Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто скорее перенесет предметы?

Поиск

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.

Оборудование. Детская посуда и мебель.

Описание игры. Играющие садятся на стульчики, напро­тив ставятся два стула, на них кладут 5—6 предметов из двух раз­ных категорий, например: детская посуда (чашка, блюдце, чай­ник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей^из каждой команды становятся око­ло стульев с предметами и по сигналу «Раз, два, три — бери по­суду!» начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)» и т.д.

Как мы одеваемся?

Цель. Учитьдетей правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование. Предметы детской одежды.

Описание игры. Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и др., и тихо называет его только педагогу, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выб­рали одно и то же). Потом педагог рассказывает о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...» Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой он задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

Какую одежду носит девочка?

Цель. Научить детей правильно употреблять в речи нарицательные имена существительные в именительном и винительном падежах единственного числа.

Оборудование. Две куклы.

Описание игры. Вариант 1. Педагог садится напротив детей. На столе две куклы: одна — в одежде девочки, другая — в одежде мальчика. «Посчитаем, сколько девочек в нашей группе», — говорит педагог, показывает рукой на каждую девочку,


^называет ее имя и, наконец, указывает на куклу и говорит: «А вот еще одна девочка. Как хорошо она одета! Подойди, Лена, скажи, какая одежда на кукле». Лена называет, например: «Юбка». Сле­дующий ребенок: «Белая кофточка». Третий: «Фартуке карманом». На девочках дети также находят юбку, фартук с карманами, кофточку, бантик. Подобным образом игра проводится и с куклой-мальчиком.

Вариант 2. Педагог задает вопрос следующим образом: «Что надела кукла?» Образец речи детей: «Кукла надела кофту»; «Кукла надела юбку».

Магазин

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в винительном падеже.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Играющие садятся за столы. Дети рас­ставляют около себя полученные игрушки, как бы устраивая магазин. Педагог берет пару игрушечных матрешек и начинает игру словами: «Как-то раз в один город приехали веселые матрешки и отправились гулять. Идут они по городу и видят магазин (при этих словах педагог останавливает матрешек возле магазина одного из ребят). Зашли они в магазин, остановились около прилавка, а одна из матрешек и говорит: «Продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Серый зверек

Через кочку скок.

Легкие ноги, а хвоста немного. (3- а я ц).

Продавец отгадывает и отдает игрушку. Матрешки идут дальше: «Зашли матрешки в другой магазин и говорят: «Продавец, продавец, мы тебе загадаем загадку, а ты отгадай, что мы хотим купить».

Два братца пошли в воду купаться. (Ведра.)

Ребенок отгадывает, матрешки покупают ведра и отправляются дальше. Игра продолжается до тех пор, пока матрешки не обойдут всех детей.

Образец речи продавца: Вы хотите купить зайца (ведра)? И т.д.

Если продавец неправильно отгадал загадку, матрешки уходят со словами: «Плохо ты знаешь свой товар, пойдем в другой магазин!» При повторении игры роль ведущего можно поручить ребенку, знающему загадки.


Что с чем?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.

Оборудование. Любые предметы, необходимые в быту (ключ, молоток, вешалка, тарелка, чашка и др.).

Описание игры. Предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, из чего пьют молоко и т.д. Вызванный ребенок выбирает и называет нужный предмет.

Образец речи ребенка: Суп едят из тарелки. Дверь открывают ключом.

А что у вас?

Цель. Учить детей правильно образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Оборудование. Лото.

Описание игры. Вариант 1. Принцип игры тот же, что для всех лото. На больших картах лото даны изображения различных предметов: шар, кот, стол, стул, стакан, диван, сундук, книга, чашка, тарелка, кукла и т.д. На маленьких картах даны те же предметы, но во множественном числе. Ведущий сам называет предмет во множественном числе: «У меня шары. А у вас что?» — «А у меня шар».

Вариант2. Ведущий молча показывает маленькую карточку с изображением предмета. Имеющий этот предмет на большой карте должен назвать его в единственном и множественном числе: «У вас шары, а у меня шар».

Парные картинки

Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе именительного падежа.

Оборудование. Парные картинки, изображающие пред­меты обихода.

