Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: Названия и обозначения звуков↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Сольфеджио» Для студентов очной формы обучения направления 05060062 – Художественное образование (540700), профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710)
Екатеринбург 2007 Лабораторный практикум по дисциплине «Сольфеджио» (ГОС – 2005). Екатеринбург, 2007. 52 с.
Лабораторный практикум составлен в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 540600 – Художественное образование (540700) для квалификации 05060062 – бакалавр художественного образования и учебным планом профиля «Музыкально-компьютерные технологии» (540710). Составитель – канд. пед. наук, доц. Н.И. Буторина
Одобрен на заседании кафедры музыкально-компьютерных технологий. Протокол № 10 от 25.01.2007.
Заведующая кафедрой Е.Ю. Глазырина
Рекомендован учебно-методической комиссией отделения музыкально-компьютерных технологий. Протокол № 6 от 22.02.07.
Председатель учебно-методической комиссии ОМЗ Е.Ю. Глазырина
© Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007 Содержание
Введение ……...…………………………………………………………………..4 Лабораторные работы ………………………………………………………….6 Лабораторная работа № 1…...……...…………………………………..….6 Лабораторная работа № 2…………...……………………………...……...8 Лабораторная работа № 3………………………………………......…….11 Лабораторная работа № 4…………………………………….…..………14 Лабораторная работа № 5……………………………………...………....16 Лабораторная работа № 6………………………………..…………….…18 Лабораторная работа № 7……………………………………......……….21 Лабораторная работа № 8……………………………………..………….24 Лабораторная работа № 9……………………………………..………….26 Лабораторная работа № 10………………………………..……………...27 Лабораторная работа № 11………………………………..……………...29 Лабораторная работа № 12………………………………..……………...30 Лабораторная работа № 13………………………………..……………...31 Лабораторная работа № 14 ………………………………….…………...34 Лабораторная работа № 15………………………………..……………...37 Лабораторная работа № 16………………………………..……………...42 Лабораторная работа № 17………………………………..……………...43 Лабораторная работа № 18……………………………..………………...44 Лабораторная работа № 19……………………………..…………….…..44 Лабораторная работа № 20……………………………..………………...45 Примеры выполнения практических заданий лабораторных работ..………….….……………………………………………………………..46 Литература ………………………………….…………………..…………..….51
Введение Лабораторные работы, представленные в лабораторном практикуме, предназначены для теоретического и практического освоения содержания учебной дисциплины «Сольфеджио», а так же для организации контроля и самоконтроля за результатами самостоятельной учебной деятельности студентов. Представленные лабораторные работы охватывают учебный материал по всем десяти учебным темам дисциплины «Сольфеджио» и содержат все основные виды самостоятельной деятельности студентов. По сравнению с рабочей программой в данных лабораторных работах темы укрупнены, а их содержание дополнено, обогащено и конкретизировано в связи с необходимостью более углубленного изучения настоящей музыкально-теоретической дисциплины. Все лабораторные работы оформляются по единому образцу: § формулировка названия лабораторной работы и соответствующей ей темы учебной дисциплины; § описание подготовительной работы студента, необходимой для успешного самостоятельного выполнения практических заданий; § содержание практических заданий на построение и анализ выразительных средств музыки; § контрольные вопросы для закрепления содержания освоенной лабораторной работы по соответствующей учебной теме; § список литературы, необходимой для усвоения содержания учебной темы и выполнения предлагаемых заданий. Задания первой лабораторной работы нацелены на приобретение студентами знаний о свойствах музыкального звука, особенностях хроматической музыкальной системы, а также буквенной и слоговой систем названия звуков и их нотации. Задания второй лабораторной работы помогают обучающимся освоить особенности метроритмической организации музыкальных звуков. Задания третьей лабораторной работы направлены на развитие умений и навыков построения и исполнения простых интервалов от звука и в тональности. Задания четвертой лабораторной работы нацелены на построение и исполнение составныхувеличенных и уменьшенных, дважды увеличенных и дважды уменьшенных интервалов, а также на развитие аналитических умений при разборе гармонических и мелодических интервалов в нотном тексте. В пятой лабораторной работе задания помогают развивать навыки и умения построения, исполнения, определения на слух разновидностей звукорядов мажорного и минорного ладов. Задания шестой лабораторной работы направлены на изучение параллельных тональностей, переменных и параллельно-переменных ладов, а также ладов народной музыки. Задания седьмой лабораторной работы нацелены на анализ особенностей мелодического движения, метроритмического и синтаксического строения мелодий, их мелизматики, а также выполнение транспозиции и сочинение мелодических