Про маленького мишку — упрямого сынишку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Про маленького мишку — упрямого сынишку



Вечер по лесу плывет, Звездочками светится. Сыну песенку поет Бурая медведица:

— На траву
Упала шишка.
Баю-бай,
Усни, сынишка!

— Не нужна мне шишка!
Зарычал сынишка. —


— Не хочу,

Не буду спать,

Лучше я пойду гулять! Вышла мама за порог, Принесла ему Грибок:

— Вот тебе грибочек,
Баю-бай,
Сыночек!

— Не хочу грибочек! —
Заревел

Сыночек.

Вышла мама за порог,

Принесла ему

Цветок:

— Вот тебе
Цветочек,
Баю-бай,
Сыночек!

— Не хочу
Цветочек, —

Завизжал Сыночек.

Вышла мама за порог, За зеленый бугорок, Притащила меду Целую колоду. Мама песенку поет, Мишка угощается:

— До чего могучий мед,
Аж глаза слипаются!

В. Орлов


Зайки

Оборудование. Детские стульчики по количеству детей.

Описание игры. Дети сидят на корточках за спинками своих маленьких стульчиков, расставленных по кругу. Ребенок, стоящий в центре крута, задает вопросы, все ему отвечают:

— Зайки, вы куда пропали?

— Мы в капусте отдыхали.

— А листочки не поели?

— Только носиком задели.

— Вас бы надо наказать.

— Так попробуй нас догнать.


Стоящий в центре ловит зайчиков, которые бегут по комнате под музыку. Пойманного зайчика выводят из игры.

Гуси-лебеди

Описание игры. На одном конце площадки проводится черта — дом, где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома — логово волка. Остальное место занято лугом. Одного из играющих педагог назначает пастухом, а другого — волком. Остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Через некоторое время пастух зовет их: «Гуси-Гуси!» Услышав голос пастуха, гуси останавливаются и отвечают хором: «Га-га-га!»

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя,

Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться руками). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3—4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных. Затем педагог назначает нового волка и пастуха.

Указания к проведению игры.

1. В начале игры роль пастуха выполняет педагог, а потом
кто-нибудь из детей.

2. Следует отметить волка, который поймал большее
количество гусей, а также гусей, которые ни разу не были
пойманы волком.

3. Расстояние между лугом и домом 10—12 м. Волк может
ловить гусей на границе дома.

4. Волк ловит гусей только после слов: «Так летите, как
хотите, только, крылья берегите».

Муравей и адмирал-бабочка

— Отведайте, уважаемый адмирал, березового соку. Сок —
чистый мед, шубки оближите!

— Благодарствую, муравей, — в самом деле как мед!

— Да вы не стесняйтесь, пробуйте, пробуйте!

— Благодарствую, я уже.

— Да как же уже, если сами не пригубили?


— А я, дорогой, приножил.

— Как вы сказали?

— Приножил, я говорю. То есть ногой попробовал. Ведь мы,
бабочки, вкус не языком узнаем, а ногами.

— Ишь ты! Ну да уж ладно, пробуйте, пробуйте — пальчики
после оближите!

Который из них воробей?

—Ты учишься в школе. Наверное, хорошо знаешь птиц
нашего края, так ведь?

—Конечно, так!

—Тогда покажи, которая из этих двух, что сидят на ветках,
синица, а которая — воробей?

—Уж этого не знать! Конечно же, тот, что сидит рядом с
синицей, и есть воробей.

Хитрый Ивасик

Мама пекла пироги, а хитрый Ивасик стоял возле печки и смотрел.

—Мама, — сказал он наконец, — почему ты не говоришь со
мной?

—А о чем же говорить с тобой, сынок?

—Да хоть бы спросила: «А не дать ли тебе, сынок, пирожка?»

(Пересказал Г. Абрамов)

Шмель и цветок

—Ответь мне, цветок, ты кто — он или она?

—А я, брат шмель, и сам не пойму.