Описание игры. Вариант 1. Игра заключается в том, что по показанной педагогом картинке ребенок отыскивает у себя такую же и правильно называет ее. Один набор раздается детям (по 5 штук). Другой остается у педагога. Показывая одну из имеющихся у него картинок, педагог обращается к детям: «У кого есть такая же картинка?» Ребенок, у которого оказалась парная картинка, отдает ее и называет. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут возвращены педагогу.

Вариант2.В наборе картинок, который раздается детям, изображены те же предметы, но во множественном числе.


^Педагог говорит: «У меня один мяч. А у кого много?» Ребенок отвечает: «У меня много мячей». Картинку отдает педагогу, а за правильный ответ получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек у всех играющих и определяется победитель.

Найди, что надо

Цель. Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложный падежи).

Оборудование. Набор предметных картинок.

Описание игры. Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки.) Ребенок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Полотенцем», или: «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Ложкой», или: «Оля ест суп ложкой». «Зина нарисовала домик. Чем она рисовала?» — «Карандашом». «Митя и дедушка собирали в саду яблоки. Куда они клали яблоки?» — «В корзину». Свой ответ ребенок сопро­вождает показом соответствующей картинки.

Угадай, кто поймал

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в единственном числе, винительном падеже.

Оборудование. Стульчики по количеству детей.

Описание игр. ы. Дети сидят на стульчиках или на скамейках, поставленных вдоль площадки или комнаты. Педагог предлагает детям пойти погулять в «дальний лес или на полянку». Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, стрекоз, кузнечиков, зайчика, ежика или еще какого-нибудь зверька. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие вначале идут за педагогом или за кем-нибудь из детей, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что кого-то ловят.

«Пора домой!» — говорит педагог, и все дети, «держа» в ладонях пойманную живность, бегут домой и занимают каждый свой стульчик.

Педагог называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька или насекомого, например: прыгает, опираясь руками о землю, приговаривая: «Ква, ква»; бежит, держа руки в стороны, присаживается, нагибает, и поднимает голову — как бы пьет сок (педагог добавляет словами: «Присела на цветок и пьет сок»); бежит, жужжит, затем ложится на спину, двигает руками и ногами (педагог добавляет: «Лег на спинку, не может подняться


и улететь»), наконец «жук» поднимается и с жужжанием улетает. Дети отгадывают, кого поймал ребенок: «Вова поймал жука». После того какдети всех, кого поймали, отгадают, они снова идут гулять в «лес».

Можно начать игру поездкой на поезде. Все дети сидят на стульчиках и имитируют руками и ногами движения и стук колес поезда. На остановке все отправляются в лес. А когда надо возвращаться домой, раздается гудок паровоза,и все дети бегут к стульчикам, каждый занимает свое место. Дальше игра проводится, как было описано выше.

Что нужно кукле?

Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в именительном, винительном и творительном падежах.

Оборудование. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос; скатерть, ваза, поднос, кружка, тарелка, столовый прибор; носки, ботинки^ шапочка, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Описание игры. Педагог знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем пере­мешивает картинки и раздает их детям. Берет куклу и говорит: «Наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем?»

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Педагог направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, он говорит: «Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть?»; «Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?» Педагог требует от детей использования суще­ствительных в нужном падеже.

Разведчики

Цель. Учить детей правильному употреблению в речи существительных в творительном падеже.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Дети разбиваются на 4—8 отрядов. Каж­дый отряд получает «боевое задание» — найти спрятанный командиром (педагогом) предмет. Например, один отряд должен найти игрушечный самолет, другой — пушку, третий — танк и т.д. Тот, кто первым из отряда найдет предмет, собирает весь остальной отряд, ведет его к командиру и рапортует о том, где был найден предмет. Например: «Танк мы нашли под елкой»


\(между деревьями, за пнем и т.д.). Отряд, раньше других выполнивший задание, считается лучшим и получает приз.

Примечание. Игру лучше проводить в лесу или в саду, где легче спрятать предмет незаметно для детей.

Что кому нужно?

Цель. Учить детей правильному употреблению имен суще­ствительных в дательном падеже.

Оборудование. Два набора картинок: один набор кар­тинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка — летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За пра­вильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.

1 2

самолет шоферу
швейная машина машинисту

автомобиль почтальону

винтовка кочегару

лопата кузнецу

молот летчику

книга солдату

сумка портнихе

паровоз ученику

Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки.

Кому это нужно?

Цель. Закреплять в речи детей имена существительные в дательном падеже.

Оборудование. Предметные картинки с изображением орудий труда.

