Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми

Поиск

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетер­пеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Большое значение игре придавал А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».1

Проявляятонкую психологическую проницательность, КД Ушин-ский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра — дей­ствительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».2

'Макаренко А. С. О моем опыте. — Соч.: В 7-ми т. М., 1958, т.5, с.272. 2Ушинский К. Д. Психологические и логические основы обучения. — Избр. пед. соч.: В 2-х т. М, 1954, т.2, с. 483.


Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка. Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эль-конин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных»1.

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

В связи с этим воспитателям рекомендуется тщательно отбирать игры по их содержанию, уметь правильно ими руководить (даже в случаях самостоятельной игры ребенка), учитывать в них

Эльконин Д. Б. Детская психология. М, 1960, с. 171.


взаимоотношения детей, всемерно использовать игры как эффективную форму организации детской жизни.

В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях и на прогулках.

От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.

Как же используются игры в логопедической работе?

К сожалению, нередко можно встретить логопедов, которые занятия с дошкольниками проводят по шаблону, трафаретно и скучно. Сидит с ребенком такой логопед и изо дня в день «учит» название предметной картинки, «связывает» заученные с трудом слова в цепочки-предложения, опять же «учит» различать в словах слоги, в слогах — звуки. С дошкольником ведется работа над звукопроизношением, над обогащением словаря и совер­шенствованием фразы, по нормализации темпа и плавности речи. И все это идет по замкнутому кругу: картинки предметные, лото, домино, картинки сюжетные, развернутые фразы, сказки, рассказы. Для всех детей путь одинаков, только одни на этом материале автоматизируют и дифференцируют звуки, другие учат новые слова, третьи идут от сопряженной к отраженной речи, отвечают на вопросы и т.д.

Мы вовсе не против последовательности в логопедической работе, но против казенной трафаретности в подходе к до­школьнику, что и является зачастую причиной малой эффек­тивности работы.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспи­тательных мероприятиях.

Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физи­ческого развития в нарушениях моторики, в наличии у них паре­зов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Со стороны умственного развития в тяжелых случаях мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание как вто­ричное и временное явление.


Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апа­тичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.

По нашим наблюдениям, даже у дошкольников чувство ущемленности от сознания своего дефекта встречается нередко. И при этом интересен тот факт, что оно не коррелирует с тяжестью дефекта, а связано с теми социальными условиями, в которых растет ребенок, и, конечно, с типом его высшей нервной деятельности. В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что сила и частота фиксированности (можно сказать, степень болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх. По наблюдениям Г.В. Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспо­койство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затруд­няют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

У заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями или берут в самостоятельных играх на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.


1. Логопеду необходимо широко использовать игры в
коррекционной работе, при этом следует помнить об их
значимости в целом как средства физического, умственного,
.нравственного и эстетического воспитания детей.

2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать
возможные особенности поведения детей с различными речевыми
расстройствами.

Опыт показывает, что игра может проводиться как само­стоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Подвижная игра «У медведя во бору»:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь ворчит И на нас рычит: Р-р-р (или у-у-у).

Условия игры известны. Кактолько медведь начинает рычать, дети убегают от него за черту — домой. Медведь ловит их.

Игра может быть использована как отдых, как начало или конец занятия.

Логопедические ц е л и: 1) автоматизация звука р изолированного и в тексте; 2) развитие фразовой речи; 3) развитие дыхания; 4) развитие голоса; 5) нормализация темпа и ритма речи.

Цели физического развития: развитие общих движений, скорости реакции, собранности.

Цели умственного развития: может служить началом или завершением беседы о диких животных и растительности леса.

2. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Посредине комнаты в
длину выстраивают несколько стульчиков (по числу играющих).
Два стульчика с одной стороны, один — с другой. Между ними
проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперед по ходу
автобуса. Впереди водитель.

Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет.

Вся игра соответственно оформляется и заранее подго­тавливается.

В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т.д.


Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора — ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями.

Могут быть различные варианты: для накопления словаря и развития фразовой речи по одной теме, например, «Цветы». Соответственно меняются названия остановок: «Ромашки», «Розы», «Георгины», «Гвоздики» и т.д. Или для закрепления какого-либо одного звука, для развития звукового анализа.

В этом случае пассажиру в автобусе не выдадут билет, пока он сам не придумает свою остановку, чтобы в названии был необходимый звук.

Цели умственного воспитания: развитие представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, наблюдательности, представлений по теме «Транспорт», «Цветы» и пр.

Цели нравственного воспитания: развитие представлений о норме и правилах поведения в общественных местах.

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» может выступать и как основное занятие и как начало или конец его.

Логопедические цели разнообразны: развитие звукового анализа, закрепление звуков в словах, предложениях, в связном тексте, совершенствование словаря и фразовой речи.

Цели умственного воспитания: развитие внимания, осязания, представлений, наблюдения и сравнения, воображения.

Все указанные цели на одном занятии, конечно, реализованы быть не могут. Здесь указаны возможные и, естественно, неполные варианты и цели каждой игры.

