Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития звуковой культуры речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Неправильное произношение звуков у малышей – естественная особенность детской речи, но для ребят старшего возраста – это речевой недостаток, требующий исправления. Однако всегда ли родители достаточно серьезно относятся к недочетам произношения звуков, всегда ли дефекты устраняются своевременно. Светлане К. в апреле исполнилось 7 лет. На день рождения были приглашены родственники и знакомые. Мать попросила Светлану почитать для гостей стихи. Девочка громко, не торопясь, даже выразительно, декламировала стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей». Но при этом произносила слово воробей как «волобей», слово моржа как «молза», а строчку «с журавлем поел пшена» прочитала так: «с зулавлем поел псена». Света не произносила звуки [ р, ж, ш ]и заменяла их соответствующими звуками [ л, з, с ]. А ведь ей через четыре месяца предстояло идти в школу. Когда матери было указано на плохое произношение девочки, то она ответила: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше». Мама Светланы считала, что со временем недостаток исчезнет и дочка будет говорить хорошо. Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у малышей, к сожалению, не единичны. Но Светина мама права, когда указывает на то, что некоторые дети этого возраста говорят не лучше. Действительно, еще немало ребят 6-7-летнего возраста и старше не умеют произносить звуки правильно. Передо мной лежит письмо 14-летней девочки, которая просит помочь ей научиться правильно произносить звук [ р ]. Она пишет: «Я неправильно произношу звук [ р ], и меня это очень огорчает. На уроках при ответах я стараюсь реже пользоваться словами, в которых встречается этот звук, стараюсь реже говорить с незнакомыми людьми, так как мне кажется, что они будут смеяться над моей плохой речью. Помогите, пожалуйста, научиться мне правильно говорить звук [ р ] ». Как видим, искажение даже одного звука вызывает столько переживаний у девочки. Она ограничивает себя в общении с окружающими людьми, для выражения мыслей употребляет не те слова, которые более всего подходят. А сколько вопросов не было задано взрослым, учителям и не получено на них ответов, казалось бы, из-за такого «незначительного» дефекта. Наверное, в свое время родители девочки также считали, что недостаток произношения звука [ р ]пройдет самостоятельно и не предприняли никаких мер к его устранению. Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесняются ошибок в произношении. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, в то же время довольно легко обнаруживают погрешности в произношении у своих товарищей. Это очень наглядно показано в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква». Пятилетняя Аленка, увидев на елке шишки, произнесла это слово, как «сыски». Мальчики стали смеяться над ней, указывая на то, что «девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать! А она – «сыски». Однако девочка считала, что она правильно сказала это слово. Мальчик, который решил поправить ее, дал такой образец: «хыхки» вместо шишки, считая, что именно он произносит это слово верно, при этом девочка сразу заметила неточность его произношения. Второй мальчик был крайне удивлен, о чем они спорят, если оба произносят данное слово неправильно, «ведь это очень простое слово». Он считал, что его надо произносить не как «сыски» и не как «хыхки», а коротко и ясно: «фыфки». Неправильное произношение звуков в собственной речи, действительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие недочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни. Но среди дошкольников немало детей, которые знают недостатки своего произношения (некоторые из них даже указывают, какие звуки произносит неверно). Некоторые ребята болезненно относятся к своему дефекту и пытаются любыми способами улучшить произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин – нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмечаются и самостоятельно не устраняются. При поступлении в школу дети начинают довольно остро реагировать на свой дефект, а некоторые из них испытывают и трудности в овладении грамотой. Представьте себе ребенка, который читает в школе слово шапка как [ сапка ], а слово рамыкак [ ламы ]. Недостатки произношения ребенок затем переносит на письмо, т. е. пишет слова так, как их произносит. В итоге все это тормозит усвоение грамоты. Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут влиять на выбор профессии учителя, актера и других, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить неправильное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы. У ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата устранить их не представляет особого труда. Иногда дошкольнику достаточно в игровой форме показать, как правильно произнести тот или иной звук, чтобы он смог сразу воспроизвести его верно. У школьника, чтобы исправить неверный звук, мало произнести его правильно, требуется еще затратить много времени и усилий, чтобы научить выговаривать трудные слова так, как это делают взрослые. Это связаностем, что ушкольников уже успевает выработаться привычка произносить тот или иной звук неправильно. В результате переучить их становится значительно труднее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.254 (0.011 с.) |