Описание игры. Педагог показывает картинки, изобра­жающие орудия труда, и спрашивает: «Что это? Кому это нужно для работы?» Дети отвечают: «Лейка — садовнику», «Кисть и краски — маляру», «Пила — пильщику», «Наперсток и ножницы — портнихе». Тот, кто правильно ответит, получает картинку.


Кто чем питается?

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.

Описание игры. Детям раздаются картинки с изображе­нием продуктов питания. Педагог показывает картинку с изобра­жением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают.

1 2

 

травой, корой белка
сеном, соломой лиса
овсом, сеном заяц
курами, зверьками мышь
молоком, мясом дятел
жуками, гусеницами корова
орехами, грибами лошадь
крупой кошка

Кто чем защищается?

Цель. Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц, фишки.

Описание игры. Детям раздаются картинки с изобра­жением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.

1 2

 

клювом кошка
рогами собака
когтями олень
иглами слон
зубами еж
хоботом гусь
31. Лото

Цель. Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.


Оборудование. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Одно колесо — много колес

Одно яблоко — много яблок

Одна кукла — много кукол

Одна книга — много книг

Одна кисточка — много кисточек

Одно полотенце, — много полотенец

Одно кресло — много кресел

Один карандаш — много карандашей

Один стул — много стульев

Один помидор — много помидоров

Один апельсин — много апельсинов

Один лимон — много лимонов

Описание игры. Всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. Педагог задает вопрос: «Кому дать много колес?» Дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: «У меня одно колесо. Дайте много колес». За правильный ответ ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки.

Примечание. Можно раздать картинки с одним предме­том, можно вперемешку.

Один — одна — одно

Цель. Учить детей различать род имен существительных. Оборудование.В коробке перемешаны мелкие предметы или картинки.

Мужской род Женский род Средний род

карандаш книга колесо

лимон груша яблоко

фартук рубашка платье

ремень шапка пальто

чайник кастрюля блюдце

чемодан сумка полотенце

Описание игры. Дети по очереди достают из коробки предметы, называют их: «Это карандаш». Педагог спрашивает: «Сколько?» Ребенок: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого ребенка и выявляется победитель.

Примечание.В вопросе педагога первое время следует избегать названия существительного «Сколько карандашей?»,


так как дети отвечают на него: «Карандашей один». Существи­тельное обязательно должно быть согласовано с числительным.

Разложи картинки

Цель. Учить детей различать род существительных. Оборудование.В коробке набор картинок, изображаю­щих знакомые предметы.

 

Первый набор Второй набор Третий набор
карандаш кастрюля яблоко
стакан тарелка' блюдце
чайник книга полотенце
пузырек чашка солнце
портфель груша окно
огурец репа зеркало
лук сахарница письмо

Описание игры. Педагог раздает детям картинки и говорит: «Дети, на картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить эти картинки на три кучки. В первую кучку мы будем класть только те предметы, про которые можно сказать «он» («карандаш — он»),во вторую — предметы, про которые можно сказать «она» («тарелка — она»), и в третью — предметы, про которые можно сказать «оно» («яблоко — оно»). Дети по оче­реди называют предметы, которые нарисованы на их картинках, определяя их место. За правильный ответ дети получают фишки, а по окончании игры определяется победитель.

Чьи детки?

Цель. Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по теме «Домашние животные».

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и картинки, изображающие их детенышей.

Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением животных: собаки, коровы, кошки т.д. Картинки, на которых изображены детеныши, остаются у воспитателя. «Плачут котята, потеряли они свою маму, — говорит педагог, — кто у них мама?» — «Кошка», — отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и берет себе картинку с изображением котят. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.


Поможем кукле

Цель. Активизировать у детей словарь существительных по предметным картинкам: посуда, одежда, игрушки, транспорт и др.

Оборудование. Лото из больших карт и маленьких карточек по количеству играющих детей.

Описание игры. На больших картах изображена кукла с мячом, кукла за столом, у кровати, у плиты, у шкафа с одеждой. Педагог раздает детям маленькие карточки с изображением игрушек, посуды, постельных принадлежностей, транспорта и кухонной посуды.

Большие карты остаются у педагога. Педагог обращается к детям: «Села кукла за стол завтракать, а стол не накрыт. Надо по­мочь кукле. Что ей нужно?» Дети, у которых на карточках изобра­жена чайная посуда, отдают свои карточки и говорят: «Я даю чашку».