В заключение отметим, что игра — это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Коррекционная работа над неправильным звуком пред­полагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка звука определенном приемом, авто­матизация и дифференциация нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Последовательность коррекционной работы — главный принцип, которого мы придерживались при подборе игр для логопедической работы с ребенком. Этим и определялась структура построения I части этого сборника.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к


правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам; затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для формирования правильного артикуляционного уклада нужного звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

В сборнике подобраны игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным мы условно отнесли игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

II. Игры для формирования правильного звукопроизношения
подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто
искажающиеся у детей. Мы не останавливались на приемах
постановки звуков, так как это не соответствовало бы поставленной
нами задаче. Эти приемы можно найти в логопедической
литературе. Но имеющиеся в этом разделе игры на звуко­
подражание могут быть использованы как попытка вызвать пра­
вильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготови­
тельных игр и упражнений.

Игры для автоматизации и дифференциации различных звуков подобраны в принятой последовательности, о которой мы уже говорили выше.

III. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на те же
звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторенные
вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чисто­
говорки, считалки используются для автоматизации и диф­
ференциации определенных звуков в самостоятельной речи
детей.

Мы считали целесообразным дать их отдельно от игр, так как они могут быть использованы самостоятельно и на занятиях, и в играх. Потешки, чистоговорки, как и загадки, могут быть использованы в разнообразной работе с ребенком.

Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей (все разделы сборника), так и для коррекции различных ее несовершенств (преиму­щественный выбор необходимых разделов). Как для детей с


недостатками звукопроизношения (физиологические несовер­шенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть реко­мендованы игры на развитие слухового внимания, фонема­тического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков (их постановка, авто-матизация, дифференциация). Этой категории детей будут полезны еще игры на развитие дыхания и голоса. Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей-дизартриков и ринолаликов можно проводить на мате­риале потешек, чистоговорок и загадок.

В логопедической работе с заикающимися детьми могут быть использованы игры по развитию физиологического и речевого дыхания и голоса, считалки, потешки, загадки, а также игры по совершенствованию фразовой речи и способствующие норма­лизации ее темпа и плавности.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей (нап­ример, при дизартриях или ринолалиях, помимо недостатков звукопроизношения, встречаются еще и несовершенства фра­зовой речи, при алалиях и афазиях — недостатки звуко­произношения, а при заикании — иногда и то и другое), то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны всегда иметь в виду воспитательные и общеобра­зовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблю­дательности, представлений, знаний, навыков, правильное отно­шение ребенка к коллективу и к своему месту в нем и пр.


ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление непра­вильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель.1 Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо — громко!

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

1 Здесь и далее названы дополнительные цели игры к той основной, что обозначена в заголовке раздела.


Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Наседка и цыплята

Цель. Закрепление понятий о количестве.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель. Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех—пяти), в каждой разный вид продуктов, например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться киздаваемому каждым продуктом звуку.


Найди игрушку

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры. Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи, Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязка на глаза.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры.Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре—шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начи­нается сначала.

Где звенит?

Цель. Развитие ориентации в пространстве. Оборудование. Колокольчик или погремушка.


Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Где постучали?

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить: если не находит, продолжает водить.

Жмурки с колокольчиком

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.

Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описаниеигры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-


нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бубенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает малышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петрушка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа — птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перей­дет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т.п. С флажком (или с веточкой) ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, фла­жок передается новому победителю.

Скажи, что звучит

Цель. Развитие слухового внимания. Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.


Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести допол­нительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

Солнце или дождик

Цель. Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки..Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.

Угадай, что делать

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Узнай по звуку

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т.п.).

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрыватъ материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т.п.


Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наи­более внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

Кто это?

Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы», формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Угадай, чей голосок

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен упадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга.

Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

Вариант 2. Оборудование. Мишка (кукла).

Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.


Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.

Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, Кусочек пирога, Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.


Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

Горшочек

Цель. Закрепление представлений «горячий-холодный». Развитие координации движений рук.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч.

Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.

Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).

Кто внимательный?

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.

Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3—4 до 5—6 м. Выявляются победители.

Зак. 742


Принеси игрушки

Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.

Оборудование. Мелкие игрушки.

Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.

Слушай и выполняй

Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фра­зовой речи.

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки (фанты).

Описание игры. Вариант 1. Педагог называет 1—2 раза несколько различных движений (одно—пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последо­вательности, в какой они были названы. А затем самому пере­числить последовательность проделанных упражнений. За пра­вильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие — очко (фант). Набравший большее количество очков — победитель.

Вариант 2. Педагог дает одновременно двум—трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т.п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

Хлопки

Цель. Развитие количественных представлений.

Описание игры. Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2—3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5)


он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Лото

Цель. Учить правильно соотносить слово с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское лото («Играем и рабо­таем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Описание игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2—3 раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня...» — и называет предмет.

В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-щесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.013 с.)