Формирование грамматического строя речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование грамматического строя речи



слово

ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ

Сколько слов?

Цель. Дать детям понятие «слово».

Оборудование. Книга, кукла, карандаш, мяч и др.

Описание игры. Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы: куклу, книжку, карандаш. Затем берет предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

Кто это? Что это?

Цель. Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.).

Описание игры. Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем


спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают, например: «Книга», «Игрушка», «Стол» и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» — «Что это?»

Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Педагог указывает на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню, детей — и спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушев­ленные предметы, а дети ставят вопрос «кто?». Таким образом, педагог постепенно подведет детей к понятиям «живой» — «неживой».

Педагог приглашает девочку, рядом с ней ставит куклу и обращается к детям с вопросом: «Чем отличается Лена от кук­лы?» Дети называют различия и вместе приходят к выводу, что девочка живая, а кукла неживая, игрушка. Далее сравниваются игрушка-медведь и медведь, изображенный на картинке. Выясня­ется, что игрушка-медведь — неживой, а картинка изображает живого медведя. Подводи итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, — на вопрос «кто?».

Рассмотри картинки

Цель. Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой».

Оборудование. Предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы, наборное полотно.

Описание игры. Вариант 1. Педагог выставляет на наборное полотно все предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем педагог дает задание: 1) наз­вать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос.

Например: Стол. (Что это?) Кошка. (Кто это?)

Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевленные и неодушевленные) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры.

4. Кто что делает?

Цель. Дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Оборудование. Карандаш, бумага.

Описание игры. Педагог приглашает одного из детей


к себе и дает ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, — и спрашивает удетей: — Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом.

Затем педагог дает другие задания ребенку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы мне назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» — «Прыгает». — «Какое второе слово?» — «Игра­ет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос».

Варит. (Что делает?)

Шьет. (Что делает?)

Бежит. (Что делает?)

Смеется. (Что делает?)

5. Что нам почта принесла?

Цель. Закреплять в речи детей слова, обозначающие дей­ствия.

Оборудование. Сюжетные картинки, сумка почтальона, конверты.

Описание игры. Педагог заранее раскладывает в кон­верты по одной или две сюжетные картинки и кладет эти кон­верты в сумку почтальона. Детям педагог сообщает о том, что пришло много писем всем детям. Для того чтобы эти письма разнести, нужен почтальон. Из числадетей выбирается почтальон, который разносит письма всем детям. Затем педагог говорит, что письма эти не простые, а письма-картинки и дети должны выполнить следующее задание: внимательно посмотреть на картинку и ответить одним словом на вопрос: «что делает?». Дети рассматривают картинки поочередно и называют только одно слово, обозначающее действие, например: «поливает», «строит», «лает», «подметает», «рисует» и т.д. Наиболее активным детям, не допустившим ошибок при ответе, педагог говорит, что они будут почтальонами в следующий раз, когда придет почта.

Назови слово

Цель. Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе предмет­ные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребенка, сидящего человека, бабочку, книжку и т.д.

Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать


по одному слову, к которому можно поставить вопросы: кто это?, что это?, что делает? За правильно выполненное задание ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.

Какой он?

Цель. Дать понятие о словах, обозначающих признаки пред­мета.

Оборудование. Лимон, игрушки и т.д.

Описание игры. Педагог показывает детям лимон, пред­лагает рассмотреть его, поставить вопрос к слову «лимон» (ка­кой?) и ответить на него (желтый, кислый, душистый, овальный, большой, маленький, спелый и т.д.).

Затем педагог говорит: «Мы услышали много разных слов, и к этим словам можно поставить вопрос «какой?». Атеперь посчи­тайте, сколько я скажу слов.

Большой, новый. (Два слова.)

Какое первое слово? (Большой.)

Какое второе слово? (Новый.)

Теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой?». Педагог указывает на мишку и спрашивает: «Какой?» Дети отвечают (например: большой, плюшевый или новый, маленький и т.д.). Таким образом отрабатываются при­лагательные женского и среднего рода, отвечающие на вопросы: какая?, какое?

Ответь на вопрос

Цель. Закреплять в речи детей слова, обозначающие пред­меты, действия, признаки предметов.

Оборудование. Игрушки, картинки, изображающие те же предметы, сюжетные картинки, изображающие предметы в действии.

Описание игры. Педагог показывает детям разные пред­меты, а они их называют. Показывая игрушки, педагог задает детям вопрос. Они отвечают одним словом. Затем педагог пока­зывает картинки, где нарисованы дети, выполняющие различные действия, и задает вопросы: «Кто это?» — «Девочка»; «Что делает?» — «Танцует» и т.д. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» — «Мяч»; «Какой?» — «Круглый, синий» и т.д.

