Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: Анализ мелодического движения, метроритмического и синтаксического строения мелодии. Транспонирование мелодии. Мелизмы. Построение и исполнение мелодической секвенции

Поиск

Объем учебного времени – 4 часа

 

Учебная тема: Мелодия и элементы музыкального синтаксиса.

Цель: освоить умения и навыки анализа особенностей мелодического движения, метроритмического и синтаксического строения мелодии, ее мелизматики; транспонирования мелодии, построения и исполнения мелодических секвенций.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и закономерности строения мелодии:

§ мелодия, три ее основных компонента;

§ звуковысотная линия, или мелодический рисунок; основные виды мелодического движения; кульминация;

§ ладовая основа мелодии;

§ цезура, музыкальное построение, период;

§ мелизмы (форшлаг, мордент, группетто, трель), их виды, обозначения и альтерация.

Практические задания:

Задание 1. Проанализируйте метроритмический рисунок в предлагаемых ниже мелодиях, указав: а) ритм отдельных построений, б) повторяющиеся ритмические фигуры, в) как происходит смена ритма (постепенно, путем сопоставления или контраста; через усложнение ритмического рисунка). Перепишите и схематично изобразите (под соответствующим тактом) строение мелодии, направление ее движения и кульминацию. Просольфеджируйте мелодии с дирижированием, предварительно проговорив их ритм со слоговым названием нот:

а) П. Чайковский. Романс «Не верь, мойдруг»

Moderato assai

б) П. Чайковский. Романс «Весна»

Allegro con spirito

в) Н. Раков. Концертный вальс для оркестра

Allegro

г) К. Глюк. Ария Орфея «О, друг бесценный мой»

Из оперы «Орфей», I акт

Задание 2. Определите тональность, проанализируйте преобладающее метрическое положение устойчивых и неустойчивых звуков мелодий (их ударность или безударность в такте) в предлагаемых ниже фрагментах. Исполните с дирижированием эти мелодии:

 

а)

В. Моцарт. Симфония № 40, g-moll, ч. III

Allegro (Menuetto )

б)

П. Чайковский. Симфония № 4, f-moll, ч. I

Moderato con anima

Задание 3. Сочините и исполните с дирижированием четыре мелодии в объеме предложений по 4 такта на различные виды движения: восходящее, нисходящее, поступенное, скачкообразное; волнообразное, смешанное, горизонтальное, секвенционное восходящее и нисходящее. При этом используйте разные виды мажора и минора в тональностях от трех до шести ключевых знаков (диезов и бемолей) включительно.

Укажите тональность, ее ладовую разновидность, вид мелодического движения (например, A-dur, гармонический, восходящая секвенция) и наиболее выразительные мелодические обороты.

Задание 4. Подробно распишите и исполните с поддержкой музыкального инструмента нижепредлагаемые нотные примеры, содержащие мелизмы:

а)

б)

в)

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое мелодия, каковы три ее основных компонента?

2. Что такое звуковысотная линия, мелодический рисунок?

3. Каковы основные виды мелодического движения?

4. Что такое кульминация мелодического движения?

5. Какова роль ладовой основы в мелодии?

6. Что такое цезура?

7. Что такое мелизмы? Какую роль в музыке они выполняют?

8. Что такое форшлаг? Каковы его виды и обозначения?

9. Чем отличаются обозначение и исполнение долгого (из двух, трех и более звуков) и короткого форшлагов?

10. Что такое мордент, каковы его разновидности и обозначения?

11. Как исполняется двойной, перечеркнутый и неперечеркнутый мордент?

12. Что такое группетто, каково его обозначение?

13. Из каких звуков состоит группетто, в каком порядке они исполняются?

14. Что такое трель, каково ее обозначение и исполнение?

15. К каким звукам относятся знаки альтерации, поставленные над или под обозначениями мелизмов?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 209–214, 233–237.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 222–247.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 122–140.

Лабораторная работа № 8

На тему: Построение, исполнение и определение на слух главных трезвучий и их обращений в различных тональностях

Мажора и минора

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Аккорды в ладу.

Цель: научиться строить, исполнять и определять на слух главные трезвучия и их обращения в различных тональностях мажора и минора.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по вышеуказанной теме, обратив внимание на основные понятия и гармонические закономерности:

§ созвучия и аккорды, основной вид аккорда;

§ трезвучие, его виды, названия его основных тонов;

§ интервальная структура трезвучий: большого (мажорного), малого (минорного), увеличенного, уменьшенного;

§ главные и побочные трезвучия, их функциональная принадлежность;

§ трезвучия и их обращения в миноре и мажоре, плавное соединение тоники с субдоминантой и доминантой; уменьшенные и увеличенные трезвучия.

Практические задания:

Задание 1. Постройте и исполните четыре вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) от каждого из следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, des, dis, es, fis, gis, ges, as, ais, h, b.

Задание 2. Определите, письменно обозначьте вид трезвучия и исполните:

 

Задание 3. Постройте, обозначьте и исполните по два обращения на каждый из четырех видов трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное) от следующих звуков: а) c, d, e, f, g, a, h; б) cis, es, fis, gis; б) ges, as, ais, b.

Задание 4. Определите и обозначьте: а) в каких мажорных тональностях предлагаемые трезвучия будут: тоникой, субдоминантой и доминантой (пример а); б) в каких тональностях гармонического минора предлагаемые трезвучия будут медиантами (пример б). Исполните данные трезвучия:

а)

б)

Задания 5. Определите и обозначьте, в каких тональностях мажора и гармонического минора предлагаемые ниже секстаккорды и квартсекстаккорды будут являться обращения T, S, D; исполните их:

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое созвучия и аккорды? Как называется основной вид аккорда?

2. Как называются тоны основного вида аккорда из трех звуков?

3. Что такое трезвучие, каковы его виды?

4. Какова интервальная структура трезвучий: большого (мажорного), малого (минорного), увеличенного, уменьшенного?

5. Назовите главные, побочные трезвучия. Какова их функциональная принадлежность? Как обозначаются трезвучия и их обращения в миноре и мажоре?

6. Каким образом можно плавно соединить тонику с субдоминантой и доминантой?

7. Какие трезвучия являются главными и побочными в ладу?

8. По какому принципу разрешаются неустойчивые трезвучия в ладу?

9. Каково строение мажорного и минорного трезвучий и их обращений?

10. На каких ступенях мажора и минора строятся мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные трезвучия?

Литература:

1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 141–144.

2. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 2004. С. 157–162.

3. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1978. С. 54–56.

Лабораторная работа № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.01 с.)