—Как это не знаешь? Вот, например, ландыш — он.

—То ландыш.

—А вот, например, ромашка — она.

—Так то ромашка.

—А ты кто такой?

—Я-то? Да я, шмель, — иван-да-марья.

Сорока и медведь

— Эй, миша-медведь, на вопрос ответь!
'— Какой вопрос, стрекотуха?

— Почему тебя медведем зовут?
Глухарь — он весной глухой, понятно.


Заяц-беляк — он зимой белый, понятно. А вот медведь — непонятно.

—Ха-ха-ха! Бестолковая ты птица. Мед-ведь. Значит, мед ве­
дающий. Знаю, где в лесу мед спрятан.

—А где, где он, мед-то?

—Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу. Все вы
тогда в лесу медведями станете.

Лисица и еж

—Всем ты, еж, и хорош и пригож,
Да вот колючки тебе не к лицу.

—А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

—Да не то чтобы некрасивый!

—А может, я с колючками неуклюжий?

—До не то, чтобы неуклюжий!

 

— Ну так какой же я с колючками?

— Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!

Сорока и енот

— Енот, а енот, ты ягоды есть любишь?

— Люблю.

— А птенцов и яйца любишь?

— Люблю.

— А жуков и сороконожек любишь?

— Люблю.

— А... червяков и улиток любишь?

— Тоже люблю.

— А чего же ты тогда не любишь?

— Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

Сеня-трус — всего боюсь

— Сеня, пойдем за ягодами?

— Пойдем.

Дошли до леса. Сеня остановился.

— Нет, не пойду.

— Почему?

— А в лесу муравьи.

— Ну и что?

— Как что? Закусают.

— Сеня, пойдем купаться.

— Пойдем.

Но еще до реки не дошли, а Сеня уже обратно повернул.


— Нет, не пойду. В речке ведь раки.

— Ну и что? Раков половим.

— А если рак вцепится? Нет уж, не пойду.

— Сеня, пойдем в сад яблоки собирать.

— Пойдем! Это я люблю. Только... нет. Не пойду.

— Почему?

— Так ведь яблоки с деревьев падают...

— Ну и что же?

— А если по голове? Нет уж, лучше дома посижу.

Так и сидит Сеня дома один. А ребята его прозвали «Сеня-трус — всего боюсь» и больше никуда с собой не зовут.

Л.Воронкова

Петрушка и Катюша

Петрушка. Эй, детвора, вы готовы? Как поживаете? Как здоровье? Я — Петрушка. Я веселая игрушка. Пришел к вам на праздник. А со мной пришла подружка, очень милая девчушка. Эй, Катюша, выходи да на праздник погляди.

(На ширме появляется кукла-девочка).

Катюша. Ах, детки, как на диво у вас все убрано красиво! То-то весело мне стало, что на праздник к вам попала!

(За ширмой лай собаки и плач Вани. На ширме появляются собачка Бобик и кукла-мальчик Ваня. Ваня одет в рваные шта­нишки).

Петрушка. Что случилось? Бобик, тише!

Ваня плачет, Катюша гладит Бобика.

Ваня. Лазал я сейчас на крышу, поскользнулся и упал, прямо к Бобику попал. Бобика я подразнил и за хвостик потащил. На меня он стал бросаться, громко лаять и кусаться. (Плачет).

Петрушка. Хорошо, что этот пес не схватил тебя за нос. А зачем ты лез на крышу? Чтобы ростом стать повыше? Разорвал свои штанишки. Посмотрите, ребятишки. Потерял он свой платок. Нос его совсем размок.

Катюша. Глупый ты мальчишка, Ваня, Сходил бы лучше в баню, чем на крышу залезать и собак за хвост таскать. Мы таких ребят не любим и играть с тобой не будем.

Петрушка. Ты иди скорей умойся, а ты, Бобик, успокойся.

(Бобик лает, Ваня убегает).

Ка т ю ш а. Я сегодня щеткой с мылом ручки начисто помыла. Новый фартучек надела. Я платочек не теряю, только носик вы­тираю.

