Автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование. Шапочки или маски для зверей.

Описание игры. Дети становятся в круг. В середине круга стоят стулья. Это теремок. К теремку по очереди подбегают звери. Первой подбегает мышка-норушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто ей не отвечает, мышка-норушка влезает в теремок и остается в нем жить. Второй скачет лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет»? Ей отвечает мышка-норушка: «Я мышка-норушка, а ты кто?» — «Я лягушка-квакушка». — «Иди ко мне жить».

Бежит зайка-трусишка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто?» — «Я зайка-трусишка». — «Иди к нам жить».

Бежит лисичка-сестричка. Подбегает к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечают: «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, а ты кто?» — «Я лисичка-сестричка». — «Иди к нам жить».

Появляется медведь, подходит к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, я лисичка-сестричка, а ты кто?» — «Я медведь, всех вас раздавлю». При этих словах он обхватывает руками теремок, а все звери разбегаются в разные стороны. На этом игра кончается.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р, Р\ Л, Л\

Лошадка

Цель. Постановка и автоматизация отдельного звука р.

Описание игры. Педагог распределяет детей на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу педагога наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр... Потом дети меняются ролями.

Самолеты

Цель. Постановка и автоматизация звука р. Оборудование. Гирлянда с флажками. Три флажка (красный, синий и зеленый).


Описание игры. Вариант 1. На одной стороне комнаты стоят стульчики. Впереди натянута гирлянда с флажками и устроена арка. Это аэродром. Летчики сидят на стульчиках, ожидая приказа. «Летчики к полету готовы?» — спрашивает педа­гог. Ребята отвечают: «Готовы!» — «Заводите моторы!» — говорит педагог. Д-д-д-дрр-рррр, — подражают дети звуку мотора и, вертя правой рукой, будто заводят мотор, летают по комнате. «Летчики, летите назад!» — зовет педагог. Постепенно замедляя бег и умолкая, все возвращаются на аэродром и садятся на стульчики.

Вариант 2. Дети сидят на коврике (на аэродроме). Все они пилоты, и у всех самолеты приготовлены к старту. Один ребенок (регулировщик) держит в руке флажки: красный, синий, зеленый. Он руководит движением. По взмаху зеленого флажка взлетает первый самолет. При этом ребенок, изображающий самолет, издает сначала звуки тдд, а затем дрр до тех пор, пока регулировщик держит зеленый флажок. Когда он опускает зеленый флажок, самолет приземляется со звуком тдд. Игра продолжается. Если ребенок после звука тдд не сумеет перейти на звук дрр, то его отправляют в ремонт к механику (педагогу), который с ним индивидуально занимается.

Цветные автомобили

Цель. Автоматизация звука р.

Оборудование. Цветные обручи или бумажные кольца по числу играющих, несколько цветных флажков.

Описание игры. Вдоль стены на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому из играющих дается обруч какого-либо цвета или бумажное кольцо. Это руль. Перед педагогом (или ведущим) на столе несколько цветных флажков. Он поднимает один из них. Дети, у которых руль такого же цвета, как и флажок педагога, бегут по комнате, подражая звуку мотора автомобиля: Р-р-р. Когда педагог опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «Автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой гараж (к своему стулу). Затем педагог поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Педагог может поднимать один, два или три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

Будильник

Цель. Автоматизация звука р.

Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок — будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать р-р-ррр... Все дети встают.


Воробушки и автомобиль

Цель. Автоматизация звуков р, р'в звукоподражаниях.

Описание игры. Несколько детей (воробушки) скачут по дороге и чирикают: чик-чирик, чик-чирик. Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора р-р-р слышен слабо, затем все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук фрр, расправляют крылья и разлетаются.

Солдаты

Цель. Автоматизация звука р в слогах.

Описание игры. Дети ходят в строю. При движении издают звуки трубы: трам-та-ра-ра, трам-та-ра-ра. Педагог может выбрать кого-нибудь из детей и поручить ему роль трубача, а остальные дети оценивают правильность звучания трубы (громкость, четкость).

Вороны

Цель. Автоматизация звука р в звукоподражаниях и фразах.

