Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения звука ш и их исправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Правильная артикуляция звука ш Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм; верхние и нижние резцы видны. Язык: - кончик языка широкий, поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель; - передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается его, а образует с ними щель; - средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу (углубление посередине образует как бы дно ковшика); - задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад (напоминает заднюю часть ковшика); - боковые края прижаты к верхним коренным зубам (напоминают по форме боковые края ковшика) и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту. Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на шипение; при неправильном положении органов артикуляции происходит искажение звука ш или его замена другим звуком. Предраспологающие факторы: различные нарушения в строении или движениях органов артикуляционного аппарата. Подготовительный этап. При отсутствии звука ш работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: - умение слегка выдвигать вперед округленные губы; - подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними коренными зубами; - длительная воздушная струя, идущая посередине языка. Постановка звука. Используя прием подражания и обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, добиваются правильного произношения звука ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой. II. Нарушения произношения звука ш. 1. Сигматизмы Межзубный. Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: разомкнуты примерно на 1 см. Язык: - кончик языка просовывается между резцами; - передняя часть спинки языка просовывается между резцами, образует с ними плоскую щель; - средняя часть спинки языка опущена, но не прогибается книзу; - задняя часть спинки языка опущена; - боковые края прилегают к коренным зубам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя: слабая, рассеянная. Нарушения звучания: шепелявый оттенок. Предраспологающие факторы: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое узкое твердое нёбо. Подготовительный этап. Проводятся упражнения для: - подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; - выработки направленной воздушной струи; - отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка звука. Ребенку предлагается: - при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; - постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой. Боковой. Губы: один из уголков рта может быть слегка опущен и оттянут. Зубы: может быть легкое смещение нижней челюсти вправо или влево. Язык: - кончик языка: а) поднят вверх и упирается в корни верхних резцов; б) опущен за нижние резцы; - передняя часть спинки языка: а) образует смычку с альвеолами; б) левая (правая) половина образует смычку с альвеолами, правая (левая) половина опущена; - средняя часть спинки языка: а) поднимается к нёбу и образует с ними смычку; б) левая (правая) половина выгнута, сомкнута с нёбом, правая (левая) половина опущена; - задняя часть спинки языка: а) поднята; б) левая (правая) поднята, правая (левая) опущена; - боковые края: а) опущены; б) опущен левый (правый) край языка. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя: а) выходит по обоим краям языка; б) идет вбок вправо (влево) Нарушения звучания: хлюпающий звук. Предраспологающие факторы: - боковой открытый прикус; - слабость мышц одной половины языка. Подготовительный этап. Проводятся упражнения для: - укрепления боковых краев языка; - равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; - выработки воздушной струи, идущей посередине языка; - отрабатываются звуки т и с. Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад – к бугоркам (края ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны). Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой. Носовой. Губы: занимают нейтральное положение. Зубы: разомкнуты. Язык: - кончик языка опущен вниз и оттянут вглубь рта; - передняя часть спинки языка опущена вниз, оттянута вглубь рта, не образует щель с нёбом; - средняя часть спинки языка оттянута назад; - задняя часть спинки языка поднята вверх; соединяется с мягким нёбом; - боковые края опущены. Мягкое нёбо опущено. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя идет через носовую полость. Нарушения звучания: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней части спинки языка. Подготовительный этап. Вырабатываются умения: - удерживать широкий распластанный язык на верхней губе; - направлять воздушную струю на широкий кончик поднятого на верхнюю губу языка (сдувать ватку с кончика носа); - различать на слух звучание ш при носовом и ротовом произношении; - отрабатываются звуки т и с. Постановка звука. Ребенку предлагается: - при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно шипение. После однократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем можно убирать ложку и, сближая зубы, добиваться правильного звучания ш. - если нет звука р, то ставят звук ш от звука с с механической помощью. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не наблюдается замены фонемы ш другой фонемой. 2. Парасигматизмы. 2.1.Губно-зубной. Губы: занимают нейтральное положение. Зубы: нижние зубы невидны, верхние слегка обнажены. Язык: - кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов; - передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад; - средняя часть спинки языка приподнимается и слегка оттягивается назад; - задняя часть спинки языка приподнята; - боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя более узкая и холодная. Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком ф (шапка – «фапка», машина – «мафина», душ«дуф»). Предраспологающие факторы: прогнатия, вялость передней части спинки языка, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-ф, используя картинки-символы. Проводятся упражнения для: - отработки движений нижней губы вниз-вверх, - подъема широкого переднего края языка вверх. Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-ф. 2.2. Призубный. Губы: занимают нейтральное положение. Зубы: незначительно разомкнуты. Язык: - кончик языка смыкается с альвеолами за верхними зубами; - передняя часть спинки языка сомкнута с альвеолами; - средняя часть спинки языка опущена, желобок не образуется; - задняя часть спинки языка становится более выпуклой; - боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя толчкообразная. Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком т (шапка – «тапка», машина – «матина», душ – «дут»). Предраспологающие факторы: закрытый прикус, снижение слуха, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Вырабатываются умения: - сопоставлять и различать на слух звуки ш-т, используя картинки-символы, - различать на основе тактильных ощущений звуки ш-т по воздушной струе (при ш – длительная, при т – толчкообразная). Проводятся упражнения для выработки: - длительной, направленной воздушной струи; - положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами, - отрабатывается звук с. Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные ощущения, добиваются правильного произношения звука ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-т. 2.3. Шипящий. Губы: округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы: разомкнуты, видны верхушки резцов. Язык: - кончик языка опущен вниз отходит назад от резцов или упирается в нижние десны; - передняя часть спинки языка напряженна; - средняя часть спинки языка напряжена, выгнута, желобок не образуется; - задняя часть спинки языка приподнята; - боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя растекается по всей поверхности языка. Нарушения звучания: звучание сходно со звучанием мягкого ш (шапка - «ш’апка», машина – «маш’ина», душ – «душ’»). Предраспологающие факторы: прогения, снижение слуха, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки ш-щ, используя картинки-символы. Вырабатываются умения: - поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; - чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого нёба (вперед-назад). Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайное ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока четко не будет слышен звук ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-щ. 2.4.Свистящий. Губы: без напряжения растянуты, как при легкой улыбке. Зубы: сближены на 1-2 мм. Язык: - кончик языка широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек; - передняя часть спинки языка широкая, приподнята, к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка; - средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок; - задняя часть спинки языка незначительна поднята; - боковые края плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Мягкое нёбо приподнято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки ненапряженны, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка. Нарушения звучания: звук ш заменяется звуком с (шапка-«сапка», машина-«масина», душ-«дус»). Предраспологающие факторы: снижение слуха, нарушение фонематического слуха. Подготовительный этап. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с-ш, используя картинки-символы; ребенку дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении педагогом звуков с и ш (при с – холодная струя, при ш - теплая). Отрабатывают движения: - широкого языка вверх, к передней части твердого нёба; - добиваются четкого чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; - чередований движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед. Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш. Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Дифференциация звуков. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука ш и звука-заменителя: ш-с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.89 (0.008 с.) |