Кто быстрее принесет картинку? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто быстрее принесет картинку?



Цель. Учить детей понимать смысловое соотнесение глаго-

лов.

Оборудование. Несколько наборов несложных сюжетных картинок. Каждый набор должен быть объединен одним действующим лицом.


1. Девочка —прыгает читает рисует плачет вышивает

3. М а м а — шьет варит гладит пишет читает

5. Б а б у ш к а — шьет вяжет ест спит сидит


2. Мальчик —бежит строит плывет катает спит

4. П а п а — сидит читает пишет едет идет

6. Дедушка— спит читает играет идет смотрит


Можно использовать лото «Наша семья».

Описание игры. Вариант 1. На столе разложены картинки только одного набора. Педагог двум детям дает задание найти картинки: 1) девочка шьет; 2) девочка рисует.

Дети одновременно подходят к столу и выбирают нужную. Кто быстрее найдет свою картинку — выигрывает. Если у педа­гога группа детей, их можно разбить на две команды. Тогда за быстроту выполйения задания выигравшим детям дается значок (засчитывается очко). А в конце выясняется, какая команда имеет больше значков.

Вариант2. На столе раскладываются картинки нескольких или всех наборов. Но каждой паре детей дается задание найти разные действия одного и того же лица, т.е. картинки из одного набора. Игра продолжается далее так же, как в первом варианте. Дети, не владеющие речью, только приносят картинки. Дети, имеющие речь, должны назвать действие (глагол) или простую фразу.

Лото

Цель. Учить детей формулировать просьбу с глаголом «дай», «дайте».

Оборудование. Любое лото с предметными картинками. Описание игры. Педагог спрашивает детей: «Кому дать


книгу? Попроси». Ребенок, имеющий такую картинку, должен ее попросить: «Дайте мне, пожалуйста, книгу». Если роль веду­щего исполняет ребенок, то дети просят: «Дай мне, пожалуйста, книгу».

74. Дайбери

Цель. Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».

Оборудование. Кукла и предметы ее одежды; стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда).

Описание игры. Вариант 1. Для этого варианта понадобится кукла и ее одежда.

У педагога — кукла, у ребенка — ее одежда. Педагог, посте­пенно одевая куклу, просит у ребенка предметы одежды: «Дай чулки», «Дай туфли» и т.д. В ответ на эти просьбы ребенок дает нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» (или: «Берите туфли», «Возьмите туфли»). Если у ребенка лишь лепетная речь, то он произносит короткое слово: «На».

При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребенок просит у педагога или другого ребенка вещи куклы.

Вариант2. Берутся детский стол (или кукольный) и сто­ловые принадлежности. Действия педагога и ребенка сопровож­даются речью, описанной в первом варианте:

Дай скатерть. — Берите скатерть.

Дай тарелку. — Берите тарелку.

Дай ложку. — Берите ложку.

Дай хлеб. — Берите хлеб.

Кукла, спи

Цель. Учить детей употреблять в активной речи глаголы повелительного наклонения единственного числа.

Оборудование. Куклы.

Описание игры. Педагог берет куклу и играет с ней, приговаривая: «Раздевайся» (снимает одежду), «Спи» (укладывает на кроватку), «Вставай» (поднимает куклу), «Умывайся» (умывает ее), «Одевайся», «Садись за стол», «Пей» (дает чашечку), «Ешь» (дает кусочек хлеба).

После показа такой игры ребенок, подражая педагогу, играет со своей любимой куклой. Первоначально, когда ребенку трудно усвоить последовательность действий и запомнить слова, ребенок играет одновременно с педагогом.

Работа на стройке

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы пове­лительного наклонения.


Оборудование. Сюжетные картинки с изображением людей соответствующих строительных профессий.

Описание игры. Вариант1. Дети строятся попарно друг против друга, подают друг другу правую руку, делают шаг вперед левой ногой. Каждый по очереди тянет руку к себе, сгибая ее в локте, потом отпускает ее во всю длину. При этом дети про­износят: «Пи-ли, пи-ла», одно движение делается на один слог.-

Вариант! Дети поворачиваются лицом в круг или выстраиваются в одну шеренгу. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты над головой, пальцы сцеплены; затем руки с силой опускаются вниз. Это движение повторяется много раз, сопровождаясь словами: «Руби, топор». Движение вниз приходится на второй слог.