Описание игры. Педагог делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу, и опустив руки, говорят: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; вторая — вороны, которые прыгают в круг и каркают: кар-кар-кар... Первая группа детей говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло разорались». Вторая группа (в кругу): кар-кар-кар... Первая группа: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием р-р-р... гонится за воронами, которые уле­тают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные ста­новятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся две-три самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

Оркестр

Цель. Автоматизация звуков р, р' в слогах.

Описание игры. Дети садятся полукругом. Одна группа детей — трубачи, другая — скрипачи, третья — ударники. Педагог — дирижер. Он показывает каждой группе, как нужно подражать движениям трубачей, скрипачей и ударников. Потом предлагает спеть какой-нибудь знакомый мотив. Трубачи поют слог ру-ру-ру, скрипачи — ри-ри-ри, а ударники — ра-ра-ра. После репетиции педагог начинает дирижировать. Поет только та группа, на


которую педагог указывает палочкой. Когда педагог поднимает обе руки, играют все одновременно. Затем педагог вызывает трех-четырех детей и предлагает им исполнить на любом инст­рументе какую-нибудь песню. Остальным детям предлагает угадать, какую песню исполняли.

Знаешь ли ты эти слова?

Цель. Автоматизация звуков р, р' в слогах и словах.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получит кружок из картона. Набравший большее количество кружков вьшгрывает. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра); Кто мычит?Ко(рова); Вокруг парка за(бор); Под землей у нас ме(тро); В воротах стоит вра(тарь); Утром дети делают за(рядку); У крота в земле но(ра); С цыплятами ходят ку(ры); Чтоб писать, нужна тет(радь); Ребята разожгли в лесу кос(тер); На улицах светят фона(ри); Мы любим сладкое ва(ренье) и т.д.

Соблюдай порядок

Цель. Автоматизация звуков р, р' в словах.

Описание игры. Дети сидят полукругом. В центре стоит стол педагога, на который положены в ряд несколько предметов, в названии которых встречается звук р, р\ Педагог вызывает одного ребенка, который должен назвать и показать детям предметы, разложенные на столе преподавателя. Потом ребенок поворачивается спиной к столу и по памяти называет предметы в том порядке, в котором он их разложил на столе. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно разрешить ему еще раз внимательно рассмотреть предметы.

Затем вызываются другие дети. Педагог по своему усмотрению может менять порядок расположения предметов, заменять их или дополнять новыми.

Для игры могут быть подобраны следующие предметы: фонарик, рыбка, пузырек, горошина, веревка, резинка, сахар, ракета, пряжка, гриб, варежка и др. Повторяя игру, можно давать для запоминания пять-шесть предметов. Называть предметы дети должны громко, четко. (По аналогии игра может проводиться и с другими звуками).

Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Автоматизация звуков р, р' в словах. Описание игры. Педагог читает отрывки из сти-


хотворений, знакомых детям. Ребенок должен произнести про­пущенные слова.

Где обедал (воробей)?;

В зоопарке у (зверей).

Вы не стойте слишком близко:

я (тигренок), а не киска. *

В этой речке утром (рано) \

Утонули два (барана).!

Бедный маленький верблюд! I

Есть (ребенку) не дают. I

Он сегодня съел с (утра)!

Только два таких (ведра). |

Золотом буквы

на солнце (горят): Да здравствует (дружба)

наших (ребят).

Все ребята со двора* Малярам кричат:

(Ура)!

Идет коза (рогатая) За малыми (ребятами).

Молоко свое допей

И пойдем гулять (скорей).

А козлик седою Трясет (бородою).

Здесь метро у нас пройдет, Всех с собою (заберет).

Барашек

Цель. Автоматизация звукам в тексте, развитие слухового внимания.

Описание игры. На стуле спиной кдетям сидит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки. Кто по голосу будет узнан, тот заменит барашка.

Барашек, барашек, Покажи рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога! Кто я?


щ


Бараны


Цель. Автоматизация звукам в тексте.

Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них (топают ногами).

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Открывайте ворота! Ворота. Рано, рано, вы, бараны,

Застучали в ворота. Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Пропустите в ворота! Ворота. Вам куда? Вам куда?