Подарки

Цель. Закреплять практическое усвоение детьми понятия «слово».


Оборудование. Игрушки: конь, волчок, кукла, самолет и др.

Описание игры. Дети образуют хоровод. Водящий стоит в середине. Дети идут вправо со словами:

Принесли мы всем подарки, Кто захочет, тот возьмет — Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет.

С окончанием слов дети останавливаются, а стоящий в середине круга называет подарок, который он желает получить, и читает соответствующий стишок. Если он назовет коня, дети изображают, как скачет конь, если куклу, они пляшут, если волчок — кружатся, если самолет — подражают полету самолета.

Слова и движения детей при изображении игрушек следующие:

Ведущий Дети

Скачет конь наш, Бегут по кругу, высоко под-

Чок, чок, чок, нимая ноги. Руки протянуты

Слышен топот вперед, корпус слегка отклонен

Быстрых ног. назад.

Кукла, кукла, попляши, Пляшут на месте.

Красной лентой помаши.

Вот как кружится волчок, Кружась на месте, останав-

Прожужжал и на пол лег. ливаются и приседают.

Самолет летит, летит, Раздвинув руки в стороны,

Лётчик смелый в нем сидит. плавно бегают по кругу. Когда

водящий скажет «стоп», дети останавливаются.

Стоящий в кругу выбирает какую-нибудь игрушку — одного из участников игры. Тот, кто выбран, становится ведущим.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Кто в тереме живет?

Цель. Учить детей правильно употреблять собственные име­на существительные в именительном падеже единственного числа.

Оборудование. Картонный домик с дверью, которая может открываться и закрываться, метки всех детей группы, нарисованные на твердой бумаге.


Описание игры. Педагог поочередно ставит в дверях домика детей и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Дети, которые узнают метку, называют имя и фамилию.

Кто ушел?

Цель. Учить детей употреблению собственных имен суще­ствительных в именительном падеже единственного числа.

Оборудование. Стулья.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Сбоку четыре стула для участников игры. Педагог говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый напротив. Педагог предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. «Вова, посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если он угадал, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а педагог вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.

Примечанием дальнейшем число участников можно увеличивать до 5 — 7 детей.

Почтальон

Цель. Учить детей правильно употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

Оборудование. Конверты с метками детей.

Описание игры. Дети кладут в коробку письма со своими метками. 2—3 ребенка — почтальоны — разносят письма тем, кому они адресованы. Вручая письмо, почтальоны громко называют имя ребенка.

В роли почтальона чередуются несколько пар. Кроме того, весь коллектив хорошо запоминает имена детей.

Микрофон

Цель. Учить детей правильному употреблению собственных имен существительных в единственном числе, именительном падеже.

Оборудование. Стульчики по количеству детей, игру­шечный микрофон.

Описание игры. Вариант 1. Дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Педагог смотрит на детей и запоминает цвет их платья, какие-нибудь характерные детали одежды. Затем он объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялась


рвочка с белой лентой в волосах, на ней был красный свитер и гтчатый фартучек. Кто знает, как ее зовут, пусть поднимет руку и назовет ее имя».

Вариант 2. Педагог сообщает детям о том, что сейчас они пойдут на экскурсию в зоопарк. Она говорит детям, что зоопарк очень большой и в нем можно потеряться, поэтому дети должны быть внимательны. Дети расходятся по комнате (подходят к жи­вому уголку или уголку природы, рассматривают). В это время педагог незаметно подает знак одному из детей и помогает ему спрятаться или тихонечко выйти за дверь. Затем педагог в «мик­рофон» объявляет приметы потерявшегося ребенка и просит сообщить его имя и фамилию. Тот, кто правильно назвал имя, получает в награду значок. Игра может повторяться несколько раз.

Что спрятано?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.

Оборудование. Муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры. На столике раскладываются цветы, овощи или фрукты (2—3 штуки). Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-либо предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, гвоздику)». По усмотрению педагога допускается односложный ответ: «Свеклу» и т.д.

Назови то, что покажу

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном и предложном падежах.

Оборудование. Настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры. Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это оказывается трудно, педагог сам называет предмет, а потом предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу на диван и т.д. Таким образом, он учит детей соотносить слово с предметом. Затем можно загадать загадку: «Пришел мальчик в детский сад, сел и предложил другому мальчику сесть возле него. На чем они сидели?» (На скамейке, на диване).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.03 с.)