Вариант 3. Дети садятся на пол, подогнув ноги калачиком, левую руку ладонью кверху кладут на колено, ладонь правой руки сжата в кулак. Стучат по левой ладони, приговаривая: «Стучи, мой молоток», на каждый слог делается один удар.

Вариант 4. Дети делятся на группы, изображающие каждая один из вариантов игры. Они работают все вместе или поочередно, говоря: «Пили, пила», «Руби, топор», «Стучи, мой молоток».

Найди себе пару

Цель. Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

Оборудование. Разноцветные флажки по количеству играющих детей; барабан или бубен.

Описание игры. По сигналу педагога (например, удар в барабан) дети разбегаются по комнате, по второму сигналу находят себе пару детей, имеющих одинаковые флажки. В игре должно принимать участие нечетное число детей, чтобы один из играющих остался без пары. Все дети хором ему говорят:

Петя, Петя, не зевай (Оля, Таня и др.),

Быстро пару выбирай.

При этом помахивают флажками. Затем по сигналу дети опять разбегаются, и игра повторяется. Дети должны держать флажки поднятыми вверх.

78. Идистой

Цель. Учить детей понимать и употреблять глаголы пове­лительного наклонения.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог предлагает водящему выполнить различные, часто противоположные действия, следующие тотчас же друг за другом:


Иди — стой. Иди — прыгай.

Сядь — встань. Беги — иди.

Ложись — садись. Беги — стой.

Сиди — лежи. Прыгай — беги. И т. д.

Игру можно проводить с игрушками:

Возьми мяч. Возьми обруч.

Подними мяч. Подними вверх.

Опусти мяч. Пролезь через него.

Брось Вове. Дай Кате.

Игру можно проводить с предметами одежды:

Возьми пальто. — Положи пальто. Надень пальто. — Сними пальто. Расстегни пальто. — Застегни пальто. Надень шапку. — Сними шапку. Отнеси шапку. — Принеси шапку.

При повторении игры при высоком уровне развития речи детей ведущими должны быть дети.

Кошка и бумажка

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы повелительного наклонения «брось», «лови».

Оборудование. Маска кошки, бумажка на веревке.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педа­гог показывает кошку, надеваемую на руку, и говорит, что она очень любит играть с бумажкой. Размахивает перед ней бумажкой, кошка ловит ее лапками. Педагог говорит ей: «Брось!». Кошка бросает бумажку. Говорит: «Лови!» Кошка ловит и т.д.

Потом педагог предлагает детям самим сказать кошке: «Брось!» Кто-нибудь из детей говорит: «Брось!» Кошка выпускает бумажку из лапок. Педагог предлагает сказать детям: «Лови!» Кто-нибудь говорит: «Лови!» Кошка ловит бумажку.

Кто как передвигается?

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Педагог показывает изображение живот­ных, птиц, насекомых и спрашивает, как они передвигаются


 


(например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.). За правильный ответ дети получают картинки.

Делай — делайте

Цель. Учить детей различать формы единственного и множественного числа глаголов повелительного наклонения.

Оборудование. Флажки.

Описание игры. Перед педагогом несколько, но не мень­ше трех детей. Они разделены: справа — один ребенок, слева — два или больше детей. Педагог отдает распоряжения, которые выполняет то ребенок справа, то группа детей слева.


 


Вова, сядь. Вова, встань.


Дети, садитесь. Дети, встаньте.


При повторении игры обращение к детям «Вова», «дети» опускается, педагог произносит только глаголы:


Сядь. — Сядьте. Иди. — Идите.


Встань — Встаньте. Прыгай — Прыгайте.


Дети, усвоившие формы единственного и множественного числа, при повторении игры могут быть ведущими вместо педагога. Флажок вручается группе детей или одному ребенку, не допустившим ошибок при выполнении действий.

Наша семья

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа.

Оборудование. Лото: большие карты и маленькие картинки (как во всех лото).

