На тему: Построение, исполнение, определение на слух разновидностей мажорного и минорного звукорядов. Определение мажорных и минорных тональностей по ключевым знакам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: Построение, исполнение, определение на слух разновидностей мажорного и минорного звукорядов. Определение мажорных и минорных тональностей по ключевым знакам



Объем учебного времени – 4 часа

Учебная тема: Лад и тональность.

Цель: развитие навыков и умений построения, исполнения и определения на слух и в нотном тексте тональностей, разновидностей мажорного и минорного лада.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и ладотональные закономерности:

§ определения лада, тональности, звукоряда и гаммы;

§ тоника лада, ее функциональное значение; устойчивые и неустойчивые звуки, их разрешение;

§ диатонический лад, четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов, обозначение ступеней, их функциональное значение и название;

§ мажорные и минорные лады, их основные признаки; гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора; тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы; главные и побочные ступени;

§ мажорные и минорные, диезные и бемольные тональности, их слоговое и буквенное обозначение; квинтовый круг тональностей.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем направлениях гаммы натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в восходящем и нисходящем направлениях гаммынатурального минора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) fis, gis, cis;в) es, as, b. Укажите буквенные обозначения тональностей и номера ступеней в звукорядах (римскими цифрами), а затем выпишите и исполните устойчивые и вводные ступени всех построенных мажорных и минорных тональностей.

Задание 2. Запишите и исполните неустойчивые ступени (кроме вводных – VII и II ступеней) в тональностях натурального мажора, тониками в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, des, es, fis, ges, as, b, ces;в тональностяхгармонического минора, тоникой в которых являются следующие звуки: а) c, d, e, f, g, a, h;б) cis, dis, fis;в) es, as, b. Укажите буквенное обозначение тональностей и их ключевые знаки.

Задание 3. Запишите слоговые и буквенные обозначения всех мажорных диезных и бемольных тональностей в порядке возрастания их ключевых знаков (до семи бемолей и диезов включительно). Исполните с дирижированием в размере 2/4 и 3/4 гаммы в тональностях натурального, гармонического и мелодического мажора от одного до семи ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Задание 4. Обозначьте по приведенному ниже образцу неустойчивые ступени натурального мажора к данным устойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей:

Задание 5. Определите и обозначьте минорные тональности (и вид минора), которым принадлежат предлагаемые ниже тетрахорды. Отметьте, какими (верхними или нижними) являются данные тетрахорды в каждой конкретной тональности, исполните их:

 

 

Задание 6. Обозначьте тональности и устойчивые ступени натурального минора к приведенным ниже неустойчивым ступеням; исполните устойчивые и неустойчивые ступени этих тональностей:

Задание 7. Запишите в мажоре с двумя (пример а), тремя (пример б), четырьмя (пример в) ключевыми знаками приведенные ниже звенья диатонических секвенций и исполните их (в двухголосии верхний голос – петь, нижний – играть на музыкальном инструменте):

a) б) в)

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что представляют собой лад, тональность, звукоряд и гамма?

2. Что такое тоника лада, каково ее функциональное значение?

3. Какие звуки лада называются устойчивыми и неустойчивыми?

4. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

5. Что такое диатонический лад и тетрахорд?

6. Как строятся четыре основных вида тетрахордов диатонических семиступенных ладов?

7. Как обозначаются ступени диатонического лада, каково их функциональное значение и название?

8. Какие лады называются мажорными и минорными?

9. В чемзаключаются основные признаки мажорного и минорного ладов?

10. Что означают слова «мажор» и «минор», как они обозначаются в буквенной системе? Сколько ступеней в мажорной и минорной гаммах?

11. Как строятся гаммы натурального, гармонического и мелодического видов мажора и минора?

12. Между какими ступенями натурального мажора и минора находятся диатонические полутоны?

13. Сколько тетрахордов в мажорной и минорной гаммах?

14. Какие ступени входят в нижний и верхний тетрахорды мажорной и минорной гаммы?

15. Каково тоновое строение нижнего и верхнего тетрахордов мажорной и минорной гаммы?

16. Какой аккорд образуют устойчивые ступени мажора и минора?

17. Сколько неустойчивых ступеней в звукоряде натурального минора, какой аккорд они образуют?

18. Какие ступени в звукорядах мажора и минора являются главными, почему?

19. Что такое тональность? Как располагаются диезные и бемольные тональности мажора и минора в порядке возрастания ключевых знаков? Перечислите эти знаки в порядке возрастания.

20. Как обозначаются названия всех мажорных и минорных тональностей (от нуля до семи диезов и бемолей включительно) слоговым и буквенным способом?

21. Сколько всего существует применяемых в музыкальной практике мажорных и минорных тональностей по звучанию и по написанию?

22. На какую ступень приходится в мажорных тональностях последний диез (бемоль)?

23. Что такое квинтовый круг тональностей?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83.

 

Лабораторная работа № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.012 с.)