Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию

Поиск

(проводится как часть занятия)

Воспитатель подбирает игры на звукоподражание и картинку-символ (см. «Приложение»), с которой в дальнейшем будет соотноситься этот звук, например на звук з — картинка с изображением комара (он звенит, напоминая звук з); на звук с — изображение насоса (воздух, выходящий из насоса, свистит, напоминая звук с) и т. д. Для уточнения звука необходимо многократное повторение, поэтому воспитатель не ограничивается соотнесением данного звука с картинкой-символом, а просит детей вспомнить, что еще напоминает этот звук. Например, при уточнении звука ж вспоминают, как жужжат жук, пчела, муха, пила, полотер, пылесос и т. п. Эти сравнения развивают слуховое внимание детей.

Необходимо добиваться четкого, правильного произношения изолированного звука всеми детьми, используя различные вспомогательные приемы для уточнения и вызывания звука, например: длительное произнесение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение его (если он взрывной) воспитателем с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребенка и т. п. При этом воспитатель должен хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук, т. е. в каком положении у ребенка находятся органы артикуляционного аппарата. (Чтобы увидеть, в каком положении находится язык, надо предложить ребенку многократно произнести отрабатываемый звук между двумя звуками а (аса, аша, ара).

Например, на занятиях по уточнению произношения звука с дети подражают свисту воздуха, выходящего из насоса при накачивании шины. Воспитатель знает, что при правильном произношении звука с губы в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, широкий язык находится за нижними резцами, посередине языка идет тонкая холодная воздушная струя. За правильным положением губ, языка и наличием воздушной струи у детей и следит педагог. Он проводит уточнение звука не со всей группой сразу, а с подгруппами, чтобы иметь возможность увидеть неправильное положение органов артикуляционного аппарата у детей и помочь им. Одному ребенку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого нет ветерка. «Посмотри, какой у меня сильный ветерок»,— говорит воспитатель, подносит тыльную сторону руки ребенка к своему рту, и произнося звук с, дает возможность почувствовать струю воздуха. Потом то же предлагает проделать ему самому. У третьего ребенка нижние зубы не видны, воспитатель просит его улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т. д. Детей, которые испытывают затруднения в произношении отрабатываемого звука, следует чаще спрашивать и контролировать.

Воспитатель должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания.

Надо помнить, что во второй младшей группе воспитатель, проводя этот вид работы, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука. В средней группе воспитатель обращает внимание детей не только на звучание отрабатываемого звука, но и на его основные, легко видимые или ощутимые артикуляционные признаки. Он может сказать, где находится язык, что делают губы, какая идет воздушная струя, и это же спросить у детей.

Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем)

(проводится как часть занятия, в отдельных случаях как целое занятие)

Воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названиях которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При подборе материала следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, а тех звуков, которые дети плохо произносят, должно быть как можно меньше. Этот вид работы требует быстрой смены положений органов артикуляционного аппарата, а следовательно, развивает способность быстро и четко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить и о правилах орфоэпии (совокупность правил устной речи), которые указывают, как произносить звуки в определенных фонетических условиях.

Звонкие согласные (в, з, ж, б, д, г) перед глухими соглас ными оглушаются и произносятся как парные им глухие согласные (ф, с, ш, п, т, к), например; варежки («варешки»), ложка («лошка»), морковка («моркофка»), березка («береска») и т. п.

Звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются, т. е. произносятся как соответствующие им парные глухие: мороз («морос»), нож («нош»), дуб («душ») и т. п.

Безударные гласные теряют не только долготу и силу, но и качество, т. е. редуцируются (изменяются). Ср.: окна — окно, облако — облака.

Сочетание тся произносится как ца: купаться («купатца») и др.; сочетание сш произносится как двойной звук ш: сшила («шшила») и др.

При подборе материала для закрепления звуков необходимо учитывать двойное значение букв я, е, ё, ю:

Буквы я, е, ё, ю обозначают звукосочетания jа (я), jэ (е), jо (ё), jу (ю), если стоят в начале слова, после разделительных знаков ъ и ь и после гласного (я-ма, обезь-яна, ма-як);

обозначают мягкость предшествующего согласного звука (мясо, дятел и т. п.).

При назывании предметов, картинок отрабатываемый звук выделяют голосом, произнося его длительнее других звуков, а взрывные согласные (п, б, т, д, к, г) произносят более четко.

Необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге,— это привлекает внимание ребенка к звуку. В русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий, это облегчает выделение отрабатываемого звука. Если же удлинить безударный слог, то возникнет иллюзия второго ударения, вот почему не рекомендуется сначала брать отрабатываемый звук в безударном слоге. Удлиняя его произношение, мы будем мешать ребенку усваивать правильное ударение. В словах муха, автомат, мак звук м можно легко выделить, произнести его долго, четко, а в словах молоко, магазин, не нарушив правила произношения, выделить звук м нельзя. В безударных слогах происходит ослабление и изменение звучания звуков, особенно некоторых гласных, например: воды — воды. В слове воды звук о ясно слышен, в слове воды слышен уже не звук о, а звук, акустически больше похожий на а. Так же изменяется звучание некоторых согласных.

Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи

(проводится как целое занятие)

Для этих занятий воспитатель подбирает потешки, скороговорки, стихотворения, игры, рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком (материал следует подбирать, руководствуясь списком литературы, рекомендованным программой). Занятия этого вида могут сочетаться с любыми занятиями по родному языку: разучиванием стихотворения, работой с картинкой, дидактическими играми и др. Вводя звук в речь ребенка, недопустимо на каждом слове исправлять его ошибки. Это мешает ребенку высказаться, нервирует, может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к отказу от речи. При уточнении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Воспитатель лишь контролирует правильное употребление звука в речи.

Проводя этот вид занятий, необходимо воспитывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь. Очень важно следить и за темпом речи. Если ребенок говорит быстро, нечетко произносит звуки, у него вырабатывается небрежность к своей речи, он не приучается следить за тем, как говорит. Такой ребенок искажает и пропускает в своей речи даже те звуки, которые изолированно произносит правильно. Вырабатывая спокойный темп речи, мы будем способствовать улучшению звукопроизношения.

Итоговые занятия

Эти занятия проводятся в средней группе (со второй половины года) и в старшей. Каждое занятие включает все этапы работы над звуком:

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука.

Уточнение произношения изолированного звука.

Воспитание четкого произношения звука в речи.

Воспитателю следует подбирать такие формы и виды работы, которые дают возможность привлечь каждого ребенка, проверить, как дети усвоили пройденный материал.

Третьему виду работы на итоговом занятии уделяется большее внимание, чем первому и второму. При этом используется прием составления детьми предложений по предметным или сюжетным картинкам. Предложения постепенно надо удлинять и усложнять. С помощью этого приема у детей воспитывают навык правильно воспринимать и воспроизводить предложение, развивают внимание, память, что в дальнейшем облегчит работу по анализу предложений.

Дифференциация звуков

В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:

Дифференциация изолированных звуков.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация звуков во фразовой речи. Остановимся подробнее на каждом этапе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.008 с.)