IV. Грамматический строй речи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Грамматический строй речи



Морфология

а) Правильность употребления обиходных слов в речи

Проверьте:

– умение правильно употреблять несклоняемые имена существи­тельные. Используя словесное упражнение "Договори слово", предложите ребенку закончить предложение: "Маша любит играть на ..." (показ картинки с изображением пианино).

"У Вовы нет пуговиц на ..." (Показ картинки с изображением пальто).

"Вадик подошел к ..." (Показ картинки с изображением метро).

Проверьте правильность произношения слов "кофе", "какао", "кино".

– умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.Предложите в игровой форме ответить на вопрос: "Чего нет у Тани?" Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее.

Например, "У Веры есть чулки, а у Тани нет ...(чулок)". Ребенок повторяет свою вторую часть предложения. "У Миши есть полотенце, а у Тани нет ... (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет ...(блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет ...(простынь)" и т.д. Или проведите игру "Чего не стало?". Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки.

– умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными. Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос "Какое может быть ведро?" – "Большое, голубое, железное" и пр.

Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др.

– умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы. Предложите ребенку словесное упражнение "Докончи предложение": "Я хочу петь, а Миша и Таня...(хотят) петь. Я хочу учиться, а Миша и Таня...? Я хочу играть, а Миша и Таня...?"

Используя картинки, предложите ответить на вопросы: "Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчика) . Что делают дети? - Бегут".

б)Словообразование

Проверьте:

– умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.

Предложите ребенку ответить на вопросы:

- Куда кладут хлеб? – В хлебницу.

- Куда кладут салфетки? – В салфетницу.

- Куда кладут конфеты? – В конфетницу.

- Куда кладут салат? – В салатницу.

- Куда кладут масло? – В масленку.

- Куда кладут соль? – В солонку".

Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы: "Как назвать человека, который играет на пианино? – Пианист. Как назвать человека, который катается на лыжах? – Лыжник. – Как назвать человека, который учит детей? – Учитель. – Как иначе можно назвать белого зайчика? – Беляк. – Как иначе можно назвать черного котенка? – Черныш".

Отметьте, какие ошибки допускают дети.

Предложите ребенку докончить такие фразы: "Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще ...(громче)"; "Осенью холодно, а зимой еще ...(холоднее)"; "Сахар сладкий, а мед еще ...(слаще)".

Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прила­гательные сравнительной степени.

Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы:

"Чей хвост? – Заячий.

– Чья берлога? – Медвежья.

– Чья нора? – Лисья".

Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных.

– умение правильно образовывать слова при помощи окончаний. Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: "Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? - Большое. - А это? - Маленькое"; "Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? - Высокий. А этот ниже, какой он? - Низкий"; "Эта лен­та шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? - Широкая. - А эта уже, какая она? - Узкая".

Отметьте не только то, как дети образовывают слова при помощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе.

– умение правильно образовывать слова при помощи приставок. Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вылетающую из клетки, и предложите ответить на вопросы.

"Что делает мальчик? - Входит в дом. Подходит к дому. Выходит из дома".

"Что делает птица? - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки".

– умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов:

"Чтобы стакан было удобно держать его ставят куда? В подстаканник".

"Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? Пододе­яльник".

"Гриб, который вырос под березой называют как? – Подберезовик. – А под осиной? – Подосиновик".

– умение правильно образовывать слова путем словосложения. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:

"Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? - Черноволосая кукла".

"Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? - Голубоглазая девочка".

"У куклы светлые волосы. Какая кукла? - Светловолосая".

 

Синтаксис

В процессе наблюдения за речью детей в быту и на занятиях (при составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта, по картине) отметьте, какими типами предложений они пользуются: простыми (распространенными, нераспространенными), сложными (сложносочиненными, сложноподчиненными); каково соотношение количества простых и сложных предложений. Отметьте количество слов, употребляемых ребенком в простых и сложных предложениях; за счет каких членов (дополнения, определения, обязательства, сказуемого и пр.) предложение распространяется. Отметьте правильность употребления союзов в сложных предложениях.