Педагог продолжает: «Хотела кукла играть — нет игрушек...», «Собралась гулять, а одежды нет...», «Вышла на улицу и увидела...» и т.д. Дети отдают все, что нужно кукле, называя изображенные на их картинках предметы.

Птички в клетках

Цель. Закреплять в активном словаре детей запас суще­ствительных по теме «Птицы».

Оборудование. Маски птицы и кошки.

Описание игры. Дети стоят в кружках по три человека, из которых двое образуют клетку, а третий — птичку в клетке. Один ребенок стоит в отдалении — это кошка. По просьбе педагога каждый ребенок-птичка называет себя. Например, вопрос: «Ты какая птичка?», ответ: «Я — снегирь», «Я — синичка», «Я — стриж».

1-я часть. Клетки крутятся под музыку. Когда кончается музыка, клетки останавливаются, птички говорят: «Как мы в клеточке скучаем. Отпустите полетать!» Остальные дети отвечают: «Птички, птички, берегитесь: кошка может вас поймать!»

2-я часть. Птички бегают по комнате. Когда музыка кончается, выбегает кошка и ловит птичек. Пойманная птичка становится кошкой, а кошка —птичкой.

Выигрывает тот, кто ни разу не был пойман кошкой. При повторении игры дети меняются ролями.

37. Кто это?

Цель. Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по теме «Животные».


Оборудование. Несколько (по числу играющих) больших карт с изображением знакомых животных.

Маленькие картинки по 3—4 на каждую большую карту с изображением соответствующего животного.

Каждые 2—3 животных окрашены в один цвет (лиса и белка рыжие, медведь и куница коричневые, волк и ежик серые и т.п.). Это исключает цвет как признак узнавания.

Описание игры. Детям раздаются большие карты, у педагога — маленькие. Игра проводится как обычное лото с картинками. При этом дети не только называют животное, но сообщают его позу или действие: «Это лиса. Она смотрит назад», или: «Это кошка. Она сидит на задних лапках и умывается».

38, Рыбки

Цель. Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по теме «Рыбы».

Оборудование. Значки, специальные медали в качестве приза.

Описание игры. Дети стоят по одну сторону помещения, водящий — лицом к ним в середине комнаты, он — рыбак. Дети перед началом игры придумывают каждый для себя название рыбы. Рыбак говорит:

Сети в море я бросаю, Много, много рыб поймаю.

С последним словом рыбака дети перебегают на другую сторону комнаты. Пойманного ребенка водящий спрашивает: «Как зовут тебя, рыбка?» — «Карась».

В игре могут закрепляться и названия аквариумных рыбок. Если дети знают названия хищных рыб, то игру можно усложнить. Если пойманный ребенок называет хищную рыбу, то он помогает рыбаку ловить других рыбок. Победителем считается тот, кто ни разу не попал в сети рыбака.

39. Кто что делает?

Цель. Закреплять в речи детей существительные по теме «Профессия».

Оборудование. Большие карты и маленькие карточки по типу лото.

Описание игры. Воспитатель раздает детям большие карты, маленькие остаются у него. В центре большой карты изоб­ражен представитель той или иной профессии (повар, портной,


почтальон и др.). Вокруг центральной карты расположены 6 пус­тых квадратов, которые заполняют маленькими картинками.

Воспитатель постепенно открывает маленькие карточки и задает вопросы: «Кто сделая стол? Кто сшил платье?» и т.д. Пра­вильно ответившие дети получают маленькую карточку и запол­няют пустое место на большой карте. Выигравшим считается тот, кто раньше других заполнит все квадратики.

Образец речи детей: Столяр; стол сделал столяр.

Цепочка слов

Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Оборудование. Мяч, значки и т.д.

Описание игры.В этой игре надо составить цепочку' из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное), например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т.д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

Рыбы, звери, птицы

Цель. Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

Описание игры. Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери... Рыбы, птицы, звери».

Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы). Затем отсчи­тывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса), он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов Он становится ведущим.

Сложи животное

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».

Оборудование. Картинки с изображением домашних животных (каждая в двух экземплярах).

Описание игры. Первый экземпляр картинок остается целым, вторые экземпляры разрезаются на 2—4 части. Педагог


предлагает детям как следует рассмотреть целые картинки и наз­вать их, а разрезанные части оставляет на столе. Задача: сложить из частей целое животное и снова громко назвать его.