Описание игры. Примерная тематика картинок:


Мама стирает белье. Мама сушит белье. Дочка гладит белье. Бабушка вяжет носки. Дедушка чинит о гул. Сын вытирает пыль. Дочка поливает цветы. Папа чистит пылесосом мебель.

Бабушка варит суп. Дочка накрывает на стол.


Сын моет посуду. Папа чинит утюг. Мама шьет платье. Дочка вышивает. Сын играет в хоккей. Папа играет в шахматы. Мама смотрит телевизор. Бабушка кормит внука. Бабушка смотрит телевизор.



У педагога маленькие картинки. У детей — карты с изобра­жением одного из членов семьи или дубликаты маленьких картинок. Педагог задает вопросы: «Что делает мама?» — показы­вая картинку с изображением стирки. Ребенок отвечает одним глаголом: «Стирает», или фразой: «Мама стирает белье».

Если ребенок ответил правильно, то получает соответст­вующую картинку. Выигрывает тот, кто раньше получил все свои картинки.

Поймай — скажи

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Оборудование. Мяч.

Описаниеигры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бро­сает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: Коровамычит.

Лягушка — квакает.

Кошка — мяукает.

Волк — воет.

Собака — лает.

Тигр — рычит.

Ведущий называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. Образец. Врачлечит.

Художник — рисует.

Повар — варит.

Пожарник — тушит.

Плотник — строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец. Ваня — катается.

Маша — играет.

Коля — прыгает.

Света — бегает.

Витя — рисует.

Люба — лепит.

Все трудятся

Цель. Учить детей употреблять глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа.

Оборудование. У детей большие карты с изображением нескольких сюжетных рисунков. У педагога маленькие карточки с изображением аналогичных сюжетов.


Примерная тематика рисунков: Шофер ведет машину. Врач лечит ребенка. Пожарник тушит пожар. Сапожник чинит туфли. Продавец взвешивает яблоки. Повар печет пироги. Каменщик строит дом. Плотник строгает доску. Дворник подметает улицу. Учитель учит детей. Садовник поливает цветы. Описание игры. Ведущий.У кого на картинке продавец? Ребенок. У меня продавец. Ведущий. Что делает продавец? Ребенок. Продавец взвешивает яблоки. Ведущий за правильные ответы дает ребенку карточку или фишку. У кого больше карточек или фишек, тот выигрывает.

Зарядка

Цель. Учить детей понимать и использовать в речи глаголы будущего времени.

Описание игры. Дети садятся на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрям­ляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки. Действия сопровождаются следующими словами:

Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До лампы дотянусь.

Мост

Цель. Учить детей использовать в речи глаголы будущего времени 2-го лица.

Оборудование. Шесть маленьких стульев стоят в ряд, вплотную друг к другу, спинками в одну сторону. Седьмой стул повернут в обратную сторону для удобства спуска.

Описание игры. Дети по очереди, встав на сиденье первого стула и подняв руки в стороны, осторожно проходят по стульям, шагая через спинки стульев. При этом говорят (по две строчки каждый):


Очень страшен этот мост, Переход совсем не прост. Зазеваешься — слетишь И ребят всех насмешишь!

Дети и волк

Цель. Учить детей понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Оборудование. Картинки по количеству детей.

Описание игры. Площадка или комната изображает лес. Дети с педагогом собирают землянику. Один ребенок, изображающий волка, прячется. Педагог или ребенок говорит:

Дети по лесу гуляли, Землянику собирали. Много ягодок везде — И на кочках, и в траве. Но вот сучья затрещали... Дети, дети, не зевайте, Волк за елью — убегайте!

Дети разбегаются, волкловит. Пойманный ребенок становится волком, и игра начинается снова.

Спал — спала

Цель. Учить детей спрягать глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа.

Оборудование. Игруднки или картинки, изображающие животных.

Описание игры. Педагог рассказывает об образе жизни животных. При этом называет глаголы, не договаривая их окончания. Это должны делать дети. Рассказ педагога: «Наступила ночь. Все звери легли спать. Кошка спа(ла), кот спа(л), котята спа(ли), белка спа(ла), заяц спа(л). А некоторые звери пошли на охоту. Они не стали спать. Ежик не спа(л), лиса не спа(ла), сова не спа(ла), филин не ста(л), волк не спа(л)». Свой рассказ педагог сопровождает показом картинок или игрушек: спящих зверей укладывает на бочок, не спящих — ставит на лапки.