Петрушка. Аи да Катя, молодчина, вот уж славная дивчина. Будем с Катей мы играть, веселиться и плясать.


Мишкина берлога

Оборудование. Елки, покрытые снегом, 3 лопатки, фонарик, метелка.

Описание игры. Появляется зайчик.

Ведущий. Смотрите, дети, зайка прискакал. Какой пушис­тый, беленький, как снежок.

Зайка (кланяется, скачет, и поет).

Я зайчонок маленький, Вот какой удаленький. Мне не холодно зимой В шубке теплой меховой.

(Появляются лиса и медведь).

Ведущий. Вот и лиса с мишкой пришли. Послушаем, детки, о чем они говорят.

Лиса (дрожит). Здравствуй, мишка косолапый.

У меня замерзли лапы! Медведь, (рычит). Здравствуй, рыжая лиса.

А мне мороз отморозил уши и нос! Лиса. Пойдем, мишенька, в берлогу

И погреемся немного! Медведь. Как найдем, лисичка, дом?

Потемнело все кругом! Лиса. Зайка, зайка, выходи, Нам дорогу освети!

(Выходит зайка с фонариком).

Зайка. Вот фонарик с огоньком.

Где же, мишенька, твой дом? Медведь (рычит). Потерял в снегу дорогу,

Не найду свою берлогу! Зайка. Полно, мишенька, рычать,

Надо домик разыскать.
Лиса. Ну-ка, заинька, иди,

Нам дорожку освети.

(Впереди идет зайка, за нимлиса, и в конце ковыляет медведь.

Идут и поют).

Аи, зимушка-зима, Много снегу намела. Не найти теперь дороги Нам к мишуткиной берлоге.


(Появляется Снегурочка).

(Ведущий обращает внимание на костюм Снегурочки). Снегурочка. О чем плачете, зверюшки?

У вас замерзли, верно, ушки? Медведь. Снегурочка, медведю помоги,

Дорогу к домику найди! Снегурочка. Не надо, мишенька, рычать,

Давай дорожку расчищать.

Зайка (несет на плече лопатки). Вот лопатки! Лиса. Вот метла!

Снегурочка. Спасибо, рыжая лиса! Медведь. Ну-ка дайте метлу, Я дорожку размету.

Лиса. А я лопаткой буду снег сгребать!

Зайка. Я тоже буду помогать. (Все расчищают дорожку и поют).

Мы дорожку расчищаем, Громко песню распеваем. Вот согрелись мы немного, И видна уже берлога.

Медведь. Снегурочка, спасибо, помогла! Зайка. Дорогу к домику нашла! Снегурочка. Звери, станем в хоровод,

Вместе встретим Новый год!
Зайка. Я елочку зажгу сейчас,

И будет весело у нас! (Подвешивает фонарик. Все поют).

Потрудились мы немного, И видна уже берлога. Вот какой мишуткин дом, В гости к мишеньке пойдем.

(Пляшут. Все звери идут за мишкой в берлогу). ПЕРЕСКАЗЫ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ

Сказка про льва

Цель. Учить детей последовательно пересказывать по опор­ным картинкам.

Оборудование. Картинки, на которых изображены лев, ворона, осел, Лиса, человек.


Ход занятия. Педагог рассказывает детям сказку.

«Жил-был на свете огромный лев. Однажды пошел лев по лесу побродить, себя показать, на других посмотреть. Идет и кричит: «Я самый сильный». Пролетала мимо ворона. Услышала она хвастливую речь. «Каррр! Не хвались, глупый лев. Самый сильный на свете — человек!»

Побежал лев человека искать, чтобы силою с ним померяться. Бежал-бежал и увидел какого-то странного зверя с длинными ушами. Зверь так громко ревел, что лев вначале вначале немного испугался, но потом расхрабрился, грозно спросил его: «Ты чело­век?» — «Ну какой я человек? Я осел. Человека я видел вон за той горой».

