Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: Построение, исполнение, определение на слух разновидностей мажорного и минорного звукорядов. Определение мажорных и минорных тональностей по ключевым знакамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Объем учебного времени – 4 часа Учебная тема: Лад и тональность. Цель: развитие навыков и умений построения, исполнения и определения на слух и в нотном тексте тональностей, разновидностей мажорного и минорного лада. Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и ладотональные закономерности: § определения лада, тональности, звукоряда и гаммы; § тоника лада, ее функциональное значение; устойчивые и неустойчивые звуки, их разрешение; § диатонический лад, четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов, обозначение ступеней, их функциональное значение и название; § мажорные и минорные лады, их основные признаки; гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора; тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы; главные и побочные ступени; § мажорные и минорные, диезные и бемольные тональности, их слоговое и буквенное обозначение; квинтовый круг тональностей. Практические задания: Задание 1. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем направлениях гаммы натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в восходящем и нисходящем направлениях гаммынатурального минора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) fis, gis, cis;в) es, as, b. Укажите буквенные обозначения тональностей и номера ступеней в звукорядах (римскими цифрами), а затем выпишите и исполните устойчивые и вводные ступени всех построенных мажорных и минорных тональностей. Задание 2. Запишите и исполните неустойчивые ступени (кроме вводных – VII и II ступеней) в тональностях натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в тональностяхгармонического минора, тоникой в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, dis, fis;в) es, as, b. Укажите буквенное обозначение тональностей и их ключевые знаки. Задание 3. Запишите слоговые и буквенные обозначения всех мажорных диезных и бемольных тональностей в порядке возрастания их ключевых знаков (до семи бемолей и диезов включительно). Исполните с дирижированием в размере 2/4 и 3/4 гаммы в тональностях натурального, гармонического и мелодического мажора от одного до семи ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно. Задание 4. Обозначьте по приведенному ниже образцу неустойчивые ступени натурального мажора к данным устойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей: Задание 5. Определите и обозначьте минорные тональности (и вид минора), которым принадлежат предлагаемые ниже тетрахорды. Отметьте, какими (верхними или нижними) являются данные тетрахорды в каждой конкретной тональности, исполните их:
Задание 6. Обозначьте тональности и устойчивые ступени натурального минора к приведенным ниже неустойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей: Задание 7. Запишите в мажоре с двумя (пример а), тремя (пример б), четырьмя (пример в) ключевыми знаками приведенные ниже звенья диатонических секвенций и исполните их (в двухголосии верхний голос – петь, нижний – играть на музыкальном инструменте): a) б) в)
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что представляют собой лад, тональность, звукоряд и гамма? 2. Что такое тоника лада, каково ее функциональное значение? 3. Какие звуки лада называются устойчивыми и неустойчивыми? 4. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый? 5. Что такое диатонический лад и тетрахорд? 6. Как строятся четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов? 7. Как обозначаются ступени диатонического лада, каково их функциональное значение и название? 8. Какие лады называются мажорными и минорными? 9. В чемзаключаются основные признаки мажорного и минорного ладов? 10. Что означают слова «мажор» и «минор», как они обозначаются в буквенной системе? Сколько ступеней в мажорной и минорной гаммах? 11. Как строятся гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора? 12. Между какими ступенями натурального мажора и минора находятся диатонические полутоны? 13. Сколько тетрахордов в мажорной и минорной гаммах? 14. Какие ступени входят в нижний и верхний тетрахорды мажорной и минорной гаммы? 15. Каково тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы? 16. Какой аккорд образуют устойчивые ступени мажора и минора? 17. Сколько неустойчивых ступеней в звукоряде натурального минора, какой аккорд они образуют? 18. Какие ступени в звукорядах мажора и минора являются главными, почему? 19. Что такое тональность? Как располагаются диезные и бемольные тональности мажора и минора в порядке возрастания ключевых знаков? Перечислите эти знаки в порядке возрастания. 20. Как обозначаются названия всех мажорных и минорных тональностей (от нуля до семи диезов и бемолей включительно) слоговым и буквенным способом? 21. Сколько всего существует применяемых в музыкальной практике мажорных и минорных тональностей по звучанию и по написанию? 22. На какую ступень приходится в мажорных тональностях последний диез (бемоль)? 23. Что такое квинтовый круг тональностей? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130. 2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140. 3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83.
Лабораторная работа № 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.007 с.) |