секвенций. Задания восьмой лабораторной работы направлены на построение, исполнение и определение (в нотном тексте) в различных тональностях мажора и минора главных трезвучий и их обращений. В девятой лабораторной работе задания нацелены на овладение студентами умениями и навыками построения и исполнения в тональности и от звука основных септаккордов, доминантового септаккорда и его обращений, определения данного септаккорда и его обращений в нотном тексте. В десятой лабораторной работе задания направлены на освоение студентами умений и навыков построения и исполнения в тональности и от звука вводного септаккорда VII ступени и его обращений, определения данного септаккорда и его обращений в нотном тексте. Задания одиннадцатой лабораторной работы помогают студентам овладеть умениями и навыками построения и исполнения септаккорда II ступени и его обращений в тональности и от звука. В двенадцатой лабораторной работе задания направлены на формирование умений и навыков сочинения, определения и анализа различных видов каденций с использованием кадансового квартсекстаккорда, а также гармонизации мелодии с его применением. В тринадцатой лабораторной работе обучающиеся выполняют задания на построение и определение в нотном тексте различных видов хроматических звуков, интервалов и хроматической гаммы в мажорных и минорных тональностях. В четырнадцатой лабораторной работе студенты изучают способы тонального развития музыки, осваивают приемы сочинения мелодии и гармонической последовательности с модуляцией. Задания пятнадцатой лабораторной работы помогают студентам закрепить навыки построения и исполнения ладовых комплексов, одноголосия и многоголосия, а также приемы гармонизации мелодии. Задания шестнадцатой работы направлены на освоение навыков сочинения мелодий на заданный ритм или литературный текст в объеме периода, гармонизации и исполнения данных мелодий с сопровождением. В семнадцатой лабораторной работе студенты закрепляют навыки записи на слух метроритмического, ступеневого и мелодического диктантов. Последние лабораторные работы (№№ 17–20) являются итоговыми, они содержательно интегрируют накопленные знания и умения студентов по сольфеджио и готовят обучающихся к экзамену по данной учебной дисциплине. Для выполнения лабораторного практикума первокурсникам необходимы две нотные тетради: тетрадь № 1 – для выполнения лабораторных работ, имеющих нечетные номера, и тетрадь № 2 – для выполнения лабораторных работ, имеющих четные номера. Следует обратить вниманиена то, что лабораторные работы выполняются систематически (еженедельно) на аудиторных занятиях и после домашнего завершения своевременно сдаются преподавателю на проверку не позже, чем через неделю или две после начала работы (в соответствии с отведенным объемом учебного времени на конкретную работу). Исключение составляют лабораторные работы №№ 17–20, которые выполняются только на аудиторных занятияхи сразу предоставляются преподавателю на проверку. Своевременный и положительный результат выполнения лабораторных работ №№ 1–9 является одним из обязательных условий допуска студента до зачета (в I-ом семестре) и лабораторных работ №№ 10–20 – до итогового экзамена (во II-ом семестре) по учебной дисциплине «Сольфеджио».
Лабораторные работы Лабораторная работа № 1 Лабораторная работа № 2 Ж.-Ф. Рамо. Менуэт
Задание 5. Из музыкальной литературы в письменном виде приведите примеры с использованием: а) пунктирного ритма, б) синкопированного ритмического рисунка, в) особого деления долей. Просольмизируйте данные примеры с дирижированием в указанных композитором темпах. Задание 6. В музыкальных примерах дополните такты паузами в соответствии с недостающими длительностями и исполните полученные варианты: а) б) в) г)
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое мензуральная нотация, чем она отличалась от невменной? 2. Назовите в порядке возрастания длительности мензуральной нотации. 3. Какие длительности мензуральной нотации соответствовали целой, половинной, четвертной и восьмой нотам? 4. Как называется длительность мензуральной нотации, равная двум целым нотам? 5. Что такое метр и ритм? Каковы разновидности метра? 6. В чем состоит соразмеренность длительностей? 7. Какие три основные разновидности имеет ритмический рисунок? 8. Что такое размер? Назовите основные разновидности размера. 9. Каковы наиболее часто применяемые виды особого деления долей? 10. Что такое полиритмия и полиметрия? 11. Как обозначаются паузы, соответствующие основным длительностям? 12. Что такое группировка, каково ее значение в нотном тексте? 13. Что такое темп и агогика? Назовите все основные темпы в порядке их ускорения на итальянском языке. 14. Приведите примеры обозначения постепенного изменения темпа на итальянском языке. Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 37–55. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 19–21. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 25–46.
