Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Построение звукорядов, ступеней, тонов от звука и в тональности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Записать от звука e звукоряды натурального мажора и минора в восходящем движении и отметить: их тоновое строение, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения. Пример выполнения задания: Звукоряд тональности Е-dur и его тоновое строение:
1 т. 1т. 1/2 т. 1 т. 1 т. 1 т. 1/2 т. Устойчивые и неустойчивые ступени и их тяготения в Е-dur: VII I II III IV V VI Минорный звукоряд в тональности e-moll в восходящем движении и его тоновое строение: 1 т. 1/2 т. 1 т. 1 т. 1/2 т. 1 т. 1 т. Устойчивые и неустойчивые ступени и их тяготения в е-moll:
I II III IV V VI VII I
Построение и исполнение интервалов, аккордов И гармонических последовательностей в тональности Задание 2. Постройте вверх от I ступени и вниз от VIII ступени и исполните все диатонические интервалы в тональностях С-dur и а-moll. Пример выполнения задания: C-dur ч.1 б.2 б.3 ч.4 ч.5 б.6 б.7 ч.8 ч.1 м.2 м.3 ч.4 ч.5 м.6 м.7 ч.8 a-moll ч.1 б.2 м.3 ч.4 ч.5 м.6 м.7 ч.8 ч.1 б.2 б.3 ч.4 ч.5 б.6 м.7 ч.8 Построение, разрешение и исполнение интервалов, аккордов И гармонических оборотов в заданной тональности Задание 3. Приведите примеры автентического и плагального разрешения любых септаккордов в мажоре и миноре (запишите их и исполните). Примеры: C-dur
D7 T35(неп.) II7 D34 T35 II7 T6 VII7 T35
Задание 4. Постройте и исполните ладовый комплексв тональности С-dur. Примеры выполнения задания: Ладовый комплекс в тональности С-dur Натуральный мажор: I II III IV V VI VII I Гармонический мажор: I III V VI VI Мелодический мажор: I II III IV V VI VII I VII VI Главные трезвучия: Т35 – Т6 – Т46 S – S6 – S46 D35 – D6 – D46 Характерные интервалы: ув.4 – б.6 ум.5 – м.3 ув.2 – ч.4 ум.7 – ч.5 ув.5 – б.6 ум.4 – м.3 Главные септаккорды: D 7 T 35 (неп.) D 56 T 35 D 34 T 35 D 2 T 6 м.(ум)VII 7 D 56 T м(ум)VII 56 D 34 Т м.(ум.)VII34 D2 Т6 м.(ум.)VII2 D7 Т35 II7 T6 II56 Т46 II34 Т46 II2 Т35 II7 D34 T35 II56 D2 Т6 II34 D7 Т35 II2 D56 Т35
Задание 3. Постройте и исполните гармоническую последовательность в тональности С-dur. Пример выполнения задания: Гармоническая последовательность: C-dur G-dur Т35 Т6 S S6 S6 (г) S56 К46 D2 T6=S6 D D2 T6 II7 D2
T6 II56 К46 D7 Т35 м.VII7 ум.VII7 Т35
Задание 4. Постройте и исполните интервальную цепочку вниз от звука ges. Пример выполнения задания: Интервальная цепочка от звука gis: ув.4 – м.6 – б.7 – м.2 – ум.5 – б.3 – ч.4 – б.6 – ув.2 – ч.4 Пример выполнения транспозиции музыкального фрагмента Задание. Выполните транспозицию предлагаемого музыкального фрагментана терцию вниз: Дж. Мейербер. «Африканка» B-dur Пример выполнения задания: Транспозиция предложенного фрагмента на м.3 вниз (в G-dur)
Пример сочинения мелодии на литературный текст Задание. Сочините мелодию на текст и гармонизуйте ее. 1. Для сочинения мелодии на текст избраны стихи Б. Пастернака: Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. До сущности протекших дней, до их причины, До оснований, до корней, до сердцевины. 2. Определяем художественный образ и жанр: Философский образ-размышление в данном фрагменте стиха имеет характер решительный, напористый и целеустремленный, отражающий личность самого поэта. Наиболее точно, на наш взгляд, данный образный строй может передать жанр песни-монолога. 3. Проговаривая с дирижированием текст, определяем метр и ритм: Музыкальный метр стиха переменный, сочетающий двудольность с трехдольностью как между тактами, так и внутри тактов (размер переменный сложный и простой: 4/4, 5/4, 3/4). 4. Записываем ритмический рисунок стиха:
5. Анализируем форму ритмического фрагмента: Сочиненный ритмический фрагмент представляет собой квадратный период (4+4), который внутри делится на два предложения и две фразы (2+2) + (2+2), оканчивающиеся цезурами. В отличие от первой цельной фразы (2 такта), остальные три дробятся внутри на более мелкие мотивы, что связано со структурой и содержанием стиха:
6. Выбираем лад и тональность. Записываем графическое изображение мелодической линии: Исходя из характера музыкального образа и вокального диапазона, выбираем тональность d-moll, определяем отклонения (в G-dur и F-dur) и планируем секвенцию из двух звеньев-фраз во втором предложении. Записываем линию мелодического развития (рисунок):
Линия мелодического развития
7. Записываем мелодию, подбираем функции аккомпанемента и определяем фактуру сопровождения (аккордовую и фигурационную): Стихи Б. Пастернака Andante d-moll Во всем мне хо-чет-ся дой-ти до са-мой сути: в ра-бо-те, в по-ис-ках пу-ти, в сер-деч-ной смуте. До s – D7 – t35 – s7 – D7 T=D (к F-dur) F-dur d-moll сущ-нос-ти про-тек-ших дней, до их при-чи-ны, до ос-но-ва-ний, до кор-ней, до серд - це - ви -ны. II7 – D7 – T(F-dur) = III (d-moll) II7 – D76 – t35
8. Выразительно исполняем сочинение в соответствии с созданным художественным образом. ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2005. Ч. I. 177 с. 2. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2004. Часть II. 112 с. Дополнительная литература: 1. Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио. Метод. пособие для муз. факультетов пед. вузов. С-Пб.: Композитор, 2004. 116 с. 2. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975. 336 с. 3. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. 240 с. 4. Белянова Г. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л.: Музыка, 1990. 89 с. 5. Бершадская Т.С. и др. Курс теории музыки /Т.С. Бершадская, Л.М. Масленникова, Б.А. Незванова, Г.Р. Фрейндлинг; Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 152 с. 6. Качалина Н. Сольфеджио. Вып. 1. Одноголосие. М.: Музыка, 1981. 112 с. 7. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2002. 239 с. 8. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 192 с. 9. Ладухин Н.М. 1 000 примеров музыкальных диктантов на 1, 2, 3 голоса. М.: Музыка, 1981. 88 с. 10. Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Музыкальные диктанты. Л.: Музыка, 1986. 71 с. 11. Музыкальный энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Келдыша. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с. 12. Мюллер Т.Ф. Двух- и трехголосные диктанты. М.: Музыка, 1978. 95 с. 13. Основы теоретического музыкознания: Учеб. пособие /Под ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Акад., 2003. 272 с. 14. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Л.: Музыка, 1978. 192 с. 15. Романова Л.В. Введение в теоретическое музыкознание /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 181 c. 16. Способин И.В. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 2005. 134 c. 17. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М.: Музыка, 2001. 336 с.
Лабораторный практикум по дисциплине «Сольфеджио»
(ГОС – 2005)
Подписано в печать Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. Тираж экз. Заказ № ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. __________________________________________________________________ Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.006 с.) |