А ты что любишь?

Цель. Учить детей спрягать глаголы. Оборудование. На наборном полотне или фланелеграфе предметные картинки на любую тему.


Описание игры. Один ребенок выбирает картинку, на­пример, «вишни», показывает ее и, обращаясь кдругому ребенку, произносит: «Я люблю вишни. А ты, Люба, что любишь?» В свою очередь, второй ребенок берет картинку, например, «сливы», и, обращаясь к третьему ребенку, произносит: «Я люблю сливы. Аты, Андрюша, что любишь?»

При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.

Кто интереснее придумает?

Цель. Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «учится». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Мой брат учится», «Ваня учится отлично», «Катя учится в школе». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прила­гательное, наречие и т.д.) в зависимости от цели занятия.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Один — много

Цель. Учить детей различать понятия «один» — «много».

Оборудование. Шарики, колечки, шишки, желуди и другие мелкие предметы.

Описание игры. Дети сидят за столом. На одном конце стола лежит один предмет, на другом — много предметов. Педа­гог берет колечко (желудь, шишку), прячет его в руке, предлагая детям сделать то же самое. После этого играющим предлагается спрятать в руке несколько предметов. Сделать это не удается: много предметов в руке не спрячешь. Педагог обращает на это внимание детей. Указывая на один предмет, говорит: «Один», указывая на группу предметов, произносит: «Много». Затем предлагает: «Возьмите из большой кучки по одному колечку». Дети выполняют задание. Педагог продолжает: «У Наташи одно колечко, у Тани одно, у Сережи одно... Покажите, у кого еще одно колечко?» Дети показывают и называют: «Теперь положите свои колечки (шишки) на стол, в корзину. У каждого было одно колечко, а сколько стало в корзине колечек?» — «Много», — отвечает один из детей.


В заключение игры педагог дает каждому ребенку коробочку и предлагает положить в нее сначала один предмет, а потом — много. Действия ребенок сопровождает словами.

Примечание.В зависимости от цели занятия в игре может применяться большее количество предметов (до 10).

Считай дальше

Цель. Учить детей счету, правильно называя количественные числительные.

Оборудование.5— 10 одинаковых предметов или игру­шек.

Описание игры. Дети сидят у стола. У каждого в руках один предмет, например кубик. Педагог ставит свой кубик посередине стола и говорит: «Один. Кто умеет считать дальше, пусть продолжает». Кто скорее назовет следующее число, ставит свой кубик возле первого и говорит." «Два». Так игра продолжается до тех пор, пока все кубики не будут поставлены на стол. Игра тем интереснее, чем быстрее она идет. В конце дети пересчитывают поставленные предметы.

Стук-стук

Цель. Учить детей понимать и называть числительные. Развивать количественные представления.

Оборудование. Барабан, бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог ритмично стучит по барабану (бьет в бубен). Ребенок слушает удары с закрытыми глазами. Затем столько же раз должен подпрыгнуть (похлопать в ладоши, постучать по барабану). Остальные дети следят за правильностью исполнения и называют, сколько раз прыгнул или должен был прыгнуть вызванный.

Сколько предметов?

Цель. Учить предметному счету. Развивать количественные представления. Понимать и называть числительные.

Оборудование. Предметы окружающей обстановки или специально принесенные.

Описание игры. Детям дается задание найти в комнате (или на улице, в лесу) и назвать предметы, которые встречаются по одному.

После выполнения этого задания оно меняется: найти предметы, которые встречаются по два, три и т.д.

Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.


Волшебный мешочек

Цель. Учить детей использовать в речи количественные чис­лительные в пределах 3.

Оборудование. Картинки с изображением животных. На каждой картинке должно быть одно животное или группа животных (2—3).

Описание игры. Картинки нужно положить в мешочек. Ребенок просовывает руку в мешочек, выбирает одну картинку и говорит, сколько на ней нарисовано животных, например: «Один зайчик» (или одна курочка и два цыпленка). Если ребенок правильно определил число животных, он может оставить картинку себе, если нет, кладет ее опять в мешочек и вытягивает другую.