Бежит лев дальше. Встретилась ему лиса. Лев спрашивает: «Ты человек?» — «Что ты! Я просто лисичка-сестричка. Человек там, за горой». Отпустил лев лисичку и побежал искать человека. Бежал-бежал и вдруг провалился в глубокую яму. Попытался он вылезти из нее, но не смог. Заплакал лев с горя. Видит, кто-то подошел к яме. «Добрый зверь, — сказал лев, — вытащи меня из ямы!» — «Я не зверь, а человек. Так и быть, помогу тебе выбраться». Накинул человек льву на лапы веревку и помог выбраться на волю. Опустил голову грозный лев и ушел в лес».

Прочитав сказку, педагог проводит словарную работу: выяс­няет непонятные детям слова и выражения. Затем приступает к выяснению смысла рассказа: кто же на самом деле оказался сильнее?

С помощью педагога дети делят текст на части. Затем дети приступают к пересказу сказки по опорным картинкам. Педагог может предложить детям драматизацию этой сказки, а также по­упражнять детей в отсроченном пересказе, попросив пересказать сказку на следующем занятии или через занятие.

Спор животных

Цель. Учить детей последовательному пересказу.

Оборудование. Маски коровы, лошади, собаки.

Ход занятия. Педагог читает детям рассказ К.Ушинского «Спор животных».

«Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему дрова из лесу
вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

— Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я его
семью молоком пою.

— Нет, меня, — ворчит собака. — Я его дом стерегу.
Услыхал хозяин этот спор и говорит:

— Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и
каждый из вас хорош на своем месте».

З.И. 742 257


Далее педагог задает вопросы по тексту:

Кто стал спорить?

О чем спорили животные?

Что сказала лошадь?

Что сказала корова?

Что сказала собака?

А что сказал человек?

Затем педагог распределяет роли между детьми. Дети пере­сказывают текст по ролям, а после этого кто-то из детей пере­сказывает текст целиком.

Хотела галка пить

Цель. Учить детей подробному последовательному пересказу (рассказ Л.Толстого «Хотела галка пить...»).

Оборудование. Фланелеграф, фигурка галки, кувшин, камешки.

Ход занятия. Перед детьми фланелеграф, на нем — стеклянный кувшин, на дне которого вода, и птица галка.

«Это галка, — показывает и рассказывает педагог, — а это кувшин. Галка и кувшин. Они совсем не похожи друг на друга. Высокий, стеклянный — это? (Кувшин). Черная, большая — это? (Галка). Угадайте, про кувшин или про галку можно сказать так: умная. Правильно. Умная галка. Итак, какой я показала вам кувшин? (Высокий, стеклянный). А как охарактеризовала галку? (Умная, черная, большая птица). Посмотрите, а что это галка делает? (Манипулируя фигуркой птицы, показывает, как галка ходит вокруг кувшина, заглядывает в него, опускает в кувшин клюв).

Зачем она опускает в кувшин клюв? — размышляет педагог. — Чего хочет? (Пить хочет). А почему не пьет, если пить хочет? (Не может достать воды. Вода на самом дне). Как же быть? Как помочь птице?» Педагог выслушивает детей. Говорит, что есть и еще одна возможность помочь галке. Ставит перед детьми стеклянный кувшинчик и начинает бросать в него камешки. Спрашивает детей, что они заметили. То, что вода поднимается к краям кувшина. Бросает камешки до тех пор, пока вода не поднимется до верха. Объясняет, что такой способ добывания воды из кувшина придумала сама птица галка. Об этом Лев Николаевич Толстой, замечательный русский писатель, написал маленький рассказ «Хотела галка пить...». «Сейчас я вам его прочитаю», — говорит педагог.

Педагог читает рассказ, затем спрашивает, о чем он. Вы­слушивает и обобщает ответы: «Галка, как и мы с вами, бросала в воду камешки. Вот какая умная птица. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте внимательно, так как затем будете его


пересказывать». Педагог читает рассказ и вызывает для его пересказа несколько детей.