Не откроем ворота. Бараны. На луга, где трава,

А на травушке роса. Ворота. Еще рано вам туда,

Не откроем ворота. Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

До свиданья, ворота.

Мы придем, когда высохнет трава. (Уходят).

Пароход

Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л.

Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек), игрушки: пароход, маленькие куклы, матрешки.

Педагог обращается к детям: «Мы поедем кататься на пароходе. Вызнаете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы...». Повторим все вместе, как гудит пароход.

А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы... Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на Пароходе зайчика, матрешку и т.п. Фиксируется внимание детей на том, что у них получился звук ллл, когда они прикусили кончик языка.

Знаешь ли ты эти слова?

Цель. Автоматизация звуков л, л' в слогах и словах.

Описание игры. Педагог произносит фразу, не договаривая слоги в словах. Кто из ребят первый правильно произнесет недостающий слог, тот получает кружок из картона. Набравший большее количество кружков выигрывает.


Девочка еще ма(ла).

Белка спряталась в ду(пло).

По небу плывут об(лака).

У Лены болит ко(лено).

Корова дает мо(локо).

Мила ела яб(локо).

Лида видела в театре ба(лет).

Вася хотел летать на само (лете).

Мы сидим на сту(ле) за сто(лом).

Мойтесь чисто мы(лом).

Утром будит нас бу(дильник).

Ответь на вопросы

Цель. Автоматизация звуков л, л' в словах и фразах.

Оборудование. Картинки, в названии которых имеется звук л; лев, лента, лейка, лампа, лук, лестница, лошадка, самолет, лимон, лыжи, павлин, лиса, листья, будильник, туфли и т.д.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки на столе рисунком вверх. Потом он по очереди вызывает детей, задает им вопросы, а ребенок дает полный ответ (например: «Из чего поливают цветы?» — «Цветы поливают из лейки»). Разыскивая при этом соответствующую картинку и показывая ее всем детям, громко называет.

Педагогу надо следить, чтобы дети давали полные ответы. К одной картинке можно задать различные вопросы. Например: «Что принесли чинить в мастерскую?» Ответ: «В обувную мастер­скую принесли чинить туфли». «Что купила мама в обувном мага­зине?» Ответ: «Мама купила в магазине туфли».

Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Автоматизация звуков л, л' в словах и фразах.

Описание игры. Педагог приводит ребенку выдержки из стихотворений, знакомых детям. Ребенок должен произнести пропущенные слова.

Мяч попал под (колесо), Лопнул, (хлопнул) — Вот и все.

Головой кивает (слон), Он слонихе шлет (поклон).

Я привык свои ботинки Чистить щеткой каждый день.


Из костюма все (пылинки) Мне вытряхивать (не лень).

Пальчик, пальчик, где ты (был)? С этим братцем в лес (ходил), С этим братцем кашу (ел), С этим братцем песни (пел).

Телефон уже устал, Разговаривать (не стал).

Лошадки

Цель. Автоматизация звука л в тексте.

Описание игры. Одна половина детей изображает лошадок, другая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят:

Ну и лошадка —

Шерстка гладка.

Чисто умыта

С головы до копыта,

Овса поела

И снова — за дело.

Кучера запрягают лошадок, говорят: но-но-но... и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.

Пила

Цель. Автоматизация звуков л, л' в тексте. Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест-накрест, пилят дрова и говорят:

Запилила пила, Зажужжала, как пчела, Отпилила кусок, Наскочила на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.


Самолет

Цель. Дифференциация звуков л — р.

Описание игры. Педагог, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». Заведем мотор самолета: р-р-р—» Дети произносят: р-р-р... и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л... Как гудит самолет?» Дети: л-л-л...

Найди свою картинку

Цель. Дифференциация звуков л — ръ словах.

Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки ри­сунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки на звук л, а другая — пар. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.

Помнишь, ли ты эти стихи?

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в словах и фразах. Описание игры. Педагог читает детям отрывки из сти­хотворений. Ребенок должен произнести пропущенные слова.

Я на солнышке (лежала), Носик кверху (держала), Вот он у меня и (загорел).

Ветер по морю (гуляет) И кораблик (подгоняет), Он бежит себе (в волнах) На раздутых (парусах).

