Составленных по опорным словам





Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составленных по опорным словам



Мысленно соедини пары названых объектов и составь предложения, в которых бу­дет много звуков Щ.

Щуки — лещи. Щетка — плащ. Щенок — ящик. Щавель — щи. Товарищ — помощь. Щеглы — роща. Пещера — щепки. Хранилище — овощи. Щавель — щи. Ящерка —

щель.

ЭТАП ТРЕТИЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Щ В СТИХАХ И РАССКАЗАХ

Закрепление произношения звука Щ в чистоговорках

Четко произнеси чистоговорки 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их по ролям: взрослый — начало (Ща-ща-ща), а ты — конец (наш товарищ без плаща).

Ща-ща-ща, наш товарищ без плаща.

Ще-ще-ще, наш товарищ шел в плаще.

Щи-щи-щи, у товарищей плащи.

Щи-щи-щи, щиплем щавель мы на щи.

Щу-щу-щу, утром вещи я ищу.

Щу-щу-щу, вас сгущенкой угощу.

Що-що-що, дать сгущенки вам еще?

Щу-щу-щу, щуку я за хвост тащу.

Щу-щу-щу, я одежду полощу.

Щу-щу-щу, щуку я не упущу.

Ащ-ащ-ащ, на щенка свалился плащ.

Ощ-ощ-ощ, мой щенок и мал, и тощ.

Ущ-ущ-ущ, по забору вьется плющ.

Ящ-ящ-ящ, мой щеночек тащит хрящ.

Ещ-ещ-ещ, мне попался крупный лещ.

Закрепление произношения звука Щ в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.


Волки рыщут, пищу ищут.

У осы не усищи, а усики.

Дятел на елке ощупал щелки.

Щуку я тащу-тащу, щуку я не упущу!

Щи да каша — пища наша.

Я лошадку не хлещу, я лошадку угощу.

Щетка, щипцы и клещи — это нужные вещи.

Злой Кощей не любит щей.

Растительная пища — такая вкуснотища!

Теща угощала щами и большущими лещами.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Хлещет, хлещет дождь, скрылся еж под хвощ.

Блещут молнии все пуще, тучи гуще, гуще, гуще.

У топора — топорище, у кнута — кнутовище.

Ты нас, мама, не ищи — щиплем мы щавель на щи.

Ты послушай: щетки, щетки затрещали как трещотки.

Щегленок головой вращал и все пищал, пищал, пищал.

Нина посчитала вещи: ящик, щетка, плащик, клещи.

Наварила щука щей, угощала двух ершей.

В темном небе звезды блещут, в темном море волны хлещут.

Закрепление произношения звука Щ в стихах

Произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Целый день поет щегол Краснощекие щеглы

В клетке на окошке, И забавны, и милы,

Третий год ему пошел, Щебетать щеглам не лень,

А он боится кошки. Песни льются каждый день.
А мама не боится

Ни кошки, ни щегла: Тощий Димка всех тощее,

Щеглу дала напиться, Тоще тощего Кощея.

А кошку прогнала! Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей,

Под кувшинками, в тиши, Ни сгущенки, ни лещей,

Где не очень мелко, Вот и тощий, как Кощей!
Ходят важные лещи

Шириной с тарелку. Щука стукнула хвостом,

Словно щелкнула хлыстом,

Щуку хищную с реки И таким ударом крепким

Притащили рыбаки. Расщепила стол на щепки.
Щука тощая страшней,
Чем страшилище Кощей.


 

Наварила щука щей, На скамейку я встаю,

Угощала двух ершей, Еле ящик достаю,

Говорили все ерши: Открываю ящик

«Щи у щуки хороши!» Голубой, блестящий,

Сыпятся из ящика Письма настоящие!

Закрепление произношения звука Щ в загадках

Отгадай загадки. Не торопясь, выделяя звук Щ, повтори каждую из них. Понравив­шиеся загадки загадай родным и знакомым.

Когтищи, усище, хвостище, а моется всех чище! (Кошка, кот.)

На горе-горище стоит голенище. (Труба.)

Стоит волчище, разинув ртище. (Колодец.)

Стоит бычище, проклеваны бочища. (Изба.)

Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лед.)

Закрепление произношения звука Щ в пословицах и поговорках

Произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза, четко выделяя звук Щ. Попроси взрос­лого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так

говорят?

Тощ как хвощ.

Попал как кур в ощип.

Ищи ветра в поле.

Гляди на вещи проще.

Не было бы счастья, да несчастье помогло1.

Еду, еду, не свищу, а наеду — не спущу.

Щеголь щеголем, а рубаха холщовая.

Прощай, да не стращай.

Всякого щеголя не перещеголяешь.

Искать — ищи, а найдешь — не взыщи!

Тащу-тащу, боюсь, что упущу!

Где каша да щи, там нас и ищи!

Закрепление произношения звука Щ в скороговорках

Четко произнеси скороговорки 3-4 раза, выделяя звук Щ. Говори сначала медлен­но, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.

Тощие мощи.

А кущи все гуще.

В роще не сыщешь ни щуки, ни леща.

Сколько в ящике вещей без трещотки и клещей?

1 Сочетание СЧ произносится как Щ.


Щеглиха у щегла щеголихою была.

Из-под Костромщины шли мощные мужчины1.

Тщетно тщится щука ущемить леща, коли эта щука хищна, но тоща.

Ящерка в ящике ящерок везла, ящерка с ящиком села на козла.

Щекотали щеткою щенка, ощипали тощие бока.

Тащу, тащу, не дотащу, боюсь еще, что выпущу.

Щенок тащил тяжелый щит, поэтому щенок пищит.

Товарищ вытащил ящерицу из щели в пещере.

Щурка летает в гуще ветвей, щелкает в роще певец соловей.

Зубаста да тоща, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука

вокруг леща.

Щеголь-щегол над чащобой щебечет; щурится, греясь на солнышке, кречет.

Закрепление произношения звука Щ в рассказах

Четко, выделяя звук Щ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Щ.

ЩЕНОК

Утащил щенок Бимка кость под вешалку, а тут с вешалки свалился плащ. Щенок сперва испугался, потом щенок рассердился. Тащит щенок плащ подальше от ко­сточки, кусает его. Никому не отдаст щенок Бимка свою любимою косточку.

СЛУЧАЙ В УЩЕЛЬЕ


1 Сочетание ЖЧ произносится как Щ.

Группа туристов поднималась по ущелью. Вдруг трос, скрепляющий идущих, затрещал и оборвался. Один человек свалился с обрыва. Четверо туристов бро­сились на выручку несчастному товарищу. Его осмотрели, ощупали и осторожно положили на носилки. Скоро за пострадавшим прилетел вертолет, и врачи оказа­ли туристу помощь.


 



18. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ НА СЛУХ И В ПРОИЗНОШЕНИИ

Звуки СЬ — Щ ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении (вместо слов сияющий, щедрость мож­но услышать сияюсий, седрощть). Од­нако различение производных звуков СЬ — Щ требует меньше времени и уси­лий, чем сходных по артикуляции базо­вых звуков С — Ш.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ ИЗОЛИРОВАННО,

В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков СЬ-Щ

Возьми картинки-символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Внимательно послу­
шай и запомни, как свистит баллончик (СЬ) и шипит лопнувший шарик (Щ).

По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие зву­ки. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков СЬ — Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинки-символы из Приложения 1.

ся-ща ща-ся ся-ща-ся ща-ся-ща

се-що що-се сю-щу-сю що-се-що

сю-щу щу-сю си-щи-си щу-сю-щу

си-щи щи-си се-ще-се щи-си-щи






Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.006 с.)