Построение звукорядов, ступеней, тонов от звука и в тональности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Построение звукорядов, ступеней, тонов от звука и в тональности



Задание 1. Записать от звука e звукоряды натурального мажора и минора в восходящем движении и отметить: их тоновое строение, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготения.

Пример выполнения задания:

Звукоряд тональности Е-dur и его тоновое строение:

1 т. 1т. 1/2 т. 1 т. 1 т. 1 т. 1/2 т.

Устойчивые и неустойчивые ступени и их тяготения в Е-dur:

VII I II III IV V VI

Минорный звукоряд в тональности e-moll в восходящем движении и его тоновое строение:

1 т. 1/2 т. 1 т. 1 т. 1/2 т. 1 т. 1 т.

Устойчивые и неустойчивые ступени и их тяготения в е-moll:

I II III IV V VI VII I

 

Построение и исполнение интервалов, аккордов

И гармонических последовательностей в тональности

Задание 2. Постройте вверх от I ступени и вниз от VIII ступени и исполните все диатонические интервалы в тональностях С-dur и а-moll.

Пример выполнения задания:

C-dur

ч.1 б.2 б.3 ч.4 ч.5 б.6 б.7 ч.8 ч.1 м.2 м.3 ч.4 ч.5 м.6 м.7 ч.8

a-moll

ч.1 б.2 м.3 ч.4 ч.5 м.6 м.7 ч.8 ч.1 б.2 б.3 ч.4 ч.5 б.6 м.7 ч.8

Построение, разрешение и исполнение интервалов, аккордов

И гармонических оборотов в заданной тональности

Задание 3. Приведите примеры автентического и плагального разрешения любых септаккордов в мажоре и миноре (запишите их и исполните).

Примеры:

C-dur

D7 T35(неп.) II7 D34 T35 II7 T6 VII7 T35

 

Задание 4. Постройте и исполните ладовый комплексв тональности С-dur.

Примеры выполнения задания:

Ладовый комплекс в тональности С-dur

Натуральный мажор:

I II III IV V VI VII I

Гармонический мажор:

I III V VI VI

Мелодический мажор:

I II III IV V VI VII I VII VI

Главные трезвучия:

Т35 – Т6 – Т46 S – S6 – S46 D35 – D6 – D46

Характерные интервалы:

ув.4 – б.6 ум.5 – м.3 ув.2 – ч.4 ум.7 – ч.5 ув.5 – б.6 ум.4 – м.3

Главные септаккорды:

D 7 T 35 (неп.) D 56 T 35 D 34 T 35 D 2 T 6 м.(ум)VII 7 D 56 T м(ум)VII 56 D 34 Т

м.(ум.)VII34 D2 Т6 м.(ум.)VII2 D7 Т35 II7 T6 II56 Т46 II34 Т46

II2 Т35 II7 D34 T35 II56 D2 Т6 II34 D7 Т35 II2 D56 Т35

 

Задание 3. Постройте и исполните гармоническую последовательность в тональности С-dur.

Пример выполнения задания:

Гармоническая последовательность:

C-dur G-dur

Т35 Т6 S S6 S6 (г) S56 К46 D2 T6=S6 D D2 T6 II7 D2

T6 II56 К46 D7 Т35 м.VII7 ум.VII7 Т35

 

Задание 4. Постройте и исполните интервальную цепочку вниз от звука ges.

Пример выполнения задания:

Интервальная цепочка от звука gis:

ув.4 – м.6 – б.7 – м.2 – ум.5 – б.3 – ч.4 – б.6 – ув.2 – ч.4

Пример выполнения транспозиции музыкального фрагмента

Задание. Выполните транспозицию предлагаемого музыкального фрагментана терцию вниз:

Дж. Мейербер. «Африканка» B-dur

Пример выполнения задания:

Транспозиция предложенного фрагмента на м.3 вниз (в G-dur)

 

Пример сочинения мелодии на литературный текст

Задание. Сочините мелодию на текст и гармонизуйте ее.