Лес и двор

Цель. Закреплять в речи детей употребление одушевленных имен существительных в именительном и предложном падежах единственного числа.

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных; «лес» — дерево, «двор» — дом.

Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением животных. Дети распределяют картинки на две группы — дикие и домашние животные, называют их и кладут в «лес» или во «двор». Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены детьми.

Образец речи детей: Это волк. Он живет в лесу.

Ловушка

Цель. Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по темам: «Дикие животные», «Птицы».

Описание игры. Педагог говорит: «Пошел охотник в лес, выбрал место и поставил свою ловушку. Прибежали звери, прилетели птицы, почуяли вкусный корм, а ловушка захлопну­лась. Стал охотник проверять, кто в ловушке, и увидел там зайчат, медвежат, кукушку и разных лесных птичек».

С помощью считалки выбираются охотник и 4—5 человек, которые берутся за руки и образуют круг — ловушку. Охотник ставит ее в середине комнаты. Остальные дети — обитатели леса. Они бегают и прыгают через ловушку и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп!» — неожиданно говорит охотник. Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», — говорит охотник. Дети, попавшие в ловушку, движениями и голосами подражают разным зверям и птицам. Охотник отгадывает: «Зайчик» (или: «Кукушка»). Если он угадал, то ребенок уходит за круг, а если охотник не угадал, ребенок говорит: «Я не зайчик, я птичка» — и становится к ребятам, которые изображают ловушку.

При повторении игры дети меняются ролями.

Что растет в лесу?

Цель. Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные».


Оборудование. Стульчики по количеству детей.

Описание игры. Педагог выбирает трех детей и пред­лагает им назвать то, что растет в лесу. Например, один" говорит: «В лесу растет гриб», второй — «малина», третий — «ель», а потом опять продолжает первый. Педагог предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правила, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая группа детей получает другое задание, например перечислить, что растет в саду либо кто живет в лесу.

Победителем является тот, кто больше назвал растений и животных. Он получает приз.

Овощи

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Овощи».

Оборудование. Достаточно крупные картинки овощей, разрезанные на 2—3—4 части.

Описание игры. Вариант 1. Все части овощей переме­шиваются на середине стола. Каждому ребенку предлагается собрать определенный овощ. И дети молча выбирают нужные части картинки. По мере получения целого изображения дети сообщают, что они собрали: «Я собрал свеклу». Педагог может задать несколько дополнительных вопросов: «Где растет свекла? Что из свеклы готовят?» и др.

Вариант2. Этот вариант проводится как игра в лото. Веду­щим может быть педагог или ребенок. У него все части овощей. Он показывает любую из частей и спрашивает: «Кому нужна эта часть?» Ребенок, который узнал в ней часть своего овоща, говорит: «Эта часть нужна мне, потому что я собираю свеклу».

ВариантЗ. Педагог подбирает сам каждому все части пред­мета, предлагает сложить и назвать, что получилось.

Аналогично можно проводить игры и крупными картинками по другим темам.

Четыре слова

Цель. Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Играющие стоят полукрутом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит од но из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и ска­зано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На сло­во «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро по-


вернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

Что это?

Цель. Закреплять у детей обобщающие понятия.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч то одному, то другому ребенку и называет предмет, а ре­бенок, поймавший мяч, должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла — игрушка, стол — мебель, платье — одежда, стакан — посуда и т.д.

Угадай, что это?

Цель. Расширять запас существительных в активном сло­варе детей по теме «Игрушки».

Оборудование. Стульчики по количеству детей, игрушки.

Описание игры. Дети сидят полукругом на стульчиках. На столе раскладывается несколько игрушек. О каждой игрушке педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о какой иг­рушке идет речь, например: «В красном платьице сидит и на деток глядит» (кукла); «Круглый, как шар, покатится — не догонишь!» (мяч); «Утром рано встает, громко песни поет: «Ку-ка-ре-ку» (петух); «Громко лает, чужих в дом не пускает» (собака) ит.д. За правильно отгаданную загадку ребенок получает открытку.

Игра в загадки

Цель. Расширять запас существительных в активном сло­варе детей.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Вначале, когда представление детей о различных свойствах предметов недостаточно четко и отвлеченное припоминание затруднено, игра в загадки проводится следующим образом. Перед детьми на стол ставится несколько игрушек: лягушка, петух, козел и т.д., и педагог медленно и выразительно 2—3 раза читает стишок-загадку. Отгадавший загадку считается выигравшим.

