![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Построение звукорядов, ступеней, тонов от звука и в тональности ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Задание 1. Записать от звука e звукоряды натурального мажора и минора в восходящем движении и отметить: их тоновое строение, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения. Пример выполнения задания: Звукоряд тональности Е-dur и его тоновое строение: 1 т. 1т. 1/2 т. 1 т. 1 т. 1 т. 1/2 т. Устойчивые и неустойчивые ступени и их тяготения в Е-dur: VII I II III IV V VI Минорный звукоряд в тональности e-moll в восходящем движении и его тоновое строение: 1 т. 1/2 т. 1 т. 1 т. 1/2 т. 1 т. 1 т. Устойчивые и неустойчивые ступени и их тяготения в е-moll: I II III IV V VI VII I
Построение и исполнение интервалов, аккордов И гармонических последовательностей в тональности Задание 2. Постройте вверх от I ступени и вниз от VIII ступени и исполните все диатонические интервалы в тональностях С-dur и а-moll. Пример выполнения задания: C-dur ч.1 б.2 б.3 ч.4 ч.5 б.6 б.7 ч.8 ч.1 м.2 м.3 ч.4 ч.5 м.6 м.7 ч.8 a-moll ч.1 б.2 м.3 ч.4 ч.5 м.6 м.7 ч.8 ч.1 б.2 б.3 ч.4 ч.5 б.6 м.7 ч.8 Построение, разрешение и исполнение интервалов, аккордов И гармонических оборотов в заданной тональности Задание 3. Приведите примеры автентического и плагального разрешения любых септаккордов в мажоре и миноре (запишите их и исполните). Примеры: C-dur D7 T35(неп.) II7 D34 T35 II7 T6 VII7 T35
Задание 4. Постройте и исполните ладовый комплексв тональности С-dur. Примеры выполнения задания: Ладовый комплекс в тональности С-dur Натуральный мажор: I II III IV V VI VII I Гармонический мажор: I III V VI Мелодический мажор: I II III IV V VI VII I VII Главные трезвучия: Т35 – Т6 – Т46 S – S6 – S46 D35 – D6 – D46 Характерные интервалы: ув.4 – б.6 ум.5 – м.3 ув.2 – ч.4 ум.7 – ч.5 ув.5 – б.6 ум.4 – м.3 Главные септаккорды: D 7 T 35 (неп.) D 56 T 35 D 34 T 35 D 2 T 6 м.(ум)VII 7 D 56 T м(ум)VII 56 D 34 Т м.(ум.)VII34 D2 Т6 м.(ум.)VII2 D7 Т35 II7 T6 II56 Т46 II34 Т46 II2 Т35 II7 D34 T35 II56 D2 Т6 II34 D7 Т35 II2 D56 Т35
Задание 3. Постройте и исполните гармоническую последовательность в тональности С-dur. Пример выполнения задания: Гармоническая последовательность: C-dur G-dur Т35 Т6 S S6 S6 (г) S56 К46 D2 T6=S6 D D2 T6 II7 D2 T6 II56 К46 D7 Т35 м.VII7 ум.VII7 Т35
Задание 4. Постройте и исполните интервальную цепочку вниз от звука ges. Пример выполнения задания: Интервальная цепочка от звука gis: ув.4 – м.6 – б.7 – м.2 – ум.5 – б.3 – ч.4 – б.6 – ув.2 – ч.4 Пример выполнения транспозиции музыкального фрагмента
Задание. Выполните транспозицию предлагаемого музыкального фрагментана терцию вниз: Дж. Мейербер. «Африканка» B-dur Пример выполнения задания: Транспозиция предложенного фрагмента на м.3 вниз (в G-dur)
Пример сочинения мелодии на литературный текст Задание. Сочините мелодию на текст и гармонизуйте ее. 1. Для сочинения мелодии на текст избраны стихи Б. Пастернака: Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины, До оснований, до корней, до сердцевины. 2. Определяем художественный образ и жанр: Философский образ-размышление в данном фрагменте стиха имеет характер решительный, напористый и целеустремленный, отражающий личность самого поэта. Наиболее точно, на наш взгляд, данный образный строй может передать жанр песни-монолога. 3. Проговаривая с дирижированием текст, определяем метр и ритм: Музыкальный метр стиха переменный, сочетающий двудольность с трехдольностью как между тактами, так и внутри тактов (размер переменный сложный и простой: 4/4, 5/4, 3/4). 4. Записываем ритмический рисунок стиха:
5. Анализируем форму ритмического фрагмента: Сочиненный ритмический фрагмент представляет собой квадратный период (4+4), который внутри делится на два предложения и две фразы (2+2) + (2+2), оканчивающиеся цезурами. В отличие от первой цельной фразы (2 такта), остальные три дробятся внутри на более мелкие мотивы, что связано со структурой и содержанием стиха:
6. Выбираем лад и тональность. Записываем графическое изображение мелодической линии: Исходя из характера музыкального образа и вокального диапазона, выбираем тональность d-moll, определяем отклонения (в G-dur и F-dur) и планируем секвенцию из двух звеньев-фраз во втором предложении. Записываем линию мелодического развития (рисунок):
Линия мелодического развития
7. Записываем мелодию, подбираем функции аккомпанемента и определяем фактуру сопровождения (аккордовую и фигурационную):
Стихи Б. Пастернака Andante d-moll Во всем мне хо-чет-ся дой-ти до са-мой сути: в ра-бо-те, в по-ис-ках пу-ти, в сер-деч-ной смуте. До s – D7 – t35 – s7 – D7 T=D (к F-dur) F-dur d-moll сущ-нос-ти про-тек-ших дней, до их при-чи-ны, до ос-но-ва-ний, до кор-ней, до серд - це - ви -ны. II7 – D7 – T(F-dur) = III (d-moll) II7 – D76 – t35
8. Выразительно исполняем сочинение в соответствии с созданным художественным образом. ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2005. Ч. I. 177 с. 2. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2004. Часть II. 112 с. Дополнительная литература: 1. Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио. Метод. пособие для муз. факультетов пед. вузов. С-Пб.: Композитор, 2004. 116 с. 2. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975. 336 с. 3. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. 240 с. 4. Белянова Г. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л.: Музыка, 1990. 89 с. 5. Бершадская Т.С. и др. Курс теории музыки /Т.С. Бершадская, Л.М. Масленникова, Б.А. Незванова, Г.Р. Фрейндлинг; Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 152 с. 6. Качалина Н. Сольфеджио. Вып. 1. Одноголосие. М.: Музыка, 1981. 112 с. 7. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2002. 239 с. 8. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 192 с. 9. Ладухин Н.М. 1 000 примеров музыкальных диктантов на 1, 2, 3 голоса. М.: Музыка, 1981. 88 с. 10. Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Музыкальные диктанты. Л.: Музыка, 1986. 71 с. 11. Музыкальный энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Келдыша. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с. 12. Мюллер Т.Ф. Двух- и трехголосные диктанты. М.: Музыка, 1978. 95 с. 13. Основы теоретического музыкознания: Учеб. пособие /Под ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Акад., 2003. 272 с. 14. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Л.: Музыка, 1978. 192 с. 15. Романова Л.В. Введение в теоретическое музыкознание /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 181 c. 16. Способин И.В. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 2005. 134 c. 17. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М.: Музыка, 2001. 336 с.
Лабораторный практикум по дисциплине «Сольфеджио»
(ГОС – 2005)
Подписано в печать Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. Тираж экз. Заказ № ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. __________________________________________________________________ Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.207.90 (0.068 с.) |