Лабораторная работа № 3 И вертикали двухголосия Объем учебного времени – 4 часа
Учебная тема: Интервалы и интонация. Цель: развитие умений и навыков построения и исполнения простых интервалов от звука и в тональности, а также анализа интервального строения мелодии и двухголосия. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и закономерности строения интервалов: § интервалы гармонические и мелодические; § измерение интервалов; § простые интервалы: консонансы и диссонансы, разновидности консонансов; § обращения простых интервалов. Практические задания: Задание 1. Постройте и исполните обозначенные цифрами простые интервалы сначала мелодическим (вверх от звука, вне ритма), а затем гармоническим (в соответствии с указанным размером, один звук интервала – играть, другой – петь) способами от следующих звуков: а) и т.д.
ч.1 м.6 ч.8 б.7 ч.4 м.3 ч.5 м.2 б.3 ч.5 м.7 ч.8 м.6 б)
м.2 б.3 ч.5 м.7 ч.1 м.6 ч.4 ч.8 б.2 м.3 ч.1 м.2 б.3 м.2 ч.1 в)
ч.8 ч.4 м.2 б.3 ув.4 ч.5 м.6 б.7 м. 2 б.3 ч.4 ув.2 м.3 ум.5 ум.7
Задание 2. Постройте от указанных ниже звуков (в восходящем направлении) и исполните мелодическим (вверх от звука, вне ритма) и гармоническим (в соответствии с указанным размером, один звук интервала – играть, другой – петь) способами интервалы с их обращениями: а)
б.6 м.7 б.2 б.6 ч.5 ч.1 м.3 м.7 ув.4 ч.4 б.2 б.3 б)
б.7 ч.4 м.6 ч.5 м.3 б.6 ч.4 б.2 б.3 ум.5 м.7 б.2 ч.8 ч.1 ч.5
Задание 3. Перепишите (сначала в скрипичном, а затем в басовом ключах), обозначьте и исполните мелодическим и гармоническим способами предлагаемые ниже интервалы: а)
б)
Задание 4. Постройте, обозначьте и исполните в восходящем и нисходящем направлениях: от звуков g и g1 в порядке расширения все чистые интервалы, от звуков а и а1 в порядке уменьшения – все большие и малые интервалы. Задание 5. Постройте, обозначьте и исполните от указанных звуков в восходящем и нисходящем направлениях цепочки интервалов: б.2 – ув.4 – м.6 – б.7 – ум.5 – б.3 – м.7 – ув.2 – ч.4 – м. 3 – ум.7 – ч.5 (в восходящем направлении – от звуков h, а; в нисходящем направлении – от звуков h1, а1); ч.5 – ув.4 – м.6 – м.7 – ум.5 – б.3 – б.7 – ув.2 – ч.4 – ч.4 – ум.7 – ч.51 (в восходящем направлении – от звуков f, е; в нисходящем направлении – от звуков f1, е1). Задание 6. Определите и обозначьте мелодические и гармонические интервалы в ниже предлагаемом фрагменте. Исполните сначала вне ритма мелодические (отдельно в каждом из голосов двухголосия) и гармонические (один голос – играть, другой – петь, и наоборот) интервалы, а затем – в указанном ритме данный фрагмент двухголосия (один голос – играть, другой – петь, и наоборот):
Лабораторная работа № 4
Лабораторная работа № 5 Лабораторная работа № 6 Скоро г) М. Глинка. Романс «Горько, горько мне» Moderato
д) Украинская народная песня Andante е) В. Моцарт. Фрагмент оперы «Волшебная флейта» Allegro
Задание 4. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях все семиступенные и пятиступенные (мажорного и минорного наклонений) диатонические лады народной музыки от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b. Задание 5. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях недиатонические дважды гармонические мажорные и минорные, увеличенные и уменьшенные лады от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b. Задание 6. Сочините продолжение к любым четырем из предложенных мелодических оборотов так, чтобы созданные мелодии имели признаки: а) миксолидийского лада; б) лидийского лада, в) дорийского лада; г) фригийского лада. Выпишите и проанализируйте звукоряды сочинённых мелодий, исполните полученные варианты мелодий с дирижированием:
а) б)
в) г)
д) е) ж)
з) и)
Задание 7. Сочините, используя переменные и смешанные размеры, и исполните с дирижированием мелодии в объеме музыкального предложения в следующих диатонических ладах: а) лидийском, б) фригийском, в) дорийском, г) миксолидийском, д) мажорной пентатонике, е) минорной пентатонике. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Сколько ступеней может быть в ладу? 2. Назовите главный признак всех монодийных ладов. 3. Каковы принципы строения пятиступенных ладов народной музыки? 4. Чем отличается строение увеличенного и уменьшенного ладов? 5. Что такое параллельный лад? На какой интервал отстоят друг от друга тоники параллельных тональностей? 6. На какой интервал и в каком направлении от тоники минора отстоит тоника параллельного мажора? 7. На какой интервал и в каком направлении от тоники мажора отстоит тоника параллельного минора? 8. При наличии общих звуков, чем различаются параллельные тональности? 9. Что такое переменный лад? Какой лад называется параллельно-переменным? 10. Что такое политональность и полиладовость? 11. Какие современные системы организации музыкального материала вам известны? 12. Чем отличается додекафонная система от ладовой? 13. Что такое одноименный мажор и минор, в чем их сходство и различие? 14. Что означает энгармонизм тональностей? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83. Лабораторная работа № 7 Moderato assai