Лиса и рак

Цель. Учить детей подробному рассказу (русская народная сказка «Лиса и рак»).

Оборудование. Маски лисы и рака.

Ход занятия. После двухкратного чтения сказки прово­дится беседа, в ходе которой дети отвечают на вопросы педагога, отражающие основные моменты сюжета. Дети уясняют, как сообразительность рака помогла ему проучить лису.

«Что при встрече сказала лиса раку?» — «Давай с тобой перегоняться». — «Как проговорила она эти слова?» — спрашивает педагог и предлагает детям передать с помощью интонации самоуверенность лисы. «А как вы думаете, сразу, или немного помедлив, ответил лисе рак?». Педагог не только подтверждает правильный ответ («Да, он, наверное, обдумывал, как провести лису, и ответил не сразу»), но и поясняет: «Значит, когда рак говорил, он уже знал, как перехитрить лису, поэтому говорил уверенно, с усмешкой». По просьбе педагога один из детей пробует произнести ответ персонажа с соответствующей интонацией.

«Что же сделал рак, чтобы перехитрить лису? — продолжает беседу педагог. — Правильно, он уцепился лисе за хвост». В этой фразе педагог акцентирует внимание на слове «уцепился», чтобы дети запомнили его и употребили в пересказе. Отвечая на вопрос: «А когда рак отцепился?» — дети конкретнее представляют себе описанную в сказке ситуацию: чтобы оказаться впереди лисы, рак отцепился только тогда, когда лиса, добежав до места, обернулась назад и вильнула хвостом. «Что услышала лиса?» — этот вопрос побуждает дошкольников воспроизвести самый конец сказки — слова рака: «А я тебя уже давно тут жду». Педагог предлагает детям произнести эту фразу выразительно, с усмешкой в голосе, подчеркнуто выделяя слово «давно». В заключение пе­дагог спрашивает, что можно сказать о лисе и о раке, и помогает охарактеризовать сказочных персонажей. После этого несколько детей рассказывают сказку, а затем разыгрывают ее в лицах.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

Котята

У кошки Мурки котята. Котята пищали. Мы им дали молока. Котята поели, а потом уснули. Мы назвали котят Пушок и Мурзик.

9' 259


Зайчата

Было лето. Алеша и Вова зашли в чащу. Тут Алеша увидел зайчат. Он быстро накрыл их платком. Зайчат принесли домой. Теперь они живут в детском саду. Там есть уголок живой природы.

В лесу

Дело было вечером. Ваня шел с дедом по лесу. Стало темно. Видит Ваня — под деревом черное пятно. Ваня подумал: «Это медЁедь» — и полез на дерево. А это был пень. Пень испугал Ваню.

Воробей

Зимой воробей живет около дома. Он ест там крошки, корки, зерна. Голодно ему зимой. Голодно и галке, и вороне, и сороке. Сделай им кормушку. Насыпь в кормушку крошек и зерен. Корми зимой птичек. Они летом берегут наши сады и огороды.

Лиса

Зимой лиса часто ходит в деревню. Заберется в курятник и утащит курицу себе и лисятам. Прибежит домой, а лисята ее уже поджидают. Кинет она им курицу, сядет рядом и смотрит, как они едят.

Мыши

В чулане на полу была щель. Залезли мыши в чулан. Они возились в чулане и пищали. Съели мыши в чулане сало.

Пустили на ночь кота в чулан. Сидит кот в чулане, ждет мышку. Выбежала мышка. Кот схватил добычу.

Кормушка

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом поклевали весь хлеб.

На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Товарищи

Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть.


Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

Верный друг

У Наташи была собака Волчок. Они всегда гуляли вместе. Один раз Наташа пошла на реку. Волчок пошел за Наташей. Наташа подошла к воде. Она хотела сорвать цветок. Волчок сидел на берегу. Вдруг Наташа упала в воду и стала тонуть. Волчок бросился в воду. Он схватил Наташу за платье и потащил к берегу. Волчок спас Наташу.