Утка и утята

Цель. Учить детей правильно употреблять количественные числительные в пределах 3.

Оборудование. Утка и три утенка, кубики.

Описание игры. Дети делают из кубиков ручей и пускают в него утку с утятами. Педагог вводит детей в игру коротеньким рассказом: «Была одна утка, у нее было три утенка (ставит на стол утку с утятами). Одного утенка взяла Верочка (дает Верочке утенка), другого забрал Дима (берет второго утенка), третьего взяла Марина (Марина берет утенка). Утка пришла к ручью и зовет своих деток: «Кря-кря-кря». Приплыл первый утенок, тот, который был у Верочки (Верочка быстро ставит утенка в ручей). Потом приплыл второй утенок, с которым играл Дима. Сколько утят возвратилось?» — «Два», — отвечают дети. «Но утка опять зовет: «Кря-кря-<кря». Почему она снова зовет, дети?» — «Потому что пришли не все утята (Марина кладет на стол утенка). Сколько утят возвратилось?» — «Трое». — «Теперь все утята?» — «Все».

Покорми цыпленка

Цель. Учить детей правильно называть количественные числительные в пределах 4.

Оборудование. Спичечная коробка, 4 кукурузных, бобовых или гороховых зернышка, игрушечный цыпленок или утенок.

Описание игры. Педагог показывает маленькую коробочку, качает ее так, что внутри перекатываются и гремят кукурузные зерна, а дети отгадывают, что в ней может быть. Затем педагог выбирает из коробочки кукурузные зерна. При этом дети громко считают: «Одно, два, три, четыре». После этого


педагог вызывает одного ребенка и предлагает ему в каждый угол коробочки положить по одному зернышку. «Сколько цыплят должно было бы прибежать для того, чтобы каждому досталось одно зернышко? Пусть скажет, кто знает». — «Четыре», — раздаются голоса. «А один цыпленок мог бы склевать четыре зернышка?» — «Да». Педагог берет цыпленка, наклоняет его к зернам и в это время прячет одно. «Сколько еще осталось?» — «Три». — «Цыпленок склевал еще одно, сколько он уже съел?» — «Два». — «Сколько еще осталось зерен?» — «Два». «Осталось больше или меньше того, что съел цыпленок?» — «Столько же». Цыпленок съел еще два зернышка, и дети отвечают, что больше ничего не осталось. Один ребенок раздает всем коробочки с четырьмя кукурузными зернышками. Дети кладут по зернышку в коробочку. Педагог проверяет, ходит между столиками с цыпленком. Тут и там он клюет одно-два зернышка, а дети должны сказать, сколько у них в коробочке осталось зерен.

Сколько?

Цель. Учить детей различать и называть количество пред­метов.

Оборудование. Стулья, вывески-картинки с изображе­нием детского сада, магазина, школы.

Лисичка и петух

Цель. Учить детей правильному согласованию числительных с существительными.

Оборудование. Для игры надо приготовить мешочек с несколькими мелкими предметами (например, 4 каштана, 4 ореха, 4 камешка и т.п.).

Описание игры. Один ребенок выбирается лисичкой, другой — петушком. Остальные дети вместе с педагогом встают в круг — это домик, где живет петух. Петух встает в середину круга, лисичка — за кругом. Лисичка подходит к кругу, хлопает три раза в ладоши и говорит при этом: «Стук-стук-стук». Петух спрашивает: «Кто стучит?» — «Лисичка-сестричка». — «А что тебе нужно?» — «Выгляни в окошко, дам тебе горошка». — «А сколько дашь?» — «Четыре (три, пять) горошины» — «Хорошо». Лисичка вынимает из кармана обусловленное количество пред­метов и кладет их на пол. Петух выходит из круга и начинает собирать «горох», показывая каждый раз поднятый предмет детям, которые вслух считают: «Один, два, три, четыре». После слова «четыре» петух убегает, а лисичка его ловит.