1. Выпуча глаза сидит, По-чудному, говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает. (Лягушка).


2. На голове красный гребешок,
Под клювом красная бородка,
На хвосте узоры,

На ногах шпоры. (П е т у х.)

3. Идет мохнатый, идет бородатый,
Рогами помахивает, бородой потряхивает,
Копытами постукивает. (Козе л.)

4. Зимой и летом все одним цветом. (Е л ь.)

Лото «Загадки»

Цель. Расширять запас существительных в активном сло­варе детей.

Оборудование. Предметные картинки, которые раздаются детям.

Описание игры. Педагог говорит загадки. Дети пока­зывают и называют соответствующую картинку.

Ростом небольшая, а как прочитаешь, про весь мир узнаешь. Что это? (Газета).

Грамоту не знаю, а весь век пишу. Что это? (К а р а н д а ш.)

Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а рассказывает. Что это? (Книг а.)

Обобщения

Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование. Лото.

Описание игры. Лото состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй — огурец, на третьей — василек, на четвертой — яблоко и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, овощи, фрукты. Педагог, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужна эта карточка?» Играющие должны соответственно отвечать: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т.д.

Правильной раскладкой является: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т.д., т.е. на одну карту собрать все ягоды, на другую — фрукты и т.д. Игра ведется до тех пор, пока не закрыты карты у всех.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом не допустив ни одной ошибки в ответах.


ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Кто первый узнает?

Цель. Учить детей понимать значение прилагательных в речи.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. На столе раскладывается несколько однородных игрушек, например три куколки, отличающиеся друг от друга по величине, цвету волос, одежде, или несколько животных и птиц (собака сидящая, стоящая, большая, маленькая и т.д.).

Педагог описывает какую-нибудь игрушку, а дети должны ее найти. В этой игре дети должны внимательно вслушиваться в речь педагога, увидеть те или иные признаки в предметах, стоящих перед ними, и выбрать соответствующий. Кто правильно назовет описанный предмет, тот получает его и может им поиграть.

Что такого же цвета?

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, пра­вильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Окружающие предметы, цветные квад­раты бумаги.

Описание игры. Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленая трава и т.д.

Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.

55. Ищи

Цель. Учить детей правильно употреблять в речи при­лагательные, согласовывая их с существительными.

Описание игры. В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного раз­мера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сиг­налу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выиг­рывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

Кто скорее соберет игрушки?

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе и падеже.


Оборудование. Цветные коврики и разнообразные игрушки.

Описание игры. Педагог расстилает перед каждым ребенком цветные однотонные бумажные коврики и предлагает собрать на них игрушки такого же цвета (игрушки заранее подготовлены соответственно основным цветам). Дети называют цвет игрушек, расположенных на их ковриках. Выигрывает тот, кто соберет на коврик свои игрушки и правильно определит их цвет.

Узнай цветы

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Лото «Цветы».

Описание игры. Педагог раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Игра идет по принципу лото. Педагог, показывая маленькую картинку, спрашивает: «Кому нужна эта картинка?». Ребенок, у которого на большой карте есть такой же цветок, отвечает: «Мне нужна эта картинка. Это белая ромашка (лиловый колокольчик)» и т.д.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту.

Овощи

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Картинки с изображением овощей.

Описание игры. Педагог, показывая картинки, спра­шивает: «Что это?» — «Это помидор». — «Какого цвета помидор?» — «Помидор красный».

Эту же игру можно провести и с определением формы, вкуса.

Угадай, что это?

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями.

Оборудование. Натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Описание игры. Педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или опре­делить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

Образец речи детей. Это — яблоко. Оно круглое (твердое).


ГЛАГОЛЫ

Мы веселые ребята

Цель. Учить детей понимать в тексте и использовать в речи глаголы.

Описание игры. Дети стоят у стены. Перед ними прово­дится черта. На противоположной стороне комнаты также про­водится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя ли­ниями, находится водящий. Дети говорят хором:

Мы веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать, Раз, два, три — лови! —

и перебегают на другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле водящего.

Игра повторяется 2—3 раза, а потом выбирают нового водящего (играют 6—7 минут).

Курочка-хохлатка

Цель. Учить детей понимать в тексте и использовать в своей речи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.017 с.)