Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: Построение, определение и исполнение параллельных

Поиск

Тональностей, переменных и параллельно-переменных ладов, а также ладов народной музыки. Обозначение тональностей

И их определение по ключевым знакам

Объем учебного времени – 4 часа

Учебная тема: Лад и тональность.

Цель: развитие умений и навыков построения, определения на слух, исполнения параллельных тональностей, переменных и параллельно-переменных ладов, а также ладов народной музыки.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и ладотональные закономерности:

§ лады народной музыки: монодийные и пятиступенные;

§ параллельные, переменные, параллельно-переменные и одноименные лады;

§ политональность и полиладовость;

§ искусственные лады (увеличенный и уменьшенный), современные системы организации музыки;

§ энгармонизм тональностей.

Практические задания:

Задание 1. Запишите буквенными обозначениями пары параллельных тональностей (диезные – в порядке возрастания их ключевых знаков, бемольные – в порядке убывания их ключевых знаков), указав в скрипичном и басовом ключах соответствующие им ключевые знаки. Исполните с дирижированием в размере 4/4 гаммы параллельных тональностей мажора и минора (трех видов) с минимальным и максимальным количеством применяемых в музыкальной практике ключевых знаков.

Задание 2. Запишите, обозначьте и исполните гаммы трех видов минора или мажора в тональностях, параллельных указанным: а) Des-dur, Es-dur, Ges-dur, As-dur, B-dur; б) c-moll, dis-moll, fis-moll, gis-moll, b-moll.

Задание 3. Сочините второе предложение, которое по отношению к заданному построено: а) в параллельно-переменном ладу, б) в одноименном ладу. Укажите буквенные обозначения используемых в музыкальных периодах тональностей и исполните полученные построения с дирижированием:

а) Э. Григ. «Народная мелодия»

Из фортепианного цикла «Лирические пьесы», ор. 12

Con moto

б) Л. Бетховен. Симфония № 2, D-dur, ор. 36, II ч.

Larghetto

в) Ж. Рамо. Ригодон

Скоро

г) М. Глинка. Романс «Горько, горько мне»

Moderato

д) Украинская народная песня

Andante

е) В. Моцарт. Фрагмент оперы «Волшебная флейта»

Allegro

 

Задание 4. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях все семиступенные и пятиступенные (мажорного и минорного наклонений) диатонические лады народной музыки от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b.

Задание 5. Постройте и исполните в восходящем и нисходящем движениях недиатонические дважды гармонические мажорные и минорные, увеличенные и уменьшенные лады от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, as, b.

Задание 6. Сочините продолжение к любым четырем из предложенных мелодических оборотов так, чтобы созданные мелодии имели признаки: а) миксолидийского лада; б) лидийского лада, в) дорийского лада; г) фригийского лада. Выпишите и проанализируйте звукоряды сочинённых мелодий, исполните полученные варианты мелодий с дирижированием:

 

а) б)

в) г)

д) е) ж)

з) и)

Задание 7. Сочините, используя переменные и смешанные размеры, и исполните с дирижированием мелодии в объеме музыкального предложения в следующих диатонических ладах: а) лидийском, б) фригийском, в) дорийском, г) миксолидийском, д) мажорной пентатонике, е) минорной пентатонике.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Сколько ступеней может быть в ладу?

2. Назовите главный признак всех монодийных ладов.

3. Каковы принципы строения пятиступенных ладов народной музыки?

4. Чем отличается строение увеличенного и уменьшенного ладов?

5. Что такое параллельный лад? На какой интервал отстоят друг от друга тоники параллельных тональностей?

6. На какой интервал и в каком направлении от тоники минора отстоит тоника параллельного мажора?

7. На какой интервал и в каком направлении от тоники мажора отстоит тоника параллельного минора?

8. При наличии общих звуков, чем различаются параллельные тональности?

9. Что такое переменный лад? Какой лад называется параллельно-переменным?

10. Что такое политональность и полиладовость?

11. Какие современные системы организации музыкального материала вам известны?

12. Чем отличается додекафонная система от ладовой?

13. Что такое одноименный мажор и минор, в чем их сходство и различие?

14. Что означает энгармонизм тональностей?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 78–130.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 105–140.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 59–83.

Лабораторная работа № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.009 с.)