Если лисичка поймает петуха, он становится с детьми в круг. Лисичка становится петухом, а лисичкой выбирают другого ребенка.


» 100. Мы идем, идем

Цель. Закреплять умение правильно называть и согласовывать существительные с числительными в пределах 5.

1 Оборудование. Карточки с разным числом точек в пре-

? делах 5, подставки с мозаикой.

| Описание игры. Дети сидят за столом, перед каждым

'•} подставка с мозаикой. Они передают друг другу (но так, чтобы точки не были видны) и при этом говорят: «Мы идем, идем, идем». По сигналу педагога «Стоп!» дети переворачивают карточку, смотрят на нее, ставят на подставку столько грибков мозаики, сколько точек на карточке, и по очереди говорят, сколько грибков они поставили. Потом карточки снова передаются. Игра продолжается. При последующих сигналах дети должны срав­нивать число точек на карточке с числом грибков на подставке, чтобы было всегда столько грибков, сколько точек на одной очередной карточке, т.е. прибавлять или вычитать нужное число грибков. Победителем считается тот, кто меньше всех допустил ошибок.

Кто бросил больше?

Цель. Закреплять умение называть количественные числительные в пределах 5.

Оборудование. Лоскуты черной фланели размером 10х 15 см, белые и красные колечки из картона, кубик с точками не больше 5.

Описание игры. Дети получают по одному лоскуту чер­ной фланели. Педагог предварительно делит белым карандашом площадь фланели на 6 одинаковых клеток. Дети кладут фланель перед собой на стол. Посередине стола в мешочке находится много белых и красных колечек (красных меньше, чем белых). Дети один за другим бросают кубик на стол и, не заглядывая в мешок, вытягивают из него столько колечек, сколько выпало точек. Например, у Зои выпало 4 очка. Она вытянула 4 колечка — 2 белых и 2 красных — и назвала, сколько у нее колечек. После того как дети бросили по одному разу кубик и результаты отметили точками на фланели, педагог говорит: «Теперь пусть каждый вытянет еще одно колечко». Дети тянут из коробки колечки и кладут их на фланель. Даже те, у кого заполнены 5 кле­ток, могут тянуть. У кого больше всего красных колечек, тот оказывается победителем.

Рыболовы

Цель. Закреплять навык счета в пределах 5, правильно согласовывая числительные с существительными.


Оборудование. Удочка с магнитом, привязанным к концу шпагата, в коробке 20 бумажных рыбок, на головки которых надеты скрепки, синяя бумага, прикрепленная к картону.

Описание игры. Рыбки находятся в пруду-коробке посе­редине стола. Педагог вызывает детей по одному, дает удочку и предлагает ловить рыбок. Выловленных рыб дети считают: «Я поймал одну рыбку». При повторном улове ребенок говорит так: «Первый раз я поймал одну рыбку. И теперь поймал одну рыбку. У меня стало две рыбки».

Когда дети освоят игру, педагог предлагает им ловить сразу по нескольку рыбок. Тогда ребенок говорит: «Я поймал две (три, четыре, пять) рыбки». Кому удастся поймать больше рыбок, тот победитель.

Прятки

Цель. Учить детей называть количественные и порядковые числительные, развивать пространственные представления.

Оборудование. 10 любых одинаковых предметов или картинок, например 10 картинок с.изображением котенка.

Описание игры. Ребенок пересчитывает картинки на столе. Затем педагог раскладывает их по одной в разных местах комнаты. После этого ребенок находит картинки и говорит, где нашел: «Первый котенок за чашкой, второй котенок под стуль­чиком» и т.д.

Кому сколько?

Цель. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Игрушки». Закреплять названия количественных числительных в пределах 5.

Оборудование. Комплект картинок, на которых нарисованы дети. На первой картинке одна девочка, на второй две, и так до 5. На других картинках нарисованы пальто, шапочка, ботинки, сапожки, флажки.