б) П. Чайковский. Романс «Весна» Allegro con spirito
в) Н. Раков. Концертный вальс для оркестра Allegro
г) К. Глюк. Ария Орфея «О, друг бесценный мой» Из оперы «Орфей», I акт
Задание 2. Определите тональность, проанализируйте преобладающее метрическое положение устойчивых и неустойчивых звуков мелодий (их ударность или безударность в такте) в предлагаемых ниже фрагментах. Исполните с дирижированием эти мелодии:
а) В. Моцарт. Симфония № 40, g-moll, ч. III Allegro (Menuetto )
б) П. Чайковский. Симфония № 4, f-moll, ч. I Moderato con anima Задание 3. Сочините и исполните с дирижированием четыре мелодии в объеме предложений по 4 такта на различные виды движения: восходящее, нисходящее, поступенное, скачкообразное; волнообразное, смешанное, горизонтальное, секвенционное восходящее и нисходящее. При этом используйте разные виды мажора и минора в тональностях от трех до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно. Укажите тональность, ее ладовую разновидность, вид мелодического движения (например, A-dur, гармонический, восходящая секвенция) и наиболее выразительные мелодические обороты. Задание 4. Подробно распишите и исполните с поддержкой музыкального инструмента нижепредлагаемые нотные примеры, содержащие мелизмы: а) б)
в) Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое мелодия, каковы три ее основных компонента? 2. Что такое звуковысотная линия, мелодический рисунок? 3. Каковы основные виды мелодического движения? 4. Что такое кульминация мелодического движения? 5. Какова роль ладовой основы в мелодии? 6. Что такое цезура? 7. Что такое мелизмы? Какую роль в музыке они выполняют? 8. Что такое форшлаг? Каковы его виды и обозначения? 9. Чем отличаются обозначение и исполнение долгого (из двух, трех и более звуков) и короткого форшлагов? 10. Что такое мордент, каковы его разновидности и обозначения? 11. Как исполняется двойной, перечеркнутый и неперечеркнутый мордент? 12. Что такое группетто, каково его обозначение? 13. Из каких звуков состоит группетто, в каком порядке они исполняются? 14. Что такое трель, каково ее обозначение и исполнение? 15. К каким звукам относятся знаки альтерации, поставленные над или под обозначениями мелизмов? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 209–214, 233–237. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 222–247. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 122–140. Лабораторная работа № 8 Мажора и минора Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Аккорды в ладу. Цель: научиться строить, исполнять и определять на слух главные трезвучия и их обращения в различных тональностях мажора и минора. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и гармонические закономерности: § созвучия и аккорды, основной вид аккорда; § трезвучие, его виды, названия его основных тонов; § интервальная структура трезвучий: большого (мажорного), малого (минорного), увеличенного, уменьшенного; § главные и побочные трезвучия, их функциональная принадлежность; § трезвучия и их обращения в миноре и мажоре, плавное соединение тоники с субдоминантой и доминантой; уменьшенные и увеличенные трезвучия. Практические задания: Задание 1. Постройте и исполните четыре вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) от каждого из следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, des, dis, es, fis, gis, ges, as, ais, h, b. Задание 2. Определите, письменно обозначьте вид трезвучия и исполните:
Задание 3. Постройте, обозначьте и исполните по два обращения на каждый из четырех видов трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, gis; б) ges, as, ais, b. Задание 4. Определите и обозначьте: а) в каких мажорных тональностях предлагаемые трезвучия будут: тоникой, субдоминантой и доминантой (пример а); б) в каких тональностях гармонического минора предлагаемые трезвучия будут медиантами (пример б). Исполните данные трезвучия: а)