1. Для сочинения мелодии на текст избраны стихи Б. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

2. Определяем художественный образ и жанр:

Философский образ-размышление в данном фрагменте стиха имеет характер решительный, напористый и целеустремленный, отражающий личность самого поэта. Наиболее точно, на наш взгляд, данный образный строй может передать жанр песни-монолога.

3. Проговаривая с дирижированием текст, определяем метр и ритм:

Музыкальный метр стиха переменный, сочетающий двудольность с трехдольностью как между тактами, так и внутри тактов (размер переменный сложный и простой: 4/4, 5/4, 3/4).

4. Записываем ритмический рисунок стиха:

 

5. Анализируем форму ритмического фрагмента:

Сочиненный ритмический фрагмент представляет собой квадратный период (4+4), который внутри делится на два предложения и две фразы (2+2) + (2+2), оканчивающиеся цезурами. В отличие от первой цельной фразы (2 такта), остальные три дробятся внутри на более мелкие мотивы, что связано со структурой и содержанием стиха:

 

 

6. Выбираем лад и тональность. Записываем графическое изображение мелодической линии:

Исходя из характера музыкального образа и вокального диапазона, выбираем тональность d-moll, определяем отклонения (в G-dur и F-dur) и планируем секвенцию из двух звеньев-фраз во втором предложении. Записываем линию мелодического развития (рисунок):

 

Линия мелодического развития

 

7. Записываем мелодию, подбираем функции аккомпанемента и определяем фактуру сопровождения (аккордовую и фигурационную):

Стихи Б. Пастернака

Andante

d-moll

Во всем мне хо-чет-ся дой-ти до са-мой сути: в ра-бо-те, в по-ис-ках пу-ти, в сер-деч-ной смуте. До

s – D7 – t35 – s7 – D7 T=D (к F-dur)

F-dur d-moll

сущ-нос-ти про-тек-ших дней, до их при-чи-ны, до ос-но-ва-ний, до кор-ней, до серд - це - ви -ны.

II7 – D7 – T(F-dur) = III (d-moll) II7 – D76 – t35

 

8. Выразительно исполняем сочинение в соответствии с созданным художественным образом.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2005. Ч. I. 177 с.

2. Калмыков Б.В., Фридкин Г.А. Сольфеджио: В 2 ч. М.: Интро-вейв, 2004. Часть II. 112 с.

Дополнительная литература:

1. Абдуллина Г.В. Систематический курс занятий по сольфеджио. Метод. пособие для муз. факультетов пед. вузов. С-Пб.: Композитор, 2004. 116 с.

2. Алексеев Б.К. Гармоническое сольфеджио. М.: Музыка, 1975. 336 с.

3. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. 240 с.

4. Белянова Г. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Л.: Музыка, 1990. 89 с.

5. Бершадская Т.С. и др. Курс теории музыки /Т.С. Бершадская, Л.М. Масленникова, Б.А. Незванова, Г.Р. Фрейндлинг; Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 152 с.

6. Качалина Н. Сольфеджио. Вып. 1. Одноголосие. М.: Музыка, 1981. 112 с.

7. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2002. 239 с.

8. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. 192 с.

9. Ладухин Н.М. 1 000 примеров музыкальных диктантов на 1, 2, 3 голоса. М.: Музыка, 1981. 88 с.

10. Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И. Музыкальные диктанты. Л.: Музыка, 1986. 71 с.

11. Музыкальный энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Келдыша. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с.

12. Мюллер Т.Ф. Двух- и трехголосные диктанты. М.: Музыка, 1978. 95 с.

13. Основы теоретического музыкознания: Учеб. пособие /Под ред. М.И. Ройтерштейна. М.: Акад., 2003. 272 с.

14. Островский А.Л. Учебник сольфеджио. Л.: Музыка, 1978. 192 с.

15. Романова Л.В. Введение в теоретическое музыкознание /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. 181 c.

16. Способин И.В. Элементарная теория музыки. М.: Кифара, 2005. 134 c.

17. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М.: Музыка, 2001. 336 с.

 

 

Лабораторный практикум

по дисциплине «Сольфеджио»

 

(ГОС – 2005)

 

 

Подписано в печать Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Тираж экз. Заказ №

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

__________________________________________________________________

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.03 с.)