Ты у нас не мастер, Ты у нас (ломастер).


Без окон, без (дверей), Полна горница (людей).

С утра сидит на озере

(любитель-рыболов), Сидит (мурлычет песенку), А песенка (без слов). Как песня начинается, Вся рыба (расплывается).

Поймай комара

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в тексте.

Оборудование. Тонкий прут длиной 1 м 25 см с при­вязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого ко­мар, сделанный из картона.

Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педа­гог, который обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше голов детей. Дети подпрыгивают и стараются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют песенку:

Аи да Коля (Оля) молодец! Комару пришел конец! Тра-ля-ля, тра-для-ля, Комару пришел конец.

Карусель

Цель. Дифференциация звуков л, л', р,'р' в тексте.

Описание игры. Играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны. Дети берут правой рукой шнур, поворачиваются налево и говорят:

Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кру-гом, кру-гом Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и наконец бегут.

Во время бега педагог приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».

После того как дети пробегут 2 раза по кругу, педагог меняет направление движения, говорит: «Поворот». Играющие должны повернуться, быстро перехватив шнур левой рукой, и бежать в дру­гую сторону.


Затем педагог продолжает вместе с детьми:

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится постепенно медленнее. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по площадке.

После того как дети немного отдохнут, педагог дает три звонка или 3 раза ударяет в бубен. Играющие спешат занять свои места на карусели, т.е. становятся в круг, берут шнур. Игра возоб­новляется. Не успевший занять место до третьего звонка не ка­тается на карусели, а стоит и ждет, когда будет новая посадка.

Игру можно повторить 3—4 раза. На шнур можно привязать бубенчик, цветные ленточки, чтобы карусель была нарядной.

Догонялки

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в тексте.

Описание игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на расстоянии 10 м (7 м) на стуле.

•Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Ну, попробуй нас догнать!

Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а во­дящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.

Спасайся от волка

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в тексте.

Описание игры. На одном конце комнаты стулья, за которые прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идут по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзину землянику):

Ходили ребятишки по бугорочку, Брали, брали ягодку земляничку.


 


Накололи ноженьку на былиночку, Болит, болит ноженька, да не больно.

По окончании слов из логова выскакивает волк, а дети убе­гают и прячутся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком.

В лесу родилась елочка

Цель. Дифференциация звуков л, л\ р, р' в тексте. Описание игры. Дети образуют вокруг елки большой хоровод.

Все поют и сопровождают песню движениями.


 


В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была.

Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай!»

Трусишка зайка серенький Под елочкой скакал, Порою волк, сердитый волк. Рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу чистому Под полозом скрипит: Лошадка мохноногая Торопится, бежит.

Везет лошадка дровеньки, А в дровнях старичок; Срубил он нашу елочку Под самый корешок.

Теперь ты здесь, нарядная, На праздник к нам пришла И много, много радости Детишкам принесла.

Зек. 742



(Хоровод движется вправо, затем влево).

(Дети присаживаются на кор­точки, изображают, как спит елочка).

(Делают подскоки обеими но­гами, подражая зайчику, затем бегут назад мелкими шагами, слегка нагнувшись, когда волк пробегает мимо елочки).

(Идут вправо, высоко под­нимая ноги, друг за другом).

(Останавливаются, повора­чиваются лицом к елке, раз­двигают ноги, руки подни­мают, опускают и поднимают 2—3 раза, изображая, как ру­бят елочку).

(Слегка приплясывают, стоя на месте. Движения произ­вольные).


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К, Г, X, Й

Кто как кричит?

Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях.

Оборудование. Картинки: курица, петух, кукушка, лягушка.

Описание игры. Педагог говорит: «Помните, дети, как мы на даче с вами ходили на прогулку в лес? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица и кричит ко-ко-ко... (Дети: ко-ко-ко...) Идем мы дальше, а курица кудахчет: куд-куда?.. (Дети: куд-куда?..) «В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух и кричит: кукареку!.. (Дети: кукареку!..) Пошли дальше по дороге мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнуха зерна клюют. Прогнали их дети. (Дети: кыш-кыш...)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.014 с.)