Развитие фонематического слуха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие фонематического слуха



Красный — белый

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится Ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным усло­вием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).


Кто больше?

Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких пред­метов имеется звук/> (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Поймай рыбку

Цель. Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование. Металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его Место в слове (в начале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Кто внимательнее?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Картинки на определенный звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог пока­зывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

Игру можно усложнить.

Кто больше слов придумает?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук


и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Найди место для своей картинки

Цель. Активизация словаря, дифференциация разных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж... «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ок. Если услышите звук ш, то картинку надо положить слева, а если услышите звук ж, то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Будь внимателен

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, автобус и т.д.

Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).


Звенит-жужжит

Цель. Дифференциация звуков з—ж.

Описание игры. Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему. слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит».-Оцениваются и ответы водящего, и придуманные детьми слова.

Отстукивание слогов

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Оборудование. Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.

Телеграф

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Описание игры. Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

Угадай слово

Цель. Составление слов с определенным количеством сло­гов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его


первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

Слова-перевертыши

Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.


Педагог вызывает по очереди детей, они показывают, как умеют чистить языком зубы. «Чистить зубы языком надо при открытом рте. Следите, чтобы язык скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево, а нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны», — говорит педагог.

Лошадка

Цель. Активизация кончика языка.

Описание игры. Дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу педагога «Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп» лошадки останавливаются. Педагог говорит: «Атеперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами». Воспитатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.

Надо следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая его. Если у ребенка не получается прищелкивание, то можно с ним выполнить следующее упражнение: положить на кончик языка сливочную тянучку или ириску и попросить присосать ее к нёбу.

Прятки

Цель. Активизация корня языка.

Описание игры. Дети сидят лицом к педагогу, который предлагает им поиграть в прятки. «Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотрите, как спрячется мой язычок, вы его даже не увидите». (Показывает). Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо. Педагог следит, чтобы они не закрывали рот, когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу.

Веселый язычок

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Вариант 1. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: «Жил язычок в своем домике. Проснулсй и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовы­вается из открытого рта), посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения). Наелся


язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами). Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкает кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы)». Вариант 2. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: «Жил язычок в своем домике, никуда не выходил. Надоело ему сидеть дома. Захотелось поиграть и порезвиться. Открыл он свой домик, высунул широкий хвостик и опять спрятался в домике (педагог открывает рот, высовывает широкий язык и опять его втягивает. Дети повторяют упражнение, а педагог регулирует ритм словами «выбежал из домика — спря­тался в домик», «выбежал из домика — спрятался в домик»). Сна­чала язычок бегал медленно, а потом забегал вперед-назад все быстрее и быстрее, как будто котенок молоко лакает». Педагог производит языком быстрые четкие движения, дети повторяют.

Закрытые ворота

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: «Жил язычок в своем доме и захотел погулять. Стал открывать свой домик, а ворота не открываются. Язычок то одну дверцу потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего домика. Смотрите, дети, как вылезает язычок из домика (педагог показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами). И пока вылезал, дверки все шире и шире открывались. Язычок вылез весь на улицу».

Игра в хоккей

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог говорит: «Дети, вы знаете, как играют в хоккей? (Объясняет). Вот мы сейчас с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой у нас будет язычок, шайбой — фасоль, а полем


рот. Вот мы и будем шайбу (фасоль) гонять по полю (во рту) клюшкой (язычком). (Педагог показывает, как нужно делать это упражнение. Потом раздает детям фасолинки). Ну, дети, начинайте игру, а я буду наблюдать, кто быстрее гоняет шайбу».

Маятник

Цель. Активизация мышц языка.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Показывая игрушку часы-ходики, он говорит: «Посмотрите, как у часов ходит маятник. Мы тоже сейчас поиграем в часики, а маятником у нас будет язычок. Посмотрите, какой длинный маятник (педагог высовывает язык, не прикасаясь к зубам). А теперь маятник будет ходить «тик-так» (показывает, как язык отклоняется то вправо, то влево. Сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее). А теперь все высуньте язычок-маятник и покажите, как ходят часики». Дети выполняют упражнение. При движении язык не прикасается к губам.

Фокус

Цель. Активизация кончика языка. Подготовка к произно­шению звука ш.

Описание игры. Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать. Для игры-соревнования вызываются два ребенка. Выигрывает тот, кто верно выполнит все условия игры и у кого ватка взлетит выше.

Губы круглые, как бублик

Цель. Активизация мышц губ.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован круглый бублик, и говорит: «Дети, а кто может губы сделать такими же круглыми, как бублик?» (Чтобы губы были круглые, педагог шепотом говорит: о). Затем по очереди вызывает нескольких детей и предлагает всем сделать круглые губы. Необходимо, чтобы дети делали упражнение без напряжения. В движениях участвуют лишь губы; рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Кто умеет улыбаться?

Цель. Активизация мышц губ. Оборудование. Петрушка, куклы.


Описаниеигры. Дети сидят полукругом. Педагог говорит: «Когда мы радуемся, мы улыбаемся. Вот так (показывает). Когда мы хорошо улыбаемся, видны наши зубки. Улыбнитесь, дети. Ребята, сейчас к нам в гости придет петрушка. Давайте все хорошо ему улыбнемся (дети улыбаются, педагог показывает петрушку. Затем прячет его). Дети, петрушка спрятался, и вы спрячьте свои зубы, закройте их губками. А когда он снова покажется, опять улыбнитесь ему». Игра повторяется 3—4 раза. Педагог следит за тем, чтобы дети улыбались естественно, без напряжения и зубы не сжимали, а слегка сближали.

Слоники

Цель. Активизация мышц губ.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован слон, и говорит: «Дети, видите, какой у слоника хоботок, а кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками (при вдохе «пьют воду»). Набрали воды, а теперь «побрызгаем себя водичкой». Поднимите хоботок вверх». (При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя выпускание воды).

В лесу

Цель. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Оборудовани е. Две корзиночки.

Описание игры.В кругу детей стоят мальчик и девочка. У них в руках корзиночки для ягод. Все дети ходят по кругу и говорят:

Летом Вова и Марина В лес ходили за малиной. Они кричали в лесу...

После этих слов девочка и мальчик сначала по очереди, а потом вместе громко говорят: «Ау!»

Потом выбирается другая пара детей, и игра повторяется.

Эхо

Цель. Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группи, одна группа говорит:


Мы в лес пойдем,

Грибов найдем,

Ребят мы громко позовем: «Ау! Ау! Ау!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Вторая группа после этого говорит очень тихо: «Ау,ау, ау». Потом дети меняются ролями.

Кто лучше сделает дудочку?

Цель. Активизация мышц губ.

Описание игры. Дети сидят полукругом лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисована дудочка, и предлагает детям сделать дудочку губами, вытянув их вперед. «Посмотрите, дети, какую я сделаю дудочку» (вытягивает губы вперед).

По сигналу педагога «Дудочка играет» дети вытягивают губы вперед, по сигналу «Дудочка замолчала» губы приводят в нормальное положение.

Спрячем зубки

Цель. Активизация мышц губ.

Описание игры. Дети сидят на стульях лицом к педагогу, а он им говорит: «Посмотрите, как я умею показывать зубки (показывает). А теперь спрячем зубки, закроем их, чтобы не было видно. Покажите, ребята, зубки. Вот так. А теперь спрятались зубки. Закрыли их губами. Не видно зубов».

Педагог проводит игру несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 4—6 секунд. Дети должны сидеть спо­койно. Движения верхней губой выполняются спокойно, без напряжения, зубы не нужно сжимать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.054 с.)