Щенок

Шла Таня из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и выл. Таня погладила щенка. Он стал лизать Тане руку. Таня взяла щенка домой. Дома Таня дала ему молока. Потом Таня положила щенка спать у печки. Щенок привык к Тане. Таня заботилась о нем.

Синичка

Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было хо­лодно. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку на волю.

Злой мальчик

Володя был на дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у нее кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват и терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

Кошка и ежик

Пришли дети домой из леса и принесли ежа. Кошка Мурка цап его лапой. Еж быстро спрятал голову и выставил свои острые колючки. Уколола кошка лапу и ушла в угол. Мурка стала лизать лапу, а на ежа и не смотрела.


Храбрый еж

Был в лесу старый пень. Тутвдупле еж сделал гнездо. В гнездо он натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днем еж спал, а вечером выходил на охоту. Вот наступил вечер. Еж проснулся и пошел искать пишу. Не нашел ничего и идет домой. Вдруг увидел змею. Еж бросился на Нее. Змея зашипела и бросилась на е.жа. Еж не боится змей. Он разорвал змею и стал ужинать.

Утка и утята

Было лето. Юра и Яша шли по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из-под куста выбежали маленькие утята и побежали к матери. Они еще не умели летать. Мальчики стали смотреть, что будет дальше. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой.

Птичий двор

В колхозе большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гуся­та, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цып­лят.

На реке

Люба и Таня пасли утят на реке. Утята были маленькие. Вдруг прилетел к реке коршун. Он схватил одного утенка. Девочки закричали. На крик прибежал Ваня. Ваня стал бросать в коршуна камни. Коршун выпустил утенка и улетел.

Игрушки

На елке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень,рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

Уборка

Мама ушла на работу. Катя и Варя были дома. Они решили убрать комнату. Катя взяла тряпку и ведро с водой. Она чисто мыла пол. Варя вытирала пыль со шкафа, со стульев. Потом Катя и Варя мыли посуду. Когда пришла мама, все было чисто.


Зайка

Был у Мити зайка. Он был ручной. Зайка любил прыгать. Один раз Митя забыл закрыть клетку, и зайчик убежал в садик. Стал Митя зайку искать. Искал, искал, а зайка сидит под кустом. Митя взял зайку и отнес домой.

Кот

Жил у нас кот. Звали кота Дымка. Был он гладкий, хвост пушистый. Хорошо умел Дымка мышей ловить. Чуть зашуршит в углу — Дымка уже там. Чует кот добычу. Часто ловил Дымка глупых мышат себе на ужин.

Рассказ Незнайки

Цель. Учить детей работать с деформированным текстом.

Оборудование. Незнайка, конверт с письмом.

Ход занятия. Педагог открывает конверт и обращается к детям: «Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю: «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу». Получился рассказ у Незнайки?» — «Не получился». — «Почему?» — «Он рассказал все не по порядку». — «Давайте исправим этот рассказ. Расскажем все по порядку. Как вы думаете, что было сначала?» — «Лиза мыла розу». — «Что случилось потом?» — «Лиза занозила руку». — «Чем кончился рассказ?» — «Врач вытащил занозу».

Затем дети самостоятельно пересказывают текст в правильной последовательности.

В дальнейшем можно упражнять детей в составлении рассказов из деформированных текстов. Ниже даны примерные тексты.

Рыбалка

Щуку положили в ведро, принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке они поймали большую щуку. Паша и Леша пошли на реку.

Почему рассказ называется «Рыбалка»?

Мыльные пузыри

Взяли соломинки и стали пускать пузыри. Потом положили мыло и размешали. Сначала они налили в таз воду. Маша и Саша решили пускать мыльные пузыри.

Почему рассказ называется «Мыльные пузыри»?


Один раз Лида упала. Лида пошла на каток. У Лиды коньки. Потом она каталась хорошо.

Какое название можно придумать к этому рассказу? Почему?