Установите, умеет ли ребенок одну и ту же мысль выражать разными словами. Произнесите фразу и предложите сказать ее иначе, например: "Девочка играет с куклой, сидя на стуле. Как сказать по-другому? – Девочка сидит на стуле и играет с куклой. Девочка, которая сидит на стуле, играет с куклой".

Отметьте правильность построения предложений. При затруднениях предлагается образец. Задание дается в конце учебного года.

Проанализируйте речь детей с точки зрения грамматически правильного употребления слов, умения от исходной формы образовывать новые слова, изменять их; с точки зрения правильности построения разных типов предложений, употребления союзов в сложных предложениях. Составьте схему, в которой отметьте, какие грамматические ошибки дети допускают в самостоятельной речи и сколько таких детей; отметьте умение детей правильно образовывать и изменять слова (умеют, испытывают трудности, не умеют), пользоваться в речи разными типами предложений.

V. Связная речь

Пересказ

Предложите ребенку пересказать содержание знакомой сказки (рассказа). Запишите текст полностью и проанализируйте его по следующим показателям:

– самостоятельность пересказа: пересказывает самостоятельно без наводящих вопросов, при пересказе нуждается в помощи взрослого;

– полнота передачи содержания текста: текст передает близко к авторскому, т.е. полностью передает основные смысловые части; опускает некоторые важные смысловые единицы;

– последовательность изложения текста: точно соблюдает последовательность изложения событий, данных в тексте; некоторые части текста переставляет;

– умение пользоваться выразительными средствами: часто и правильно использует выразительные средства; редко использует выразительные средства; передает содержание текста невыразительно (монотонно);

– плавность речи: содержание текста передает свободно, без лишних пауз; часто делает необоснованные остановки, длительные паузы.

На основе этих показателей сделайте вывод (подчеркните): умеет ли ребенок самостоятельно пересказывать художественные произведения, пересказывает художественные произведения с помощью взрослого; не умеет самостоятельно пересказывать; передает текст выразительно, маловыразительно, невыразительно; полно, неполно; последовательно, непоследовательно; плавно, часто делает необоснованные остановки.

 

2.Умение составлять рассказ по картине

Покажите ребенку сюжетную картину, дайте ему возможность внимательно рассмотреть ее, а затем предложите рассказать, что на ней изображено.

Рассказ проанализируйте по следующим показателям:

– самостоятельность составления рассказа: рассказывает са­мостоятельно; может составить рассказ только при помощи взрослого, по вопросам;

– полнота изложения: умеет связать основные детали с вто­ростепенными, указывает при этом время и место действия, изображенные на картине; указывает лишь основные детали; перечисляет лишь отдельные предметы и действующих лиц, изображенных на картине;

– соблюдение логической последовательности: соблюдает логи­ческую последовательность, не соблюдает.

Сделайте вывод: ребенок умеет самостоятельно составить рассказ по картине, составляет рассказ по картине с небольшой помощью взрослых, не умеет составлять рассказы по картине (отвечает лишь на вопросы).

 

3. Умение составить рассказ из опыта

Предложите ребенку рассказать какой-нибудь факт из его жизни (например, как он провел выходной день), дать описание любимой игрушки.

Отметьте, умеет ли ребенок самостоятельно передавать знакомые события, случаи из своей жизни, описать предмет: умеет, испытывает затруднения – рассказывает непоследовательно, без дополнительных вопросов трудно понять содержание сказанного; не может самостоятельно составить рассказ, описать игрушки.

В процессе проверки сформированности у ребенка связной речи отметьте также, какие недостатки отмечаются в его высказываниях: употребление лишних слов (а, ну, вот, потом), фонетические и лексико-грамматические отклонения.

Отметьте, как дети усвоили монологическую связную речь: хорошо, недостаточно, не усвоили.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.011 с.)