Описание игры. Картинки, на которых нарисованы дети, раскладывают в ряд на столе. Игрушки и одежда (картинки) лежат стопкой на столе. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Что вы видите на картинке?» Сколько девочек нарисовано?» Дети уже при просмотре картинки догадываются, что пальто и шапочки, изображенные на одних картинках, предназначены для детей, нарисованных на других. Затем педагог раздает детям картинки с изображением одежды и игрушек. Картинки, на которых нарисованы девочки, она оставляет у себя. Потом выбирает, например, картинку с двумя девочками и предлагает детям одеть их. Ребенок, у которого есть картинка с


двумя пальто или двумя шапочками, должен положить ее на стол так, чтобы картинка с шапочками находилась сверху картинки с девочками, и описать, как они одеты. Когда девочки одеты, педагог просит дать им игрушки. Дети по количеству девочек на картинке находят картинки с соответствующим числом игрушек и называют их.

Сосчитай

Цель. Учить детей правильному согласованию количе-

|/ ственных числительных с существительными.
; Оборудование. Лото с картинками.

V Описание игры. Лото составлено по принципу: одни

?< и те же предметы встречаются на нескольких картах, но даны

«каждый раз в разных количествах (1—10). Педагог спрашивает:

'(. «У кого три морковки? Одно яблоко?» Правильно ответивший

| ребенок получает картинку с названным количеством данных

?" предметов.

?

Что нам прислала почта?

Цель. Учить детей правильному согласованию количе­ственных числительных в пределах 10 с существительными.

Оборудование. Большие конверты (по количеству детей), в каждом из которых лежит разное количество предметных картинок (овощи, фрукты, игрушки), сумка для почтальона.

Описание игры. Педагог сообщает детям, что сегодня почтальон принес много писем всем детям. Но почтальон спешил в другой детский сад и вручить письма ребятам попросил самого примерного мальчика (девочку). Выбирается ребенок для этой роли, ему дают сумку почтальона с письмами, и он раздает их детям. Получив письма, дети открывают конверты и смотрят, что в них. После этого педагог по очереди спрашивает, что ре­бенок получил и сколько предметов. Примерный ответ: «Я полу­чил семь морковок, три машинки» и т.д.

МЕСТОИМЕНИЯ

107. Мой - моя

Цель. Учить детей различать род притяжательных местои­мений.

Оборудование. Игрушки, личные вещи детей, две боль­шие коробки (или два стола).

Описание игры. Выбирают двух ведущих. Каждый из


них садится за свой стол. Дети сдают им на хранение свои игрушки, личные вещи. При этом они произносят: «Вова, вот моя кукла» («Возьми мою куклу»), «Вот мой мишка» («Возьми моего мишку»). Причем вещи, про которые можно сказать «мой», дети отдают одному ведущему, а вещи, про которые нужно говорить «моя», — другому ведущему. Если сдающий ошибается, вещь его не принимается, он теряет очередь, приходит вторично. Если дети складывают игрушки в коробки, то к одной из них хорошо бы прикрепить изображение мальчика («мой»), к другой — девочки («моя»).

108. Я — ты

Цель. Учить детей спрягать глаголы.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Игрушки». Педагог убирает ширму, и дети подходят к столу, на котором лежат игрушки. Педагог говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Поку­патели по очереди выбирают понравившуюся игрушку. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил куклу». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них': «Что я купил?» Один из детей отвечает: «Ты купил куклу» и т.д.

Самый активный из детей при повторении игры может стать продавцом.

109. Я — мы

Цель. Учить детей согласовывать местоимения с глаголами. Учить правильно изменять форму глагола в зависимости от числа.

Оборудование. Значки, фишки и другие знаки поощ­рения.

Описание игры. Педагог читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Дети повторяют эти двустишия так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.

1. Я бегу, бегу, бегу, Мы бежим, бежим, бежим,
Я на месте не стою. Мы на месте не стоим.

2. Я гуляю, загораю, Мы гуляем, загораем,
Землянику собираю. Землянику собираем.

3. На скамейке я сижу На скамейке мы сидим
И о чем-то говорю. И о чем-то говорим.

4. По садочку я иду По садочку мы идем
И пою, пою, пою. И поем, поем, поем.


Педагог может читать эти стихи, употребляя глаголы и место­имения во множественном числе. В этом случае дети заменяют множественное число на единственное. Можно использовать не только стихи, но и прозаические фразы.

1. Я на поле рву цветы. Мы на поле рвем цветы.