б) Задания 5. Определите и обозначьте, в каких тональностях мажора и гармонического минора предлагаемые ниже секстаккорды и квартсекстаккорды будут являться обращения T, S, D; исполните их: Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое созвучия и аккорды? Как называется основной вид аккорда? 2. Как называются тоны основного вида аккорда из трех звуков? 3. Что такое трезвучие, каковы его виды? 4. Какова интервальная структура трезвучий: большого (мажорного), малого (минорного), увеличенного, уменьшенного? 5. Назовите главные, побочные трезвучия. Какова их функциональная принадлежность? Как обозначаются трезвучия и их обращения в миноре и мажоре? 6. Каким образом можно плавно соединить тонику с субдоминантой и доминантой? 7. Какие трезвучия являются главными и побочными в ладу? 8. По какому принципу разрешаются неустойчивые трезвучия в ладу? 9. Каково строение мажорного и минорного трезвучий и их обращений? 10. На каких ступенях мажора и минора строятся мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные трезвучия? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 141–144. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 157–162. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 54–56. Лабораторная работа № 9 Лабораторная работа № 10 Лабораторная работа № 11 Лабораторная работа № 12
Гармонизация мелодии Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Аккорды в ладу. Цель: научиться сочинять, определять на слух и анализировать различные виды каденций с использованием кадансового квартсекстаккорда, а также гармонизовать мелодии с применением данного аккорда. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и гармонические закономерности: § каденция, ее основные виды; кадансовый квартсекстаккорд, его расположение, интервальное строение и разрешение; § прерванный оборот в каденции и трезвучие VI ступени; § аккомпанемент, жанровые особенности его фактуры. Практические задания: Задание 1. Постройте и исполните приведенные ниже гармонические последовательности с использованием К46 в тональностях натурального и гармонического мажора от двух до четырех ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно: 1) II6 – К46 – D2 – t6; 2) VI – S – К46 – D76 – t; 3) II56 – К46 – D7 – VI. Задание 2. Постройте и исполните нижепредлагаемые гармонические последовательности с использованием К46 в тональностях гармонического минора от трех до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно: 1) S6(г) – II56(г) – К46 – D2 – T6; 2) VI – S6 – К46 – D7 – Т – м.VII7 – ум.VII7 – Т; 3) II34 – К46 – D7 – VI. Задание 3. Приведите из музыкальной литературы примеры на серединную и заключительную каденции, расставьте в них функции и обозначьте виды аккордов. Задание 4. Подберите на музыкальном инструменте и исполните мелодию любой песни или романса с названием нот (или со словами), используя К46 в партии сопровождения. Запишите мелодию данного вокального произведения, расставив функции аккордов аккомпанемента. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое каденция? Каковы основные виды каденций? 2. К какой функции принадлежит кадансовый квартсекстаккорд? 3. В чем состоит особенность расположения, интервального строения и разрешения кадансового квартсекстаккорда? 4. Что представляет собой прерванный оборот? 5. Какое значение имеет трезвучие VI ступени в прерванном обороте? 6. Какими выразительными возможностями обладает аккомпанемент? 7. Каковы способы подбора аккомпанемента? 8. Каким образом проявляются жанровые особенности в фактуре аккомпанемента? Что такое жанровые вариации? Литература: Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 230. Лабораторная работа № 13
Moderato
б) К. Леве. Баллада Allegro
в) Ф. Шопен. Прелюдия № 8, fis-moll Allegro agitato
г) К. Вебер. Романс «Я видел розу» Moderato
д) Э. Григ. Элегия № 6, ор. 47 Poco andante
е) Л. Бетховен. Соната для фортепиано, № 2, ор. 2 Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое хроматизм и альтерация? 2. В чем отличие альтерации неустойчивых ступеней лада от хроматического изменения ступеней? 3. Назовите два вида хроматических звуков. Каким образом хроматизм может стать способом перехода в другую тональность? 4. Какова роль мелодического и гармонического хроматизмов в мажоро-минорной системе? 5. Что такое характерные интервалы? В чем отличие между характерными и хроматическими интервалами, не относящимся к характерным? 6. Дайте определение хроматической гаммы. 7. Каковы принципы строения хроматической гаммы в мажоре и миноре? 8. Чем отличается мелодический и гармонический хроматизм? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189–195, 198–200. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 198–203. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 96–98, 101–103, 116–118.
