Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как выявить особенности звукопроизношения у детей

Поиск

 

У 3–4-летнего малыша, когда он неправильно произносит значительное количество звуков, нередко бывает трудно установить, в каких случаях это объясняется несовершенством произношения, связанным с возрастом, а в ка­ких – недостатком звукопроизношения, требующим исправления. Очевидно, по этой причине родители не всегда своевременно обращаются за помощью к специалисту, считая всякое неправильное произношение звуков возрастным несовершенством речи.

Количество ошибочно произносимых звуков может быть разнообразным. Ребенок может неправильно произносить один звук (например, только звук [ р ] ), группу звуков (например, группу шипящих звуков: [ ш, ж, ч, щ ] ), или не­сколько звуков из разных групп (например, звук [ р ]и звуки [ ш, ж ] ). Обычно искажение одного звука из группы сопровождается искажением и других звуков (например, при неправильном произношении звука [ с ], как правило, неправильно произносятся и звуки [ з, ц ] ).

Недостатки звукопроизношения могут выражаться в том, что звук полностью не произносится: [ апка, соока ](шапка, сорока), в замене одного звука другим [ сапка, солока ](шапка, сорока), в искаженном произношении звука (звук произносится, но не соответствует принятому произношению, например, когда звук [ р ]произносится в результате колебания мягкого неба, а не кончика языка, как принято в норме).

Так как существует множество вариантов неправильного произношения одного и того же звука, то при проверке очень важно выявить не только, какие звуки ребенок не произносит, но и характер их нарушения (заменяет звук или искажает). Это поможет установить (если проверяется произношение у 3–4-летних детей), имеем ли мы дефекты или несовершенства произношения звуков.

Ошибочному произношению чаще всего подвержены звуки [ р ], [ рь ], [ л ], шипящие звуки [ ш, ж, ч, щ ]и свистящие [ с, сь, з, зь, ц ]. Поэтому на точность воспроизведения этих звуков следует обратить особое внимание. У маленьких детей проверяется правильность произношения и других звуков, например звуков [ ы, к, г, х ]и пр.

У малышей 2–3-летнего возраста легче всего проверить произношение звуков при помощи игрушек или путем называния окружающих предметов, у детей постарше – при помощи специально подобранных картинок. При этом необходимо предлагать ребенку такие предметы, игрушки, картинки, в названии которых проверяемый звук находится в начале, середине и в конце слова. Например, для проверки правильности произношения звука [ ш ]подбира­ются картинки с изображением следующих предметов: шуба, кошка, мышь; для правильности произношения звуков [ р, рь ]– рама, корова, шар, трамвай, редиска, дерево, фонарь. Это обусловлено тем, что в одних словах ребенок может верно произнести звук (например, в начале слова), в других – нет.

Если подобрать предметы, игрушки и картинки нет возможности, то можно использовать иллюстрации книг. Ребенку показываются предметы, изображенные на рисунке, правильность произношения звука отмечается на отдельном листочке: записывается, какое слово малышу было предложено назвать и как он его произнес. Таким образом, имея под рукой несколько детских книг, всегда можно проверить произношение того или иного звука.

После того как выяснится, какой звук ребенок не выговаривает точно, предложите ему повторить слово вслед за вами. Слова при этом произносите немного растянуто, а тот самый звук (например, [ ш ] ) выделите голосом: шшшуба, кошшшка, мышшшь. Потом предложите ребенку воспроизвести также протяжно изолированный звук: шшшш...

Умение ребенка произносить звук в речи проверяется при чтении ребенком стихотворения, при пересказах рассказов, сказок.

Как мы уже отмечали, недостатки произношения следует устранять заблаговременно. Необходимо учесть, что работа по их исправлению иногда требует до 3-6 месяцев и более.

В тех случаях, когда нет возможности заниматься с логопедом, а недостаток речи не отягощен тяжелыми нарушениями со стороны ар­тикуляционного аппарата, родители могут сами помочь ребенку улучшить его произношение.

Так, если при проверке будет установлено, что ребенок может изолированно произнести звук или употребляет его верно в словах, а в речи им не пользуется или пользуется, но не всегда, то после уточнения правильности его произношения (доказать перед зеркалом, как надо произносить верно) ребенку предлагают сначала произносить этот звук в небольших речевых единицах – в слогах. А после того как он научится отчетливо произносить звук в слогах, ему предлагают, произносить его в словах, затем во фразах, а потом и в самостоятельной речи. Рассмотрим это на примере закрепления звука [ ш ]. Ребенку предлагают для повторения такой набор произнесения слогов: ша, шо, шу, ши, аш, ош, уш, ищ, аша, ашо, ашу, аши, оша, ошо, ошу, оши и т. д. После того как ребенок научится отчетливо произносить звук [ ш ]в слогах, ему предлагают произносить слова (называть предметы, изображенные на картинках, в названии которых имеется звук [ ш ]) сначала такие, которые начинаются с этого звука (шуба, шапка, шарф), затем – слова, в которых звук [ ш ]находится в конце слова, в середине (мышь, душ, кошка, мышка) и в сочетании с другими согласными: штанга, лапша. Далее ребенка учат произносить фразы, в которых часто встречается этот звук: «У Миши шапка. Кошка ловит мышку. У Шуры шар» и т. д. Дальнейшее закрепление звука [ ш ]осуществляется при заучивании загадок, потешек, небольших стихов, насыщенных этим звуком, а также при пересказе сказок, рассказов, постепенно вводя его в самостоятельную речь.

При исправлении искаженно произносимого звука надо подходить очень осторожно, так как при неправильной работе можно закрепить недостаток, исправить который в дальнейшем будет сложнее.

В тех случаях, когда ребенок не произносит звука, а по подражанию получить его не удается, то постарайтесь объяснить малышу, в чем причина неправильного произношения звука. Покажите перед зеркалом, какое положение и форму принимают язык, губы при правильном его воспроизведении. Иногда достаточно показать ребенку перед зеркалом, как звук произносится, чтобы он смог верно его повторить. Если таким образом удается получить звук, дальнейшее его закрепление и введение в речь производится вышеуказанным способом.

При исправлении произношения звуков [ ц, ч, щ ]необходимо учитывать, что звук [ ц ]включает элемент звука [ с ], а звуки [ ч ]и [ щ ]– элемент звука [ ш ]. Поэтому сначала необходимо добиться правильного произношения звуков [ с ]и [ ш ], а потом учить правильному произношению этих звуков.

Если недостатки звукопроизношения устранить собственными силами не удается, то следует обращаться к логопеду, который установит причины неправильного произношения звуков и подскажет, как их устранить.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.51 (0.009 с.)