2. Я мою посуду и ставлю Мы моем посуду и ставим
ее в шкаф. ее в шкаф.

3. Я беру карандаш и Мы берем карандаши и
рисую дом. рисуем дом.

Правильные ответы поощряются значками, фишками. Дети, набравшие большее количество значков и т.д. являются побе­дителями.

Домик

Цель. Учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.

Оборудование. Стульчики по количеству играющих детей.

Описание игры. Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равных расстояниях друг от друга, запоминают каждый свой стульчик — «домик». Педагог по очереди задает вопросы.

Вопрос. Кто сидит около окна?

О т в е т. Я сижу около окна.

Вопрос. Где твой домик?

Ответ. Мой домик у двери. И т.д.

Затем по сигналу педагога или под музыкальное сопровождение дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» или на сильный аккорд (при музыкальном сопровождении) дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

Игру можно повторять несколько раз, каждый раз меняя «домики» так, чтобы для указания местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.

НАРЕЧИЯ

Слушай команду

Цель. Учить детей правильному пониманию наречий. Оборудование. По два цветных флажка для каждого ребенка.


Описание игры. Педагог делит детей на две равные команды и выстраивает их в две колонны на некотором расстоянии друг от друга. После этого педагог подает различные команды, делая особое ударение на исполнительной части команды. Пример команды: «Руки вперед», «Правую руку вниз, направо» и т.д.

Варианты: 1. Педагог подает команду и выполняет ее вместе с детьми. 2. Педагог только подает команду.

Побеждает та колонна, которая допустила меньше ошибок.

112. Холодно — жарко

Цель. Обогащать словарь детей наречиями-антонимами со значением образа действия.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мячдетям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с проти­воположным значением, например: «холодно —жарко», «быстро — медленно», «тихо — громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

113. Когда?

Цель. Закреплять в активном словаре детей наречия вре­мени.

Оборудование. Кукла и предметы кукольного уголка: посуда, одежда, мебель, предметы туалета.

Описание игры. Педагог играет с куклой: берет се с кровати, одевает, умывает, причесывает, кормит, ведет 1\ 1ять, приводите прогулки, укладывает спать. Каждое действ ж сопро­вождается беседой. Педагог спрашивает: «Что кукла делает? Когда кукла просыпается? Когда кукла идет гулять?» Адети отве­чают: «Утром, днем, вечером».

114. Вчера, сегодня, завтра

Цель. Учить детей понимать и правильно употреблять наречия времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети встают в круг. Педагог говорит короткую фразу, например: «Мы лепили...» — и бросает ребенку мяч. Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?»: «... вчера».

Примеры фраз из обихода детей:

Мы будем петь завтра.

Нам дадут яблоки сегодня.


У Васи день рождения был вчера. Мы пойдем гулять сегодня. Наш праздник был вчера. Я читала Васе сказку сегодня. Кино мы будем смотреть завтра.

Когда это бывает?

Цель. Закреплять правильное употребление наречий с вре­менными значениями.

Оборудов- ■-■'". Предметные и сюжетные картинки на все времена года.

Описание игры. Педагог показывает картинки и спра­шивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег, когда листья желтые и т.д. Если ребенок правильно назвал время года, он получает картинку.

Куда мы бросим мяч?

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление наречий-антонимов со значением места.

Оборудование. Два мяча, различающиеся величиной или цветом.

Описание игры. Педагог берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой близко. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бро­сили далеко, и какой близко.

Аналогично проводится игра по закреплению наречий «высо­ко — низко».

Утром, днем, вечером

Цель. Закреплять в речи детей- наречия времени.

Оборудование. Сюжетные картинки, отражающие различные моменты жизни детей дома или в детском учреждении.

Описание игры. Дети по очереди берут со стола кар­тинки. Педагог задает вопросы в соответствии с сюжетом: «Когда девочка проснулась? Когда дети рисовали? Когда дети смотрели телевизор?» И т.д.

В зависимости от цели ответы детей могут быть односложными или фразовыми.


Что справа?

Цель. Познакомить детей с наречиями места, указывающими направление, и закреплять их в речи детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.171 с.)