ВЫБОРОЧНЫЕ ПЕРЕСКАЗЫ

1. Прослушать рассказ «Весна», а) Рассказать о весне, б) Рас­
сказать о том, что сделали дети.

Наступила весна. Стало тепло. Потекла вода. Дети сделали из бумаги лодочки. Лодочки плыли, а дети бежали за ними. Детям было весело.

2. Прослушать рассказ «Старушка». Рассказать о поступке
мальчика.

Шли по улице мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик девочке. Он
передал девочке книжки, а сам бросился помогать старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

—Это твоя бабушка?

—Нет, — ответил мальчик.

—Мама? — спросила девочка.

—Нет, — ответил мальчик.

—Ну, тетя знакомая?

—Да нет же, — со смехом ответил ей мальчик, — это просто
старушка.

3. Прослушать рассказ «Три товарища», а) Рассказать только
о Вите, б) Рассказать только о Коле, в) Рассказать только о Мише,
г) Рассказать только о Володе.

Витя потерял завтрак. На большой перемене ребята завтракали. А Витя стоял в сторонке. Подошел к Вите его товарищ Коля. Он спросил Витю, почему он не завтракает. Витя ответил, что по дороге потерял свой завтрак.

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок хлеба. —
А до обеда еще далеко.

Подошел второй товарищ Вити — Миша. Он спросил Витю, где он потерял завтрак, и посоветовал ему не класть завтрак в карман, а класть в сумку.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам свой кусок хлеба с маслом и отдал его Вите.

4. Прослушать рассказ «Товарищи», а) Рассказать про Бульку,
б) Рассказать про Альму.

У Юры собака Булька. У Димы — Альма. Булька — кра-сивый и умный пес. Альма — маленькая веселая собачка. Каждый день мальчики водят собак гулять.


5. Прослушать рассказ «Медведь», а) Рассказать только об
осени, б) Рассказать только о медведе.

Пришла осень. Позолотила она леса, кустарники. Старые деревья уже облетели. Начался листопад. Медведь нашел себе яму под деревом. Там много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу и лег в нее. Ударили морозы. Запушил снег деревья, покрыл землю и берлогу. Тепло медведю под снегом.

6. Прослушать рассказ «Дружок и Пушок», а) Рассказать
только о Дружке, б) Рассказать только о Пушке.

У Шуры есть собака Дружок. Есть и Пушок. Когда Шура идет гулять, Дружок бежит с ним, а Пушокждет их на окошке. Дружок и Пушок живут хорошо и дружно. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок сторожит дом, а Пушок пугает мышей.

7. Прослушать рассказ «В лесу». Рассказать только о грозе.
Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок

слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Дети спрятались в шалаше.

Черная туча скрылась за лесом. Выглянуло солнышко. Теплый ветерок подул в лицо. Запели птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве.

8. Прослушать рассказ «Наши друзья — дельфины» (рассказ
дается в сокращении). Рассказать только о том, как дельфины
спасли рыбака.

Самый интересный морской житель — это дельфин. С виду дельфин похож на огромную черную рыбу. Но только дельфин — это не рыба. Дельфины живут семьями, совсем как люди: папа-дельфин, мама-дельфин, ребенок-дельфин. Дельфин — это самый умный морской зверь. Дельфины даже умеют разговаривать, но только на своем, дельфиньем языке.

Вот что недавно случилось. Один рыбак ловил в море рыбу. Грозное море разбило рыбацкую лодку, а берег был далеко. Плыл этот рыбак и совсем выбился из сил и начал тонуть...

...Но только этот рыбак не погиб, потому что появился рядом дельфин. Он подставил рыбаку свою черную спину и стал толкать его к берегу. Вот так дельфин помог рыбаку. Что за умные звери эти дельфины!

Наши ученые строят большие аквдриумы, где содержат дельфинов. Уж очень хочется им знать: что это за странные морские звери, которые спасают людей?


РАССКАЗЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.137 с.)