Лабораторная работа № 14 Allegro moderato
б) А. Даргомыжский. Andante quasi allеgretto
в) А. Даргомыжский. Романс «Ночной зефир» Allegretto non troppo
г) Русская народная песня Не очень скоро д) Р. Шуман. Вариации Andante
e) К. Вебер. Романс «Я видел розу» Moderato
ж) Украинская народная песня Moderato
Задание 2. Приведите из музыкальной литературы по одному примеру на три способа тонального развития музыки (модуляцию, отклонение и сопоставление). Задание 3. Выпишите все тональности, находящиеся в I cтепени родства со следующими тональностями: а) H-dur, б) Сis-dur, в) As-dur, г) b-moll, д) dis-moll, е) fis-moll. Задание 4. Сочините и исполните с дирижированием мелодию в форме квадратного периода с модуляцией: а) из F-dur – в a-moll, б) из D-dur – в h-moll. Задание 5. Составьте тонально-гармонические планы экспозиций первых частей фортепианных сонат Л. Бетховена: ор. 79, № 25 и ор. 90, № 27. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Назовите три способа тонального развития в музыке. 2. Что такое главная и новая тональности? 3. Что такое модуляция? Каково ее значение в тональном развитии музыки? 4. Что такое сопоставление тональностей и отклонение? 5. По каким признакам можно определить модуляцию в мелодии и сопровождении? Назовите виды модуляций. 6. Какие тональности называются тональностями I степени родства? 7. Как осуществляется модуляция в тональность I степени родства? 8. Что такое «тональный план» музыкального произведения, каково его значение? Какова логика развития тонального плана классического музыкального произведения? 9. Что такое гармонические функции высшего порядка? 10. В чем состоит «закон тонального обрамления»? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189–208. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 213–227. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 108–121. Лабораторная работа № 15
Allegro moderato
б) Allegro в) Con moto moderato г) И. Способин. Двухголосие. Ч. 1, № 77 Con moto д) И. Способин. Двухголосие. Ч. 1, № 68 Allegro moderato
Задание 4. Перепишите, гармонизуйте, расставив функции аккордов, и исполните с сопровождением следующие мелодии: а) К. Вебер. Фрагмент оперы «Волшебный стрелок», II д.
б) Ф. Шуберт. Романс в) Р. Шуман. «Никто», ор.25, № 22
г) А. Спадавеккия. Фрагмент оперы «Овод», I д. д) Ц. Кюи. Песня, ор. 11, № 5
е) Ф. Шуберт. Романс Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978.
Лабораторная работа № 16 на тему: Исполнение сочиненной мелодии в объеме музыкального периода (на ритмический рисунок или литературный текст) Лабораторная работа № 17 Лабораторная работа № 18 Лабораторная работа № 19 Лабораторная работа № 20 Музыкального периода Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант. Цель: закрепить теоретические знания и практические навыки мелодического и гармонического анализа музыкального фрагмента. Подготовительная работа. Повторите теоретический материал дисциплины «Сольфеджио», обратив особое внимание на тему «Анализ элементов музыкального языка и музыкальный диктант как интегрированный вид музыкальной деятельности». Практические задания: Задание 1. Выполните письменно мелодический и гармонический анализ предложенных на занятии музыкальных фрагментов с модуляционным развитием. Задание 2. Запишите одноголосный диктант, самостоятельно определив структуру пост
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.176 (0.017 с.) |